Пропустить навигацию.
Главная

ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО ИОАННА КРОНШТАДСКОГО


     Святой праведный Иоанн Кронштадтский, родился 19 октября 1829 года в бедной семье в селе Суре Архангельской губернии. Думая, что он недолго проживет, его крестили сразу после рождения с именем Иоанн, в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Рыльского, великого светильника Болгарской Церкви. Но ребенок стал крепнуть и расти. Детство его протекало в крайней бедности и лишениях, но благочестивые родители заложили в него твердый фундамент веры. Мальчик был тихим, сосредоточенным, любил природу и Богослужения. В шестилетнем возрасте он сподобился лицезреть в горнице Ангела, блиставшего небесным светом. Небожитель сказал ему, что является его Ангелом Хранителем, всегда стоящим окрест его в соблюдение, охранение и спасение от всякой опасности и будет хранить его всегда на протяжении всей жизни.

     Когда Иоанну исполнилось девять лет, отец, собрав последние крохи, отвез его в приходское Архангельское училище. Трудно давалась ему грамота, из-за чего он сильно скорбел. Тогда мальчик молил Бога о помощи. Однажды, в один из таких тяжелых моментов, в глубокую полночь, когда все спали, он встал и начал молиться особенно горячо. Господь услышал его молитву и Божественная Благодать осенила его, и, по его собственному выражению, «мгновенно как бы завеса спала с его глаз». Он вспомнил все, что говорилось в классе, и как-то все прояснилось в его уме. С тех пор он стал делать большие успехи в учении. Из приходского училища он перешел в семинарию, которую окончил первым и за блестящие успехи был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную академию.
     Столица не испортила юношу, он остался таким же религиозным и сосредоточенным, каким был дома. Вскоре умер отец, и чтобы поддержать мать, Иоанн стал работать в канцелярии академии с жалованием в десять рублей в месяц. Эти деньги полностью отсылались матери. В 1855 году он окончил Академию со степенью кандидата Богословия. Молодой выпускник в том же году был рукоположен в иереи и назначен священником Андреевского собора в городе Кронштадте. 
     С первого же дня после своего рукоположения отец Иоанн всецело отдал себя на служение Господу и стал ежедневно совершать Божественную Литургию. Он горячо молился, учил людей правильно жить и помогал нуждающимся. Его усердие было поразительно. Поначалу некоторые люди смеялись над ним, считая его не совсем нормальным.
     Отец Иоанн чувствовал большую жалость ко всем обездоленным и страждущим. Не гнушаясь никем, он шел по первому зову к самым нищим и опустившимся людям. У них он молился, а потом помогал им, часто отдавая последнее из того, что имел. Случалось иногда, что, придя в бедную семью и видя нищету и болезни, он сам отправлялся в лавочку или за доктором в аптеку.
     Одно время отец Иоанн был законоучителем. Его влияние на учеников было неотразимым, и дети очень любили его. Батюшка был не сухим педагогом, а увлекательным собеседником. Он тепло и задушевно относился к своим ученикам, часто за них заступался, на экзаменах не проваливал, а вел простые беседы, которые запоминались ученикам на всю жизнь. Отец Иоанн имел дар зажигать Веру в людях.

     В просьбах помолиться он не отказывал ни богатым, ни бедным, ни знатным, ни простому люду. И Господь принимал его молитвы. На литургии отец Иоанн молился горячо, требовательно, дерзновенно. Протоиерей Василий Шустин так описывает одну из Литургий отца Иоанна, на которой он побывал в юношеском возрасте. «Великим постом я приехал с моим отцом в Кронштадт, чтобы поговеть у отца Иоанна. Но так как оказалось невозможным лично исповедоваться у него, нам пришлось исповедаться на общей исповеди. Пришел я с моим отцом к Андреевскому собору еще до звона. Было темно – только 4 часа утра. Хотя собор был заперт, народу около него уже стояло порядочно. Нам удалось накануне достать у старосты пропуск в алтарь. Алтарь был большой, и туда впускали до ста человек. Через полчаса приехал о. Иоанн и начал служить утреню. К его приезду собор наполнился до отказа, а он вмещал в себя более пяти тысяч человек. Перед амвоном стояла решетка, чтобы сдерживать богомольцев. Канон на утрени читал сам отец Иоанн.


