Пропустить навигацию.
Главная

Светочи Православия о Монархии


http://rus-sky.com/lecture/  Лекции о Русских Царях

Некоторые высказывания светочей Православия, мыслителей, писателей и богословов

'Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили бессмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и Царей, как бы бразды для управле­ния кораблем'.

Свт. Иоанн Златоуст

'Итак, должно воссылать великую благодарность Богу и за то, что есть Цари, и за то, что есть судьи'.

Свт. Иоанн Златоуст

'Блажен, кто многотрудными руками чтит Царя и для многих служит законом жизни'.

Свт. Григорий Богослов

'Лицо и сан Царя христианского на земле есть живой образ и подобие Христа Царя, живущего на
небесах'.

Свт. Димитрий Ростовский

'Царь есть "батюшка" для народа, как трогательно называет его сам народ'.

Св. патриарх Тихон в бытность его архиепископом

 Алеутским и Северо-Американским

'Мы же, братья, будем молить Господа, дабы Он и на далее сохранил для России Царя самодержавного и да­ровал ему разум и силу судить людей и державу Россий­скую в тишине и без печали охранити'.

Св. патриарх Тихон

'Благо народу и государству, в котором единым, все­общим и вседвижущим средоточием, как солнце во все­ленной, стоит Царь, свободно ограничивающий свое неограниченное самодержавие волею Царя Небесного, мудростию яже от Бога'.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов)

'Народ, чтущий Царя, благоугождает чрез сие Богу, потому что Царь есть устроение Божие'.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов)

'Бог, по образу Своего небесного единоначалия, утвердил на земле Царя; по образу Своего небесного вседержительства устроил на земле Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего...
поставил на зе­мле Царя наследственного'.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов)

'Священник не монархист не достоин стоять у Свя­того Престола, священник республиканец - всегда мало­вер. Монарх посвящается на власть Богом - президент получает власть от гордыни народной; монарх силен испол­нением заповедей Божиих - президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу - президент отводит избравших его от Бога'.

Митрополит Владимир (Богоявленский)

'Богоучрежденной формой существования православ­ного народа является самодержавие. Царь - Помазанник Божий. Он не ограничен в своей самодержавной власти ничем, кроме выполнения обязанностей общего всем слу­жения. Евангелие есть "конституция" самодержавия'.

Митрополит Иоанн (Снычев)

'Православный Царь - олицетворение богоизбран­ности и богоносности всего народа, его молитвенный пред­седатель и ангел-хранитель'.

Митрополит Иоанн (Снычев)

'Именно монархия является оптимальной, истори­чески опробованной, естественной формой
государствен­ного бытия российской цивилизации'.

Митрополит Иоанн (Снычев)

'Не подлежит сомнению, что самодержавие - наи­лучший государственный строй из всех известных
челове­честву, строй, в котором Церковь находится под непо­средственным покровительством государства'.

Митрополит Иоанн (Снычев)

'Невозможно христианам иметь Церковь, но не иметь Царя. Ибо царство и Церковь находятся в
тесном союзе и общении между собою, и невозможно отделить их друг от друга'.

Антоний IV, патриарх Константинопольский

'Святая, Богом благословенная и Ему угодная фор­ма государственного правления есть самодержавная, воз­главленная самим Богом поставленным Единодержавным Скипетродержцем Царем, который есть не
обыкновенный человек, а Помазанник Божий, получивший при священ­ном помазании сугубую благодать на великое и трудное дело управления народом'.

Григорий IV, патриарх Антиохийский

'Укреплять святую мысль через писание, быть вер­ным защитником Православной веры, самодержавного Царя и Отечества есть славное и святое дело, самое глав­ное, дело первостепенной
важности и приятное Богу'.

Григорий IV, патриарх Антиохийский

Митрополит Антоний (Храповицкий) еще в 1905 году призывал Русский Народ, 'чтобы он
всегда хранил свою преданность Самодержавию, как единственно дружеской ему высшей власти; чтобы народ помнил, что в случае ее колебания он будет несчастливейшим из народов, пора­бощенный уже не прежними суровыми помещиками, но врагами всех священных и дорогих ему устоев его тысяче­летней жизни - врагами упорными и жестокими, которые начнут с того, что отнимут у него возможность изучать в школах Закон Божий, а кончат тем, что будут разрушать святые храмы и извергать мощи святых угодников Божиих, собирая их в анатомические театры'.

