Пропустить навигацию.
Главная

День памяти старца Фёдора Кузьмича - Императора Александра I

В 1864 г. в г. Томске почил старец Федор Кузьмич, почитаемый в народе как Император Александр I.

Проповедь >>>

Старец Феодор Кузьмич – это ушедший в мiр Император Александр Первый

Праведный Феодор Томский













Статья с сайта "Москва - Третий Рим"

Одним из тех, кого предполагалось Всероссийски прославлять в Царствование святого Императора Николая Второго был старец Феодор Кузьмич, которого благочестивое народное предание (и ряд исследователей) связывает с ушедшим в мiр Императором Александром Первым.
а) Могила старца Феодора Кузьмича пользовалась большим почетом у набожных слоев общества города Томска

В предреволюционную пору в часовне деревни Зерцалы Боготольской волости Ачинского (позднее Мариинского) уезда Томской губернии, к которой когда-то был приписан Старец[1] Феодор Козьмич, бережно хранились еще при жизни переданные им туда Печерский образ Божией Матери, Евангелие и раскрашенный разноцветными красками вензель. «Икона Печерской Божией Матери с чудесами, старинного, довольно хорошего письма, размером около полуаршина в квадрате, сохранилась прекрасно. Икона помещена в простой деревянный киот, внутри отделанный золотым позументом. За стеклом хранится сам вензель. Вензель нарисован карандашом на простой писчей бумаге, пожелтевшей от времени, и раскрашен зеленовато-голубой и желтой красками. Он представляет собою букву «А» с изображением короны наверху и летающим голубком на месте горизонтальной перемычки»[2].

Еще одним местом почитания праведного Старца были его келлии.

Первоначально (с 31 октября 1858 г.) Феодор Козьмич поселился в доме томского купца С.Ф. Хромова[3]. Впоследствии Семен Феофанович построил для старца специальную городскую келлию. До революции в ней еженедельно, по воскресеньям, в пять вечера братией обители служились панихиды, а 30 августа еще и молебен. Очевидец сообщал: «келлия Старца Федора Кузьмича представляла собой небольшую крестьянскую хату из круглых кедровых бревен с двумя маленькими окнами; внутри беленая русская печь, в углу между окнами, сбитая из досок спанья лавка с небольшим досчатым изголовьем.

В двух верстах от Томска на заимке супругов Чистяковых известной под названием «Хромовка» – первый приобретатель ее был купец Хромов. Рядом с их жилым домом стояла буквально такая же келлия, как в городе на участке; как передавала семья Чистяковых-Хромовых, в этой келлии жил Старец весной и летом; Старец всегда любовался кругом расположенным кедровым, еловым и березовым лесом. Я видел некоторые иероглифы, также инициалы А. I., вырезанные ножом, как говорили Чистяковы, собственноручно Старцем, на стене келлии и на изголовьи. В этой же семье Чистяковых я слышал, что Старец Федор Кузьмич жил до переезда в Томск на заимке Чернореченская, вблизи великого Сибирского тракта, где с ним познакомился старик купец Хромов[4]».

«Недалеко от печки, в левой стороне келлии – писал очевидец, посетивший ее до революции, – находится ход в подвал. Подвал представляет собою довольно обширное сухое помещение; стены которого обложены кирпичом. Среди этого подвала находится небольшой колодезь, глубиною не более одного аршина. Рассказывают, что, когда С.Ф. Хромов, во время ремонта келлии, стал подводить под нее фундамент, то под самой келлией показался источник воды. На этом самом месте вырыли небольшой колодезь, устроили подвальное помещение, стены которого обложили кирпичом, и вообще приняли меры для благоустройства этого места. С тех пор в колодце вода стала появляться ежегодно раз или два и, говорят, преимущественно в большие праздники: Св. Пасху, Благовещение и др. Вода имеет целебный характер. Зарегистрирован целый ряд случаев, когда принимавшие ее с верою, молитвами старца Феодора Козьмича исцелялись от разных болезней. Воды появляется немного, и она разбирается верующими в ее чудодейственную целебность, часто даже приезжающим издалека. Говорят, что вода эта совершенно не портится от времени, если даже она сохраняется в открытом сосуде. ...

