Пропустить навигацию.
Главная

Царственный Храмоздатель


«Святой Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный как Царственный храмоздатель».
Написана сия  Икона трудами Инны Доценко в наше время.

За время своего правления Иоанн Грозный возвел свыше
40 прекрасных каменных церквей, богато украшенных

куполами, укрытыми чистым золотом. Он основал

свыше 60 монастырей, подарив им колокола и

украшения и пожертвовав вклады, чтобы молились за

Его душу. Кроме этого, Царь построил 155 крепостей и

300 новых городов…


Английский дипломат Дж.Горсей


В колоссальном значении Царствования Святого Благоверного Царя Иоанна Васильевича Грозного для России, для Ее  развития и сохранения, прежде всего,  для сохранения и утверждения в Ней Православной Веры имеет свою существенную долю и строительство по Его желанию и указу сотен деревянных и каменных храмов, как соборных, приходских, так и монастырских.

Многие из них, разумеется, каменные,  сохранились до наших дней. При чем, удивляет их сохранность по отношению к памятникам архитектуры других исторических эпох: их не перестроили в Царской России, как обычно тогда перестраивали старинные здания, их не разрушали в годы советской власти, когда были уничтожены, несмотря на свою историческую и художественную ценность, многие древние храмы.

Напрашивается мысль об участии в их сохранении особого Божьего промысла, ибо они – замечательное  свидетельство сугубого благочестия и апостольского служения Грозного Царя.

Начиная с правления Великого Князя Иоанна III, с рождения идеи «Москва – Третий Рим», по всей Руси получает распространение замена деревянной архитектуры каменной. Сам материал  показывал твердость и непоколебимость зарождающегося Русского Царства, Его вечность как Преемника Вечного Рима, Его богатство и величие.

К тому же расширение строительства храмов из камня, увеличение их площади и высоты явились ко всему прочему и весомыми техническими достижениями русского народа.

До этого каменное строительство случалось редко и не сколько из-за дороговизны материала, сколько в силу особой сложности их инженерного проектирования.

Правда, сохранилось сравнительно с другими древними русскими городами много каменных храмов в Пскове и Новгороде, построенных  в 13-15 веках, когда везде на Руси каменное строительство почти что замерло, но они уступают по масштабу и совершенству пропорций храмам великокняжеским и Царским.

Одной из замечательных особенностей всего 16 века русской истории, в частности периода правления Грозного Царя, стало возведение  каменных шатровых сооружений, требующее высокой точности инженерных расчетов.

Наиболее известным шатровым храмом считается Собор Покрова Пресвятой Богородицы, также называемый Собор Василия Блаженного, на Красной площади Московского Кремля, построенный в честь покорения Казани (первым каменным шатровым храмом является церковь Вознесения в Коломенском  (1528)).

Много соборов и церквей было сооружено Царем Иоанном Васильевичем в святых обителях, которые Он с детства неустанно любил посещать и щедро одаривать.

В Троице-Сергиевой Лавре при Нем по Его повелению к Троицкому собору был пристроен Никоновский придел (1548), водружен Успенский собор (1559-1585), еще ранее – возведены каменные стены и башни по образцу московского Китай-города. Так же при Грозном Царе был сооружен каменный собор Успения Божией Матери в Свенском монастыре, церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы – в Старицком, целый огромный монастырский комплекс –  в Тихвине и т.д.

В отношении приходского храмостроения по-своему отмечена Вологда: туда Грозный Царь некоторое время собирался даже перенести столицу Русского Царства. До сих пор сохранился величественный Софийский собор, который не только был заложен по Его, Царскому указу, но и строился под Его непосредственным наблюдением.

Храмы, построенные по Его Указу, находятся и далее Вологды, на всем историческом Русском Севере, где в Его Царствование кипела жизнь, и обустраивались монастыри. В Белозерске, куда заезжал Сам Иоанн Васильевич, и в наши дни стоит построенный в Его Царствование белокаменный Успенский собор, причем (случай совершенно уникальный) с первоначальным и единственным за всю его историю многоярусным иконостасом, иконы с которого никогда не снимались.

