Пропустить навигацию.
Главная

Рассказы о Государе Императоре Петре Великом

1. Рассказы о Государе Императоре Петре Великом

Сегодня мы познакомим Вас с беседой «Отец Отечества и Отец Военно-Морского Флота – наш Государь Император Петр Великий», которую провел отец Роман Зеленский 26-го июля 2009 г. на Православном радио. Звуковой файл этой беседы можно скачать по адресу или прямо здесь. Расшифровку этой беседы нам прислала р.Б. Галина из Петрограда.

Ведущая на радио: Братья и сестры, мы продолжаем нашу программу. В эфире православного радио Санкт-Петербурга пастырский час со священником Романом Зеленским. Братья сестры! Милостью Божией мы продолжаем нашу общую, дорогую сердцу русскому, Царскую тему. Ибо Русский Народ говорит: «Богом, да Царем Русь крепка!»

О. Роман Зеленский. Пасха 2009

Братья и сестры! Приближается знаменательная дата. В 2013 году мы будем отмечать 400-летие со дня восшествия на Престол первого Царя из династии Романовых. На Руси Святой с древних лет народ своих Царей почитал, Царем-Батюшкой и Царицей-Матушкой величал. И сегодня, Милостью Божией, отец Роман подготовил царскую тему: «Отец Отечества и Отец Военно-Морского Флота – наш Государь Император Петр Великий». Братья и сестры, через 30 минут у вас есть возможность, позвонив по телефону прямого эфира 387-04-11, задать вопросы отцу Роману. Батюшка, вам слово.

Отец Роман: Христос Воскресе! Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь.

Дорогие братья и сестры, я сердечно вас поздравляю с Воскресным днем – малой Пасхой, и хотелось бы также поздравить и с Днем Военно-Морского Флота. Сегодняшняя наша тема об Отце Военно-Морского Флота, об Отце Отечества нашего, о Святом Благоверном Государе Императоре Петре Алексеевиче. Братья и сестры, как говорил А.С. Пушкин: «Россия вошла в Европу как спущенный корабль. При стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим были благодетельны и плодотворны. Успех народного образования был следствием Полтавской битвы. Европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

1.1. Святитель Митрофан – верноподданный Государя Петра Алексеевича

Братья и сестры, есть такой малоизвестный историк Иван Иванович Голиков. Жил с 1735 по 1801 год. Автор обширного труда: «Деяния Петра Великого» [напечатан был в 1796 г], служившего до середины 19 века главным источником знакомства русского читателя с эпохой Петра. Наряду с многочисленными документами Голиков собирал устные свидетельства современников и ближайших потомков деятелей петровского времени. Эти устные свидетельства сейчас очень ценны.

Не секрет, что на каждого нашего Государя вылито очень много различной грязи, клеветы. И вот, когда мы находим свидетельства противоположные, свидетельства, опровергающие эти клеветы врагов Христовых, то становится радостно на душе. И вот наш замечательный историк И.И. Голиков свидетельствует о добродетелях нашего величайшего Государя – Отца нашего Отечества. Хочется сказать, что заслуги Петра Великого для всех очевидны и бесспорны. Ведь Он создатель Флота Российского. Он Отец Военно-Морского Флота.

В связи с этим, хочется познакомить вас с устным свидетельством старожилов города Воронежа. Это свидетельство И. Голиков бережно прикрепил к множеству других устных, народных свидетельств. Сейчас ходит много различных слухов, что якобы было некое противостояние между Святителем Митрофанием Воронежским и Петром Алексиевичем. Но это, братья и сестры, не правда. А правда звучит следующим образом:

Император Петр Первый и Святитель Митрофан Воронежский
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

«Когда Великий Государь устроя в Воронеже верфь корабельную, сооружал флот, к поражению турок и к отнятию у них Азова необходимо нужный, тогда архиерей Митрофан от избытка, так сказать, усердия своего к Государю и Отечеству в простых, но сильно над сердцами народа действующих поучениях возносил хвалами намерения Государевы и увещевал трудящихся в работах и весь народ к ревностному содействию Отеческим попечениям сего Монарха. А когда проведал он, что происходила в деле том некоторая остановка от недостатка в казне денег, то он оставшиеся у него от благотворений его 6000 рублей серебряными копейками привез к Государю и, вручая оные Его Величеству, говорил:

Всякой сын Отечества должен посвящать остатки от издержек своих нужде государственной. Прими же, Государь, и от моих издержек оставшиеся сии деньги и употреби оные против неверных.

Можно себе представить, с какой милостию принял Монарх такое свидетельство любви к Отечеству и нестяжания сего добродетельного мужа. Нелестность* усердия такового доказал он и в продолжении, отсылая всегда накоплявшиеся у него от издержек деньги к Государю, а в отсутствие Его – в Адмиралтейское казначейство, при записках своих: «На ратных».

*Нелестность – искренность, откровенность.

Следующее же происшествие паче еще докажет нам, колико Монарх уважал его добродетели.

Его Величество имел маленький Свой дворец на островку реки Воронежа; вход в оной украшали статуи языческих божеств, как то: Юпитера, Нептуна, Минервы, Геркулеса, Венеры и других. Однажды Монарх велел сему архиерею быть к себе во дворец сей. Старец тотчас же пошел, но, войдя во двор и увидя помянутые статуи, в числе коих и нагую Венеру, поворотился назад и ушел. Донесли о сем Монарху, и Его Величество, не понимая причины странного поступка сего, послал по него паки, но сей добродетельный, впрочем простодушный и неученый пастырь сказал присланному:

– Пока Государь не прикажет свергнуть идолов, соблазняющих весь народ, то он не может войти во дворец Его.