     К концу утрени началась общая исповедь. Сначала батюшка прочел молитвы перед исповедью. Затем сказал несколько слов о покаянии, и громко на весь собор воззвал к людям: «Кайтесь!» – Тут стало твориться нечто невероятное. Раздались вопли, крики, устное исповедание тайных грехов. Некоторые стремились выкрикнуть свои грехи, как можно громче, чтобы батюшка услышал и помолился за них. А батюшка в это время, став на колени и касаясь головой престола усердно молился. Постепенно крики превратились в плач и рыдания. Продолжалось так минут пятнадцать. Потом батюшка поднялся и вышел на амвон; пот градом катился по его лицу. Раздавались просьбы помолиться, но другие унимали эти голоса, и собор наконец стих. Тогда батюшка, высоко подняв епитрахиль, прочитал над народом разрешительную молитву и обвел епитрахилью над головами собравшихся. После этого он вошел в алтарь, и началась литургия.

     За престолом служило двенадцать священников и на престоле стояло двенадцать огромных чаш и дискосов. Батюшка служил напряженно, выкрикивая некоторые слова, и являя как бы особое дерзновение перед Богом. Ведь сколько кающихся душ он брал на себя! В конце долго читали молитвы перед причастием, потому что надо было приготовить много частиц для причастия. Для Чаши поставили перед амвоном особую подставку между двумя решетками. Батюшка вышел около девяти часов утра, и стал причащать людей.
Тут же около решеток стояла цепь городовых, которые сдерживали народ и держали проходы для причащающихся. Несмотря на то, что одновременно еще два священника приобщали по сторонам храма, батюшка кончил причащать после двух часов дня, несколько раз беря новую Чашу. <…> Удивительно трогательная это была картина Вечери Любви. Батюшка не имел на лице ни тени усталости, с веселым, радостным лицом он поздравлял всех. Служба и Святое Причастие дали нам столько бодрости и сил, что мы с отцом не чувствовали никакой усталости. Испросив у батюшки благословение, мы, наскоро пообедав, поехали домой».

     Некоторые относились к отцу Иоанну недоброжелательно – одни по недопониманию, другие по зависти. Так однажды группа мирян и духовных лиц, недовольные отцом Иоанном, написали на него жалобу митрополиту Исидору Петербургскому. Митрополит раскрыл письмо с жалобой, смотрит и видит перед собой белый лист бумаги. Тогда он вызывает жалобщиков и требует объяснения. Те уверяют митрополита, что их письмо находится у него в руках. Тогда митрополит в недоумении вызывает отца Иоанна и спрашивает, в чем дело. Когда отец Иоанн помолился Богу, митрополит начал видеть, что действительно у него в руках не белый лист, а письмо с обвинениями. Уразумев в этом чуде, что сам Бог защищает отца Иоанна от клеветы, митрополит разодрал письмо и с гневом прогнал жалобщиков, а отцу Иоанну ласково сказал: «Служи, батюшка, Богу и не смущайся!»

     Молитва отца Иоанна была чрезвычайно сильна. Зная это, к нему за помощью обращались не только жители Кронштадта, но люди со всех концов России и даже из заграницы. Письма и телеграммы к нему приходили в таком количестве, что Кронштадтская почта выделила для него особое отделение. Эти письма и телеграммы отец Иоанн обычно читал сразу после Литургии, часто с помощью секретарей, и тут же горячо молился о просящих.


