М.А.Бабкин. События первой российской революции и Святейший Синод Русской Православной Церкви (1905–1906 гг.)
В год столетия
Первой русской революции панорамное рассмотрение её событий было сделано
коллективом авторов Института российской истории Российской академии наук[1].
Однако в этой работе остались практически не затронутыми сюжеты, связанные с
отношением Российской православной церкви (РПЦ) [2] к соответствующим
событиям. Потому актуально обратиться к исследованию политической позиции
высшего органа церковного управления – Святейшего правительствующего синода
РПЦ в период активной фазы Первой российской революции: от её начала до
постепенного затухания, наметившегося к концу
Начало
Через 3 дня
после этих событий, явившихся началом революции – 12 января Св. синод принял
соответствующее определение. Согласно ему, во всех церквах на мирных ектениях
следовало возносить молитвы, вводившиеся ещё в
Через день, 14-го числа, было выпущено послание Св. синода к православным по "По поводу беспорядков рабочих" 9 января. В нём осуждались стачки рабочих и уличные беспорядки, в частности, говорилось: "Святейший Синод, скорбя о пагубных нестроениях в современной жизни русского народа, именем святой матери – Церкви православной умоляет всех чад её: "Бога бойтесь, царя чтите и всякой власти, от Бога поставленной, повинуйтесь". Синод стремился привнести в паству мир, призывал рабочих работать "в поте лица своего", не слушать "ложных советников". К власть имущим был обращён призыв править согласно наставлений Священного Писания, а к богатым – больше заниматься благотворительностью[8].
23 января
В течение всего
Перед
правительством Николая II встала дилемма: или продолжать крайне непопулярную
войну с Японией (длящуюся с января
Российская общественность всю вину за военные неудачи возложила на царское правительство. Поражение в войне лишь усилило революционное движение. К осени его волна охватила буквально всю страну. Число участников забастовок постоянно увеличивалось, их требования становились всё более радикальными. Причём до 75 % выступлений носило политический характер. В октябре разрозненные забастовки переросли во всероссийскую политическую стачку, охватив крупнейшие предприятия столицы, практически все промышленные центры и транспортные узлы страны. В стачке участвовало до двух миллионов человек. При этом в стране установилось определённое политическое равновесие: революционные силы не могли устранить от власти царское правительство, которое, в свою очередь, не имело сил подавить революцию.
В Москве всеобщая стачка началась 7 октября. Забастовали железные дороги (за исключением Николаевской: Москва–С.-Петербург, обслуживавшейся солдатами), фабрики, заводы. Через несколько дней закрылись коммунальные и учебные заведения, а также почта и телеграф. Среди таких событий, по распоряжению члена Св. синода, митрополита Московского Владимира (Богоявленского) в московских храмах в воскресный день 16 октября было зачитано поучение, составленное викарным епископом Серпуховским Никоном (Рождественским). В нём говорилось, что забастовки, причиняющие столь тяжёлые последствия, устраиваются "социал-демократами-революционерами, давно отрекшимися от Бога в делах своих". Паства призывалась отвернуться от этих подстрекателей как от "гадин ядовитых". Поучение оканчивалось призывом помолиться Божией Матери "о несчастных братьях, смутою увлечённых на погибельный путь"[13]. Таким образом, со стороны иерархов прозвучал призыв к отпору революции. Однако значительная часть московского духовенства отказалась читать присланное поучение и печатно отреклось от солидарности с ним[14]. (Буквально через неделю после своего "проповеди" от 16 числа митрополит Владимир на страницах газеты "Русское слово" извинился за её содержание и выпустил новое послание, выдержанное, по словам Л. Тихомирова, в духе "покорности"[15]).
Фактически в противовес прозвучавшему поучению двух московских архиереев, 22 октября 1905 года Св. синод принял определение, согласно которому духовенство приглашалось поучать паству "действовать в духе христианского всенародного братолюбия"[16]. Члены Св. синода решили проводить такую линию, чтобы не обострить отношение РПЦ ни с одной из политических группировок. Не обличая революционеров и не оказывая поддержки правым, они первых – по сути – вывели из поля критики, тем самым взяв их буквально под свою "негласную" защиту.