Великий Государь не мог не огорчиться на него; Он послал вторично к нему с таковым указом, что если он не придет, то ослушанием предержащей власти подвергнет себя смертной казни.

В жизни моей Государь властен, – ответствовал он, – но неприлично христианскому Государю ставить языческих идолов и тем соблазнять простые сердца. И так охотнее он примет смерть, а не подтвердит присутствием своим сих языческих чтилищ*.

*чтилища – языческие храмы, вместилища идолов.

Сколь ни был Государь раздражен таковым грубым ответом и непослушанием архиерея сего, но, любя и почитая в нем добродетели его, снес сие терпеливо. Поелику же происходило сие уже пред вечером, то Монарх, услыша благовест в соборе в большой колокол, спросил: разве завтра праздник? Но как ответствованно, что не было никакого, то и повелел Монарх узнать сего причину от самого архиерея.

Что ж ответствовал он присланному к нему?

– Понеже* мне от Его Величества сказана смерть, того ради он, яко человек грешный, должен пред смертию своею принесть Господу Богу покаяние и испросить грехов своих прощение соборным молением, – и для сего-то назначил он быть всенощному бдению.

*Понеже – поскольку.

Государь, получа такой ответ, вместо того чтоб более еще прогневаться, не мог удержаться, чтоб не рассмеяться, да и тот же час послал ему сказать, что Он его во всем прощает, и для того перестал бы тревожить народ необыкновенным звоном. Сего еще не довольно: снисходительнейший Государь повелел снять соблазнившие его статуи. Архиерей, на другой сего день уведав заподлинно, что статуи те сняты, пришел к Государю благодарить Его за оное.+ Какой был при сем между ими разговор, неизвестно, то только верно, что Великий Государь не отменил к нему ни любви, ни уважения своего, Он пожаловал еще дому архиерейскому несколько крестьянских дворов и в каждый приезд свой в Воронеж заезжал наперед к нему.

[+Обратим внимание на смирение архиерея Божьего. Он, будучи верноподданным холопом Царя, не стал гневно обличать в язычестве Помазанника Божьего, он не стал учить и вразумлять Его, как подобает Ему украшать вход в Свой Дворец. Нет Святитель Митрофан смиренно, но твердо исповедовал свою Веру Православную в отношении к статуям языческих божеств.

Когда же Царь Петр проявил уважительное отношение к религиозным чувствам правящего архиерея города Воронежа, он пришел к Помазаннику Божьему «благодарить за оное»!

В описанной очень сложной и опасной ситуации Святитель Митрофан своим поведением подает всем нам пример, как остаться верноподданным холопом Царя-Богопомазанника, когда Его повеления входят в противоречия с нашей совестью: Святитель не дерзал учить Царя, Помазанника Божьего, но и против своей совести пойти не мог. И «снисходительнейший Государь» понял Святителя Митрофана и из уважения к его добродетелям «повелел снять соблазнившие его статуи».

Царь Петр Первый после победы под Азовом за усердие архиерея Митрофана к Государю и Отечеству даровал ему прибавление к титулу: "епископ Воронежский и Азовский". Есть крепко утвердившееся в народе предание о том, что Святитель Митрофан Воронежский благословил Петра Великого Казанской иконой Божьей Матери ещё до основания Петербурга, сказав: "Возьми икону Казанскую Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом перенесёшь эту икону в новую столицу... Казанская икона станет покровом города и всего Народа Твоего".

Наградной знак епархиального ордена Святителя Митрофана Воронежского

«Праведное житие святого Митрофана Воронежского служит примером пастырям Русской Православной Церкви, его известное пристрастие к благолепию храмов вдохновляет современных ктиторов, а заботы о военно-политической мощи государства Российского поощряют патриотов на ратное служение». (Из описания Наградного знака епархиального ордена Святителя Митрофана Воронежского.)]

Когда же Монарх в один приезд свой, по обыкновению, заехал прежде к нему, то нашед его при самой уже смерти, тронут был тем даже до слез. Чувствительный Государь пробыл у него до самыя его кончины и своими руками затворяя ему очи и дав повеление заготовить все к приличному его погребению, вышел весь в слезах. Когда же настал день погребения, то Монарх на вынос тела его прибыл со всеми знатными и морскими офицерами и мастерами корабельными, и когда готовились духовные поднять гроб его, тогда Великий Государь, обратяся к пришедшим с ним:

– Стыдно нам будет, – сказал, – если мы не засвидетельствуем нашея благодарности благодетельному сему пастырю отданием ему последней чести. Итак, вынесем тело его сами.

При слове сем Монарх принялся первый за гроб его. А по отпетии погребальной панихиды Его Величество паки с вельможами и офицерами своими поднял гроб и опустил оный в землю»[1].

[И.И. Голиков дает такое пояснение: «Слышал от воронежских старожилов. №23».]

Этот рассказ, это изустное придание нашего народа свидетельствует, что никакого противостояния между Святителем Митрофанием Воронежским и Петром Великим не было. И заметим, как это все промыслительно Господь устроил. Каждый явил нам пример добродетели, а Государь проявил величайшее смирение: Он убрал эти статуи, чтобы никого не соблазнять. Он и не видел в этих статуях языческие божества, он просто взял их для украшения Своего Дворца, ведь эти статуи напоминали о том, что Москва является Третьим Римом, преемницей как второго Рима – Византийской Империи, так и Рима языческого. И Государь вовсе не относился к ним как к идолам.

Но как можно эту историю перефразировать, сделать так, будто Государь был идолопоклонник, а Святитель Митрофаний, якобы, обличал Его в этом. Как злые языки могут обманывать людей, говоря об этом событии, недоговаривая того, о чем написано в этом свидетельстве.

