Пропустить навигацию.
Главная

ЧУДОТВОРЕЦ МОЛИТВЕННЫХ РИТМОВ

Православное Радио Санкт-Петербурга,
Пастырский Час со священником Романом Зеленским, 
ведущая Елена Бадьянова. 

Тема радиопередачи 16.12.11:

ЧУДОТВОРЕЦ МОЛИТВЕННЫХ РИТМОВ

(О СВЯТИТЕЛЕ НИКОЛАЕ СЕРБСКОМ)

 

Скачать 12.9 mb

«О трех предметах не спеши рассуждать:

о Боге, пока не утвердишься в вере;
о чужих грехах, пока не вспомнишь о своих;
и о грядущем дне, пока не увидишь рассвета».

      «О, Святый Боже, дай мне в друзья тех, у кого Твое Имя врезалось в сердце, а во врагов тех, которые не желают и знать о Тебе. Ибо такие друзья останутся мне друзьями до смерти, а такие враги падут предо мной на колени и покорятся, как только переломятся их мечи».

     Святой Владыка Николай Сербский является автором пятнадцати томов произведений, необыкновенно любимых в Православном мире. Их чтение укрепляет нашу Святую Веру, святоотечески наставляя современного человека на Путь Истины. 

      Особенно хочется выделить здесь сборник писем, адресованных Владыкой самым разным людям и содержащих ответы на многообразные духовные вопросы. Этот сборник, получивший название «Миссионерские письма», является неиссякаемым источником Христианских наставлений, где понятным, проникающим в самую душу языком излагается Евангельское видение жизни, и находится ответ на любой духовный вопрос, возникающий у нашего современника.

Вот, например, какое проникновенное толкование дает нам Владыко Николай на знаменитое Слово Господа нашего Иисуса Христа:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч.»(Мф.10:34)

     Читай это так, говорит Владыко Николай: «Не для того Я пришел, чтобы помирить Истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и мамону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения».

     Святитель Николай (Велимирович); годы его земной жизни 1881 по 1956 , епископ Охридский и Жичский — выдающийся Сербский архипастырь и богослов XX столетия. Обладатель пяти докторских диссертаций. 

     Святитель оставил по себе богатейшее духовное и литературное наследие. Об одной из наиболее замечательных его книг — «Молитвы на озере»,— Архимандрит Иустин Попович, святой нашего времени, говорит:

* * *
     «В течение долгих столетий душа Сербского народа искала слова, в которых она смогла бы выразить свою боль, печаль, стремления и молитву. И она нашла эти слова, нашла у Владыки Николая. 

      Читаю и перечитываю «Молитвы на озере», но вся их неповторимая сладость вливается в мою душу, когда я читаю и перечитываю их молитвенно. Он, чудотворец молитвенных ритмов, имеет власть над моей душой. Говорю себе: ты пленник чувств, ты чувствами мыслишь… Но, когда его чудотворная молитва заструится в моей окаянной душе, вмиг чувства, эти тяжелые обручи души, распадаются и моя душа, моя раненая птица, окрыленная радостью, взлетает и летит в сладкие высоты Вечности. А расслабленное мое сердце говорит: он разбивает клетку времени и пространства, в которой задыхается твоя душа, и выпускает мотылька души в лазурь безграничной Вечности. Поистине, он канал, по которому Вечность вливается в мою душу, а душа входит в Вечность. Он превращает чувство моего личного бессмертия в чувство личной Вечности, и я становлюсь странником на земле и жителем Вечности.

     Он молитвой думает, молитвой философствует. Его устами говорят светоносные души великих православных подвижников. Он молитвенно чувствует Бога, молитвенно чувствует все творение. Он — в молитвенных отношениях со всеми: такое возможно только в Православии.

     Душа полностью собирается в молитву и, ведомая молитвой, идет через бескрайнее и непостижимое чудо, именуемое миром, ибо молитва — единственный зрячий поводырь ума, сердца и воли.

