Пропустить навигацию.
Главная

Фреска “Род Царствия благословится” c Императором Петром I

     Церковь Ильи Пророка — храм в центре Ярославля, выдающийся памятник архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника. 

     Церковь в честь Пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена Святым Благоверным Князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа Князя над медведем произошла в день Святого Пророка Ильи. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.

     Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом Частицей Ризы Господа нашего Иисуса Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского Кремля. Изредка от Неё отделяли частицы и посылали в дар в знак особого расположения, пока это не было запрещено. В честь получения Великой Святыни был сооружён шатровый Ризположенский придел.
     Во время городского пожара 1658 года церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри, в отличие от большинства других, не пострадала. Расписана она знаменитыми костромскими художниками Гурием Никитиным и Силой Савиным вместе с ярославскими мастерами в 1668 году при наследнице Скрипиных — их сестре Иулите Макарьевне. Первоначально храм стоял на подворье Скрипиных, рядом с их жилыми и хозяйственными постройками (девять представителей этого семейства были похоронены у церкви) и примыкал к торговым улицам Пробойной и Соколовской только западным и северным фасадами.
     Гладкие, скупые фасады церкви были расписаны крупными цветами, которые еще именуются травами. Сейчас эта роспись утрачена, и восстановлена лишь старинная побелка. Все главы были крыты зелёной черепицей, ярко сверкающей на солнце. В XVIII веке черепицу сменило изобретённое в Ярославле чешуйчатое покрытие.
     Когда Ярославль в 1778 году получил регулярный план застройки, храм Ильи Пророка стал центром радиально-кольцевой планировки городского посада, вокруг него была создана Ильинская площадь, на которой разместился ряд административных учреждений.
     Ограда вокруг церкви была выполнена в 1896 году по рисунку академика А.М.Павлинова. Церковь ремонтировалась в 1898—1904 годах на средства городского головы И.А.Вахромеева.
     В 1920 году здание передали Ярославскому музею-заповеднику. В 1930-х годах работникам музея удалось уберечь его от сноса. В 1938—1941 годах в церкви, куда перенесли мощи ярославских чудотворцев, союз воинствующих безбожников устроил антирелигиозный музей. 
     Реставрация проводилась в 1955—1956, 1960, 1983 годах. В 1989 году главный престол церкви Ильи Пророка был вновь освящён, и с тех пор в летнее время в храме проводятся церковные службы. Музей открыт для посещения с мая по октябрь.
     Церковь Ильи Пророка знаменита не только своей архитектурой, но и уникальными росписями, из которых особый интерес представляет фреска «Род Царствия благословится» в своде северного крыльца, относящаяся к 1716 г.
Авторство росписей принадлежит артели ярославских мастеров во главе с Фёдором Игнатьевым.
У ярославской фрески имеется ряд прототипов – это прежде всего иконописная композиция «Древо Иессеево», «Лоза Неманичей» из Дечанского монастыря в Сербии, а наиболее близкий – гравюра «Род правых благословится» из книги Лазаря Барановича «Меч духовный», изданной в 1666 г. На гравюре, провозглашающей преемственность власти Романовых от Рюриковичей, из чресл Святого Равноапостольного Князя Владимира произрастает древо, на котором в цветочных чашечках изображены Царь Алексей Михайлович, Царица Мария Ильинична и трое Их сыновей.
По сравнению с гравюрой из книги Барановича композиция на ярославской фреске значительно расширена. По сторонам от лежащего Князя Владимира здесь стоят Святые Благоверные Князья Борис и Глеб.
Прямо над Великим Князем Владимиром изображён Благоверный Князь Александр Невский. По сторонам от Святого Благоверного Князя Александра – Святой Благоверный Царь Феодор Иоаннович и Святой Царевич Димитрий Иоаннович. Над Князем Александром – Святой Благоверный Царь Михаил Феодорович Романов. По сторонам от Царя Михаила – Святой Благоверный Царь Алексий Михайлович и Царевич Алексий Алексиевич. Правее Царевича Алексия Алексиевича – Святой Благоверный Царь Феодор Алексеевич. Левее Святого Царя Алексия Михайловича – Царевич Симеон Алексиевич (и хотя надпись стёрта, но, судя по гравюре из книги Лазаря Барановича, это должен быть он). На самом верху изображены Святой Царь Иоанн Алексеевич и…
Святой Благоверный Император Пётр I Алексеевич!
     Левее Царя Феодора Иоанновича – Царевич Алексий Петрович, под ним – Царевич Пётр Петрович. Правее Царевича Димитрия Иоанновича – Царевич Александр Петрович, под ним – Святой Благоверный Император Пётр II Алексеевич (сын Царевича Алексия Петровича). Итого шестеро Рюриковичей и одиннадцать Романовых.
      На ярославских росписях Святого Благоверного Императора Петра Великого осеняет Святой Великомученик Георгий Победоносец, что безусловно знаменательно, так как Всадник на коне в Московском Великокняжеском гербе понимался еще и как Царь, побеждающий дракона, а по сути антихриста.
Потому, братья и сестры, из этого Церковного свидетельства можно сделать простой и в тоже время правильный вывод, что все наши Государи СВЯТЫ пред Господом! Святая Матушка Церковь нам это открывает и учит нас так верить. Неужели же мы свидетельству Святой Церкви не поверим? Ведь для чего-то Господь сохранил для нас этот чудный храм!?
Особо радостно мне было увидеть на этой фреске во Святых моего любимого Государя Благочестивейшего Императора Петра Великого Алексеевича! Если поеду в Ярославль, обязательно помолюсь на Его Святой Образ.
И вот еще какая мысль мне пришла в голову: не свидетельство ли это, подобное Евангельскому Свидетельству Господа нашего Иисуса Христа Апостолу Фоме. Ведь пока он не увидел раны гвоздиныя и не вложил туда палец НЕ ПОВЕРИЛ ГОСПОДУ. Так и нам Господь, по неизреченной Милости Своей, открывает Истину о Святых Царях Своих.
Если мы внимательно присмотримся к своей жизни, то заметим, что раз за разом, из года в год, хотя мы уже многие ходим в храм немалую часть своей жизни — и всё равно Господь нам вновь и вновь, как малым детям, показывает то, что Истина всего христианства находится именно в Церкви.
С Любовью Христовой, священник Роман Зеленский.