Но особенно с Грозным царем в Белозерье был связан Кирилло-Белозерский монастырь, возведение храмов в котором отмечало важнейшие события и вехи в Его жизни, начиная с самого рождения.

В 1529 г. Великий Князь Василий Иоаннович со своей супругой Великой Княгиней Еленою ездили сюда на богомолье, чтобы разрешил Господь молитвами преподобного бесчадие  Княгини.

После рождения Иоанна  Васильевича обрадованный Великий Князь, уверенный, что именно по молитвам преп. Кирилла Белозерского Господь послал ему наследника, подарил обители преподобного тысячу рублей и воздвиг в ней две каменные церкви (1531 г.): одну – во имя архангела Гавриила в память дня своего рождения (26 марта) с приделом равноапостольных Константина и Елены, имя которой носила его супруга Елена Васильевна, и другую – во имя Иоанна Предтечи, ангела его новорожденного сына, и при ней придел преп. Кириллу Белоезерскому.

Иоанно-Предтеченская церковь была поставлена на «горе», где первоначально поселился преподобный Кирилл, и с тех пор эта часть обители стала называться малым Ивановским или Предтеченским горским монастырем, а та часть обители, где размещался Успенский каменный собор со всеми многочисленными каменными и деревянными сооружениями, возведенными в нем в 15-16 вв., – большим Успенским.

До постройки церкви на этой территории Ивановского монастыря находились лишь кельи и часовня Кирилла, где хранился большой наземный чудотворный крест преподобного, поставленный им при основании монастыря.

В 1560 г. на крутом холме Ивановского монастыря была сооружена  церковь преподобного Сергия Радонежского с приделом Дионисия Грушицкого. Когда у Царя Иоанна Васильевича возникло желание постричься в монахи, местом своих монашеских подвигов он выбрал этот Ивановский монастырь.

30 марта 1555 года у Грозного Царя родился Наследник и был крещен с именем Иоанн. Год спустя Царевич тяжко заболел, но был чудесно исцелен водою из колодца преподобного Никиты, чей монастырь находится в Переславле-Залесском.

Вот как описывает «Чудо о воде» рукописное Житие Никиты Столпника: «…по лете рождения своего месяца мая, впаде царевич Иоанн в зельную болезнь. Начата же молебен пети великому чудотворцу Никите Переславскому. Наднесоша же отроча над мощами святого Никиты, и крест чудотворцев и на освященную воду. Отроча же от зельной болезни внезапно руку на освященную чудотворную воду простре и в том часе воскипе вода, освященная чудотворцева в сосуде, яко огненнаго варения». На радостях Государь дал обет отблагодарить и украсить обитель преподобного Никиты. На Его средства там и был построен каменный собор.Его освящение произошло 14 мая 1564 года.

«Владимирский сборник» в 1857 году по этому поводу опубликовал такой материал: «В Никитском монастыре, на паперти соборной церкви во имя святого великомученика Никиты, с южной стороны вделана большая плита из белого камня со следующей надписью, весьма любопытною по содержанию:

“Освящена бысть церковь Христова мученика Никиты Святейшим Афанасием, Митрополитом всея Руси, месяца Майя, в 14 день (1564 года) на память святаго мученика Исидора и другого Сидора, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. И быша на освящении тоя церкви со Святейшим Митрополитом Афанасием… Благочестивый Государь с Царицею Мариею, с царевичем Иоанном и с братом своим князем Владимиром Андреевичем и со всем Царским синклитом, с князи и с бояры, всенощное бдение слушал и на утрени первую статию сам Царь чел и Божественныя литургии слушал и красным пением сам же Государь пел на заутрени и на Литургии и радостию велиею объят быв, чудяся поспешению, яко не во много времене сицевое воздвижеся в честней обители Великого чудотворца Никиты в его благочестивое державство здание».