После смерти Феодора Кузьмича Хромов возымел намерение построить на этом месте монастырь[5]. Когда возник вопрос, как назвать предполагаемый монастырь: Александровским или Феодоровским, решили бросить жребий, и жребий указал, что монастырь должен быть назван Феодоровским. Хромов для постройки монастыря отвел значительное место, говорят, до 60 десятин…[6]»[7].

Как известно, Старец был погребен на территории Томского Богородице-Алексеевского мужского монастыря, «в 3-х саженях от алтаря монастырской церкви» в честь Казанской иконы Божией Матери к северо-востоку. Могила Его была обнесена деревянной выкрашенной белой краской изгородью, по углам высились четыре сибирских кедра. Надпись черной краской на белом деревянном кресте гласила: «Здесь погребено тело Великаго Благословеннаго старца, Феодора Козьмича, скончавшегося в Томске 20-го января 1864 года». По приказанию Томского губернатора В.И. Мерцалова слова «Великаго Благословеннаго» приказано было закрасить, однако через некоторое время их снова было можно прочесть из-за вылинявшей краски.

Позднее эту надпись не только восстановили, но еще и прибавили к ней... О внешнем виде могилы этого времени можно судить по дневниковым записям устроителя Императорского Томского университета, попечителя Западно-Сибирского округа профессора В.М. Флоринского. Вот одна из них от 14 июля 1880 г.: «На кладбище при Алексеевской монастыре есть одна любопытная могила. Над нею стоит простой деревянный крест, обвешанный венками из живых цветов. Свежими цветами покрыт и могильный холмик. На кресте, выкрашенном масляною краскою, находится следующая надпись: «Здесь погребено тело великаго благословеннаго старца Феодора Кузьмича. Скончался 1864 г. 20 января». На нижней перекладине восьмиконечного креста написаны тою же краскою литеры: «Е. И. В. А. I», т. е. Его Императорское Величество Александр I. Крест и надпись поставлены томским купцом Хромовым, благоговеющим пред этою могилою. Им же и многими другими поклонниками приносятся на могилу свежие цветы»[8].

Эту могилу посещали: Великий Князь Владимир Александрович (1868), Великий Князь Алексей Александрович (в 1873), специальный посланник Великого Князя Николая Михайловича, занимавшегося изучением жизни и эпохи Императора Александра I, Н.А. Дашков; военный министр А.Н. Куропаткин (12.10.1899), министр путей сообщения М.И. Хилков (9.1.1902), статс-секретарь А.Н. Куломзин, главнокомандующий армией на Дальнем Востоке Н.П. Линевич и другие.

По некоторым сведениям, не подтвержденным официальными данными, здесь также побывал на обратном пути после своего Восточного путешествия 1890-1891 гг. Наследник Цесаревич Николай Александрович – будущий Царь-искупитель. Утверждают даже, что Он «прибавил» (восстановил) в надмогильной надписи слово «Благословенный». …

В Томск Наследник Цесаревич прибыл в 9 час. 55 мин. 5 июля 1891 года. Уехал на следующий день. Здесь произошла Его первая встреча с владыкой Макарием (Парвицким-Невским) (будущим митрополитом Московским, святителем, канонизированном на архиерейском соборе 2000г.), за полтора месяца до того назначенным на Томскую кафедру (26.5.1891).

Еще до революции, по крайней мере дважды, вполне официально были напечатаны подтверждения сообщений о посещении Цесаревичем Николаем Александровичем могилы Старца Феодора Кузьмича. В 1907 г. впервые об этом сообщил в своей статье Великий Князь Николай Михайлович: «Могила эта пользуется большим почетом у набожных слоев общества города Томска, она также уже многие годы посещается и путешественниками. Из известных лиц могилу эту посетил ныне благополучно Царствующий Государь, будучи еще Наследником, во время Своей поездки по Сибири...» «Зять С.Ф. Хромова, – читаем в книге, изданной в 1912 г., – [И.Г.] Чистяков передавал пишущему эти строки, со слов князя Э.Э. Ухтомского, что келлию Феодора Козьмича посетил в 1891 г., во время Своего пребывания в Томске, Его Императорское Высочество Наследник-Цесаревич, ныне благополучно Царствующий Государь Император Николай Александрович. Государь был в келлии поздно вечером, в сопровождении князя Ухтомского и князя Кочубея[9]. О посещении Государем келлии Старца есть указание в статье Великого Князя Николая Михайловича»[10]. Судя по тому, что сведения о пребывании Цесаревича содержатся в воспоминаниях купца С.Ф. Хромова (май 1813 †29.4.1893), не исключено, что он лично вполне мог быть в числе сопровождавших Великого Князя Николая Александровича. В изданной уже в эмиграции книге русский дипломат П.Н. Крупенский писал, что будущий Государь «посетил могилу ночью».
б) Устройством храма на месте келлии Феодора Кузьмича должен был ознаменоваться день Венчания Царя с Царицею