     Владыка Николай говорит о Христе, ибо живет Христом. Он расширяет свою таинственную личность до Богочеловеческих размеров, опытно и лично переживает Боговоплощение и рождение Христа в своей душе.

     Это напоминает нам благодатно опытную Христологию Святого Макария Великого. Смысл человеческого существования — родить Христа в себе, стать богом, ибо для того Бог стал для человека Хлебом.

     Когда, свою молитвой напоенную душу, он обращает к твари, то закипает жалостью и рыдает сотрясающим всё его существо рыданием. Ибо вся тварь больна, изранена и печальна. Воистину, в его слезах кипит печаль всего творения. Воистину, его рыданием рыдают все очи и сердца. Он болеет болезнями всего творения и грустит грустью всякой твари. Се, Господь послал нам Иова, страдающего страданиями всего человечества и всего творения. И еще, он — наш Исаия, прозорливо и вдохновенно осмысляющий страдание вообще и оправдывающий Богочеловеческое страдание в особенности.

     Мир — больной, заболевший грехом, ибо грех — болезнь, и презрение к грешнику — презрение к больному. Молитвой ухаживает за больным наш лекарь, молитвой лечит и излечивает.

Не презирай грешников, но молись за них. Жалей и сострадай всякому творению и не осуждай.

     Расширь и углуби душу свою молитвой и заплачешь над тайной мира горько и безутешно. Обрати в молитву свое сердце, душу и разум, и они станут горячей неиссякаемой слезой за всех и вся.

     Преосвященный молитвенник всю душу, сердце и разум свои обращает в молитву, и грехи всех грешников переживает как свои, и боль всякой твари переживает как свою, и кается за все грехи, как за свои, плачет и воздыхает.

     Молитва расширяет границы человеческой души до пределов Всечеловека, делает человека способным плакать слезами всех плачущих и печалиться со всеми печальными. В дивных молитвах нашего псалмопевца струится душа Всечеловека. Границы времени и пространства исчезают, молитвы дышат Небом, в них говорит уже не человек, но Всечеловек.

     Его Христолюбивой душой мы Христа возлюбили, и пока рабы времени сражаются за тленное земное богатство, наш бесстрашный воин вечности стоит на страже наших душ, молится, кланяется, плачет и рыдает за всех и за вся.

Человеколюбивый Господи, даруй нам молитвенность Преосвященного Владыки Николая!»

Так ярко и образно пишет о нем другой святой Благословенной Сербии преподобный Иустин ( Попович).

     Братья и сестры, великие смыслы Божьего Промысла узнаем мы из книги Святителя «Сквозь тюремное окно»:
«Воистину Библия о нашей судьбе пророчествует. Ибо многие слова, которые сказаны в ней Господом Израильскому народу, словно сербам сказаны. Вот, что говорит Он устами славного пророка Исайи : «Во гневе Моем Я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе» (Ис. 60, 10).
За что Ты разгневался на нас, Господи Небесный?
      За то, что вы, сербы, поносили Меня своими хульными словами; что сквернословием своим испятнали Имя Мое, больше любого другого.
Ибо никто в аду не слышал, чтобы кто-то из сербов поносил сатану или его демонов, но все Ангелы Мои на Небесах слышали от уст сербских сквернословие на Имя Мое и имена Моих Святых.

     Если вы найдете хотя бы одного серба, который бы поносил дьявола, я прощу сотне тех, кто поносил Имя Бога Творца и Вседержителя. Но не найти вам такого. Сатана и бесы были в большей чести у вас, чем Я, ваш Творец и Отец. Разве этого мало, чтобы Я на вас разгневался?
     О, Господи, благой, прости нас и скажи, за что еще Ты разгневался на сербов?
     За то, что новые господа сербские стыдились идти молиться в храмы; стыдились величать Имя Мое в школах и университетах; что стали обожествлять творения Мои вместо Меня, Творца Неба и земли; что перестали прославлять Моих Ангелов и Святых и начали возвеличивать смертных; что последовали за безумнейшими из безбожников и злобнейшими из еретиков, принимая и повторяя речи их, читая и создавая безумные книги, которые вели в адскую пропасть.