Это, конечно, говорит о многом, что враги пытаются всячески очернить наших Богопомазанников. Но Правда Божия торжествует, и это яркое свидетельство о торжестве Правды Божьей, потому что здесь Государь проявляет величайшее смирение и любовь к Святителю Митрофанию Воронежскому и показывает пример христианской добродетели.

1.2. Царь Петр: «он Мне надобен, ибо всегда говорит правду!»

Братья и сестры, есть еще следующее изустное придание о том, как Государь относился внимательно к пророчествам различных старцев, монахов, как уважительно относился к священству, ведь многие пытаются сказать, что Государь не уважал монахов, придумывал всякие указы против монашества, но это не так. Ему сам Господь открывал Истину.

И вот послушайте следующее свидетельство:

«Во время бытности Карла XII в Малороссии Великий Государь, противопоставляя ему всегда силы Свои, разъезжал повсюду, где присутствие Его было нужно. Прибыв в Киево-Печерскую крепость и в Лавре оныя отслушав Святую Литургию, удостоил посещением Своим тамошнего архимандрита в его келии со всеми бывшими при Нем. Но когда соборный из ученых монах по приказу архимандрита, по старому обычаю, на большом подносе со множеством рюмок стал подносить и подошел к первому Монарху, то Его Величество, разговаривая в то время с Своими о каком-то сражении, не приметил подношатого и, махнув рукою, опрокинул весь поднос на платье Свое, и рюмки все разбивались вдребезги. Многие их предстоявших, по суеверию тогдашнему, принято сие за худое предзнаменование, и подношатого охулили за неосторожность, но умный монах, не прищед от того, как всем казалось, несчастного для него случая в смущение и робость, указав на разбитые рюмки, сказал Государю:

Тако сокрушиши, Великий Государь, силы супостатов Твоих.

Монарх, улыбнувшись, ответствовал ему:

– Дай Бог, чтоб пророчество твое сбылося, – не оказав, впрочем, ни малого на подношатого неудовольства. Принесен был между тем другой поднос, Монарх и все выпили по рюмке, и Его Величество, поблагодаря архимандрита, того ж числа отправился к Армии.

Фрагмент картины «Пётр I в Полтавской битве» (1718)
Худ. Луи Каравак (1684, Марсель — 15 июня 1752, Санкт-Петербург) — французский живописец, переселившийся при Петре Великом в 1717 в Россию
чтобы получить всю картину - нужно кликнуть мышью

Когда же по одержании Полтавской победы Монарх прибыл в Киев и в той же Лавре, отслушав Святую Литургию, благоволил паки посетить архимандрита в его келье и, прибыв, потребовал того старца, который опрокинул не него поднос, и представленному ему сказал:

Пророчество твое, отец святый, сбылося, супостаты так сокрушены, как те рюмки, кои ты сокрушил, опрокинув на Меня.

И, похвалив присутствие в нем духа, тогда же дал повеление посвятить его в знатный монастырь в архимандриты». (Петр Великий. Предания. С. 32-33.)

[И.И. Голиков дает такое пояснение: «Предание о сем сохраняется у малороссийского духовенства, от которого протоирей Архангельского собора Петр Алексеевич сообщил мне оное. 1796, №26».]

Вот, братья и сестры, свидетельство того как наш Благоверный Благочестивейший Государь относился к лицам духовного звания, к монашествующим. Но только так Он относился к добродетельным монахам, к настоящим монахам, которые действительно были от Господа и находчивы и мудры, и открывал им Господь истину. А вот с ложными монахами, с теми, кто подстригался в монахи, но не выполнял службу монашескую, Государь боролся.

И когда пытаются на Государя возвести клевету, что Он не любил монахов – это не так, Он почитал лиц духовного звания, уважал священство и всячески награждал его, если оно того заслуживало.

Братья и сестры, вот еще следующий рассказ о справедливом суде нашего Государя, ведь Ему приходилось часто решать различные судебные тяжбы, и вот Иван Голиков нашел такое изустное свидетельство:

«По заведении в Санкт-Петербурге Адмиралтейства* поставка нужного для оного количества пеньки возлагалась на города, торговавшие оною. Расположенная часть на город Калугу привезена была в Адмиралтейство купцом того города Алферовым.

*Как центр военного кораблестроения Адмиралтейство было создано в Петербурге в 1704 г.

Браковщик адмиралтейский, из Голландии выписанный и в службу Государеву принятый, заметив смиренность и робость купца сего, вздумал что-нибудь сорвать с него и на сей конец забраковал пеньку им привезенную, угрожая ему еще и гневом Государевым. Устрашенный сим купец просил его сделать милость, не доносить о сем Государю, обещая служить ему. Но в то самое время Монарх входит в амбар, где брак сей происходил. Бедный поставщик трепещет. Государь узнает все происшедшее, рассматривает Сам пеньку и, брав многие оной горсти между колен, встряхивает и разнимает их по мастерски; видя же ее первой доброты, прогневался на пристрастного браковщика, говоря ему:

– Бездельник! У вас нет так хорошего и шелку, какова сия пенька.

Потом повелел всю сию пеньку принять, а браковщика выгнать из службы и выслать за границу…» (Петр Великий. Предания. С. 39-40.)

[И.И. Голиков дает такое пояснение: «От ближнего сродника сего Алферова, калужского же купца Якима Алферова, слышавшего сие от самого отдатчика. №46».]

Это свидетельство от ближнего сродника сего Алферова, калужского купца Якима Алферова, слышавшего сие от самого отдатчика.

Вот, братья и сестры, еще одно свидетельство о справедливости нашего Государя. О том, что Он разбирался во многих вещах, в том числе и в качестве пеньки.