В те дни, 17 октября, увидел свет вышеупомянутый высочайший манифест о даровании народу России гражданских свобод. Вскоре, 28-го числа Св. синод обратился ко всероссийской пастве с разъяснениями его. Помимо общих слов и повторений основных положений манифеста, изменения в политической системе характеризовались как произошедшие "в соответствии с мерой общественной зрелости народа". В послании содержался призыв к пастве быть достойными доверия царя и выражалась надежда, что дарованные с высоты трона свободы послужат "не свободой на своеволие и буйство мятежное, ведущее ко вражде братоубийственной", а "свободой мира и любви не только к друзьям и братьям христианам, но и к лицам, чуждым Святой веры нашей". Вместе с тем послание содержало и своеобразное предостережение членам правомонархического, черносотенного течения. В послании говорилось: "Тяжкий грех берёт на свою душу тот, кто думает мятежом и насилием сослужить верную службу своему Государю. Он послужит лишь тайным или явным Его врагам"[17]. Такое предупреждение было вызвано чередой еврейских погромов, прокатившейся по средним и южным городам России.
В обоих посланиях Св. синода (22 и 28 октября) не содержалось, по сути, никаких оценок самому революционному движению: не было предупреждений пастве от вступления в радикальные противоправительственные организации, не говорилось об их антимонархических целях и задачах. Члены Св. синода не сочли нужным разъяснить православным ни о значении проходивших буквально повсеместно демонстраций под красными знамёнами, ни о лозунгах вроде "Долой царя", ни об оскорблении религиозных чувств православных, выразившихся, например, в массовых осквернениях и уничтожениях портретов императора – помазанника Божия, и проч.
Принятая Св.
синодом едва ли не с самого начала смуты точка зрения – молчать о
революционерах и порицать лишь противников их – не замедлила сказаться на
всём пространстве империи. 19 ноября
Содержания
поучений архиереев были весьма схожи с упомянутыми посланиями Св. синода от
22 и 28 октября
Характер упомянутых посланий представителей церковной иерархии дал повод объединённому собранию руководящего состава монархических партий и союзов Киева дать им такую оценку: "Оба указанные акта Святейшего Синода …можно сказать, проникнуты космополитизмом, при совершенном пренебрежении национальной идеей. …Революционеры, деятельность которых осталась без оценки со стороны Святейшего Синода, тем самым получили могущественную поддержку со стороны этого высокого церковного учреждения для распространения и осуществления на деле их разрушительных лжеучений. …Этими поучениями Святейший Синод дал 40 тысячам священникам[21] образец того, что они должны и чего не должны говорить народу. И многотысячное духовенство в массе своей молчало о революционерах: огромное большинство потому, что само не понимало, что происходит на Святой Руси; более же чуткое меньшинство, за редкими исключениями, устрашённое указами Святейшего Синода, боялось разъяснять народу значения революции и её вдохновителей и борцов. Но рядом с этими существовало ещё и такое революционное меньшинство духовенства, которое нагло призывало народ вступить в ряды революционеров"[22].
Между тем,
революционные волнения продолжались: вспыхивали локальные военные бунты в
Кронштадте (24–28 октября), Севастополе (11–15 ноября) и других местах.
Ноябрь–декабрь были отмечены кульминацией числа крестьянских выступлений,
охвативших половину уездов европейской части России. Начавшаяся в Москве 7
декабря политическая стачка через два дня переросла в вооружённое восстание,
продолжавшееся до 19-го числа. Вслед за Москвой поднялись рабочие
Ростова-на-Дону, Харькова, Нижнего Новгорода, Тифлиса, Красноярска и др. В
тот период по стране бастовало 435 тыс. человек (в начале революции, в январе
в забастовках принимало участие 444 тыс. рабочих, в октябре
В разгар московского восстания, 14 декабря Св. синод постановил повсеместно совершать во все праздничные дни особое молебное пение о прекращении в стране раздоров, нестроений и междоусобной брани[24]. 20 декабря в качестве реакции на имевшие место факты поддержки представителей духовенства революционных выступлений народных масс, Св. синод выпустил специальное определение "По сведениям о предосудительном поведении некоторых священников во время народных волнений". В нём констатировалось, что в некоторых епархиях отмечались отдельные случаи возбуждения приходскими священниками паствы против правительства. При этом высказывалось убеждение, что православное духовенство, "верное обязанностям своего высокого пастырского служения и искони преданное государственному порядку", исполнит пастырский свой долг, воздействуя на паству в духе любви и мира. Епархиальным архиереям поручалось усилить контроль над духовенством и, в случае появления каких-либо предосудительных действий со стороны клириков (неповиновение законной власти и нарушения государственного порядка), к ним предлагалось незамедлительно применять строгие дисциплинарные меры: вплоть до удаления с приходов и запрещения в священнослужении[25].
