Пропустить навигацию.
Главная

Как стоять в церкви Божией?

Всероссийский Патриарх Иоаким (Савелов)
Как стоять в церкви Божией?

ioakim1674.jpg

    Предлагаем вниманию наших читателей поучение Всероссийского патриарха Иоакима «Как стоять в церкви Божией?», которое, несмотря на то, что было написано несколько веков назад не только не утратило своей актуальности, но, напротив, становится особенно своевременным именно сегодня, когда наш расцерковленный народ начинает возвращаться к Богу, посещая Его храмы и соединяясь с Ним в Таинствах Его Святой Церкви.
    Десятый Российский патриарх Иоаким происходил из дворянского рода Савеловых и, как полагалось, был сначала на военной службе. А монашеский постриг он принял на тридцать пятом году жизни. Патриархом Владыка Иоаким стал 26 июля 1674 года.
Ревнуя о здоровом просвещении русского народа и, к тому же, желая дать противовес усиливавшемуся латинскому влиянию, патриарх Иоаким в Москве в 1679 году основал большую школу в типографском доме, которую и посещал еженедельно с Государем, выдавая учащимся одежду и деньги.
    Как подлинный пастырь Христов - святейший патриарх Иоаким был неизменно ревностным сторонником и даже защитником Царского единодержавия и самодержавия. После того, как представители высших боярских родов под себя подготовили проект учреждения в регионах царских наместников, да еще и с пожизненными титулами: казанского, астраханского, уральского и других, патриарх Иоаким пришел к Государю Феодору Алексеевичу и убедил Его не подписывать приказ, поясняя: "как бы по прошествии нескольких лет, обогатясь и пренебрегши московских царей самодержавством, они не отступили и единовластия не разорили". Поэтому Царь Феодор Алексеевич документ и не подписал. Олигархическое расчленение России не состоялось.
    После смерти Царя Феодора Алексеевича в 1682-м году патриарх Иоаким благословил на царство одного из двух несовершеннолетних царевичей - Петра Алексеевича.
    Немало своих сил положил святейший патриарх Иоаким в борьбе с расколом и инославными еретическими влияниями. Им был составлен "Свет духовный" - одно из лучших сочинений против раскола.
    В ноябре 1681 года патриарх Иоаким созвал Собор русских святителей для принятия срочных мер против раскола. В том же году, в согласии с решением этого архиерейского Собора по царскому Указу все главные расколоучители: Аввакум, Лазарь, Феодор и Епифаний, были сожжены всенародно.
    Среди множества заслуг патриарха Иоакима перед Родиной и Святой Церковью есть и такая - как освобождение Московского государства от экспансии католического ордена иезуитов, которые своим влиянием заразили некоторых близких к Государю людей.
    Патриарх Иоаким был искоренителем появившейся на Руси опасной ереси "хлебопоклонников", считавших, что евхаристическое пресуществление происходит без призывания Святого Духа на Дары, как положено в Православной Церкви, а совершается, как у католиков, при произнесении слов: "Сие есть Тело Мое" и "Сие есть Кровь Моя". Эту ересь привез от папежников и усиленно распространял тайный иезуит - переучившийся монах Симеон Полоцкий.
    В 1690-м году патриарх Иоаким созвал Церковный Собор, который предал проклятию "хлебопоклонническую ересь" и прочие уклонения к латинству. С тех самых пор в русских церквах принято звонить к "Достойно есть...", дабы указывать верующим на время пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. Во время этого звона невольно встает в благодарной памяти и светлый образ ревностного первосвятителя Российской Церкви семнадцатого века - патриарха Иоакима.
    Проведение этого Собора стало для святейшего патриарха Иоакима последним великим деянием в пользу Православия. Скончался владыка Иоаким в марте 1690 года.

   «Дом Мой есть дом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк.19;46).