Братья и сестры, а вот еще свидетельство о том, как любил Петр Алексеевич всякую правду и ставил Правду Божию выше всяких личных обид. Это интересное свидетельство, потому что Он был величайшим Государем, каждое его слово было законом, но Он уважал правду и требовал от людей, чтобы они говорили ему правду и ценил правду выше всего.

«Великий Государь, от самых нижних званий происходя по порядку из чина в чин, до 1709 года дошел в службах сухопутной до генерал-майора, а в морской – до шаутбенахта. (Шаутбенахт – чин младшего морского генерала, равный вице-адмиралу. Заимствован Петром из Голландии. Термин – от голландского Schaut bij nacht – «смотри ночью». Шаутбенахт должен был находиться на флагманском корабле и смотреть вперед, особенно ночью. Чин шаутбенахта соответствовал чину полковника, который имел Петр в армии.) По сему последнему чину занимал Он и место в присутствии Адмиралтейской Коллегии и как шаутбенахт давал по очереди свой голос.

В одно время, быв Он на работах адмиралтейских рассержен неисправностью корабельных мастеров, вошед в коллегию, сел, по обыкновению, на Своем шаутбенахтском месте. И когда от прокурора Коллегии, которого место занимал тогда полковник Скорняков-Писарев, предложено было одно дело к слушанию и Государь начал по оному первый рассуждать, тогда прокурор, остановя Его, сказал:

– Не вам, господин шаутбенахт, должно начинать, есть вас моложе, а по закону надлежит подавать голоса снизу, с самого младшего члена, и таким образом по порядку доходить до старшего.

Монарх, быв уже как сказано, гневен, ответствовал ему:

– Как ты смеешь мне это сказать!

– Смею, – возразил прокурор, – ибо моя есть должность сохранять порядок законный.

– Знаешь ли ты, – сказал паки Государь, – с кем ты так говоришь?

– С шаутбенахтом.

– Ты позабыл, что за дерзость таковую можешь потерять голову.

– О! – ответствовал прокурор. – Это голос Государский. Но когда так, так на что же гаерствовать*: оставь сие место, оно не Ваше, и займите Свое ( указав на место Государево), тогда стану перед Оным на колени, буду записывать карандашом все Ваши Слова и почитать Их за Именные Указы Государевы, Которому я обязан беспрекословно повиноваться присягою, совестью и Законом Божьим.

*Гаерствовать – представлять шута, кривляться (переносн.).

Прогневанному Государю столь показались дерзкими все слова его, что Он, в крайнем гневе и дрожащим голосом крикнув на него: «Молчи, дерзкий!» – встал со стула, взял шляпу, вышел из присутствия, сел в свою одноколку и поехал во дворец.

Монархиня, увидя его в том сильном гневе, с нежностью спросила Его:

– Что с Тобою сделалось, Батюшка?

– Бездельник Писарев одурачил и осрамил Меня.

– Боже мой! – ответствовала Государыня. – Он уже не раз Тебя оскорбляет. Для чего же Вы не отлучите его от Своей Особы? Вы тем избавите Себя от досад, которые от дерзости его могут и впредь Тебе случиться.

– Не могу, не могу сего я сделать, Катенька.

– Для чего же не можешь? Ты – Государь.

– Не могу, – повторяет паки Монарх, – он Мне надобен, ибо всегда говорит правду, а сверх того, мог бы Я тем устрашить других говорить Мне оную.

Сие последнее произнес уже умягченным голосом». (Петр Великий. Предания. С. 40-42.)

[И.И. Голиков дает такое пояснение: «От почтенного старца князя Семена Сергеевича Львова. Доставил слышавший от него генерал-поручик Иван Матвеевич Толстой. №54».]

1.3. Искупить возможно только чужие грехи…

Ведущая на радио: Братья и сестры, мы продолжаем нашу программу. В эфире Православного радио Санкт-Петербурга «Пастырский час» со священником Романом Зеленским. Мы в прямом эфире. Телефон 3-87-04-11. К нам дозвонился наш собеседник. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.

Радиослушатель: Алло! Здравствуйте. Меня зовут Александр Васильевич. Мне почти 62 года. У меня к Вам очень много вопросов, но эфир это не позволит. Как Вы относитесь к группе (?), которая во времена Петра Первого занималась переделкой славяно-русской истории, это первое. Второе, – у Него были недоразумения с сыном от первого брака. Согласно Мережковскому и Толстому например, Он был не тот человек, за которого выдавал себя, за что Его называли «антихристом». И еще, – Он научил русский народ пить крепкие алкогольные напитки и курить табак. Это плохо. Пока хватит.

Отец Роман:  Спаси Господи за вопросы. Ну по первой части вы назвали какую-то фамилию, я немного не готов. Вы говорили о каких-то славянских текстах.

А по поводу того, что Государя называли «антихристом». Ну кто называл-то? Называли совершенно неразумные люди, старообрядцы, которые готовы были идти [в костер] просто за какие-то [несущественные] изменения в тексте, допустим, в Богослужебных текстах. И Государь очень милосердно к ним относился. Он не понимал такое [отсутствие трезвомыслия], называл их «мучениками за глупость». Но когда Государь ехал мимо старообрядческих поселений и Ему донесли, что они готовят себя не сожжение, то Он специально велел объехать стороной эти селения, чтобы спасти им жизнь. Это известный исторический факт.

По поводу отношения Его с сыном, Это отдельный разговор. Как раз хотел передачу посвятить Петру Алексеевичу [и Его сыну Алексею Петровичу]. Тут надо очень подробно разговаривать на эту тему.

