Святители Христовы Аѳанасій и Кириллъ.
Святители Христовы Аѳанасій и Кириллъ.
I. Къ числу неустрашимыхъ исповѣдниковъ св. вѣры, мужественно обличавшихъ еретиковъ, принадлежатъ великіе святители Аѳанасій и Кириллъ, нынѣ прославляемые.
Еще юный, не облеченный въ санъ священника, діаконъ александрійской церкви Аѳанасій на 1-мъ вселенскомъ соборѣ, въ 325 г. по Р. Хр., обличалъ сильнѣе другихъ безбожнаго Арія, ложно учившаго о Сынѣ Божіемъ. Его свѣтлый умъ, основательность познаній священнаго Писанія, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящихъ и возбуждали къ нему ненависть враговъ. На соборѣ ученіе Арія было опровергнуто. Арій осужденъ и посланъ въ заточеніе. Съ этого времени жизнь св. Аѳанасія становится рядомъ страданій и тяжелыхъ скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть враговъ его — аріанъ. Вскорѣ послѣ собора умеръ архіепископъ александрійскій, и св. Аѳанасій сдѣланъ былъ его преемникомъ. Его обвинили во взиманіи несправедливыхъ доходовъ съ церквей, увѣрили императора, что Аѳанасій помогаетъ врагамъ его, что онъ жестоко обращается съ духовенствомъ и даже умертвилъ одного архіерея. Пять разъ изгоняли его изъ Александріи, но все благодушно переносилъ святитель, ревностно продолжая въ самомъ изгнаніи утверждать православіе. Онъ скончался въ 373 году послѣ сорокасемилѣтняго правленія паствою.
Если св. Аѳанасій выказалъ столько мужества и христіанскаго исповѣданія вѣры въ борьбѣ съ аріанами, то св. Кириллъ столь же ревностно, не взирая на преслѣдованія враговъ, защищалъ церковь Божію отъ другихъ еретиковъ — несторіанъ, ложно учившихъ, объ Іисусѣ Христѣ и о Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Св. Кириллъ написалъ Несторію, патріарху константинопольскому, зараженному ересью, увѣщательное посланіе и тѣмъ хотѣлъ вывести его изъ заблужденія. Когда же это не подѣйствовало на Несторія, и ересь продолжала волновать церковь, то созванъ былъ 3-й вселенскій соборъ, гдѣ ересь была осуждена, и Несторій низложенъ съ патріаршаго престола. Тогда еретики возстали на св. Кирилла и начали взводить на него разныя клеветы и дѣлать ему всевозможныя оскорбленія. Но невинность и твердость святого восторжествовали надъ врагами. Св. Кириллъ былъ епископомъ 32 года и скончался въ 444 г.
II. Святители Христовы Аѳанасій и Кириллъ являются ревностными обличителями ереси и неустрашимыми борцами за истину православія.
Чѣмъ должно руководиться при обличеніи? На комъ лежитъ обязанность обличенія? Вотъ вопросы, которыми мы и займемся теперь.
а) Истинное обличеніе беззаконія и неправды состоитъ въ удаленіи отъ беззаконія и дѣланіи правды. Одна жизнь добродѣтельнаго христіанина, даже безъ слова обличенія, служитъ дѣйствительнымъ средствомъ для исправленія многихъ собратій. Въ семъ отношеніи всякій христіанинъ несомнѣнно будетъ обличителемъ какъ именующихъ себя токмо христіанами, такъ и совершенно отвергшихся отъ Христа, и непремѣнно будетъ слѣдовать по пути скорбей, по которому шли святые пастыри церкви и прославляемые нынѣ святители Христовы. Уловимъ праведнаго, говорятъ неправедные, яко непотребенъ, намъ есть. Тяжекъ есть намъ и къ видѣнію, яко неподобно инымъ житіе его и отмѣнны суть стези его (Прем. Сол. 2, 12–15).
б) Изъ нравственныхъ дѣйствій, потребныхъ при обличеніи, важнѣйшее есть молитва. Молитва праведника низводитъ прощеніе на согрѣшающихъ иногда еще до обличенія ихъ согрѣшеній, во всякомъ случаѣ низводитъ на самаго молящагося Божественную благодать, открывающую въ истинномъ видѣ состояніе падшихъ собратій, содѣйствующую ему въ дѣлѣ исправленія ихъ и сохраняющую во время опасностей, какимъ можетъ подвергнуться обличающій. Когда евреи, послѣ многихъ благодѣяній и чудесъ, явленныхъ имъ отъ Бога при изведеніи ихъ изъ Египта, слили золотого тельца и стали поклоняться ему, и когда Богъ, открывъ сіе Моисею на горѣ Синаѣ, изъявилъ ему Свое намѣреніе потребить сей непокорный народъ и извести отъ него другой: то Моисей ходатайственною своею молитвою за народъ спасъ его отъ потребленія и потомъ, сошелъ съ горы, обличилъ и наказалъ его заблужденіе.