     Прежние Сербские господа иначе почитали Меня и иначе народ Сербский учили. Скажите, разве этого мало, чтобы Я разгневался?
О, Господи, воистину тяжки грехи наши. Но да будет милость Твоя больше наших грехов.
     Ох, братья мои, тяжко судиться с Всевышним! Ибо Он всегда прав, а мы всегда виноваты. Наше счастье, что милость Его постоянный спутник Его справедливости, если бы Он судил эту землю грешную только по справедливости, без милости, давно бы наступил конец мира.

     “В гневе Моем я поражал тебя, но в благоволении Моем буду милостив к тебе”. Многократно случалось это с Израилем. А все прошлое наше свидетельствует о том, что множество раз было и с сербами. Господь в гневе праведном поражал нас, но по Великой Своей Премудрости миловал. Потому говорю вам, читайте Священное Писание, чтобы понять Сербскую историю. Читайте Библию, чтобы иметь вам свечу в руках на темном пути судеб человеческих.
     И старайтесь ни чем не вызывать гнева Божьего. Это правда, не скор Он на гнев и не вспыхивает в миг, как гневливый человек, но когда разгневается, испепеляет людей, как огонь солому.»- предупреждает Владыко.

     Святитель Николай Сербский (Велимирович) – это один из Святых Отцов, бывший нашим современником. Это человек, который в безбожный и жестокий XX век стал подобен древним пророкам, его глагол жег сердца людей и за это его называли Новым Златоустом.

Его призыв к христианам быть в жизни не сторонними наблюдателями, а духовными воинами-победителями, обращен к нашим сердцам:

     «Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу. Победа тому дается, чье око неустанно на нее устремлено. Помышляющий о поражении теряет победу из вида и больше не обретает ее. Малая звезда, далекая от взгляда пристального, растет и приближается!

     Жизнь есть победа, дети мои, и воины жизни – воины победы. Бдительно несите стражу свою, чтобы никакой враг не проник через стену в град ваш. Одного только пропустите – город сдадите. Одна лишь змея заползла в Рай, и Рай адом сделался.
Одна капля яда в крови, и врачи предрекают смерть!
Воины жизни, бейтесь крепко и не уставайте верить в победу!»

     Кто же он, человек, написавший эти вдохновенные строки? Святитель, философ и поэт, духовный воитель и исповедник… Всенародно любимый пастырь, ставший изгнанником и умерший на чужбине, но вернувшийся в свою Святую Сербию своими святыми мощами… Небесный заступник и вероучитель, с любовью почитаемый не только на его родной земле, но и по всему Православному миру, особенно в России.

     Николай Велимирович родился в 1881 году в многодетной крестьянской семье Драгомира и Катерины Велимирович в небольшом Сербском селе Лелич. Его мать впоследствии приняла монашеский постриг.

     После окончания гимназии молодой Николай Велимирович поступает в Белградскую семинарию, где сразу же показывает себя способным учеником. По окончании семинарии он приступает к работе сельского учителя.

     В дальнейшем, благодаря выдающимся способностям и первым блестящим публикациям, он получает стипендию для учебы в Швейцарии и Германии, а затем в Англии. Кроме прочего, он успешно овладевает несколькими иностранными языками.

     По возвращении в Белград будущего Владыку постигает тяжкая болезнь, ставшая для него важнейшей жизненной вехой: на одре болезни он дает обещание Богу посвятить свою жизнь Ему, Святой Православной Церкви и ближним. За этим решением вскоре последовало чудесное исцеление Николая от тяжкой болезни.

В монастыре Раковица, неподалеку от Белграда, он принимает монашеский постриг с именем Николай, а затем и рукоположение.

     В 1910 году иеромонах Николай проходит обучение в России, в Санкт- Петербургской Духовной Академии. Долго в Академии даже не знали о том, что он к тому времени уже окончил два известных европейских университета (при приеме в Академию он даже не упомянул законченные им западно-европейские факультеты, а поступал просто как вчерашний семинарист). Проповеднический и литературный талант Сербского студента открылся на одном из академических духовных вечеров, где речью своей отец Николай поразил всю аудиторию, а особенно - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония ( Вадковского). После этого вечера митрополит Антоний выхлопотал для него у Государя стипендию на путешествие по России.