А что касается табака, то Петр Алексеевич перенял эту привычку в Голландии. Как известно, там Он изучал кораблестроение. Учился там стоить корабли. Ну и Ему казалось, что эта привычка – она чисто морская, что настоящие морские волки обязательно должны быть с трубкой во рту. Известно, что Государь много нервничал, что напряжение у Него было колоссальное со всех сторон. Люди тогда только начинали курить, многое о табаке не было известно, никто не изучал табак. Это была просто трава. Ее курили многие. Уже потом узнали о вреде табака. Надо сказать, что у индейцев например, выкуривали «трубку мира», там к табаку иное отношение. Выкурить «трубку мира» – означало договориться о чем-то. Вот Петр Алексеевич не относился к этому так, как мы относимся. Это как бы защита Петра Великого, а вообще Он не нуждается в защите. Да, действительно, курение – вредная привычка. Но я не думаю, что можно обвинять нашего Государя за это.

Ведущая на радио: У Него не было пристрастия такого

Отец Роман: Да, не было пристрастия к табаку. Ну просто курил, как многие матросы

Ведущая на радио: Благодарим вас, батюшка. Мы продолжаем нашу программу. В эфире Православного радио Санкт-Петербурга «Пастырский час». И сегодня наша тема: «Отец Отечества и Отец Военно-Морского флота Государь Император Петр Алексеевич Великий». Не случайно в народе Его называют «Великий». И как не почитать Отцов наших? Батюшка, вы не раз уже говорили о почитании Отцов. И те грехи, которые действительно по нашей немощи имели Отцы Отечества, Они своими подвигами Царскими и своим аскетическим образом жизни и служения Отечеству, я думаю, что искупили+.

[+Крайне не удачно употреблено слово “искупили”! С богословской точки зрения это очень распространенная, к сожалению, ошибка использования этого слова в бытовой речи.

Икона Царя-искупителя Николая Второго
Царь Николай искупил соборный грех измены,
Иисусу Христу в подобие и славу, а потому
это самый великий святой

Скачать данную икону (218 мб) здесь
Об искупительном подвиге Царя Николая Второго смотри здесь, а также другие материалы нашего сайта.
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Даже Цари-Богопомазанники не могут какие-либо свои грехи искупить. Иисус Христос, Бого-Человек искупил все грехи, совершенные всеми людьми мира за все времена по одной простой причине: Он искупил чужие грехи, их Он не совершал! За всю историю человечества только один человек сподобился по благословению Божьему уподобиться Иисусу Христу в Его Искупительном Подвиге – это был святой Царь Николай Второй. Этот Царь Своей кровью искупил соборный грех клятвопреступления Соборного Обета Богу (1613 года) верой и правдой служить Царям из Царствующего Дома Романовых. В этом грехе клятвопреступления Царь Николай не был повинен, и совершал Свой искупительный подвиг Иисусу Христу в подобие и славу Ему! Какие условия необходимо соблюсти, чтобы искупить какой-либо грех смотри в главе 1.2. здесь.

Человек свой грех может только отработать, а не искупить. Т.е. своими скорбями, слезами, страданиями и т.д. разрушить стену, которую человек возвел своими грехами между собой и Богом. Но это разрушение своим богоугодным доброделанием возможно только потому, что Искупитель получил разрешение от Бога Творца эту стену грехов разрушать покаянием грешников в совершенных грехах (как бы вынимать раскаянные грехи из своей стены грехов). Но воспользоваться такой возможностью человек может только, если он будет прославлять искупительный подвиг Искупителя.]

Отец Роман: Дело все в том, что табакокурение относится к вредным привычкам и не является каким-то грехом.

И еще хочется сказать, что Государи совершали такие великие дела, но и Они имели какие-то грехи, как и все люди. Безгрешен только Господь. Но часто удивляешься, что мы хотим видеть в наших Государях? Ведь кто обвиняет наших Богопомазанников, ну будем так говорить – комара отцеживают! Какой-то табак Петра Великого! Но  еще не факт, что это от Него пошло. Курение было известно насколько я знаю и при Царе Алексее Михайловиче. Надо сказать, что иностранцы многие приезжали тогда в Россию и курили. Ну конечно вредная привычка, тут я согласен с вами, но наши Государи каялись во многих своих согрешениях и многими великими делами все свои согрешения свели на нет+. Вот я бы так еще ответил.

[+Т.е. совершая великие богоугодные дела, наши Государи стяжали такое огромное количество благодати Духа Святого, что все стены их личных грехов и прегрешений были разрушены этой стенобитной благодатью Божьей.]

Ведущая на радио: И действительно, батюшка, в подтверждение ваших слов хочется привести слова Петра Первого, который говаривал о вольнодумцах и безбожниках так: «Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший или с природы безумный. Зрящий Творца по творениям познать должен». Вера православная у Него была велика и незыблема.

Братья и сестры, вы можете прямо сейчас позвонить по телефону 3-87-04-11 и задать вопросы отцу Роману. Мы в прямом эфире. Все вопросы духовные, которые волнуют вашу душу вы можете сейчас задать батюшке. Милости просим.Батюшка, продолжайте пожалуйста.

1.4. Царь Петр жаловал людей не по величанию, а по умению, но наглость пресекал жестко

Отец Роман: А вот еще один рассказ – изустное придание, записанное нашим историком Иваном Голиковым, который свидетельствует о любви к знаниям нашего Государя.

«Между множеством разосланных Монархом в чужие края молодых россиян, из всякого звания людей, для изучения разного рода наук, художеств, рукоделий и торговли, находился один из достаточных калужских помещиков, по фамилии Спафариев. Отец его дал ему слугу их калмыков, человека ума острого, ко всему способного и весьма верного и приверженного дому их.