    Неложно сказал Апостол Павел в своей проповеди Афинянам: "Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет" (Деян. 17;24), однако же Сам Бог еще в ветхозаветные времена благоволил избрать Себе место, где люди могли бы приносить Ему жертвы и изливать пред Ним свои молитвы. Он Сам говорит Соломону о храме: "Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там во веки; и очи Мои и сердце Мое будут там во все дни" (2 Пар. 7;16). Но тогда в одном только народе Израильском Господь избрал Себе одно место, возлюбил один храм, а теперь во всяком народе, во всякой стране, во всяком граде и веси Он благоволит иметь столько храмов и домов для молитвы, сколько бы ни построили их православные христиане. И в этом мы видим великую милость Всещедрого Бога, дабы мы по лености своей не удаляли себя от Него, ссылаясь на дальнее расстояние от храма, ибо удаляющие себя от Бога, по слову Пророка, погибнут! Молиться мы должны и на всяком месте владычества Господня, как поучает святой Апостол Павел: "желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи" (1 Тим. 2;8); угодна Господу молитва и в пустыне, как молитва Пророка Илии, Иоанна Предтечи, и всех тех, кои скитались в пустынях, в горах, вертепах и пропастях земных, угодна была Господу и Петрова молитва в горнице, и Павлова на корабле, и Ионина в чреве кита, и Иовлева на гноище, Езекиина на одре болезни, и множества мучеников в темницах, - никакое место не препятствует молитве; но особенно приятное Богу приношение бескровной жертвы требует особенного места, требует храма освященного. 

        Да и молитва множества верующих, собравшихся воедино, имеет большее дерзновение ко Господу: Христос Господь Сам сказал: "Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18;19-20). Много может молитва и одного праведника ко умолению Владыки, но еще больше может молитва многих. И если один член Церкви имеет какой-либо недостаток, то другой член восполняет этот недостаток. Кроме того, молитва многих, возносимая в храме, подкрепляется еще и молитвою святых Божиих, святые Мощи которых во святых храмах почивают. Когда святые Апостолы ожидали пришествия Святого Духа по обетованию Христову, то пребывали все вместе в Сионской горнице, в единодушной молитве и молении. Хорошо делаете и вы, православные, собираясь в подражание Апостолам в сию горницу духовную, во храм Господень; хорошо делаете, что здесь молитесь, и воистину сойдет и на вас Дух Святой, терние грехов ваших как бы огнем попаляющий, а души ваши зарями благодати Своей просвещающей и освящающий, если только сами вы не положите препятствий Его пришествию в ваших душах. А препятствий таких бывает много. И вот первое из них: кто входит во храм Божий без страха Божия, тот не может получить благодати Святого Духа. Господь не взирает милостиво на таких людей, ибо "око Господне" только "над боящимися Его" (Пс. 32;18). Не исполняет Он желания сердец их, ибо Он только "желание боящихся Его исполняет" (Пс. 144;19). Он лишает их благ вечных, "ибо нет скудости" этих благ только "у боящихся Его" (Пс. 33;10). Не являет Он к ним молости Своей, ибо "милость Господня от века и до века к боящимся Его" (Пс. 102;17). 

        Кто входит без страха в чертог царя земного? А в дом Царя небесного многие дерзают входить без всякого страха и благоговения! Громогласно взывает Давид: "служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом" (Пс. 2;11); но многие не хотят слышать этих слов, так что Сам Господь жалуется на таковых через Пророка Малахию: "если Я Господь, то где страх и благоговение предо Мною?" (Мал. 1;6). Второе препятствие для благодати Божией есть недостаток смирения и кротости. Кто величается как гордый фарисей, а не молится подобно смиренному мытарю; кто исповедует пред Богом не грехи свои, а свои вклады, свои милостыни, свои добрые дела, забывая заповедь: "не труби перед собою… пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф. 6;2-3), тот сам себя лишает благодати Божией. Не от смирения, конечно, происходит и то, что некоторые во время службы Божией, когда священник возглашает: "мир всем", не хотят приклонить своей главы для принятия сего мира, и чрез то сами себя лишают мира, от Самого Христа посылаемого, - не дают сему миру места в своих сердцах. Кто нерадит об этом, тот пусть знает, что мир наш, по слову Христа (Мф. 10;13), к нам возвращается, а он остается без мира и в сем и в будущем веке. И какое же тут смирение, когда при возглашении священника: «благодать Господа нашего Иисуса Христа... буди со всеми вами» - многие не хотят наклонить головы, оскорбляя тем и самую благодать, и ее служителя. Это признак гордости, а не смирения. А Господь "гордым противится" и только "смиренным дает благодать" (Иак. 4;6). 