     Одна бесноватая совершенно не переносила присутствия отца Иоанна и, когда тот проходил где-то недалеко, она билась, так что приходилось нескольким сильным мужчинам сдерживать ее. Однажды отец Иоанн все же подошел к бесноватой. Он стал на колени перед иконами и погрузился в молитву. Бесноватая забилась в судорогах, начала проклинать его и богохульствовать, а потом вдруг совершенно стихла и как бы впала в забытье. Когда отец Иоанн встал с молитвы, все его лицо было покрыто потом. Подойдя к больной, он благословил ее. Бывшая бесноватая открыла глаза и, разрыдавшись, приникла к ногам батюшки. Это внезапное исцеление произвело на всех присутствующих потрясающее впечатление.

     Иногда, однако, отец Иоанн отказывался молиться за какого-нибудь человека, провидя, очевидно, Волю Божию. Так однажды отец Иоанн был приглашен в Смольный институт к постели тяжело заболевшей княжны Черногорской. Но не дойдя до лазарета десяти шагов, он круто повернулся и пошел обратно: «Не могу молиться», – сказал он глухо. Через несколько дней княжна скончалась. Иногда же он проявлял большую настойчивость в молитве, как сам свидетельствует об одном случае исцеления: «Девять раз приходил я к Богу со всем усердием молитвы, и Господь наконец услышал меня и воздвиг болящего».

     Отец Иоанн не был искусным проповедником. Он говорил просто и ясно, без всяких приемов красноречия, но зато от души, и этим покорял и воодушевлял слушателей. Его проповеди печатались отдельными выпусками и в огромном количестве распространялись по всей России. Было издано и собрание сочинений отца Иоанна, состоящее из нескольких крупных томов. Особой любовью пользуется до сих пор его дневник «Моя жизнь во Христе».



     Надо представить себе, как проходил день у отца Иоанна, чтобы понять всю тяжесть его трудов. Вставал он около 3 часов ночи и готовился к служению Литургии. Около 4 часов он отправлялся в собор к утрени. Здесь уже поджидали толпы паломников, жаждущих увидеть его и получить благословение. Тут же ожидало его и множество нищих, которым отец Иоанн раздавал милостыню. Сразу после Утрени он проводил исповедь, которая из-за огромного количества исповедников была общей. Андреевский собор всегда бывал переполнен. Потом отец Иоанн служил Литургию, в конце которой очень долго шло причащение. После службы отцу Иоанну приносили письма и телеграммы прямо в алтарь, и он тут же прочитывал их и молился о просящих помощи. Потом, сопровождаемый тысячами верующих, отец Иоанн отправлялся в Петербург по бесчисленным вызовам к больным. Редко когда он возвращался домой ранее полуночи. Некоторые ночи он проводил совсем без сна – и так изо дня в день, из года в год без остановки. Так жить и трудиться можно было, конечно, только при сверхъестественной Божией помощи. Слава отца Иоанна была его величайшим бременем. Всюду, где бы он только ни показался, мгновенно вырастала толпа жаждавших хотя бы только посмотреть на него.


     Через руки отца Иоанна проходили сотни тысяч рублей. Он и не пытался считать их: одной рукой возьмет, а другой тут же отдаст. Кроме такой непосредственной благотворительности отец Иоанн создал еще и специальную организацию помощи. В 1882 году в Кронштадте был открыт «Дом трудолюбия», в котором была собственная церковь, начальное народное училище для мальчиков и девочек, убежище для сирот, лечебница для приходящих, приют, народная бесплатная читальня, народный дом, дававший пристанище до 40 тысяч человек в год, разные мастерские, в которых неимущие могли заработать, народная дешевая столовая, где по праздникам отпускалось до 800 бесплатных обедов, и странноприимный дом. По инициативе отца Иоанна и при его материальной поддержке была построена спасательная станция на берегу залива. У себя на родине он построил прекрасный храм. Нет возможности перечислить все места и области, куда простиралась его забота и помощь.