     Он посещает православные святыни Русской земли и, во время этого путешествия, обретает истинную любовь к Русскому Царю Богопомазаннику, Самодержавной России и Русскому народу. Эта любовь останется с ним навсегда.

     С тех пор ни одна страна мира не воспринималась им с такой теплотой и родственной любовью, как Россия. В 1920-е годы, уже будучи епископом, он первым в мире заговорил о необходимости почитания Царской Семьи. За «нерешительностью» и «безволием» последнего Русского Императора, о чем немало тогда говорилось среди русских эмигрантов в Сербии, он разглядел иные черты характера Императора Николая Александровича и иной смысл предреволюционных лет русской истории. Что само по себе очень интересно, братья и сестры. Уже в 1932 году Святитель делает потрясающий вывод, что:

     «Долг, которым Россия обязала Сербский народ в 1914 году, настолько огромен, что его не могут возвратить ни века, ни поколения. Это долг любви, которая с завязанными глазами идет на смерть, спасая ближнего своего.

     Русский Царь и Русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что Русский Царь с детьми Своими и с миллионами собратьев Своих пошел на смерть за правду Сербского народа? Посмеем ли умолчать пред Небом и землей, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам? Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в Русской жертве за сербов, в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости..»

     Во время Первой мировой будущего Святителя можно было видеть на боевых позициях: он исповедовал и причащал сербских солдат и укреплял их дух проповедью. Все свое жалование он до конца войны перечислял на нужды раненых.

     По поручению Сербского правительства отец. Николай побывал также в Англии и Америке, где в публичных выступлениях разъяснял общественности этих стран, за что воюет Православная Сербия. Командующий английскими войсками заявил впоследствии, что отец Николай был третьей армией сражаюшейся Сербии.

     Замечательно, что сразу после окончания Первой мировой Святитель Николай предсказал неизбежность нового трагического глобального военного столкновения в «цивилизованной Европе». Основной причиной новой войны он считал уход европейского человека от Бога. «Белой чумой» называл Владыка наступающую безбожную культуру и мировоззрение «светского гуманизма».

Однажды, в одном из больших соборов Лондона, некий англичанин публично вопросил отца Николая:

– А есть ли в Вашей земле нечто, подобное шедеврам нашей европейской архитектуры?

Будущий Владыка моментально ответил:

– У нас в Сербии есть уникальный шедевр азиатской архитектуры. Зовётся этот шедевр Челе - Кула (Башня Черепов). История его создания такова: когда турецкое войско пришло усмирять сербское восстание, то препятствием к продвижению к Нишу была крепость, в которой оборонялось около пяти тысяч восставших. В конце концов, турки ворвались в крепость, но сербы взорвали себя вместе с десятком тысяч карателей. На месте взорванного бастиона турки соорудили башню и вмуровали в её стены тысячу сербских голов, которые были отрублены уже у погибших.

Английский историк, присутствовавший при этом диалоге, подтвердил сказанное отцом Николаем, и высокомерный западноевропеец, задавший вопрос, смутился. . 

     В 31 год иеромонах Николай становится епископом Охридским, в Македонии. Там, на берегах чудного по красоте Охридского озера, в самой колыбели славянской письменности, где проповедовали просветители Кирилл и Мефодий, он пишет ряд своих замечательных духовных трудов, в том числе и «Молитвы на озере», названный современниками второй Псалтирью.

     Владыка выезжал в самые отдаленные концы своей епархии, встречался с верующими, помогал восстановлению разрушенных войной храмов и монастырей, основывал сиротские дома.