 

'И если для государственного правления Св. Писа­ние признает одну только форму - самодержавную власть Царя, Помазанника Божия, то ни о какой другой власти, как не основанной на Божественном Откровении, мы не должны думать'.

Архиепископ Серафим (Соболев)

 'Царь есть Богом данный отец народа, беззаветно лю­бимый, облеченный от Самого Бога, Божией милостию, всеми правами отца, законодателя, как бы во образ Бога Вседержителя'.

Архиепископ Никон (Рождественский)

'Без Царя не может жить Русская земля... Царь - это ее отец, ее ангел-хранитель, Царь - это душа, это сердце Русского народа, как говорит мудрость народная: без Царя земля - вдова, без него народ - сирота; одно солнце на небе - один Царь Белый на Руси Святой!'.

Архиепископ Никон (Рождественский)

'Что боговозженное солнце для природы, то богодарованный Царь для своего царства. Призирает светлое око Царя - и иссушаются слезы, утоляются вздохи, ободря­ются труды, оживляется мужество. Простирается щедрая десница Царя - и облегчаются бедствия, восполняются подвиги. Исходит царственное слово - и все приводится в стройный чин и порядок, все возбуждается к деятельно­сти. Всему указуется свое назначение и место'.

Архиепископ Иннокентий (Борисов)

'Для русской земли только в царском самодержавии, без всякой заморской конституции, и есть
спасение'.

Епископ Андроник (Никольский)

'Любите Царя самодержавного, православного. Что у нас есть такой Царь - это наше счастие. Наше величие и слава. Мы имеем русского православного Царя, значит у нас есть отец народа, есть его начальник, защитник, доброжелатель. Хорошо той семье, где жив отец, там ведется порядок, такая семья и материально обеспечена. И часто расстройство в семье бывает с потерею отца. То же и в большой семье - государстве. И как не
может быть двух или более отцов, а только один, так и в государстве, правильно поставленном, должен быть один Царь само­державный'.

Епископ Арсений (Жадановский)

'Нужно тщательно и задушевно раскрывать и нрав­ственный смысл, духовное значение царского
самодержа­вия во всей нашей народной жизни, чтобы все ясно пони­мали и ценили то незыблемое начало совести и духовного взаимного родства Царя и всего русского народа, на кото­ром основано и почивает наше исконное царское
само­державие'.

Епископ Андроник (Никольский)

'Начальство и власть царская установлены Богом. Но если какой злодей-беззаконник восхитит сию власть, то не утверждаем, что поставлен он Богом, но говорим, что попущено ему'.

Св. Исидор Пелусиот

'После Православия они (Цари) суть первый долг наш русский и главное основание истинного
христианского благочестия'.

Преп. Серафим Саровский

'В очах Божиих нет лучшей власти, чем власть пра­вославного Царя'.

Преп. Серафим Саровский

'Запомните: если не будет монархии - не будет и России. Только монархический строй дает прочность Рос­сии, при конституции она вся разделится по частям'.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

'Держись же, Россия, твердо веры своей, и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть
непоколебимою людьми неверия и безначалия и не хочешь лишиться цар­ства и Царя православного'.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

'А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, лю­бите его, любите святую Церковь и отечество, и помните, что самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет самодержавия - не будет России'.

Св. прав. Иоанн Кронштадтский

'Наш Царь есть представитель воли Божией, а не на­родной. Его воля священна для нас, как воля Помазан­ника Божия; мы любим его потому, что любим Бога. Славу же и благоденствие дарует нам Царь, мы
принимаем это от него как милость Божию. Постигает ли нас бесславие и бедствие, мы переносим их с кротостью и смирением, как казнь небесную за наши беззакония, и никогда не из­меним в любви и преданности Царю'.

Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков) Оптинский

'Правда Христова учит любви к Царю, что право­славный русский народ свято исполнял'.

Игумен Серафим (Кузнецов)

'Пока во главе Великой России стоял Царь, Россия не только содержала в себе отдельные элементы Святой Руси, но в целом продолжала быть Святой Русью, как организованное единство'.

Архимандрит Константин (Зайцев)

'Вместе с верою и любовью к Богу, непоколеби­мая, веками утвердившаяся и освященная Церковью
любовь к Царю служила могучим оплотом нашей народно­сти в исторических судьбах ее'.