    Любовь к родной земле, стоящей на грани великих потрясений, запечатлена в молитвенных воздыханиях отца Иоанна: “Бедное Отечество, когда-то Ты будешь благоденствовать?! Только тогда, когда будешь держаться всем сердцем Бога, Церкви, любви к Царю и Отечеству и чистоты нравов”. Одно из поразительных по силе молитвенных воззваний отца Иоанна о России, которую он называл “подножием Престола Господня”, содержится в его книге “Созерцательное подвижничество”  

     Великий молитвенник и печальник Русской земли, отец Иоанн провидел страшные последствия разъедающей русское общество крамолы безверия и богоборчества, призывая народ к покаянию: “Держись же, Россия, твердо веры своей и Церкви, и Царя православного, если хочешь быть непоколебимою людьми неверия и безначалия, и не хочешь лишиться Царства и Царя православного. А если отпадешь от своей Веры, как уже отпали от нее многие интеллигенты – то не будешь уже Россией или Русью Святою, а сбродом всяких иноверцев, стремящихся истребить друг друга… И если не будет покаяния у Русского народа, – конец близок. Бог отнимет у него Благочестивого Царя и пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозваных правителей, которые зальют и всю землю кровью и слезами”. 

     Отец Иоанн присутствовал при последних днях и кончине Государя Императора Александра III в Ливадийском дворце в Крыму. Умирая, по принятии Святых Тайн и таинства елеосвящения, Государь просил отца Иоанна положить ему на голову руки, сказав: “Когда вы держите руки свои на Моей голове, Я чувствую большое облегчение, а когда отнимаете, очень страдаю – не отнимайте их”. Так отец Иоанн продолжал держать руки на главе умирающего Императора, пока Тот не предал душу Богу. 

     В 1890 году одно благочестивое купеческое семейство города Кунгура Пермской губернии, приехало в Кронштадт за благословением к отцу Иоанну. Во время личного с ними собеседования батюшка, узнав, что они приехали к нему из Пермской губернии, сказал им: «Над Пермью висит черный Крест», – уклонившись при этом от всяких объяснений, сказанных им сих таинственных слов.Кунгурские паломники поняли слова отца Иоанна в том смысле, что городу Перми угрожает какое-либо тяжкое бедствие, но после тех ужасных событий, которые произошли на Урале в 1918 году, когда Крест тягчайших, воистину Голгофских страданий и мученической кончины приняли: Царь Николай II, с своей Супругой и Детьми, а также и с прочими членами Императорской Фамилии, то становится ясно, что батюшка за 28 лет провидел это небывалое в истории мира злодеяние, совершенное в пределах Пермской губернии, и прикровенно говорил о нем.

    Незадолго до блаженной своей кончины, он часто любил служить Обедню в подворье Леушинского монастыря, что на Бассейной улице в Петербурге. Там многократно отец Иоанн в проповедях грозно пророчествовал и громогласно взывал: «кайтесь, кайтесь, приближается ужасное время, столь ужасное, что вы и представить себе не можете»! Он не говорил, а кричал, подымая руки к верху. Впечатление было потрясающее, ужас овладевал присутствовавшими и в храме раздавались плач и рыдания. Игуменья же Таисия спросила отца Иоанна: «когда же, батюшка, это время будет?» Он ответил: «мы с тобою, матушка, не доживем, а вот они – указал он рукою на монахинь, – доживут». Теперь все хорошо понимают, про какое время говорил этот великий подвижник. 

     Известно, что книге отца Иоанна «Новые слова, произнесенные в 1902 году», издание 1903 г., напечатано на стр. 47 «Слово на день Рождения Государя Императора Николая Александровича 6 мая».

     В этом слове отец Иоанн говорит:«…Да, чрез посредство Державных Лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать Ее, – и величайший злодей мира, который явится в последнее время, – антихрист не может появиться среди нас, по причине Самодержавной Власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое учение безбожников.»

     В другой проповеди отец Иоанн говорит, что «когда возьмется от земли Удерживающий Самодержец, тогда придет антихрист».