     Для успешного привлечения людей к храму, Владыка Николай не чурался даже подвига юродства. Однажды он взял осла и сел на него задом наперёд. Так он проехал через весь Охрид. Ноги волочились по пыли, а голова с раздуваемыми ветром взлохмаченными волосами болталась во все стороны. Никто не посмел обратиться к Владыке с вопросами. Народ сразу стал перешептываться: «Обезумел Николай. Писал, читал, много думал и спятил».

     В воскресный день весь Охрид был в монастыре, на Литургии. Было интересно: что же такое произошло с епископом? А он служил Литургию, как обычно. Все ожидали, что же будет на проповеди. По завершении службы, Владыка стал перед народом и, помолчав, заговорил:

     «Что, пришли посмотреть на безумного Николу? Другим способом вас в Церковь уже не затянуть?! Всё вам некогда. Уже и не интересно. Другое дело – поговорить о моде. Или – о политике. Или – о цивилизации. О том, что вы – европейцы. А что же унаследовала сегодняшняя Европа?! Европа, которая за одну последнюю войну истребила людей больше, чем вся Азия за тысячу лет!!?

     Ах, братья мои, разве вы ничего этого не видите? Неужели не ощутили ещё на себе мрак и злобу нынешней Европы? За кем же вы пойдёте: за Европой или за Господом?»

     Хорошо известен случай, когда, в присутствии Короля Александра I, приехавшего в Охрид, Владыка Николай выбросил в окно, поданного к королевскому столу, жареного поросенка со словами: 

«Вы хотите, чтоб Православный Государь оскоромился в постный день?»

     Народ в Охриде необычайно полюбил своего предстоятеля. Простые люди прозвали его Дедушка-Владыка, они бросали все свои дела и спешили под благословение, как только он появлялся.

Все свое свободное время епископ посвящал молитве и литературным трудам. Спал он совсем мало.

     Здесь один за другим появляются на свет такие его труды, как «Мысли о добре и зле», «Омилии», «Миссионерские письма» и другие замечательные произведения.

     В виду опасности сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка Николай возглавил народное «Богомольческое движение», призванное привлечь к Церкви простых, зачастую неграмотных крестьян, живущих в отдаленных горных селениях. «Это были люди, готовые не только регулярно посещать Церковь, но и повседневно жить по канонам Святой Православной Веры, по Христианским укладам родной страны, увлекая за собой и других.

«Богомольческое движение», распространившееся трудами Владыки по всей Сербии, было настоящим народным религиозным пробуждением.

     Многие монастыри, в том числе и Хиландарский монастырь на Святой горе Афон, наполнились послушниками и монахами из числа «богомольцев», которые возродили угасающую монашескую жизнь.

В 1934 году, епископ Николай был назначен Владыкой Жичской епархии, где продолжал свои подвижнические труды.

     Нападение гитлеровской Германии на Королевство Югославия стало толчком, выпустившим на свободу всех демонов ненависти к Православию и сербам, которые веками таились и вызревали в иноверческих племенах, составлявших ныне с сербами одно Государство.

     Безжалостного врага, всей своей сокрушительной мощью вторгшегося в пределы страны, сразу же поддержал внутренний враг: хорваты, фанатично приверженные римскому католицизму, босняки-магометане, косовские албанцы.

     Гитлер, сразу признавший своих в «принадлежащих к европейской культуре» хорватах и всегда искренне симпатизировавший религии ислама, отдал ненавистных ему сербов буквально на растерзание своим балканским союзникам. На страну опустился ад.

     Не забыл немецкий фюрер и лично Владыку Николая. Его директива по Сербии гласила: «Уничтожить Сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первом ряду – патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича...». На все эти вражьи поползновения Святитель отвечал молитвой:

     «Отовсюду окружили нас и хотят потопить нас в смерти, ибо желают, чтобы нас не стало. Они смеются над Тобой, разве Ты не слышишь? Они издеваются над нами из-за Тебя, разве Ты не видишь? Они пьяны от запаха крови человеческой и радуются слезам сирот.»

Желая полностью разделить участь своих пасомых, Владыка сам явился к оккупантам и сказал:

– Вы стреляете моих чад в Кралево. Теперь я пришел к вам, чтобы вы убили вначале меня, а потом уже моих чад. Тех, кто находится у вас в заложниках.