Таким образом,
определение Св. синода от 20 декабря в определённом смысле противоречило
определениям от 22 и 28 октября. Согласно первым (по хронологии) – надо было
проводить аполитическую линию, не осуждая и не обличая никого, согласно
последнему – поддерживать правительство. (Выше уже говорилось, что призыв к
повиновению власти содержался и в послании Св. синода от 14 января
Исследователи Первой российской революции отмечают три общественно-политические силы, действовавшие в декабре 1905. Первая – сама власть, защищавшая свои позиции. Вторая – революционеры, нападавшие на неё и добивавшиеся дальнейших (в продолжение манифеста 17 октября) уступок при поддержке части народа. Третья сила – либеральная демократия, сохранявшая в целом оппозиционность по отношению к власти. Составлявшие её слои населения, с одной стороны, явно не сочувствовавшая методам радикалов, но с другой – осуждали правительство за промедление с реформами и за ненужную, по их мнению, жестокость[27].
В целом,
исследование официальной политической позиции Св. синода в
Необходимо
отметить, что с весны
Реформы
политического устройства страны фактически начались с 12 февраля
Соответственно, вставшие перед духовенством после манифеста 17 октября теоретические вопросы стали переходить в практическую плоскость: как относиться к государственному переустройству; принимать ли в нём участие или нет; если принимать, то что можно и должно делать, если же не принимать, то чего делать нельзя и не следует?
Идя навстречу
назревшей потребности, 18 февраля
Однако касательно политических пристрастий послание Св. синода было гораздо менее определённым. С одной стороны, в нём говорилось: "Не может пастырь и не должен связывать себя ни с каким союзом, ни с какой партией, ибо один для него союз – Христов в Церкви Божией, с коею он соединён на веки нерушимыми узами". С другой стороны, в послании призывалось не соблазняться "посулами людей, кои, не веруя в Бога, во главу угла ставят благо вещественное", не прельщаться также надеждами на "свободу многую в мирских делах". И, более того, возвещалось: "Всё, что идёт путём мира, любви и порядка, всё, что за веру истинную, всё, что за Царя православного, за целость отечества нашего, – всё это да будет благословенно. Всё же, что против сего, идёт не путём мира и любви, а взывает к насилию и восстанию, да будет нами отринуто во имя Божие". Кроме того, в послании содержался призыв к духовенству "постоять даже до смерти" за Веру, Царя и Отечество и "царскую власть Помазанника Божия не дать на попрание врагам"[33].
Таким образом, с одной стороны, в своём документе Св. синод давал указания стоять вне партий, а с другой – рекомендовал определённые начала политической программы: поддерживать тех, кто идёт путём мира за Веру, Царя и Отечество. В целом, как отмечалось на страницах церковной прессы по прошествии почти года со дня появления этого послания – оно не оказало заметного влияния на отношение духовенства к политическим вопросам. Если, например, кто-либо из архиереев настаивал, чтобы духовенство в их епархиях примыкало к правым партиям, то в ответ они получали возражения со стороны священно- и церковнослужителей, что мероприятия в интересах этих партий нарушают принцип непартийности, объявленный в названном послании Св. синода[34].