Сей калмык, никогда почти не отлучался от господина своего, воспользовался преподаваемым ему учением, а паче касательно до морской науки, к чему наиглавнейше и назначен был господин Спафариев. Напротив же, сей господин его, или не имея способности и рачения, или по старинным предуверениям, яко дворянин достаточный, считая для себя сего рода науку низкою и излишнею, ни в чем не успел, колико, впрочем, не напоминал ему о том калмык его. А как, по прошествии назначенных учению лет, возвратился с прочими сей Спафариев в Петербург и должен был выдержать экзамен в присутствии самого Монарха в коллегии Адмиралтейской, то калмык сей пожелал быть при сем испытании, дабы мог он выводить из замешательства господина своего напоминанием ему, что должен отвечать на вопросы, а может быть, и для того, дабы иметь случай выставить и себя. Но как бы то ни было, он вошел с прочими пред присутствие Монарха, посредством проворства своего, то есть он забрал с собою все рисунки, черченные при учении господина его, которые и доставили ему вход сей.

И так, прежде нежели дошла очередь до господина Спафариева, калмык для напоминания ему нужного употреблял те секунды, в которые Монарх, ходивший по палате, оборачивался к ним спиной, однако же, сие приметив, спросил калмыка, зачем он здесь.

– Я, – отвечал он, – Всемилостивейший Государь, принял смелость войти сюда с господином своим для поправления его в случае замешательства его  в ответах.

– Да разве ты что разумеешь?

– Я, Ваше Величество, быв неотлучен от господина моего, старался воспользоваться преподаваемым ему наставлением.

Император Петр Первый со знаком ордена Св. Андрея Первозванного на голубой андреевской ленте и звездой на груди
Худ. Ж.-М. Натье, 1717
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Монарх, удивяся сему, стал Сам его расспрашивать по части морских познаний и, к великому удовольствию своему, нашел его весьма в том знающим. После сего подобно же начал Монарх испытывать господина его и нашел, что сколь слуга его был знающ, столько он несведущ. Какое же Правосудный Государь учинил решение? Калмыку сему не только пожаловал вольность, но и чин мичмана во флоте, а господина его, повелел написать матросом, отдать в команду ему, дабы он постарался научить его тому, что сам разумеет. Калмык сей в 1723 году был уже морским капитаном, а потом дошел по службе и до контр- адмиральского чина и прозывался Колмыковым». (Петр Великий. Предания. С. 49-51.)

Это свидетельство от адмирала Нагаева [за № 77].

Надо сказать, что я вспомнил старый советский филь «Табачный капитан». Похоже, что фильм сняли по этому рассказу. Немножко по-другому его подав, назвав другими фамилии героев, а на самом деле такое было, и Государь этого калмыка, этого простого человека, слугу, наградил и оценил его знания, что свидетельствует о том, что Петр Алексеевич жаловал тех людей, которые любили знания [и могли этими знаниями принести пользу нашей Родине – России!]

Ведущая на радио: Батюшка, к нам дозвонился наш собеседник. Говорите пожалуйста, вы в эфире.

Радиослушательница: Это говорит Анна. Отец Роман, я хотела вас спросить о Царе Алексее Михайловиче. Я читала записки протопопа Аввакума. И получается, что старообрядцы – это самые крепкие православные, которые не хотели католического влияния в нашей Церкви.

Отец Роман: Дело в том, что, действительно, было много тогда врагов, и людей, которые многого не понимали. В том числе это были и старообрядцы.

Старообрядцы и подобные им, перестав молиться за Царя-Богопомазанника, дерзнули Его отлучить от земной воинствующей Церкви Христовой, но отлучили от Церкви себя!

 

Нужно сказать, что все реформы при патриархе Никоне, которые были проведены, они были благостны и для наших Богослужебных чинов, ведь Государь наш Алексей Михайлович не даром благословил это дело. А старообрядчество – это люди, которые выступили против Самого Государя и даже перестали молиться за Него [и этим дерзнули Царя-Богопомазанника отлучить от земной воинствующей Церкви Христовой, но отлучили от Церкви себя!]. И вообще старообрядцы – это те, кто и до сих пор не молится за наших Государей. Не секрет, что старообрядцы участвовали в революции 1917 года.

Да действительно, когда проводились нововведения, то были некоторые перегибы и протопоп Аввакум справедливо заявлял об этом. [Но наличие перегибов не означает вредность и не нужность самих реформ, которые давно к тому времени назрели.]

Надо сказать, что наш Царь Алексей Михайлович очень заботился о мире церковном, он пытался увещевать протопопа Аввакума, даже предлагал ему духовничество, то есть исповедоваться ему, просил его быть духовным отцом, но Аввакум как известно, отказался и всячески хулил и злословил нашего Богопомазанника Царя Алексея Михайловича.

Это были такие две крайности рядом с Царем Алексеем Михайловичем. Первая крайность – это старообрядство, вторая крайность – это патриарх Никон, которые сначала правильно проводил церковные реформы по повелению Государя, а потом возгордился, когда ему был дан титул «Великого Государя». И вот это были как бы два полюса вокруг Государя Алексея Михайлович – первый полюс это Никон [впавший в ересь папизма, за что и был запрещен в служении даже простым священником], второй – старообрядцы с Аввакумом [которые уперлись в обрядность, отбросив православную сущность церковных реформ]. Обе стороны неправы, а золотая середина – это наш Благоверный Царь Алексей Михайлович[как и подобает быть Царю – Помазаннику Божьему!].

Братья и сестры, вот еще одно свидетельство, которое говорит о великом смирении нашего Государя.