     Множество пророчеств о. Иоанна напечатано в творениях его, изданных задолго до войны и революции. Вот некоторые из них: «Господи, Ты истинный Господь тварей! Что замышляют против России и против Святой Церкви Твоей немцы, поляки и финляндцы, исказившие Евангелие Твое, отпадшие от Церкви Твоей! Господи, что они замышляют! Они хотят до конца поглотить нас и разорить Церковь Твою, храмы Твои, Богослужение Твое, уставы Твои, постановления Святых Апостолов и Святых Отцов Вселенских и поместных Соборов! До чего мы дожили!» 

     «Господи, Ты видишь хитрость врагов Православной Веры и Церкви Твоей и их рвение одолеть ее! Положи им конец, да умрет с этими людьми все лукавое дело их!» (Это напечатано в 1909 году в книге «Живой Колос», стр. 28). 

      «И чем бы мы стали, Россияне, без Царя? Враги наши скоро постарались бы уничтожить и самое имя России, так как Носитель и Хранитель России, после Бога есть Государь России, Царь Самодержавный, без него Россия – не Россия».

     Между Святым Царем Искупителем Николаем II и Всероссийским пастырем существовала незримая тесная духовная связь.Святой Иоанн Кронштадтский в речи, произнесенной в день тезоименитства Цесаревича Николая, сказал: «Святителю отче Николае! Молитвами твоими сохрани, умудри и утверди во всех Христианских и Царственных добродетелях тезоименитого тебе Благоверного Государя Цесаревича Николая Александровича, Наследника Престола Православной России».

     Личное знакомство их произошло 9 октября 1894 года в Крыму, где во дворце Ливадии отец Иоанн Кронштадский находился у постели тяжелобольного Благоверного Императора Александра III.
     К нему подошел под благословение Цесаревич Николай Александрович и выразил сожаление, что не смог быть на Литургии в церкви. Отец Иоанн пригласил Цесаревича на следующий день на молебен о здравии Государя Миротворца.
     О своей первой встрече будущий Государь Николай II записал в дневнике: «Познакомился и разговаривал с отцом Иоанном. День стоял чудный». 

     Из дневника Цесаревича видно, как в эти скорбные для России дни молился Святой Праведный Иоанн Кронштадтский.
     10 октября – «Папа был слабее сегодня, и приезд Аликс, кроме свидания с отцом Иоанном, утомили его».
      12 октября – «В 10.30 большая часть семейства отправилась пешком в Ореандскую церковь к обедне, которую служил отец Иоанн. Он очень резко делает возгласы, как-то выкрикивает их – он прочел свою молитву за Папа, которая произвела сильное впечатление на меня».
     17 октября – «Утром Папа причастился Святых Таин у отца Иоанна. От волнения Он себя чувствовал слабым, кроме того Он ночью мало спал».
    20 октября – «Около половины трех он причастился Святых Таин; вскоре начались легкие судороги, и конец быстро настал! Отец Иоанн больше часу стоял у Его изголовья и держал за голову. Это была смерть Святого!»
     В 16 часов 2 ноября 1894 г. пушечный салют возвестил, что новый монарх Николай Александрович Романов воссел на Всероссийский Престол.

     В газете «Новое время» была опубликована статья отца Иоанна Кронштадтского. Вот строки из нее: «Не плачь и не сетуй, Россия! Хотя Ты не вымолила у Бога исцеление своему Царю, но вымолила зато тихую, христианскую кончину, и добрый конец увенчал славную Его жизнь, – а это дороже всего. Теперь люби также Его Наследника, Императора Николая Александровича, получившего от Державного Отца своего завет – идти по следам Его».

     27 мая 1896 г. в Москве в Успенском соборе Кремля прошло венчание и коронация Государя Императора Николая II , куда был приглашен отец Иоанн Кронштадтский.