Прот. Иоанн Восторгов

'Господь Бог устроил Царя в Свое место, и посадил на царском престоле суд и милость'.

Прот. Иоанн Восторгов

'Церковь сосредотачивала особую любовь на своем Помазаннике, как возлюбленном, отрасли
Давида, же­нихе церковном'.

Прот. Сергий Булгаков

'Что богодарованная власть отца в каждой семье: то от Бога же власть Царя во всенародной, или государствен­ной семье'.

Прот. Евгений Попов

'Царская власть - Божие дарование и Божие бла­гословение; отсюда идея "величества" (как и титул ве­личества), всего лучше оправдываемая в одном лице (мо­нархия, единодержавие); отсюда Государь - существенно самостоятелен, особа священная и неприкасаемая'.

Прот. Евгений Попов

'Заповедь "чти отца твоего" относится и к Царю, как отцу всего Отечества'.

Прот. Евгений Попов

'Несчастной России православный нужен Царь, как больному в тюрьме свежий воздух, без него она пропадет'.

Прот. Владимир Востоков

'Царь - отец народа, а не слуга народа, не раб партии или сословий'.

Прот. Владимир Востоков

'Истинные христиане веруют и исповедуют, что уче­ние о царской власти прямо исходит из
богооткровенного слова - Библии и точным образом соответствует иерархи­ческому порядку, установленному в Царствии Божием'.

Иеромонах Павел (Стефанов)

'Самодержавие есть "высшая степень покорности Божией правде"'.

В.А. Жуковский

'Государство без полномощного Монарха то же, что оркестр без капельмейстера: как ни хороши будь все музыканты, но если нет среди них одного такого, кото­рый бы движеньем палочки всему подавал
знак, никуда не пойдет концерт'.

А. С. Пушкин

'Полномощная власть Монарха не только не упадет, но возрастет выше по мере того, как возрастет выше об­разование всего человечества'.

КВ. Гоголь

'Власть Государя явление бессмысленное, если он не почувствует, что должен быть образом Божиим на земле'.

Н.В. Гоголь

'Монархия обладает для нас целым рядом несо­мненных достоинств. Прежде всего это символ единства страны. Монарх возвышается над партиями и националь­ностями. Дореволюционная Россия была "семьей наро­дов" благодаря Царю'.

В. Соловьев

'Да, в слове "Царь" чудно слито сознание русского народа, и для него это слово полно поэзии и таинственного значения'.

В. Г. Белинский

'И наше русское народное сознание вполне исчер­пывается словом "Царь", в отношении к которому "отече­ство" есть понятие подчиненное, следствие причины'.

В. Г. Белинский

'Царь - одна из величайших исторических святынь русского народа. Сопоставление рядом, как
идеальных сокровищ, Веры, Царя и Отечества проходит через всю русскую историю'.

Проф. П.Е. Казанский

'Его (Царя) патриотизм в том, чтобы любить рав­ною любовью тех, чья участь вверена ему небом'.

Н.И. Черняев

'Только те Русские могут не быть монархистами, которые не умеют думать самостоятельно, плохо знают историю своей родины и принимают на веру политичес­кие доктрины Запада'.

Н.И. Черняев

'Основная разница между монархией и республикой в том, что в одном случае фундаментом всего
является вера в Бога, в другом случае вера в могущество человеческого разума и затем уже вера в Бога'.

Б. Башилов

Русские народные пословицы

Народ согрешит - Царь умолит, а Царь согрешит - народ не умолит.

Народ думает, а Царь ведает.

Как весь народ воздохнет, до Царя дойдет.

До милосердного Царя и Бог милостив.

Без Бога свет не стоит - без Царя земля не правится.

Где Царь, тут и правда.

Бог милостив, а Царь жалостлив.

Ни солнышку на всех не угреть, ни Царю на всех не угодить.

Царский гнев и милость в руке Божьей.

Близ Царя - близ чести.

Одному Богу государь ответ держит.

Народ - тело, Царь - голова.

Царское осуждение - бессудно.

При солнце тепло, а при Государе добро.

Без Царя земля - вдова и народ - сирота.

Русской земле нельзя без Государя жить.

Богом да Царем Русь крепка.