в) Но при добродѣтельной жизни и молитвѣ нерѣдко требуется и слово обличенія. Еще сынамъ древняго Израиля сказано: да не возненавидиши брата твоего во умѣ твоемъ, обличеніемъ обличиши ближняго твоего и не пріимеши ради его грѣха (Лев. 19, 17). Чѣмъ должно руководиться при обличеніи? Единственно закономъ любви. Еще Моисей, давая законъ объ обличеніи, называетъ обличаемаго братомъ и ближнимъ: да не возненавидиши брата твоего, обличеніемъ обличиши ближняго твоего. Изъ сего видимъ, что сія заповѣдь дана была Израилю не по жестокосердію его, какъ нѣкоторыя другія.
Какъ же при обличеніи можетъ быть сохраняемъ законъ любви? Различнымъ образомъ. Истинная любовь, если только замѣтитъ поползновеніе брата къ паденію, то покажетъ ему опасность его положенія, прежде нежели онъ палъ. Обличиши друга, говоритъ премудрый Сирахъ, егда аще несотворилъ (19. 13). Но если братъ впалъ въ преступленіе, то первыя дѣйствія обличенія должны быть растворены духомъ кротости: братіе, говоритъ апостолъ, аще и впадетъ человѣкъ въ нѣкое прегрѣшеніе, вы духовніи исправляйте таковаго духомъ кротости (Гал. 6. 1).
Но когда преступленія противъ вѣры и нравственности, несмотря на кроткія увѣщанія истинныхъ ревнителей благочестія, начинаютъ возрастать и служить явнымъ соблазномъ для другихъ: тогда любовь христіанская, сколько для обузданія согрѣшающихъ, столько и для предотвращенія соблазна отъ другихъ, повелѣваетъ дѣлать обличенія явныя и грозныя. Согрѣшающихъ, писалъ святый апостолъ Павелъ къ епископу Тимоѳею, предъ всѣми обличай, да и прочіи страхъ имутъ (Тим. 5, 20). Обличай ихъ, т. е. критянъ, писалъ тотъ же апостолъ къ Титу, нещадно, да здрави будутъ въ вѣрѣ, невнимающе іудейскимъ баснямъ, ни заповѣдемъ человѣкъ отвращающихся отъ истины; обличай со всякимъ повелѣніемъ (1, 13).
Впрочемъ въ семъ случаѣ та же любовь предписываетъ въ обличеніи правила благоразумія. Будите мудри, яко зміи (Мѳ. 10, 16). Обличенія сильныя могутъ не достигнуть своей цѣли: они могутъ возбудить злобу въ обличаемыхъ и подвергнуть опасности самую жизнь обличающаго. Итакъ обличающій долженъ внимательно взвѣсить обстоятельства свои и лицъ его окружающихъ: не полезнѣе ли для большаго блага другихъ собратій уклониться отъ рѣшительнаго обличенія; ибо, по словамъ премудраго, есть время молчати и есть время глаголати (Екк. 3, 7). Такъ дѣйствовала сама небесная Премудрость — Господь нашъ I. Христосъ.
III. На комъ лежитъ обязанность обличеній?
а) Прежде всего на пастыряхъ церкви. Защищеніе высокихъ истинъ христіанства есть прямая обязанность пастырей, которые измлада изучаютъ Священное Писаніе и разные предметы знаній, да будутъ сильны и утѣш ти въ здравомъ ученіи и противящіяся обличати (Тим. 1, 9).
б) Но преступленія противъ законовъ нравственныхъ, явные соблазны грѣховные должны быть обличаемы и всѣми христіанами. Молимъ вы, братіе, вразумляйте безчинныя, писалъ святый апостолъ ко всей церкви солунской (1. Сол. 5, 11)
Благо той странѣ, въ которой возстаютъ праведники обличители,
подобные святителямъ Аѳанасію и Кириллу. Но будетъ ли благо той странѣ,
въ коей явятся легіоны обличителей, которые отъ истины слухъ отвратятъ и
къ баснямъ уклонятся, которые будутъ имѣть и ревность, но не по разуму,
которые обличеніями будутъ не врачевать раны, но растравлять, не имѣя
сами жизни добродѣтельной, не руководясь ни молитвою, ни духомъ любви
христіанской, но всю надежду возлагая на силу слабаго разума
человѣческаго. Будемъ молить Господа, да мимо идетъ насъ чаша сія!
Аминь. (Сост. по Ч. М и кн. «Слова Сергія, доктор. Богосл. арх.
Владимірск. и Суздальск.»).