ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭКУМЕНИЗМУ
ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЭКУМЕНИЗМУ
(ПИСЬМО О. ИУСТИНА СВ. СИНОДУ СЕРБСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ)
Доклад Архимандрита Иустина Поповича Св. Синоду Сербской Церкви в ответ на сделанный ему запрос о его мнении в связи с формальным приглашением Югославянской Римо-Католической иерархии принять участие в совместной молитве и службах в течение "Недели молитвы о соединении Христиан" в период от 18 по 25 января. Напечатан в греческой газете "Ортодоксос Типос" от 1 июня 1975 г. Архим. Иустин доктор Богословия. Был профессором Догматики Белградского университета. До того, как послать ответ на это предложение, Сербская иерархия попросила о. Иустина дать свой отзыв о нем, каковой и печатается ниже. На основании этого отзыва и других докладов Св. Синод Сербской Православной Церкви ответил отказом участвовать в экуменических молениях.
1.
Преосвященнейшие Владыки,
Позиция
Православной Церкви в отношении еретиков — т.е. всех, кто не является
православным — была установлена раз и навсегда Св. Апостолами и Святыми
Отцами, т. е. боговдохновенным преданием, единым и неизменяемым.
Согласно этому положению, православным запрещается участвовать в какой-
либо общей молитве или богослужебном общении с еретиками. Ибо "какое
общение у праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое
согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с
неверным?" (2 Кор. 6, 14-15).
По 45 апостольскому правилу:
"Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да
будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям
Церкви; да будет извержен".
Это священное правило Святых Впостолов не указывает, какая именно молитва или служение запрещается, но, напротив, запрещает всякую совместную молитву с еретиками, даже частную ("с еретиками молившийся токмо").
А
в экуменических службах не совершаются ли еще и более далеко идущие
смелые деяния? 32 правило Лаодикийского Собора указывает: "Не подобает
от еретиков принимати благословения, которые суть суесловия паче,
нежели благословения". А на этих экуменических собраниях и сослужениях
разве еретики не благословляют? — Римо-католические епископы,
священники, протестантские пасторы — даже женщины.
Эти указанные
каноны Св. Апостолов и Отцов действительны и теперь, а не только в
древности: они остаются безусловно обязательными для всех нас,
современных православных христиан. Они безусловно действительны для
нашей позиции в отношении римо-католиков и протестантов. Ибо
римо-католичесво есть множественная ересь, а о протестантизме что можно
сказать? Лучше совсем не говорить. Не говорил ли уже Св. Савва семь с
половиной веков тому назад о "латинской ереси"? А с тех пор как много
новых ересей Папа изобрел и "непогрешимо" догматизировал? Совершенно
несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости Папы
римо-католичество стало пан-ересью.
И хваленый II Ватиканский Собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее ее укрепил.
По
этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам
приличествует придерживаться позиции св. Саввы, Марка Эфесского, Космы
Этолийского, Иоанна Кронштадтского и других святых исповедников и
мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении
римо-католиков и протестантов, из коих никто не является православным в
двух основных христианских догматах, т.е. Святой Троицы и Церкви.
2.
Ваше Святейшество и Св. Отцы Синода,
Как
долго мы будем продолжать бесчестить наше святое Православие и
Святосавскую Церковь нашей печальной и ужасной, противной святому
преданию позицией в отношении экуменизма и Мирового Совета Церквей?
Каждый
искренний православный, воспитанный под водительством святых отцв,
охватывается стыдом, когда читает, что православные члены 5-й
Всеправославной Конференции в Женеве (8-16 июня, 1968) по вопросу об
участии православных в деяниях М. С. Ц. постановили "высказать, что
Православная Церковь считает себя органической частью М. С. Ц."
Это
постановление апокалиптически ужасно своей неправославностью и
антиправославностью. Была ли необходимость для Православной Церкви,
этому святейшему богочеловеческому организму, быть столь униженной
таким ужасным образом, чтобы ее богословские представители — некоторые
из них епископы и некоторые сербы — просили "органического" участия и
включения в М. С. Ц., который, таким образом, становится новым
церковным "организмом", новой "церковью", стоящей над всеми другими
Церквами, в которой православные и неправославные Церкви являются
только частями ("органически соединенными между собою")? Увы.
Неслыханная измена и предательство!
Мы отвергаем
богочеловеческую православную веру, эту органическую связь с
Богочеловеком и Его Святейшим Телом: православную Церковь сятых
Апостолов и Отцов и Вселенских Соборов — и мы хотим стать
"органическими членами" еретического, гуманистического и
человекопоклоннического общества, состоящего из 263 ересей, из которых
каждая есть духовная смерть.
Как православные мы "члены
Христовы". "Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами
блудницы?" (1 Кор. 6, 15). Но мы делаем это своим "органическим"
соединением с Мировым Советом Церквей, который является ничем иным, как
возрождением атеистического человекопоклоннического язычества.
Настало
наконец время для нашей Православной Святоотеческой и Святосавской
Церкви, Церкви Святых Апостолов и Отцов, святых исповедников, мучеников
и новомучеников перестать смешиваться церковно, иерархически и в
молитве с т. н. Всемирным Советом Церквей и навсегда отказаться от
какого-либо участия в совместной молитве и богослужении (каковое
богослужение в Православной Церкви органически соединяется в единое
целое и увенчивается Евхаристией) и вообще отказаться от какого-либо
участия в каком бы то ни было церковном действовании, которое содержит
в себе и выражает уникальный и неповторяемый характер Единой, Святой,
Соборной и Апостольской Церкви — всегда единой и единственной.
3.
Не
объединяясь с еретиками, где бы ни был их центр, в Женеве или в Риме,
наша Святая Православная Церковь, всегда верная Святым Апостолам и
Отцам, не откажется этим от своей христианской миссии и евангельского
долга, т.е. она будет перед современным православным и неправославным
миром смиренно, но смело свидетельствовать Истину Всеистины, живого и
истинного Богочеловека и всеспасительную и всепреображающую силу
Православия. Церковь, ведомая Христом, через свой святоотеческий дух и
богословов всегда будет готова всякому требующему отчета дать отчет в
нашем уповании (1 Пет. 3, 15). А наша надежда, во веки веков, является
одной и единственной: Богочеловек Иисус Христос и Его Человеко-
Божеское Тело, Церковь Святых Апостолов и Отцов. Православные Богословы
должны участвовать не в "экуменической общей молитве", но богословских
собеседованиях в Истине и об Истине, именно как делали это Святые и
Богоносные Отцы в течение веков. Истина Православия и истинная вера
являются "частью" только "спасаемых" (7 пр. II Всел. Соб.)
Благовестие
Апостолов всеистинно: "Освящение Духа и вера Истине" (2 Фесс. 2, 13).
Богочеловеческая вера есть "вера истине". Суть этой веры есть Истина,
есть единственная Все-Истина, то есть Богочеловек Христос. И эта Вера и
эта Любовь суть сердце и сознание Православной Церкви. Все эти
сокровища хранились полностью и неискаженно только в мученическом
Православии святых отцов, о чем православные христиане призваны
бесстрашно свидетельствовать пред лицом Запада и его лже-любви и
лже-веры.
Поручая себя апостольским молитвам Вашего Святейшества и прочих святых отцов и Епископов Синода,
остаюсь недостойный Архимандрит Иустин
Праздник Св. Иоанна Златоуста.
13/26 ноября 1974 г.
Св. Монастырь Челие
Источник: http://ofeofan.mirtesen.ru/blog/43005009899?from=mail