«По устроении в Санкт-Петербурге Адмиралтейства и по учреждении кораблестроения чрез некое время столько умножилось в оном щеп, что делали они затруднение в самых работах, и Коллегия определила было для свозу их вызвать подрядчиков; но Монарх, присутствую в Коллегии и узнавши о сем определении, с неудовольствием сказал: «У вас все подряды, да подряды» – и повелел тогда ж публиковать, что все желающие могут из Адмиралтейства брать щепы безденежно. А как окружающие город болота и не все еще вымощенные улицы доставление дров из лесов делали в летнюю пору трудным, то и наехало в Адмиралтейство множество повозок за этими щепами. В сие время Великий Государь ехал в Адмиралтейство на своей одноколке и когда стал взъезжать на подъемный мост оного, то денщик Его Величества, стоявший за одноколкою Его, увидя телегу с возом щеп, взъехавшую на тот же мост, кричал едущему с возом, чтоб он поворотился.

– Молчи! – сказал ему Государь. – И того-то ты не можешь разуметь, что поворотить возу уже невозможно, а легче нам с одноколкой то сделать.

И так Великий Государь, сойдя с оной вместе с деньщиком, своими руками поворотил оную и, пропустя воз, паки сев в одноколку свою, поехал. С возом щеп оных ехал корабельного секретаря Новикова слуга по имени Ларион. Чрез несколько дней случилось так, что Монарх повстречался на том же мосту паки с тем же Ларионом, едущим с возом щеп. И как Его Величество взъехал на мост первый, а воз оный только еще подъезжал к мосту, то Государь и кричал ему, чтоб он остановился и не ехал. Однако ж Ларион, не останавливаясь, продолжал ехать. Тогда Монарх, сойдя паки с одноколки и узнав того же самого слугу, спросил его:

– Ведь ты же был тот, для которого я поворотился с одноколкою моею назад, дабы тебя пропустить?

– Я, – ответствовал Ларион.

– Но тогда взъехал на мост прежде ты с возом своим, – сказал паки Государь, – и поворотиться уже тебе было неудобно; а теперь видел ты, что прежде взъехал на мост Я, а ты только еще подъезжал к оному, и поворотиться было мне уже неудобно. Да я же и кричал тебе, чтоб ты остановился и пропустил меня; однако ж ты, несмотря на сие, не останавливаяся, все едешь.

– Виноват, – ответствовал слуга.

– Так надобно, чтоб оное ты помнил и не озорничал впредь, – сказал наконец Государь и тут же дал ему несколько ударов палкой своею, приговаривая: «Не озорничай, не озорничай и пропускай прежде тех, кто прежде тебя на мост взъедет».

Слуга сей, доживший до глубокой старости, случай тот с собою всякому рассказывал с пролитием слез, как бы гордяся той честию, что Сам Государь из Своих ручек изволил его наказывать». (Петр Великий. Предания. С. 56-57.)

[И.И. Голиков дает такое пояснение: «От г-на Новикова, в семье которого Ларион, служа до старости, умер. №102».]

1.5. Великий Государь не токмо повелением, но и собственным примером побуждал к трудам подданных Своих

Ведущая на радио: Батюшка, к нам дозвонился собеседник. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.

Радиослушательница: Раба Божия Валентина. Я хочу услышать, [думаю,] что вы знаете… Батюшка, расскажите, пожалуйста, о кончине Петра Первого. Я читала, что Он во время наводнения спасал людей, простудился, заболел воспалением легких и умер. Так ли это?

Отец Роман: Да, это истинная правда. Я как раз хотел посвятить этому следующую передачу.

Я скажу так, что Государь, это был героический человек, героическая личность. Он очень серьезно болел, и вот Он шел [в ноябре на шлюпе по водам Финского залива] мимо и увидел, что в Лахте тонут люди и первый кинулся спасать их [долго находился в ледяной воде по пояс] и простудился. [Об этом смотри в главе 5.5.1. здесь.]

Император Петр Первый на Лахте, спасающий матросов и солдат в 1724 г
Литография с картины Чорикова. РГАДА
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Этот поступок, в нем сама доброта. Ведь Он спасал Своих подданных, как Отец детей спасал и от этого преставился раньше времени, но у Господа все промыслительно. Нужно было совершить этот подвиг и Государь его совершил, Он уподобился Господу нашему Иисусу Христу, который говорил, что когда идет пастух и видит, что овца попала в яму, то он вынет ее их ямы. И вот он увидел, что тонут люди, Его подданные и Он пошел, рискуя Своей жизнью, и спас их.

Кстати вот интересный факт, есть такой гобелен в Екатерининском корпусе в Петродворце, который был соткан по повелению Наполеона Бонапарта в дар нашему Государю Александру Павловичу, Александру Первому, когда они были еще в союзниках до войны 1812 года. Вручен этот гобелен был, когда наши взяли Париж. На нем изображен Петр Алексеевич, который спасает этих матросов, этих моряков, которые терпят бедствие. Отец спасает Своих детей. Вот так, матушка.

В заключении я хотел бы прочитать высказывание Михаила Ломоносова о Петре Алексеевиче.

«К великим Своим намерениям премудрый Монарх предусмотрел за нужное дело, чтобы всякого рода знания распространить в Отечестве. И людей искусных в высоких науках так художников и ремесленников размножить. Великий Государь не токмо повелением и награждением, но и собственным примером побуждал к трудам подданных».

Надо сказать, что многие пытаются обвинить нашего Государя, что Он с запада многое брал. Известна фраза Петра Алексеевича, что мы возьмем все нужное и полезное нам у Европы, а потом повернемся к ней спиной.

Ведущая на радио: К нам дозвонился собеседник. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.

Радиослушательница: Батюшка, здравствуйте. Скажите, пожалуйста. Какую молитву надо читать на исход души, когда человек умирает?

Отец Роман: Канон «На исход души». - он есть в молитвословах. В любой церковной лавке есть такие молитвословы.

1.6. Превознесись Орел Двуглавый во имя жизни, чести, славы…

Ведущая на радио: К нам дозвонился еще радиослушатель. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.