Предостережения
духовенству от увлечения партийной политической борьбой и от деятельности,
направленной против законной власти и государственного порядка, содержались и
в распоряжении Св. синода, выпущенном 10 марта
Из сказанного
можно заключить, что в одних актах Св. синода (например, в определениях от 22
и 28 октября
Подтверждает
такую оценку определений Св. синода, изданных в
В том же
В значительной
степени изменилось отношение высшего органа церковного управления к
революционному движению в период спада последнего во второй половине
Первый из них –
письмо первенствующего члена Св. синода митрополита С.-Петербургского Антония
к епархиальным преосвященным, написанное от имени Св. синода и датированное
31 августа
Второй акт –
определение Св. синода от 18-25 ноября
Третьим актом
Св. синода, в котором фактически была проявлена политическая переориентация
высшего органа церковного управления, был циркулярный указ "По поводу
выборов в Государственную Думу"[41], увидевший свет 12 декабря
В частности, этот указ гласил: "Святейший Синод определяет: …3) Все выборные собрания желательно предварять молебствиями, на коих надлежит разъяснять избирателям, что настолько добра принесёт народу Дума из людей благоразумных и верных, насколько же зла нанесёт ему такая Дума, в которую сумели бы проникнуть враги святой веры и престола, о чём говорить поучения и на предшествующей выборам литургии. …6) Особенно хорошо было бы благословлять избранных [на собраниях], как выборщиков, так затем и членов Думы нательными крестиками или евангелиями и завещать им крепко стоять за родину, за веру и за Царя и заботиться не о своей личной и не сословной только выгоде, но о том прежде всего, что служит на пользу всей православной стране нашей"[43].
Таким образом,
во второй половине
Колебания политической линии Св. синода были обусловлены главным образом отсутствием чёткой позиции РПЦ к царской власти. Император как помазанник Божий, имел определённые церковные полномочия[44]. Однако они не были точно кодифицированы, хотя и являлись широко известными в исторической и богослужебной практике Восточно-Православной церкви (особенно в Византии)[45]. И потому участие государя в церковных делах давало повод для постоянного недовольства духовенства "вмешательством" в церковные дела светской власти. Наличие в государстве помазанника Божия, так или иначе участвующего в делах церковно-правительственного управления (юрисдикции), в охране вероучения и контроле за церковным благочинием, ставило духовенству фактический заслон в получении желаемой и искомой свободы самоуправления[46]. Потому для стремящегося к независимости духовенства наличие в государстве светской власти со светским, соответственно, правителем во главе являлось более желательной формой государственного управления. Именно неопределённостью отношений "священства" и "царства" была обусловлена "неопределённая" политическая линия Св. синода. С одной стороны, высший орган церковного управления старался проводить традиционно-охранительную по отношению к самодержавию политику. С другой – своими действиями он показывал, что монархия является "внешним институтом" по отношению к церкви. И потому церковь в лице Св. синода "не считала своим долгом" проводить проповедническую деятельность о незыблемости империи как формы государственного устройства.
В период
1905–1906 гг. российское общество в борьбе с самодержавием добилось созыва
Государственной думы и получило определённые гражданские свободы. Но при этом
не были учтены интересы Православной церкви, которая осталась практически в
одиночестве со своими нерешёнными проблемами[47]. Духовенство (в силу своего
социального положения) не могло принять те методы борьбы за реформы, которые
использовались обществом: участие в забастовочном движении и применение
методов вооружённой борьбы. Оно не могло напрямую требовать у царской власти
проведения церковных преобразований и не стремилось встать в открытую
оппозицию к царю. Однако священнослужители РПЦ могли оказывать идеологическое
воздействие на православную паству: в первую очередь, на политическое
сознание многомиллионного российского крестьянства. И в период Февральской
революции
Опубликовано в академическом журнале "Уральский исторический вестник"(Екатеринбург, 2008. № 4(21). С. 30–38).
[1] Корелин А.П., Пушкарева И.М., Королёва Н.Г., Тютюкин С.В., Христофоров И.А. Первая революция в России. Взгляд через столетие. М., Памятники исторической мысли. 2005.
См. также: Тютюкин С.В. Первая российская революция в отечественной историографии 90-х годов // Отечественная история. М., 1996. № 4. С. 72–85.
[2] В
"Своде законов Российской империи" и в других официальных
документах, вплоть до
[3] См., например: Ореханов Георгий, иерей. На пути к Собору. Церковные реформы и Первая русская революция. М., Православный Свято-Тихоновский богословский институт. 2002; Фирсов С.Л. Русская Церковь накануне перемен. (Конец 1890-х – 1918 гг.) М., б/и. 2002; Рожков Владимир, протоиерей. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., Изд. Крутицкого патриаршего подворья. 2004.
Эти и другие исследователи рассматривают вопросы церковно-государственных отношений, связанные с планировавшимся реформированием структуры управления РПЦ и другими внутрицерковными проблемами.
