Пропустить навигацию.
Главная

На горах Кавказа

Составил пустынножитель Кавказских гор схимонах ИЛАРИОН


Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении
с Господом наших сердец чрез молитву Иисус Христову,
или
ДУХОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПУСТЫННИКОВ

РОССИЯ ПОГИБНЕТ, ЕСЛИ ПЕРЕСТАНЕТ
ПОЧИТАТЬ ИМЯ БОЖИЕ


(Предупреждение Афонских подвижников в начале XX века)

Предисловие автора
Здесь, прежде всего, показано высокое достоинство Иисусовой молитвы и ея необходимость в деле нашего вечнаго спасения; частию показано значение имени "Иисус"

Старческое слово к юным подвижникам
Общее замечание о Иисусовой молитве

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Беседа двух старцев-пустынников о том, как чрез молитву Иисус Христову и прочия добродетели, соединить свою душу ипостасному Слову Божию, то есть Сыну Божию, и чрез это быть причастным вечнаго живота ещё в сей временной жизни.

ГЛАВА 1 Восход пустынножителя на горы и поэтическое описание горной красоты, открывшейся его взору

ГЛАВА 2 Замечательная встреча со старцем пустынножителем, и начало беседы с ним о духовном деле

ГЛАВА 3 Разъяснение о том, что в имени Божием присутствует Сам Бог

ГЛАВА 4 Доказательства тому - почему имени "Иисус" приписывается Божественное достоинство. И почему для верующаго и любящаго Господа Иисуса, оно есть как бы Сам Он Господь и Спаситель

ГЛАВА 5 Объяснение того, в чём состоит действенность или же ощутимость для нашего сердца Иисусовой молитвы

ГЛАВА 6 О плодах молитвы

ГЛАВА 7 Разъяснение о том, что требуется для приятия дара Иисусовой молитвы, и почему она трудна. Как относятся псалмопение и Священное Евангелие к Иисусовой молитве. Естественное соотношение составных частей в человеке, и о правиле. Кто научил Старца Иисусовой молитве

ГЛАВА 8 О зверях, птицах и видах Кавказской природы

ГЛАВА 9 Краткая биография старца

ГЛАВА 10 Вечная жизнь в Сыне Божием и разъяснение о том, что требуется для того, чтобы быть ея участником

ГЛАВА 11 Подробное разъяснение о первой степени Иисусовой молитвы

ГЛАВА 12 О второй степени молитвы Иисусовой

ГЛАВА 13 О третьей степени Иисусовой молитвы

ГЛАВА 14 Ещё о молитве вообще

ГЛАВА 15 О том, что творящий молитву Иисусову нуждается в руководстве. О причинах ея умаления. Побуждение к ея производству

ГЛАВА 16 Общий вывод о молитве изо всего, доселе о ней сказаннаго. Откуда явилась Иисусова молитва и частию ея содержание.

ГЛАВА 17 Неодобрительный взгляд современности на Иисусову молитву. Причины сему.

ГЛАВА 18 Извлечение из книги Старца Паисия Величковскаго, в котором особенно показано превосходство Иисусовой молитвы пред Псалмопением.

ГЛАВА 19 О душе человеческой и о силах ея, заимствованное большею частию из учения о сем предмете святых Отец. Изречения высокия и многополезныя. О Самопознании. В чём состоит сходство нашей души с Богом.

ГЛАВА 20 Разъяснения внутренних сил нашей души: что такое соединение ума с сердцем; какое различие между понятиями: ум и дух, и в которой из сих двух сил молитва вселяется.

ГЛАВА 21 О сердце человеческом

ГЛАВА 22 О духе человеческом

ГЛАВА 23 О достоинстве человека и ещё о духе нашем

ГЛАВА 24 О чувстве Божия бытия, вложенном в душу человеческую

ГЛАВА 25 Что такое духовный мир?

ГЛАВА 26 О воплощении Сына Божия и о том, что в имени Своем для верующих и молящихся Он Сам пребывает Своим Божественным Существом


ГЛАВА 28 От чего внутренняя по Богу жизнь ото всех людей находится в почитании и уважении? Ея содержание и объяснение её производства. Внутрь-пребывание. Моё путешествие во внутренность Кавказских гор (Разсказ пустынника)

ГЛАВА 29 Мои впечатления и чувства при зрении на Небо в тёмную ночь среди Кавказских хребтов

ГЛАВА 30 Изображение воздушных явлений

ГЛАВА 31 Вид гор осенью в пустынных дебрях Кавказа со слов пустынника

ГЛАВА 32 Вид тех же гор в зимнее время

ГЛАВА 33 Другия мои путешествия по горам Кавказа и разные случаи и приключения во время их со мною бывшие
ГЛАВА 34 Похвала Кавказской пустыне.Что нужно иметь тому, кто желает жить в пустыне. В чём состоит внутреннее содержание этой жизни