Радиослушательница: Здравствуйте, дорогие Лена и Отец Роман. Разрешите мне по теме прочитать стихотворение.

Ведущая на радио: Конечно.

Радиослушательница: Это стихотворение также от лица православной молодежи России посвящаем нашему Святейшему патриарху всея России Кириллу, как поучительному просветителю христианства, сочетающему в себе вместе и духовность и культуру и государственное мышление, а так же клиру Святой Русской Православной Церкви, адресуем его всем монахам, всем подвижникам веры православной, всем мирянам, паломникам и всем вам, радиослушатели.

«Во славе северной столицы,

Благоверные Императоры Петр Великий и Павел Первый,
лицо и сан этих Царей Русских «на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, Живущего на небесах»
чтобы получить тропари Благоверным Императорам, молитву Петру Великому и больший размер - нужно кликнуть мышью

Рожденной гением Петра

Нас Богородица Царица

Хранит с Небесного шатра

Ее голубка воспарила

И сквозь рассеянный туман

На путь Христов благословила,

что всей Руси исконно дан.

На крестный путь, на подвиг ратный

На добрый христианский кров,

На сень молитвы благодатной,

На покаянье и любовь.

И Сергий Радонежский снова

Сложил молитвенно персты

За войско Дмитрия Донского,

за род Ивана Калиты.

Избранник Божий, воевода,

заступник Лавры и Руси,

Любимец Русского Народа

В обличье Ангельской красы.

Святой молитвенною волей

После мучительного сна

На православном добром

поле заколосились семена.

Отверз Господь окно темницы

И Русь крещенная взошла

Благословенной голубицей

под золотые купола.

Взошло над Русью солнце правды.

Благоверный Император Петр Великий Мозаика
Набрана М.В. Ломоносовым. 1754. Усть-Рудицкая фабрика. Эрмитаж. Изображение взято здесь
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

И храмы - стаи лебедей

Верны под куполом нарядным

Своей единственной звезде.

Венчая колокольным звоном

Молитвы чудные часы

Они ведут к родным иконам

Святой разбуженной Руси.

Строкой Евангельской воспета

С Новозаветного Листа

Тропа Святого Назарета

Ведет нас верою в Христа.

Велик ты, Божий правозвестник

И патриарх всея Руси

Престола Божия наместник

Земной начертанной стези.

Чудесный праведник России,

Да преумножит рать твоя

И Православный святыни

И силу русского креста.

Слова, что нити золотые

И дар отеческих речей

Сердца затронул молодые

Теплом молитвенных свечей.

Уничиженным, павшим духом,

С душой блуждающей впотьмах

Ты протянул немедля руку,

как пастырь, друг и патриарх.

Христовой церкви предстоятель,

Подвижник веры столбовой

Святитель Димитрий Ростовский
Последняя четверть XVIII века. Икона взята здесь
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Молитвы ревностный ваятель,

Господь услышал голос твой.

Пустыня веры оживает

И благодатного дождя

Шумит вокруг вода живая,

к небесной памяти придя.

Ее таит в лугах душистых

Росой омытая трава

В лесной обители тенистой

Ей вторит песня соловья

Ее родник бежит по склонам

У старых стен монастыря

И к русским трепетным иконам

Течет из сердца алтаря

То Дух Святой Животворящий,

Сошедший от Господних Врат

То колокольчиком звенящий,

то ударяющий в набат

Со дней Крестителя Предтечи

От Византии дорогой

Горят Апостольские свечи

Творца зажженные Рукой

От Купины Неополимой,

И от духовных облаков

От высей Иерусалима

До самых русских берегов.

На земли поля Куликова,

на вехи летописных лет

Струится синью васильковой

Небесный несказанный Свет

Во славу доблестной Полтавы,

Побед Отечества Петра

Лети над Русью величавой,

Орел Двуглавый
(Стихи Сергея Бехтеева, 4 мин 46" поет Ж.Бичевская)
Государственный Герб Российской Империи - это пророчество о грядущем воскресении России смотри здесь
чтобы получить больший размер - нужно кликнуть мышью

Свети Небесная Заря.

Гори над Русью Златоглавой

Сынам Отечества Петра

Во имя крепости Державы,

Во имя города Петра.

Превознесись Орел Двуглавый

На благодатные ветра

Во имя жизни, чести, славы,

Лучами скипетра, державы

Сияньем Вышнего Креста.

Восстань из праха погребенья,

С Голгофы Веры и Царя

Из тьмы невежества, забвенья

к вершинам Горнего Шатра.

К лампадам чистым и нетленным,

Свет изливающим Руси

Что был вовек благословенным

В ее загадочном пути».

Стихотворение прочитала православная Катя Кумицкая.

Отец Роман: Спаси, Господи. Очень хорошее стихотворение. Только от себя хотел добавить, что наместником Христа на земле я бы назвал все-таки Государя Императора. Петр Великий как раз и был Наместником Христа на земле [как любой Царь-Богопомазанник. С Равноапостольного Константина Великого такими Наместниками Христа, Христами Господними, были византийские законные Императоры, а с Благоверного и Христолюбивого Царя Иоанна Грозного – русские законные Цари и Императоры.]

Ведущая на радио: По словам Дмитрия Ростовского. [Цитата из слова Святителя Дмитрия Ростовского смотри здесь, все слово Святителя смотри здесь.]

Благодарим вас батюшка за беседу. И слушателей, принимавших участие в нашем собеседовании. И действительно, «без Царя русским нельзя!»

И этой песней, русским гимном мы закончим нашу передачу. Вы, батюшка, благословите наших радиослушателей.

Отец Роман: Божие всем благословение! Храни всех Господь! Аминь!