    Отец Иоанн присутствовал и молился на крестинах нескольких детей Государя Николая II.
Великий князь Олег Константинович Романов в своих воспоминаниях о крестинах Цесаревича Алексия сообщает: «Началось Богослужение. Служили митрополит Антоний, отец Иоанн Янышев и отец Иоанн Кронштадтский; были еще два архимандрита, два диакона и два псаломщика – все в золотых ризах. Государь был в форме атаманцев».
Протопресвитер Иоанн Янышев был духовником государя Александра III.

     Каждый год в торжественные дни, посвященные коронации, тезоименитству и рождению Государя Императора Николая II Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в своих проповедях и поучениях выступал о роли Царя Державного, Защитника Веры и Отечества. 

     В проповеди 14 мая 1897 г. Иоанн Кронштадтский сказал: «Будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам Самодержавных и Единодержавных Царей по Сердцу Своему, сохраняя преемство Рода Романовых и в Них Дух Православия и стремления к возвеличению Веры и Церкви Православной и Государства Российского».
     Во время болезни Иоанна Кронштадтского Государь Николай II позвонил по телефону в Дом трудолюбия с целью осведомиться о его здоровье. В телеграмме, направленной в Кронштадт, Государь пишет: «Благодарю Вас, батюшка Иоанн Ильич, за добрую память. Желаю Вам здоровья и сил, также дождаться радостного дня для освящения Морского собора. Николай».

     В 1905 г. Иоанн Кронштадтский писал: «Царь у нас праведный и благочестивой жизни – Богом послан ему тяжелый Крест страданий, как Своему избраннику и любимому чаду».
     Так же он увещевал и предупреждал Русских людей: «Возвратись, Россия, к святой, непорочной, спасительной, победоносной Вере своей и к Святой Церкви Матери своей – и будешь победоносна и славна, как и в старое, верующее время…»

     «Несомненно, что все отпадшие от Веры и Церкви Русские разобьются, как глиняные горшки (сосуды скудельные, – псалом 2), если не обратятся и не покаются, а Церковь останется непоколебимою до скончания века…».

     «Держись же, Россия, твердо Веры своей и Церкви, и Царя Православного»
“Держава Царя — над всем Его Царством; Держава Бога — над всем миром; как Царь, хотя живет в столице, а имя Его обносится и почитается во всем Царстве, так и Бог, хотя преимущественно обитает на Небесах — в Вечной Славе, являясь ближайшим духам, но присущ и нам благодатию Своею, и Имя Его славно по всей земле.”

     «Горе нам, если под грузом тягот и лишений нынешней смуты, перед лицом предательства, ненависти и злобы, обрушившихся на нас со всех сторон, дрогнем и отречемся от служения, дарованного Господом нашему народу за Веру и Верность, самоотверженность и готовность к бескорыстной жертве.»

     Тяжко смотреть на разорение Державы Российской. Пророческим набатом звучат сегодня давние призывы великого Кронштадского старца:


    «Да подумайте же вы, Русский народ, трезво – к чему вы стремитесь? К низвержению всякого общественного строя и уклада житейского, к хаосу общественному? Познайте вы, ведь это дьявольские, а не Божеские дела! Вы забыли Бога и оставили Его, и Он вас оставил Своим Отеческим Промыслом и отдал вас в руки собственного необузданного, дикого произвола: вы губите и себя, и Россию. Опомнитесь, одумайтесь, покайтесь, исправьтесь… Господи Всемогущий, Всеблагий, Премудрый Царь царств земных! Устрой и утверди Русское Царство с Русскою Православной Церковью на непоколебимом Камне, какой еси Ты, Иисусе Христе, Боже наш! Да не поколеблют Державы Российской инородцы, и иноверцы, и инославные! Сохрани целость Державы Российской и Церкви всемогущею Твоею Державою и правдою!»

     Сейчас впору нам всем присоединиться к молитвенному воплю угодника Божия, взывая к Богу об избавлении от страшной напасти – от пленения сатанинского, в коем вот уже многие десятилетия страждет Святая Русь.