Также в благодарность Богу, но уже за рождение сына Феодора, Царь Иоанн Грозный в том же Переславле-Залесском становится покровителем и храмостроителем  Феодоровского монастыря. На месте деревянного храма во имя великомученика Феодора Стратилата Царь строит каменный храм.

Однажды случилось, что жертвовать на строительство храмов Грозного Царя сподвигло чудесное явление во сне, послужившее Его спасению от неминуемой смерти, как сообщает житие преп. Кирилла Новоезерского: «…в 1552 году Царю Иоанну Васильевичу Грозному явился во сне благообразный старец-монах и сказал: «Царь, не ходи завтра в палату до третьего часу дня», причем назвал и палату. «Чего ради не ходить?» — спросил Царь. «Чтобы не умереть напрасной смертью». «Кто ты, как твое имя и как ты осмелился войти в мои покои?» — спросил Царь. «Имя мое Кирилл Белый, пустынь моя находится в 30 верстах от Белозерска», — ответил старец и, прибавив: «Послушай меня, Царь, сделай то, что я тебе сказал», исчез. Проснувшись, Царь почувствовал страх и провел время до утра в молитве. Будучи уверен, что явившийся ему монах послан от Бога, Царь не пошел днем в палату, о которой говорил преподобный Кирилл, хотя и имел обыкновение ежедневно бывать в ней, и стал ждать объяснения слов старца. Между тем в палате с утра собрались князья, бояре и придворные и ожидали Царского выхода, недоумевая о причинах необычного замедления. В третьем часу дня послышался грохот, как бы от грома, палата потряслась и упала, задавив под собою множество людей. Обрадованный своим спасением Царь рассказал всем о бывшем ему видении и начал расспрашивать, не был ли кто на Белом озере и не знает ли пустынь Кирилла. Среди приближенных его нашлись бывшие в этой пустыни, и от них Он узнал, что пустынь находится именно в том расстоянии от Белозерска, какое было указано ему в видении. Царь тотчас послал в пустынь грамоту с требованием к себе игумена и старца из братии. Прибывшие по этому требованию игумен Вассиан и старец Сильвестр привезли Царю образ преподобного Кирилла, написанный на иконе, освященную при его гробе воду и хлеб. Царь сразу узнал в изображении святого явившегося ему старца и облобызал икону со словами: «О, преподобный отче и преблаженне Кирилле великий, скорый помощник и теплый предстатель и избавитель от напрасной смерти, поспешительствовавший мне во святых своих молитвах ко Христу Богу!». Рассказав игумену и старцу о бывшем с ним чуде, он повелел угостить их и отпустил домой, пожаловав им ризы и церковную утварь, 1000 рублей денег на монастырское строение» и пр.

Царь Иоанн Васильевич был и в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре, которому пожаловал денежные средства на устройство каменного главного храма во имя Богоявления Господня. При его освящении 2 октября 1553 года Грозный Царь, по совершении Церковного торжества, в знамение упования Своего на высшую помощь в преодолении врагов, взял с собой в Москву жезл преп. Авраамия, переданный ему при его земной жизни в чудесном явлении св. евангелистом Иоанном Богословом.

Следует заметить, что, несмотря на зачастую тяжелое экономическое состояние Русского Царства в правление Иоанна Васильевича, не раз вызванное различными крупными разорительными войнами, бремя материального и денежного обеспечения строительства Его храмов не ложилось на плечи трудового люда.

Оно велось и за счет богатых людей разных сословий, но добровольно. Подати при Грозном Царе по сравнению с Европой оставались настолько невысокими, что удивляли иноземцев, которые писали, что Государь мог бы получать гораздо больше «так как, – отмечал Тьяполо, – население покорно, но не обременяет его налогами».

При Борисе Годунове налоги выросли в 20 раз по сравнению с правлением Иоанна Васильевича, всегда радеющего не только о благополучии и могуществе Царства, но благополучии всего народа. Но это уже относится к другой, не менее важной теме, раскрывающей уникальную личность первого Русского Царя, безусловно отмеченную гением и великой святостью.