Пропустить навигацию.
Главная

12 июня - день рождения Императора Петра Великого

Из речи на день 200-летия города С.-Петербурга
16 мая 1903 года

       Стоя на рубеже двух столетий в жизни г.Петербурга – второго истекшего и третьего начинающегося, – невольно мыслию обращаешься к его началу. 200 лет тому назад, в день праздника святой Живоначальной Троицы, заложен наш город основанием крепости, с церковью святых апостолов Петра и Павла. Начало Петербурга, ознаменованное в том же году построением и собора во имя Бога Триединаго, служит объяснением его последующаго быстрого роста и великаго значения. Как при создании миpa творческое «да будет» вызвало из небытия к бытию весь мир, так тою же зиждительною силою Святой Троицы вызван к жизни и наш город.

      «Этот город – чудо истории. В короткое время осушены болота, вырублены леса, воды введены в их естественные границы и на обширной площади, служившей местом обитания диких зверей, вырос город. Со всех концов России собраны сюда люди, и закипела жизнь по-новому, не виданному и не слыханному на Руси. Как ни страстно было враждебное настроение против новой столицы, осмелившейся соперничать с Москвой златоглавою, город рос и рос! Чрез 100 лет в нем было уже свыше 200 тысяч жителей, чрез 200 лет – 1,5 миллиона, и на наших глазах столица растет и вширь, и по численности населения.

      Да, чудо Божие – это «Петра творение» и в своем внутреннем значении для России, для Европы. Им царь Петр прорубил окно в Европу. Чрез это окно широкими волнами полился в Poccию свет знаний, потекли все блага культуры наших старших по возрасту соседей. Русский народ, отделенный доселе от Запада как бы стеною, воспрянул от сна, усвоил знания и развернул свои богатырские силы; победил и отбросил от границ своих враждебные народы; многочисленных инородцев претворил в плоть и кровь основного великорусскаго племени. Все больше Петербург становится местом свидания народов Востока и Запада. И верится, что наша родина, чрез Петербург приявшая много доброго от Европы, чрез Петербург же скажет ей свое новое, свежее слово. Петербург – провиденциальный город, город –чудо русской истории!

      Кто же исполнитель воли Божией о нашем городе, кто Творец его? Юбилей города – слава Петра Великаго, того Петра, который сам говорил о себе: «А о Пeтpе ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы Россия в славе и благоденствии». Это не были только слова Петра, он доказал это своею жизнью и смертью. «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник», – сказал о нем лучший певец царя и его деяний, наш великий поэт. За этим представлением о царе как работнике несколько тускнеет цельный образ великой души царя Петра, тем более, что как сын своего времени и народа он не чужд был некоторых странностей, а по временам грубости и даже жестокости. Воспитанный в преданиях своего народа, в духе святой Церкви Православной, царь Петр своей всеобъемлющей душою не уживался с формами старорусскаго благочестия, но его истинная религиозность проявлялась и в обыденной жизни его, и в особенности в важнейшие ее моменты. Вот он в Архангельске, с великими слезами отпущенный туда царицей-матерью, поручившей его Покрову Пресвятой Богородицы; царица боится за державнаго сына, умоляет его вернуться в Москву, и он пишет ей: «Не сама ли ты поручила меня Богоматери, а такого пастыря имеючи, почто печаловать»? В том же Архангельске, проводя время в тяжелом труде, царь не пропускал ни одной большой службы и, хорошо зная богослужение, сам читал Апостол и пел с певчими на клиросе. Чудесно спасенный во время бури на Белом море, когда плыл в Соловки на поклонение святым угодникам Божиим, он, как только вышел на берег, собственноручно поставил крест, исповедуя свою веру в Распятаго Спасителя.

      Великие победы на море и на суше, прославившие созданные царем pyccкиe армию и флот, ознаменованы Петром памятниками его искренняго благочестия: после Полтавской победы, в благодарность за нее Господу Богу, основан в Петербурге храм во имя святаго Сампсона Странноприимца; памятником Гангутской победы служит храм во имя святаго великомученика Пантелеимона. Когда сподвижниками Петра заключен был Ништадтский мир, окончивший великую Северную войну, царь, возвратившись в свою столицу, со всем народом благодарил Господа за благополучное окончание тяжелой и продолжительной войны в основанном им соборе Святой Троицы. Собор этот, ныне ветхий, заложенный Петром в день освящения крепости в год основания Петербурга, и доныне служит памятником благочестия царя и вмеcте наглядным свидетельством веры его в зиждительную силу Бога Троицы, в единаго Виновника величия Петербурга, славы России. И долг благодарнаго потомства – на месте этого памятника Петрова благочестия создать величественный храм, достойный памяти великаго императора, достойный славной его столицы.

