Пропустить навигацию.
Главная

Зачем в 21 веке казачья нагайка?

     На протяжении ряда лет нами предпринимается попытка возрождения полузабытого искусства вла­дения нагайкой. Здесь уместен скептический воп­рос: «А стоит ли тратить силы и время на данное возрождение? Ведь эпоха холодного оружия мино­вала, коней у казаков давно нет, и не лучше было бы заняться чем-нибудь более полезным и более соот­ветствующим условиям современности?» На данный вопрос ответить можно следующим образом: «Стоит, и по многим причинам». Прежде всего, потому что владение нагайкой — это неотъем­лемый элемент казачьей самобытной системы еди­ноборств» являющейся составной частью многоком­понентного национального боевого искусства, кото­рая, в свою очередь, является частью национальной культуры русского народа. А без возрождения на­циональной культуры немыслимо и возрождение Ве­ликой России.


     За примером далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить ту же Японию, где культивирование на­циональных видов единоборств сыграло далеко не последнюю роль в возрождении духа побежденного в войне народа и, как следствие, в превращении поверженной страны в сильную мировую державу.

     Немного сузим проблему. А почему именно на­гайка? Почему, допустим, не легендарная казачья шашка? Вопрос вполне правомочен, но всему свое время. Смею заверить, что и шашка в казачьем бо­евом искусстве занимает свое достойное место, и в наших дальнейших работах мы к ней еще не раз вернемся.

    Кроме того, в пользу нагайки свидетельствует ряд факторов, связанных с особенностями нашего зако­нодательства, и... доступность. Так, приобрести дос­тойную шашку у нас на Дону, в силу дороговизны может далеко не каждый, а купить или самостоя­тельно изготовить нагайку может практически лю­бой.

Смотреть видео про нагайку

     Теперь позвольте сказать несколько слов о бое­вом значении нагайки в современных условиях. Сразу оговоримся, что мы далеки от того, чтобы ут­верждать необходимость внедрения нагайки во все­армейских масштабах. Рядом с танками и ракета­ми она попросту не нужна. Так же, как она не нужна и спецподразделениям, оснащенным самыми изощ­ренными видами ультрасовременного оружия.

    При этом тот факт, что еще в начале нашего века именно с помощью нагайки казачьи пластуны (свое­образный спецназ того времени) брали языков — далеко не аргумент. А вот в том случае, если в Рос­сии все-таки будут созданы истинные (а не мни­мые) казачьи формирования, хотя бы на начальном этапе в качестве подразделений вспомогательного характера, то применение нагайки вновь станет впол­не целесообразным. Хотя бы потому, что просто ее наличие, само по себе, будет данные формирования дисциплинировать и напоминать о том, что они имен­но казачьи.

     Разумеется, должна быть соответствующая зако­нодательная база, строго регламентирующая приме­нение нагайки и не допускающая ее использование против народа, как, впрочем, и самого казачества в интересах каких-либо политических деятелей.

    За основу целесообразно взять уставы царской армии, соответственно предварительно их перерабо­тав применительно к условиям современности. Там многое очень разумно. Так, например, раньше со­гласно уставу иметь грузик в нагайке мог позво­лить себе только офицер [15], да и то не всякий.

     В вопросе о целесообразности применения нагай­ки наряду о чисто национальными, психологиче­скими, политическими и т.п. аспектами присутству­ет и главный — спортивный. Дело в том, что ис­пользование нагайки, закрепленное в уставном порядке, заставит казаков соответственно осваивать приемы ее владения, как это умели делать их слав­ные предки. То есть волей-неволей, но как-то быть поближе к боевым искусствам и соответственно держать боевую форму и боевой дух, что уже само по себе прекрасно.

    Теперь вопрос: «А для людей, не собирающихся служить в казачьих формированиях и не томимых ностальгией по ушедшему, нагайка может представ­лять интерес?» Ответ — да, и интерес этот будет весьма прагматичен.

     Дело в том, что именно в современных условиях нагайка является практически идеальным инст­рументом для пресечения хулиганских действий и преступлений против личности. Иногда одного вида нагайки бывает достаточно для того, чтобы отрезвить горячие головы и призвать их к поряд­ку. Настолько велико ее психологическое воздей­ствие.

     Если же дело все-таки доходит до столкновения, то человек, владеющий даже только начальной тех­никой нагаечного боя, уже сумеет удержать не­скольких противников на расстоянии. А если он владеет приемами более высокого уровня, то без труда может противостоять противникам, вооружен­ным палками, ножами, отбитыми горлышками от бутылок и т.п. И не просто противостоять, а су­меть их обезоружить и даже вывести на конвоиро­вание.

    Кроме того, нагайка весьма компактна. Она сво­бодно помещается в «бардачке» автомобиля и очень удобна в ношении, например, за поясом или через плечо под одеждой. А самое главное, в юридическом отношении она не попадает под категорию холодного оружия как, например, нунчаку.

     Скептики могут возразить: «Да что там, дескать, нагайка, разве у нее есть, например, сила удара? » Есть, да еще какая. Достаточно сказать, что одна из разно­видностей охотничьей нагайки называлась, ни много ни мало, — волкобой [1]. В данном случае название само говорит за себя и звучит весьма убедительно. Таким образом, в настоящее время можно го­ворить о существовании феномена нагайки, — это когда древнейшее оружие, по своим боевым, со­циально-политическим и психологическим ка­чествам имеет все шансы стать вполне приемле­мым для использования в начале третьего тыся­челетия. А мы свою задачу видим именно в том, чтобы помочь ему эти шансы реализовать.

    Изучение существующих национальных систем единоборств позволяет выявить следующую особен­ность. Изначальной основой всех серьезных бое­вых систем является владение характерным толь­ко для данной системы «табельным» оружием, что оказывает на ее формирование, решающее значе­ние (формирует неповторимую пластику движений) и накладывает свой неизгладимый специфический отпечаток на манеру боя.

    Таковы нунчаку в окинавском карате, меч в славяно- горицкой борьбе, шпага во французском шансоне, дубинки в филиппинском арнисе и т.п.

    В настоящее время сложилось множество на­правлений нашего российского боевого искусства. Проведя их сравнительный анализ, мы взяли на себя смелость вывести один общий принцип, ко­торый представляется возможным сформулировать следующим образом: «Тело расслабленно, корпус — направляющая рукоятка, конечности плети, удары хлестки как удары плетью».

    Данный принцип справедлив для большинства стилей и направлений отечественных единоборств. Как легко заметить, идеологически он полностью совпадает с принципами нагаечного, боя. Так, на­пример, в казачьем боевом искусстве есть вид уда­ров рукой имитирующих удар плети и соответ­ственно носящих тоже название.

    Отмеченное совпадение весьма ценно, так как оно предполагает не просто дополнение, а существенное обогащение всего национального боевого искусства в целом. И мы уверены, что именно так оно и будет в случае грамотной реализации хранящегося в на­гайке уникального потенциала.

    Руководствуясь данным подходом, выбор нагай­ки как «табельного оружия» для казачьего боевого искусства является не только вполне уместным, но и единственно правильным.

Нагайка: техника владения