[4] Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905–1907 гг. М., Изд. Наука. 1984.
[5] Подробнее об этом священнике, его организации "Собрании русских фабрично-заводских рабочих г. С.-Петербурга" и их покровителях см.: Соловьёв Илья, дьякон. Дело Георгия Гапона // Церковь и время. М., 2005. № 2(31). С. 199–211; а также в параграфе "Георгий Гапон и "тайна" его влияния на рабочих" коллективной монографии: Корелин А.П., Пушкарева И.М., Королёва Н.Г., Тютюкин С.В., Христофоров И.А. Указ. соч. С. 154–166.
[6] Пушкарёва И.М. Была ли альтернатива у "Кровавого воскресенья"? // ОИ. 2005. № 5. С. 18.
[7] Церковные ведомости. СПб., 1905. № 3. С. 31–32; Церковный вестник. СПб., 1881. № 22. Часть офиц. С. 135.
[8] Церковный вестник. СПб., 1905. № 3. С. 85–87.
[9] На следующий день после "Кровавого воскресенья" рабочие Путиловского завода попросили о встрече с митрополитом С.-Петербургским Антонием. Она состоялась через день, 12 числа. Владыка принял 5 человек. Тогда же было принята договорённость, что в ближайшее время архипастырь посетит Путиловский завод (Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1905. № 5. С. 185–186). Этот визит и произошёл 23 числа.
[10] Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1905. № 5. С. 185–186.
[11] Церковный вестник. СПб., 1905. № 32. С. 993–995.
[12] См. о войне, например: Кристофер Мартин. Русско-японская война. 1904–1905 /Пер. с англ. Е.К.Солнцевой. М., Центрполиграф. 2003; Сахаров А.Н. Размышления о русско-японской войне 1904–1905 гг. // Вопросы истории. М., 2007. № 4. С. 3–15.
[13] Московские ведомости. М., 1905. № 275. С. 1–2.
[14] Церковный вестник. СПб., 1906. № 1. С. 7.
[15] Тихомиров Л. 25 лет назад. Из дневника Л.Тихомирова // Красный архив. М.-Л., 1930. Т. 3 (40). Запись от 25 октября. С. 91.
[16] Церковные ведомости. СПб., 1905. № 44. С. 499.
[17] Церковные ведомости. СПб., 1905. № 44. С. 489–491; Церковный вестник. СПб., 1905. № 44. С. 1390–1391, 1398.
[18] Митрополитов С.-Петербургского Антония (Вадковского), Московского Владимира (Богоявленского), архиепископов Херсонского Димитрия (Ковальницкого), Казанского Димитрия (Самбикина), епископов Полоцкого Серафима (Мещерякова), Тамбовского Иннокентия (Беляева), Подольского Парфения (Левицкого), Кишинёвского Владимира (Сеньковского), Оренбургского Иоакима (Левицкого), Псковского Арсения (Стадницкого) и Нижегородского Назария (Кириллова).
[19] Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1905. № 47. С. 1991–2000.
[20] Там же. С. 1997.
[21] Приводимые
монархистами Киева сведения занижены. По состоянию на
[22]
Государственный архив Российской Федерации (далее – ГАРФ). Ф. 550
("Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений"). Оп. 1. Д.
[23] См. о восстаниях подробнее, например: Большая советская энциклопедия. М., Изд. Советская энциклопедия. 1972. Т. 8. С. 39–41, 1973. Т. 13. С. 479, 1976. Т. 23. С. 109–110; Тютюкин С.В. У порога гражданской войны // Корелин А.П., Пушкарева И.М., Королёва Н.Г., Тютюкин С.В., Христофоров И.А. Указ. соч. С. 363–377.
[24] Церковный вестник. СПб., 1906. № 1. С. 7.
[25] Церковные ведомости. СПб., 1906. № 1. С. 6–7; Церковный вестник. СПб., 1906. № 7. С. 210–212.
[26] ГАРФ. Ф.
550. Оп. 1. Д.
[27] Тютюкин С.В. У порога гражданской войны. Указ. соч. С. 387.
[28] Церковный вестник. СПб., 1906. № 7. С. 208–209.
[29] Церковный вестник. СПб., 1906. № 9. С. 257–259; Церковные ведомости. СПб., 1906. № 8. С. 87–90.