     «А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите Его, любите Святую Церковь и Отечество и помните, что Самодержавие – единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия – не будет России …» – предупреждал Русский народ Святой Кронштадский молитвенник. 

     Святой пастырь Руси, Праведный Иоанн Кронштадский, освещая знамёна «Союза Русского Народа» напомнил: «как тело без души мертво, так и Россия без всепросвещающей Православной Веры и жизнетворной Самодержавной Власти мертво».

     В своей телеграмме, присланной к Съезду монархистов-черносотенцев, он писал: «Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели Русского Христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества». 

     Всероссийский батюшка активно поддержал простых Русских людей, стихийно выступивших в смутные годы “первой революции” на защиту Православной Государственности – родного Самодержавия. Он благословил создание «Союза Русского Народа» и вступил в него рядовым членом (членский билет № 200787). При вступлении в СРН он собственноручно подписал такое заявление:

     “Желая вступить в число членов Союза, стремящегося к содействию всеми законными средствами правильному развитию начал Русской государственности и русского народного хозяйства на основах Православия, Неограниченного Самодержавия и Русской Народности, – прошу зачислить меня как единомышленника”.


    В октябре 1907 г. решением Главного Совета Союза отец Иоанн был избран пожизненным почетным членом. “Алкая и жаждая духовной близости к тебе и единения с тобою, Добрый Пастырь, Главный Совет Союза Русского Народа избрал тебя единогласно в свои почетные члены”, – говорилось в решении Главного Совета. Отец Иоанн Кронштадтский и материально поддерживал Союз, он передал в виде взноса большую по тем временам сумму в 10 тысяч рублей.

     Скончался отец Иоанн 20 декабря 1908 года на восьмидесятом году жизни. Несметная толпа сопровождала его тело из Кронштадта в Петербург, где он был похоронен в Иоанновском монастыре, им же основанном. К месту его упокоения со всех концов России стекались молящиеся и непрерывно служились панихиды. Крепкий в Вере, горячий в молитве и в своей любви ко Господу и к людям, Святой Праведный Иоанн Кронштадтский всегда будет в памяти народной. Он и после своей праведной кончины быстро откликается на молитвы всех, просящих его помощи.


         С кончиной святого праведного Иоанна Кронштадтского началось увековечивание его памяти. Оно было положено Императорским рескриптом от 12 января 1909 г. Описывая пастыря как праведника и молитвенника за всю Землю Русскую, Государь Николай II призывал ежегодно и всенародно отмечать день поминовения отца Иоанна и так же широко в наступающем 1909 году почтить его память в сороковой день со дня его кончины.
     Кроме того Государь выразил надежду, что Святейший Синод предпримет шаги по канонизации отца Иоанна. Большевистский же переворот 1917 года перечеркнул все эти планы


    Это великий Святой Русской Земли. Он любил всем сердцем Бога, Царя и Отечество, потому и пророчествовал о Воскресении России, о полной Победе Господа над сатаной и его клевретами. Он писал нам следующее утешительное слово: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей на костях вот таких мучеников, помни, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, — по старому образцу; крепкая своей Верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету Святого Князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать Русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он Русский».


А какую чудесную молитву оставил нам Кронштадский пастырь! До сих пор она греет души православным христианам и дает смысл жизни:

Отче наш, Иже еси на Небесех!
Да святится Имя Твое в России
Да придет Царствие Твое в России!
Да будет Воля Твоя в России!
Ты насади в ней Веру Истинную, Животворную!
Да будет Она Царствующею и Господствующею в России!
А не уравненную с иноверными исповеданиями и неверными.
Да не будет сего уравнения с неравными,
Истинного исповедания не имеющими!
Истина не может быть сравнена с ложью
И Правда Веры с неправыми исповеданиями
Истина Господня пребывает во век.