        Если хочешь, чтобы молитва твоя была услышана, то поучись смирению: "молитва смиренного проникнет сквозь облака" (Сир. 35;17). Не знаю также, гордости или невежеству некоторых приписать и то, что они при возглашении священником слов Христовых: "примите, ядите... пийте от нея вси..." не делают даже малого поклона, тогда как необходимо в это время особено возблагодарить Господа, сделав три земных поклона. Кто не поклонился бы царю земному, если бы этот царь сам предложил ему лучшую пищу на своей трапезе? А на Божественной литургии Царь небесный упомянутыми словами Самого Себя предлагает в пищу и питие всем верующим: как же не воздать за это Господу Богу Боголепного поклонения? Итак, если не хочешь быть изгнан за свою неблагодарность от трапезы Господней, смиренно преклоняйся перед Господом, когда услышишь эти слова Господни: "приимите ядите... пийте от нея вси..". Замечу, кстати: есть у некоторых обычай делать земной поклон во время великого входа со Святыми Дарами на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого - этого нельзя делать, ибо Святые Дары тогда еще не освящены в Тело и Кровь Христовы; достаточно при этом наклонить голову, чтобы не воздать хлебу и вину чести, принадлежащей Единому Богу. По учению Святой Православной Церкви хлеб и вино прелагаются в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову только тогда, когда священник во время пения: "Тебе поем", и призывания Духа Святого, осенит их знамением креста. Тогда только и подобает воздать им Боголепное поклонение. Третье препятствие к принятию благодати Божией есть пребывание, в смертном грехе: как нет "общего у света с тьмою" и "согласия между Христом и Велиаром" (2 Кор. 6; 14-15), так нет общения и благодати Божией со смертным грехом. Наконец, четвертое препятствие это житейские попечения. 

        Поэтому, как Моисей, приближаясь к горящему кусту, снимал обувь с ног своих, так и ты, входя во храм Божий на молитву, отложи всякое житейское попечение, чему поучает тебя и Святая Церковь в песни Херувимской. Стоя в храме, помышляй, что ты стоишь на небе. Как на небе, так и в церкви есть престол Божий; как на небе нет никаких попечений земных, так пусть не будет их и в церкви; как на небе одно непрестанное славословие Господу, так пусть будет и в церкви; как на небе с благоговением предстоят престолу Божию Ангелы и все святые Божий, так пусть будет и в церкви: кто в церкви, этом земном небе, бывает занят житейскими попечениями, тот и небо делает землею, или, по слову Христову, дом молитвы обращает в вертеп разбойников! Господь изгнал из храма торговцев и менял: разве не торгует в церкви тот, у кого душа занята только прибылью да расчетами? Разве не меновщик тот, у кого и в церкви только лихва на уме? Разве не достойны таковые, чтобы Христос Господь бичом осуждения страшного изгнал их из Своей церкви? А чтобы нам избежать этого осуждения, будем входить в церковь Божию со страхом и стоять в ней со смирением. В доме молитвы будем прилежно молиться; стоя во храме, будем помышлять, что стоим на небесах. И тогда Господь Бог исполнит все прошения наши, и пошлет нам благодать Святого Духа здесь на земле, а когда разрушится храмина тела нашего, то сподобит нас войти в дом Свой небесный, и тогда насытимся мы лицезрением Его, когда явится нам слава Его. Аминь.
                                                  Поучение первосвятителя взято из рукописи №147 Патриаршей
                                                                                  или Синолальной Библиотеки и переложено
                                                                                          со славянского наречия на русский язык.
Статья из альманаха «ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ»  № 29, февраль 1997г. стр. 2.

Прикрепленный файлРазмер
Как стоять в церкви Божией.pdf231.79 кб
Как стоять в церкви.doc71 кб