[30]
Государственная дума первого созыва заседала с 27 апреля по 8 июля
[31] О различных мнениях историков относительно того, являлись ли Основные законы конституцией страны см.: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начало XX века). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., Изд. Дмитрий Буланин. 2003. Т. 2. С. 154–158; Корелин А.П., Пушкарева И.М., Королёва Н.Г., Тютюкин С.В., Христофоров И.А. Указ. соч. С. 409–413.
[32] Церковный вестник. СПб., 1906. № 8. С. 225–229.
[33] Там же. С. 228–229.
[34] Церковный вестник. СПб., 1907. № 2. С. 38.
[35] Данное распоряжение Св. синода в периодике не опубликовано. Выдержка из него приводится в статье "Краткий обзор церковной жизни в России в минувшем году" (Прибавления к Церковным ведомостям. СПб., 1907. № 1. С. 4–11).
[36] Петербургский историк С. Фирсов называет проводимую в тот период Св. синодом политику "взвешенной", "осторожной и продуманной" (Фирсов С.Л. Указ. соч. С. 300, 304).
[37] Церковный вестник. СПб., 1907. № 2. С. 41, № 4. С. 118.
[38] Там же. 1907. № 2. С. 38.
[39] Церковные ведомости. СПб., 1906. № 35. Приложение. С. 1–2, 1906. № 36. С. 397–398; Церковный вестник. СПб., 1906. № 36. С. 1161–1162.
[40] Церковные ведомости. СПб., 1906. № 48. С. 505–507.
[41]
Государственная дума второго созыва работала с 20 февраля по 3 июня
[42] Церковный вестник. 1907. № 2. С. 33.
[43] Церковные ведомости. СПб., 1906. № 50. С. 530–531.
[44] В Своде законов империи церковные полномочия царя формулировались следующим образом: "Ст. 64: Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния. Ст. 65: В управлении Церковном Самодержавная власть действует посредством Святейшего Правительствующего Синода, Ею учреждённого" (Свод законов Российской империи. СПб., Изд. Вестник Знания. 1912. Т. 1. Ч. 1. С. 18).
[45] О месте
царя в церкви см.: Успенский Б.А. Литургический статус царя в Русской
церкви: приобщение Св. Тайнам // Учёные записки. Российский православный
университет ап. Иоанна Богослова. Вып.
[46] О
взаимоотношениях иерархической и царской властей в 1905–1907 гг. и особенно в
[47] Рубежной
датой во взаимоотношениях церкви и государства можно считать 17 апреля
Вместе с тем
указ "о веротерпимости" defacto не нанёс сколько-нибудь заметного
ущерба господствующей церкви и тем более не изменил религиозного ландшафта
страны. Процентное соотношение представителей различных вероисповеданий среди
подданных империи в период 1905–1914 гг. не претерпела изменений. Численность
же православных постоянно увеличивалась, причём не только за счёт
естественного прироста населения. Данные статистики за 1909–1914 гг.
показывают, что присоединявшихся к Православию было стабильно больше, чем
переходивших из него в другие исповедания. Причём со временем разрыв
увеличивался в сторону первых. (Это не относится к пределам Царства
Польского, в некоторых губерниях которого после 17 апреля
Следует также иметь в виду, что после указа "о веротерпимости" некоторые затруднения возникли у инославных конфессий (в том числе у католиков), поскольку появились определённые условия для облегчённого перехода из них в сектантство (Белов Ю.С. Правительственная политика по отношению к неправославным вероисповеданиям России в 1905–1917 гг. Автореф. … канд. ист. наук. СПб., СПб. филиал ИРИ РАН. 1999. С. 4–5).
Однако царский указ "о веротерпимости" оказал на часть российского общества определённое эмоционально-психологическое значение. После его выхода у некоторых пошатнулась вера в царское правительство, которое во время роста революционных выступлений якобы "отказалось" от политического покровительства православию.
В целом же,
вплоть до Февраля
[48] См. о
политической позиции духовенства РПЦ в послефевральский период
http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2325
Прикрепленный файл | Размер |
---|---|
История Церкви 1905-1906г.Бабкин.doc | 121 кб |
История российской Церкви 1905-1906г..pdf | 233.43 кб |