Пропустить навигацию.
Главная

Будет Царь – будет и Россия, не будет Царя – не будет и России (Преп. Анатолий Оптинский)

Из простого сопоставления (в целом восхитительной) книги «Проект Россия» с тем, что имеет название «Проект Россия-2» здравомыслящий человек может сделать только один вывод: либо «Проект Россия 2» - это откровенная «подстава», подлая попытка дискредитировать основные идеи первой книги «Проект Россия». Либо прямая ИЗМЕНА авторов первой книги, которые «страха ради иудейска (Ссылка на место из Еванг)» за «иудину награду» предали Правду Божию и Великую Россию. Ибо Россия без [Богом данного, Самодержавного] Царя,  как человек без головы есть труп смердящий. Будет Царь - будет и Россия, не будет Царя - не будет и России (Преп. Анатолий Оптинский). Осознать должны люди Русские, что «БЕЗ Царя НЕТ России» (Св. Праведный Николай Псковоезерский).

«Все лучшее на земле, безспорно, устроено по образу небесному. «Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя. [Единоначалие, а не многоначалие!] По образу Своего небесного Вседержительства, устроил на земле Царя Самодержавного. [Самодержавие, а не республика; Царь Сам держит власть, а не делит ее с кем-то!] По образу Своего Царства непроходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя наследственного [то есть уготованный Богом, а не избранный человеками]».

Часть 2 из книги "Христианское Учение о Царской Власти и об обязанностях верноподданных"

2. Царь – живая икона Бога. 1
2.1. Небесное достоинство Царства земного. 2
2.2. Единодержавие и Самодержавие Царя. 3

2. Царь – живая икона Бога
“Царь есть образ одушевлен Царя Небесного”     Преп. Максим Грек

Православная Церковь в лице своих святых неизменно учила, что «лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и Христос Господень, Помазанник Божий, по своему Царскому сану есть образ и подобие Христа Господа. Христос Господь первенствует на небесах в Церкви торжествующей, Христос же Господень по благодати и милости Христа Небесного предводительствует на земле в Церкви воинствующей. Тот вверху уготовляет венцы, Сей[1] же внизу умножает подвиги, венцов достойные. Тот венчает победивших, Сей же для победы устраивает добрых воинов. Тот готовит вечные воздаяния, Сей поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние. Как Тот положил душу Свою за Церковь Свою, которую приобрел ценой крови Своей, так и Сей не щадит души своей за Его, Христову, святую Церковь, полагает душу Свою, тратя здоровье, ставя грудь Свою против неприятелей и неся в неурочные часы все военные в полках труды. Как не могут радоваться о таком Царе сыны мысленного христианского Сиона? Кто ведь не возрадуется, увидя Христа Господа своего, сущего на небесах, как не истинный раб Его? Кто не исполнится радости, видя Христа Господня на земле, как не истинный работник Его?