     Владыку арестовали, но расстрелять его не решились, поскольку Димитрий Льотич и Милан Недич предупредили гитлеровцев, что если они казнят человека, которого многие сербы почитают как святого, то от всеобщего восстания доведенных до отчаяния людей уже не удержать.

     В 1941 г., в монастырь Любостину, где по началу Владыка Николай содержался под арестом, пробрался посланник не сдавшегося оккупантам полковника Дражи Михайловича из Равны Горы – майор Палошевич. Ему Святитель передал послание, где наказывал воеводе Драже организовывать Четницкое движение в Боснии и спасать истребляемый народ Сербский.

     Героический народ Сербии не сидел сложа руки и не ждал милости от тех, кому она не ведома. Не впав в отчаяние от всего творящегося православные патриоты Сербии начали неравную и трагическую борьбу со всесильным врагом, насмерть встав за свои попираемые святыни и страждущих ближних.

     В эти страшные дни было поднято древнее знамя Четницкой борьбы за Крест Честный и Свободу Золотую, столетиями вдохновлявшее православные народы Балкан на священную борьбу.

     Дража Михайлович, вскоре ставший одним из величайших и ныне наиболее почитаемых героев православной Сербии, с честью пронес это благословение Владыки через все военные годы, ведя героическую, неравную борьбу за Веру и народ – вплоть до своего мученического конца.

     Подняли древний флаг сопротивления с символом Смерти и Воскресения – Адамовой Головой и девизом «С Верою в Бога – свобода или смерть!» – и другие герои православного народного движения Сербии. И в том числе славный вождь Четницкой Динарской дивизии, воевода-священник Момчило Джуич, лично хорошо знавший Владыку.

В 1944 г. епископа Велимировича и Патриарха Гавриила Дожича бросили в концлагерь Дахау.

     В своей книге «Земля недостижимая», посвященной узникам нацистских концлагерей, Владыка выводит Образ Господа Иисуса Христа в художественном образе бойца Православного Сербского вооруженного сопротивления, мученически переносящего допросы и пытки в гитлеровском лагере уничтожения.

Из воспоминаний семьи Зерновых: о встрече после войны в Америке.

     «Мы встретились, он сильно постарел, однако взгляд его черных глаз, как и в прежние времена, пронизывал собеседника насквозь, лучше сказать, проникал прямо в душу. Мы стали вспоминать о былом, говорили о жизни, о Церкви, о России.

     - Владыко, — спросила я, - страдания и лишения убивают в духовном смысле узников концлагеря или воскрешают? Хотя например, знаю людей, причем верующих, которые в лагерях не имели сил молиться: все их силы были сосредоточены на куске хлеба, головке лука, кружке кипятка...

Владыка ответил:

- В лагере, бывало, забъёшся в какой-нибудь угол и повторяешь про себя: «Я прах и пепел. Господи, возьми душу мою!» И вдруг душа возносится на Небо — и видишь Бога лицом к лицу. Но ты не можешь этого вынести, и говоришь Ему: - Не готов, не могу, верни меня обратно!» Затем снова часами сидишь и повторяешь про себя: «Я прах и пепел. Господи. возьми душу мою!» И вдруг снова возносит тебя Гослодь... Короче говоря, всю жизнь, что осталась мне, отдал бы, если только это можно, за один час пребывания в Дахау.

     Владыка поднял голову и посмотрел мне прямо в глаза. И я не смогла вынести этого взгляда — на меня смотрели глаза человека, который видел Господа лицом к лицу...

Владыка рассказал мне еще и другое.