В записках настоятеля Богородице-Алексеевского монастыря архимандрита Ионы читаем:

«1903 г. 10 июля при рытии канав для фундамента строющейся на могиле Феодора Козьмича часовни обнаружилась могила Старца. ...При осмотре могилы Великого Старца оказалось, что каменный склеп уцелел отлично. Доски, покрывающие этот склеп, также оказались целыми. Но одна из них провалилась, упала на гроб и проломила крышку последнего. Так как нужно было исправить повреждение и плотно закрыть гроб, то приподнята была крышка и при зажжении восковой свечи был усмотрен остов человека, голова которого покоилась на подушке. Подушка эта истлела. Голова же, склоненная несколько на левую сторону, обрисовалась весьма ясно. Волосы на голове и бороде сохранились в целости: цвета они белого, т.е. седые. Борода волнистая – протянулась широко на правую сторону. Явственно обрисовались также ноги, обутые в башмаки; башмаки эти носками своими загнулись и, кажется, истлели. …»[11]. Произошло это за девять дней до канонизации в Сарове преподобного Серафима.

В сооружении часовни, торжественно освященной 16 августа 1904, участвовали многие высокие лица, имена которых остались, к сожалению, неизвестны. Известно только одно имя – имя члена Государственного Совета, действительного тайного советника М.Н. Галкина-Врасского[12], начальника Главного тюремного управления и члена Комитета попечительства о трудовой помощи, находившегося под покровительством и председательством Государыни Александры Феодоровны, которая не раз упоминала его в личной переписке.

Михаил Николаевич неоднократно посещал могилу Старца, потому как он «с особым уважением относился к памяти Феодора Козьмича. Еще 10 марта 1882 года он счел необходимым лично посетить покойного настоятеля монастыря о. архимандрита Виктора[13], в беседе с которым просил возносить молитвы в церкви о Старце Феодоре Козьмиче и служить по Нем панихиды, а также привести в порядок и украсить могилу Старца. Все это покойным архимандритом было исполнено.

Галкин-Врасский, возвращаясь из Восточной Сибири, прибыл в Томск. По его приезде, ему представлялись все томские должностные лица, в числе коих явился и тюремный священник о. Илья Изосимов[14]. Галкин-Врасский заметил его, тотчас же подошел к нему и принял благословение, затем громко сказал:

– Молитвами Старца Феодора Козьмича я остался жив, именно, из Восточной Сибири я намеревался ехать морем и уже отправил все свои вещи на пароходе, но потом передумал и захотел побывать еще в Томске и поклониться на могиле Старцу Феодору, поэтому и возвращаюсь в Петербург сухим путем... И что же случилось?.. Пароход, на котором я должен был ехать, утонул, утонули и все мои вещи, на нем находившиеся. Значит, и я подвергся бы такой участи, если бы не пожелал побывать в Томске и поклониться на могиле Старцу Феодору Козьмичу»[15].

В книге, вышедшей в 1912 году, читаем: «Несколько лет тому назад известный почитатель Старца Феодора Козьмича Елисей Захарович Захаров обратился к городскому голове А.П. Корнакову с заявлением, в котором сообщает, что некоторые лица, пожелавшие остаться неизвестными, с благословения известного отца Иоанна Кронштадтского, решили ознаменовать день бракосочетания Их Императорских Величеств [14/27 ноября 1894 г.] устройством трехпрестольного храма: во имя Козельщанской Божией Матери, Николая Чудотворца и Феодора Стратилата, с домом трудолюбия, но при том непременном условии, чтобы этот храм был построен на месте келлии Феодора Козьмича. ...В деле постройки церкви и приобретении места принимал участие К.П. Победоносцев, который требовал от местного епископа Макария объяснения по поводу отказа Захарову[16] в постройке церкви над келлией Феодора Козьмича»[17].