      Трогательными проявлениями благочестия запечатлен конец великаго царя. В славном подвиге, по слову Господа, «больше сея любви никтоже имать, да кто душу свою положить за друга своя», получил царь тяжкий недуг, сведший его в могилу. Умирая, царь дважды приобщался Святых Таин, был особорован и почил со словами: «Верую, уповаю...»

     Чему учит нас пример Петра? Он учит искреннему, деятельному благочестию в духе родного православия как основанию духовной жизни русскаго народа; учит труду изо дня в день как постоянной стихии нашей земной жизни; учит самопожертвованию до готовности и жизнь свою отдать на пользу ближних, для блага Отечества как венцу христианской добродетели; учит единению всех русских людей для достижения общих целей – славы и могущества Отечества, христианскаго просвещения, материальнаго благосостояния и вечнаго спасения.

      Дорогие сограждане, сыны Отечества! Будем мы верны его заветам, благодать Божия пребудет на нас, жителях его города, а благодатию Божию пребудет сильным и славным и град наш в роды родов. Аминь.

Протоиерей Философ Орнатский
1903 г.


Тропарь Святому Благовѣрному ИМПЕРАТОРУ, Отцу Отечества нашего Петру Великому

     Православiя Поборниче,/ Церкви Хрістовы Хранителю,/ Богоизбраннаго Народа Русскаго Защитителю/ гордыхъ супостатовъ преславный Победителю/ молимъ Тя, Великій Царю и Воине/, умоли Судію Милосерднаго/, да обратитъ ко вящей Славе Своей нашъ грѣхъ отступленія/ отъ Вѣры Православныя и Царя Самодержавнаго/, да твоими всемощными молитвами/, пріидемъ въ Разумъ Истины/ и сотворимъ Соборне Покаянiе/, и поклонимся и воспоимъ Отца нашего Небеснаго,/ Пресвятую Троицу Единую и Нераздельную/, въ Единице славимую и поклоняемую/ являющую намъ образъ Самодержца и Единодержца.  

Молитва Благовѣрному ІМПЕРАТОРУ Петру Великому

      Богомъ данный, Богомъ венчанный, Богомъ хранимый, великодержавный Отецъ Отечества нашего, Благоверный ІМПЕРАТОРЕ Петре, Хрiстіанского Благочестiя Ревнителю славный Защитниче и Покровителю Хрiстовей Церкви, ревность явивый по Славе Божiей необоримую и вѣрность Хрiсту Царю непоколебимую. заботу о благе Наследiя Божiя имея непрестанную, потщился еси люди Твоя на Светъ и Истину наставити, и видя Церковь Россійскую ересью папима и многими нестроенiями колеблемую, несуетный возыме Страхъ Господень, да не явишися неблагодаренъ Богу Вседержителю, аще толикая отъ Него получилъ благоспоспешества во исправленіи воинскаго и гражданского чина, того ради образомъ прежнихъ Благочестивыхъ Царей, воспрiялъ еси попеченiе объ исправленіи чина духовнаго, и не видя  къ тому лучшего способа  паче соборнаго правленiя уставилъ еси въ Церкви Россійской Святейшій Синодъ; сего ради папежники, властолюбцы и не мудріи люди Руки Господней въ дѣлехъ твоихъ не уразумеша, и не хотяще Богу прилежно каждый во своемъ чине служити, но возымевше быти вместо пастырей Хрiстовыхъ безчинными господами, по пути прегордаго денницы последоваша, и на Тя досточудный Помазанниче Божiй вместо хвалы хулою уста свои исполниша. Но Ты Святый Благовѣрный Отче нашъ Петре, Святой Замыселъ Божій объ Отчизне и Церкви Россійстей исполнивый: учение о симфонии властей въ жизнь претворивый,  армію и флотъ Россіи создавый, и темъ Церковъ же Хрістову отъ волковъ-властолюбцевъ оградивый; Народъ же  Божій отъ истребленія спасый, и от супостатъ (враговъ) Отечество наше защитивый. И тако Волю Божію на земле исполнивый  въ Небесныя Селенiя переселился еси; идеже нынѣ со Хрiстомъ ликовствуешь. Сего ради моли Всемилостиваго Бога отверзити Народу Русскому двери Соборного Покаянiя; Русь Святую на Славу Имени Божія из мертвыхъ воскресити; отъ жидовской заквњски Церковь и Отечество нашу очистити; и восставити Престолъ Самодержавныхъ Царей. Аминь. 

Беседа на православом радио "Равноапостольное Служение Петра Великого" слушать

Сборник материалов о Святом Благоверном ИМПЕРАТОРЕ Петре Алексеевиче