ГЛАВА 35 Мои чувства по лишении пустыни

ГЛАВА 36 Мысли и чувства пустынника при его прощании с обителию, в которой он прожил много лет; прощание с игуменом и братиею

ГЛАВА 37 Предостережение от ранней пустыни. Что нужно для правильнаго в неё поступления

ГЛАВА 38 О сравнительном значении жизни монастырской (общежительной) и пустынной

ГЛАВА 39 О вере в Бога, приобретаемой пустынником в опытах его жизни

ГЛАВА 40 О применении веры к деятельности пустынника. О любви. О Христианской надежде

ГЛАВА 41 О помыслах,- как их удерживать

ГЛАВА 42 О бесовских привидениях, кознях и страхах, коим подвергаются пустынножители и о средствах избавления от них

ГЛАВА 43 Прощание старца с горами, по причине его состарения и крайняго изнеможения своих телесных сил

ГЛАВА 44 Наше последнее посещение старца и его блаженная кончина


СОСТАВИСЯ КНИГА СИЯ ВО СЛАВУ ИМЕНИ ВЕЛИКАГО БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА, ИЖЕ ВСЕМ ЧЕЛОВЕКАМ ХОЩЕТ СПАСТИСЯ И В РАЗУМ ИСТИННЫЙ ПРИИТИ (1 ТИМ. 2:4).

ЕДИН ЕСТЬ ХОДАТАЙ ПРЕД БОГА ЗА ЧЕЛОВЕКИ - ЧЕЛОВЕК ХРИСТОС ИИСУС (1 ТИМ. 2:5).

ЯКО ТОЙ ЕСТЬ НАРЕЧЕННЫЙ ОТ БОГА СУДИЯ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ. О СЕМ ВСИ ПРОРОЦЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ, ОТПУЩЕНИЕ ГРЕХОВ ПРИЯТИ ИМЕНЕМ ЕГО ВСЯКОМУ ВЕРУЮЩЕМУ В ОН (ДЕЯН.10:42-43).

БУДЕТ ИМЯ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННО ВО ВЕКИ, ПРЕЖДЕ СОЛНЦА ПРЕБЫВАЕТ ИМЯ ЕГО (ПС.71:17).

ВСЯК, ИЖЕ АЩЕ ПРИЗОВЕТ ИМЯ ГОСПОДНЕ, СПАСЕН БУДЕТ (ДЕЯН.2:21).

ЯКО ПРЕВОЗНЕСЕСЯ ИМЯ ТОГО ЕДИНАГО (ПС.148:13).

НЕСТЬ ИНАГО ИМЕНЕ ПОД НЕБЕСЕМ, ДАННАГО В ЧЕЛОВЕЦЕХ, О НЕМЖЕ ПОДОБАЕТ ПАСТИСЯ НАМ (ДЕЯН.4:12).

ДА ИСПОВЕДЯТСЯ ИМЕНИ ТВОЕМУ ВЕЛИКОМУ, ЯКО СТРАШНО И СВЯТО ЕСТЬ (ПС. 98:3).

ОТ ВОСТОК СОЛНЦА ДО ЗАПАД ХВАЛЬНО ИМЯ ГОСПОДНЕ (ПС. 112:3).

ЯКО ВОЗВЕЛИЧИЛ ЕСИ ИМЯ СВЯТОЕ ТВОЕ (ПС. И32:2).

ХРИСТИАНИН ЕСТЬ ТОТ, КТО НОСИТ В СЕРДЦЕ СВОЕМ ХРИСТА (ЛЕОНИИЙ, СВЯЩЕННОИНОК ОБИТЕЛИ САВВЫ ОСВЯЩЕННАГО).

ДУХОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ ИЛИ ЖЕ ВНУТРЕННЕЕ ЛЮБОМУДРИЕ.

... И что много глаголать? Молитва есть Бог, действуяй вся и во всем... (святый Григорий Синаит).

Непрестанно пребудь в имени Господа Иисуса, да поглотит Господь сердце, а сердце-Господа: и будут два едино. (святый Иоанн Златоустый).

Глагол сей - имя Иисус - мужи, достигшие живаго Богообщения, объемлют и лобызают, как и всю полную молитву, будучи исполняемы неизреченныя радости, превыше всякаго слова и разума. Но почему так?! Ради сочетания своего сердца с Самим Господом Иисусом Христом. (святый Каллист и Игнатий Ксанфопула).

Возстанем и услышим, что сия священная царица добродетелей высоким гласом к нам взывает: приидите ко Мне, вся труждаюшиеся и обремененные, и Аз упокою вы. Возьмите иго Мое на себе и научистеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф.11:28). (Святый Иоанн Лествичник).

http://st-jhouse.narod.ru/biblio/texts.htm