Итак, благословение на постройку было дано св. прав. о. Иоанном Кронштадтским. По некоторым сведениям, тайными заказчиками и жертвователями на это были Государь с Государыней. Только начавшаяся вскоре война остановила строительство, переворот отложил и саму канонизацию.
в) Старец Феодор, со смирением сойдя с Престола Давидова, явил пример святому Царю Николаю Второму

Обитель закрыли в 1923 г.[18], а в 1929-м и приходскую общину. Часовню над могилой Старца разрушили в 1936 г. вплоть до крипты. Профессор Томского государственного университета Валентина Ивания, вспоминая о посещении в начале 1930-х гг. пединститута, размещавшегося на территории монастыря, пишет: «Слева от учебного корпуса находилась часовенка над могилой Старца Феодора Кузьмича. Подходить к ней было неприятно, т.к. студенты пединститута, как атеисты, решили надругаться над могилой старца, превратив часовенку в нужник...»

Надвигалась Великая Отечественная война, и можно только ужаснуться судьбе этих педагогов, ибо это о них, об атеистах и осквернителях святынь, сказал царь-пророк Давид: Рука Твоя Господи найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет всех ненавидящих Тебя. Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь. Ты Господи, Своим всемогуществом истребишь плод их с земли и семя их – из среды сынов человеческих, ибо они предприняли против Тебя Царя Небесного и земного Помазанника Твоего злое, составили замыслы, но не могли выполнить их.[19] Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их (Пс. 20,9-13) Это предупреждение-пророчество особо звучит зловеще по отношению к осквернителям могилы старца Федора Томского, если иметь в виду тот факт, что в дореволюционных молитвословах псалом 20 приводился в качестве образца молитвы за Царя-Богопомазанника.

Праведный старец Феодор Томский (†20.1/1864) был канонизирован[20] в 1984 г. по благословению патриарха Пимена в составе Собора Сибирских святых и подвижников благочестия в Земле Сибирской просиявших (10 июня), в который входит и святитель Иоанн Тобольский. Обретены мощи старца Феодора Томского были 22 июня/5 июля 1995 года.

«В могиле не оказалось ни крышки гроба, ни черепа. О черепе существует несколько версий. По одной, его извлекли в 50-е годы мальчишки, раскапывавшие могилы монастыря в поисках сокровищ, по другой – якобы в 60-е годы столичные археологи изъяли череп, чтобы исследовать предание о том, что Старец – Император Александр I». [Можно предположить, что жиды-ритуальщики головы святых Императоров коллекционируют. Возможно, они пытаются их использовать в своих ритуалах. Напомним, что все слуги сатаны мнят, что они обладают какой-то силой в борьбе против Бога и Его Помазанников. Все, что они могут сделать, попущено Богом по нашим грехам для того, чтобы мы, ужаснувшись, захотели в разум Христов придти.]

Итак, обретение мощей Старца состоялось. Мощи Его покоятся в храме Казанской иконы Божией Матери Богородице-Алексиевского Томского мужского монастыря. По молитвам святого угодника Божия праведного Феодора не прекращается подаваться благодатная помощь обращающихся к нему. Часовня же над могилой праведного Томского Старца была восстановлена по первоначальному проекту на прежнем фундаменте в 1997-1998 гг. В иконостасе ее должен быть образ св. благоверного Великого Князя Александра Невского и великомученика Феодора Стратилата (Ангелов Императора Александра Первого и Старца Феодора Козьмича), держащие Казанскую икону Божией Матери.

Так, уже в наши дни, исполнилась воля Бога и Его Помазанника святого Царя-искупителя Николая, и достоянием всех православных христиан стал угодник Божий, угодивший Всемогущему Богу тем, что, выполняя волю Его, со смирением сошел с Престола царя Давида, явив тем святому Царю Николаю Второму пример для подражания в начале Его искупительного подвига, Иисусу Христу в подобие. Богоугодность и высоту этого духовного подвига Господь Бог открывает чтущим память этого Своего угодника чудесами и знамениями. А молитвенная помощь Старца Феодора Томского, имеющего Богопомазанничество и титул Благославенного, скорая и очень благодатная.