[Афонский духовник духовников, старец Иларион Грузин, предупреждал: «кто не любит своего Богопоставленного Царя, тот не достоин именоваться христианином. И сие подлинно так». Это так по одной простой причине: Богопомазанник, Глава Богоизбранного Народа, от зачатия «имеет в Себе Помазующего Отца, Помазанного Сына и Имже помазася Духа Святаго»[2], а отвергающий Богопомазанника, попадая под анафему, сам себя удаляет из Церкви Христовой.]
Как сан Царя христианского есть земной образ и подобие Христа, Царя Небесного, так и власть Христа Господня имеет некое таинственное подобие во власти Христа Господа»[3].
2.1. Небесное достоинство Царства земного
“Вера освящает власти земные, показывая их небесное происхождение” Святитель Филарет Московский
«“О, если бы все народы довольно разумели небесное достоинство [земного] Царя и устроение Царства земного по образу Небесному, и постоянно себя ознаменовывали чертами того же образа, – благоговением и любовью к Царю, смиренным послушанием Его законам и повелениям, взаимным согласием и единодушием, и удаляли от себя все, чему нет образа на небесах, – превозношение, раздор, своеволие, своекорыстие и всякое зло мысли, намерения и действия! Все царства земные были бы достойным преддверием Царства Небесного”, – поясняет святитель Филарет, – дабы всякий разумел, что царство земное образуется благодатью своего Небесного Первообраза”.
А посему – образ мыслей и действий для жителей Царства и Небесного и земного, – как учит тот же учитель Церкви, – предлагается общий: “Если кто уклоняется прославлять Бога: таковому должны мы указать, что он выходит из порядка всех созданий Божиих, потому что это есть их всеобщее назначение, хотя разнообразно исполняемое, по разнообразию и степеням тварей. Земля есть рассадник и училище для неба; потому надобно нам обучать себя хотя некоторым начаткам того, что делают на небе, чтобы оно после жизни земной не отвергло нас, как неспособных”, иными словами, “худой гражданин Царства земного и для Небесного Царства не годен”». (Государственный катехизис. С. 6-7).
Царство Богоизбранного Народа обладает наибольшим подобием Царству Небесному, ибо Помазанник Божий, являясь главным начальником земного училища благочестия, «умножает подвиги, венцов достойные; для победы устраивает добрых воинов; поощряет храбрых рыцарей к отважной борьбе, чтобы ни напрасно жили, ни без заслуг получили воздаяние» – попали в Царство Небесное. То есть Богопомазанником в Царстве Богоизбранного Народа строится земная икона Царства Небесного, а завершена будет эта земная икона русским Царем-победителем. Она будет закончена, когда будут из этого земного Царства удалены все враги Христовы. Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу руками Царя-победителя всех врагов Твоих в подножие ног Твоих (Мк. 12,36).
2.2. Единодержавие и Самодержавие Царя
“Бог повелел Царям царствовать и страной управлять, потому в титлах и пишутся они Самодержцами” преп. Сергий и Герман Валаамские
Все лучшее на земле, безспорно, устроено по образу небесному. «Согласно с этим Бог, по образу Своего небесного единоначалия, учредил на земле Царя. [Единоначалие, а не многоначалие!] По образу Своего небесного Вседержительства, устроил на земле Царя Самодержавного. [Самодержавие, а не республика; Царь Сам держит власть, а не делит ее с кем-то!] По образу Своего Царства непроходящего, продолжающегося от века и до века, поставил на земле Царя наследственного [то есть уготованный Богом, а не избранный человеками]»[4], – учит святитель Филарет Московский.
«Надежнее самодеятельных умствований, должно учиться царственной истины из истории народов и царств, и особенно из преимущественно-достоверной истории, как писанной не страстями человеческими, а святыми пророками Божиими, то есть – из истории древле избранного и Богоправимого Народа Божия. Эта история показывает, что лучшее и полезнейшее для человеческих обществ обыкновенно делают не люди, а человек, не многие, а один.
Какое правительство дало Еврейскому Народу государственное образование и законы? – Один человек Моисей».[5] Святитель Кирилл Александрийский отмечает: «Моисей и Аарон были для древних прекрасным прообразом Христа, дабы ты представлял себе Еммануила, Который, по премудрому устроению, в одном и том же лице есть и Законодатель, и Первосвященник». «В Моисее мы должны, – говорит он же, – видеть Христа как Законодателя [Царя], а в Аароне – [видеть Христа] как Первосвященника».[6] Блаженный Феодорит также указывает на то, что от Моисея – колено царское, а от Аарона – колено священническое. (Толкования святых отцов на мессианские места Библии. С. 63.)
Сам Господь Бог разъясняет нам, чем отличается общение Бога с Царем от общения Бога с царскими холопами. Господь сказал: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моем: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит (Чис. 12,6-8).
Святитель Филарет продолжает: «Какое правительство распоряжалось завоеваниями земли и распределением на ней племен народа еврейского? – Один Иисус Навин.
[То есть Царь видит образ Господа и понимает, как никто другой суть и обстоятельства дел, видит пути и способы решения проблем, ибо Его умом и руками руководит Господь Бог. А царские холопы (от патриарха до простолюдина) имеют гадательное понимание всего происходящего вокруг них, тех жизненных ситуаций, которыми Господь их искушает, проверяя их на верность Себе, Помазаннику Своему и Церкви Своей. А потому и законодательная, и исполнительная власть претворение указаний Божиих в жизнь должна находиться, по замыслу Бога, в одних руках – в руках Царя, а не в руках многих "мудрейших", "старейших", "квалифицированнейших", которым Господь Бог Свою воли открывает не в полной мере.]
Самодержавный Государь может и должен служить к прославлению Царя Небесного в земном царстве человеческом, и вместе с тем – к утверждению и охранению истинного благоденствия в Народе Своем.
Во времена новой благодати, Всепромыслитель Бог благоволил призвать единого Константина, и в России единого Владимира, которые апостольски просветили свои языческие царства светом Христовой веры и тем утвердили незыблемые основания истинному их величию.
Благо народу и Государству, в котором единым всеобщим и вседвижущим средоточием, как солнце во вселенной, стоит Царь, свободно ограничивающий Свое неограниченное Самодержавие волею Царя небесного, мудростью яже от Бога. [А не мудростью человеков, с их страстями и немощами!]. А также, когда Царь стоит великодушием, любовью к Своему Народу, желанием общего блага, вниманием к благому совету, уважением к законам предшественников и к Своим собственным. Благо Государству, в котором отношения подданных к верховной власти утверждаются не на вопросах ежедневно возрождающихся и не на спорах никогда некончаемых, и еще глубже – на благоговении к Царю царствующих и Господу господствующих». (Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 16-17).

Святитель Филарет восклицает: «Всепромыслитель Господь! Ты дал сей дар верной Тебе России! Нам остается благоговейно хранить и деятельно возращать сей дар Твой, вседушевно благодарить за оный и молить: утверди, Боже, сiе, еже соделал еси в нас! (Пс. 67,29)» (Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 17).

«Воля единодержца не должна быть ограничиваема волей поданных. Это и есть единовластие (моно-архи). Власть же Самодержца есть власть, выросшая из Церкви, из церковного идеала, и этим религиозным принципом ограниченная.

“Понимая Свою Самодержавную власть, прежде всего, как служение Богу и вверенному им Народу, Цари стремились проводить в жизнь суть Монархии, власти надклассовой и надпартийной, а следовательно, единственно свободной в своих решениях”, – отмечает церковный историк Н.Н. Воейков.

Общее мнение всех святых и вообще всей Церкви доносит до нас авторитетное слово преподобного Иоанна Кронштадтского: “Царь, как получивший от Господа Царскую державу, от Самого Бога есть и должен быть Самодержавен”.

“Православие входит в союз с национальным царством и утверждается на нем. Царство немыслимо без царя, который ограждает и символизирует его по всем сторонам, включая, конечно, и Православие. [Заметим, что это справедливо утверждение для любого царства народа, принявшего Православие, тем более для Царства Богоизбранного Народа.] Так было в Византии, где Императоры фактически являлись насадителями и стражами правоверия, усвояли Божественное происхождение и церковно-иерархическое достоинство самой Своей власти. То же истинно и для России, – сообщает известный богослов, профессор Н.Н. Глубоковский. – Церковь Православная исторически создала Православного Царя в России и обеспечила Ему единовластительство, а Царь патронировал и оберегал ее, доставляя внутреннее господство и внешнее величие. Православие сливалось с народом в Самодержавном Помазаннике”».[7]

А потому нам следует понимать, что в отсутствии почитания Царей, в отсутствии молитв за усопших и за здравствующего ныне Царя-победителя, имя которого знает пока только Сам Господь, выбравший Его от зачатия на Царское служение в последние времена, и скрыта причина в разцерковленности Русского Богоизбранного Народа.

[1] Хотя конкретные слова были сказаны святителем Дмитрием Ростовским о Императоре Петре Великом, но в них святитель в сжатом виде изложил учение Церкви о Царском служении.
[2] Более полная цитата из письма духовника духовников Афона старца Илариона Грузина приведена в разделе 8.11.
[3] Поучения святителя Дмитрия Ростовского. СПб. Изд. Сойкина. Б/г. [ниже – Св. Дмитрий Ростовский.] С. 991-992.
[4] Более полная цитата святителя Филарета из его сочинений приведена в разделе 1.4.
[5] Св. Филарет. Учение о Царской власти. С. 14-15.
[6] Толкования святых отцов на мессианские места Библии. Составитель протоиерей Димитрий Поликарпов. Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 2000 (репринт 1914). [ниже – Толкования святых отцов на мессианские места Библии.] С. 62.
[7] Государственный катехизис. С. 7-8.

Прикрепленный файлРазмер
Христианское Учение о Царской Власти Часть 2.htm111.48 кб