Святый праведный Феодоре Томский[21], моли Бога о нас!
г) Вера Молчальница – Царица, которая земных лавров и царских почестей отверглась[22]

Супругой, верной помощницей и сомолитвенницей, Императора Александра Первого Благословенного была Императрица Елизавета Алексеевна (1779-1826 гг.).

13/26 января 1779 года в Германии в городе Карлсруэ у маркграфа Баден-Баденского Карла–Людвига и принцессы Гессен-Дармштадской Амалии родилась дочь принцесса Луиза-Мария-Августа Баден-Дурлахская, которая 9/22 мая 1793 года была присоединена к православию с наречением имени Елизаветы Алексеевны и присвоением титула Великой Княгини. 10/23 мая 1793 г. состоялось Ее обручение и 28 сентября/11 октября 1793 года бракосочетание с Великим Князем Цесаревичем Александром Павловичем.

После смерти в ночь с 11/24 на 12/25 марта 1801 г. Императора Павла Первого на Императорский Престол взошел старший Его сын Великий Князь Александр Павлович. Венчание на Царство Государя Императора Александра Первого и Императрицы Елизаветы Алексеевны совершилось 15/28 сентября 1801 года в Успенском Соборе Московского Кремля. По воле Божией Великая Княгиня в одночасье, в 22 года, становится Русской Императрицей.

Елизавета Алексеевна много читала и имела особый дар слова, Император Александр Первый часто говорил, что, не имея времени читать, Он обязан только Императрице сведениями обо всем, что появлялось любопытного в мире и в самой России. Отказавшись от внешних почестей и блеска и отличаясь необычайной скромностью, Императрица Елизавета Алексеевна уделяла много времени и внимания делам благотворительности, находя в них искреннюю радость и утешение. Императрица переживает две тяжелейшие утраты – обе ее дочери умирают во младенчестве (Мария Александровна скончалась 21 июля/03 августа 1800 года на 2-ом году жизни, а Елизавета Александровна 30 апреля/13 мая 1808 года на 3-м году жизни).

Во время Отечественной войны 1812 года Елизавета Алексеевна организует женское Патриотическое общество с училищем для воспитания дочерей офицеров, павших на полях сражений, на свои средства она покупает землю на Васильевском острове и открывает Патриотический институт (позднее Елизаветинский институт) и Дом трудолюбия для девочек сирот, помогает многим семьям, потерявшим кормильца.

В Таганроге, куда для поправки здоровья прибыли Августейшие супруги, внезапно заболевает Император Александр Первый и 19 ноября/02 декабря 1825 года Он умирает на руках Своей Супруги. В апреле 1826 года Елизавета Алексеевна покидает Таганрог и едет в Петербург, следуя через г. Калугу. В г. Белёв Она останавливается в доме купца Дорофеева. Этой же ночью 4/17 мая 1826 года на 48-м году благодетельной и истинно христианской жизни Императрица Елизавета Алексеевна предает дух Свой Господу. Такова официальная версия смерти и Императора Александра Первого и Его Августейшей супруги Елизаветы Алексеевны.

Но есть много свидетельств тому, что Императрица Елизавета Алексеевна не умерла в Белёве, а предприняла страннический путь и 20-летний подвиг молчания и скончалась 6/19 мая 1861 года в Сырковом монастыре Новгородской губернии в возрасте 72 лет под именем Веры-молчальницы. Сведения о ней начинаются с 1834 года, когда подвижница появляется в Тихвине под видом странницы, назвавшись Верой Александровной (т.е. Верой Александра!), откуда по этапу ее отправляют в Валдай, затем в Новгородскую тюрьму как безпаспортную, а оттуда в Колмовскую психбольницу. «Мне хорошо там было; я блаженствовала там; благодарю Бога, что Он удостоил меня пожить с заключенными и убогими, – Господь не то еще терпел за нас грешных», – писала Вера Александровна.

О пребывании Веры Александровны в Колмово узнала известная благотворительница – графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская и предложила ей переселиться в Сырковский женский монастырь. Там Вере Александровне была отведена особая келья в виде маленькой избушки, состоящей из одной выбеленной комнаты и маленьких сеней, по внешнему виду являлась копией Томской келлии старца Феодора Кузьмича.