«Порой приходили тюремщики и, издеваясь, спрашивали:
- Веришь ли, что Иисус Христос был Богом?
- Нет, - отвечал я им.
Тогда они начинали смеяться и снова спрашивали:
-Так ты, значит, больше не веришь?
- Не верю, но знаю,- твердо отвечал я. И тогда они, не скрывая раздражения, уходили. Позднее они снова появлялись и опять вступали в разговор:
- Правда ли, что твой Иисус был сыном одной жидовки?
- Нет, -отвечал.
- Так чьим же тогда он был сыном?.
- Сыном Человеческим, — отвечал я, и они не знали, что ещё сказать»

Владыка Николай был столпом Сербской Церкви. Теперь, после своей смерти, он постоянно видит Бога, лицом к лицу.

Как видно, братья и сестры, Владыко даже в лагере смерти вёл духовную борьбу с врагом и исследовал разные ухищрения зла. 

Вместе со своим народом в годы войны Владыка Николай пережил страшные мучения, но Бог сохранил его в этих скорбях.

     После окончания мировой войны 1941-45 годов к власти в Югославии пришли коммунисты во главе с ненавистником сербов хорватом Иосифом Тито. Честь антифашистской борьбы, начатой Православными четниками, была присвоена коммунистическим партизанам; на патриотов обрушились репрессии, на весь Православный народ Сербии опустилась долгая темная ночь богоборческого правления, возглавляемого врагами Святой Веры. Всё национально-сербское подвергалось преследованиям, упразднена была даже сербская кириллица , и повсеместно введена хорватская латиница.

     Вот как мудро об этом пишет Владыко Николай:
«Когда человек поворачивает свое лицо к Богу, все пути его ведут к Богу. Когда человек отворачивается от Бога, все пути ведут его к погибели. Когда человек окончательно отрекается от Бога и словом, и сердцем, он уже ничего не способен создать и сделать, что не служило бы к его полному разрушению, и телесному, и душевному. Потому не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире».

Святитель Николай был объявлен коммунистами врагом и в таких условиях не мог вернуться на Родину, его туда просто не пустили.

      После немалых скитаний Владыка поселился в Америке, где продолжил церковную и общественную деятельность, писал, вновь осмысливал судьбы Сербства и Православия. Там то он и создает такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Земля недостижимая», «Единый Человеколюбец», «Первый Закон Божий и Райская пирамида»…

     Оказавшись за океаном он продолжил общение с четниками, которые тоже попали, как и он, на чужбину, и в частности с известнейшим из них, священником воеводой Момчило Джуичем.

     Святитель Николай видит предназначение своего родного народа в служении Богу, в постоянной борьбе за Крест Честный и Свободу золотую. Он говорит нам, что мы все под знаком Креста и свободы:

     «Под знаком Креста означает зависимость от Бога, под знаком свободы означает независимость от людей. А еще под знаком Креста значит идти за Христом и сражаться за Христа, а под знаком свободы – значит освобождаться от страстей и всякой нравственной гнили. Мы не говорим просто Крест и свобода, но Честной Крест и золотая свобода. Крестовое знамя – Сербское знамя. Под ним пали на Косове, под ним завоевали свободу в Восстание».

     Владыка пишет и проповедует до последнего часа своей земной жизни. А народ Сербии, оказавшийся на стыке Православия, ислама и католицизма, несет высочайшую миссию хранения чистоты Православия и храброго противостояния воинствующему иноверию в самом сердце Европы»

     По решению коммунистических властей Владыка Николай был лишен югославского гражданства, что окончательно поставило Крест на возможности его возвращения на Родину. Тем не менее, Священный Синод ежегодно извещал его о предстоящих Архиерейских Соборах, приехать на которые он уже не мог.

     Последние месяцы своей жизни Владыка провел в Русском монастыре в Саут-Канаане (штат Пенсильвания). За день до своего упокоения он отслужил Божественную Литургию и причастился Святых Христовых Таин. Святитель мирно отошел ко Господу рано утром в воскресенье 18 марта 1956 года. Из монастыря Святителя Тихона Задонского тело его было перенесено в монастырь святого Саввы в Либертвилле и 27 марта 1956 года похоронено около алтаря храма в присутствии большого количества сербов и других православных верующих из всех уголков Америки. В Сербии на известие о кончине Владыки Николая во многих храмах и монастырях звонили колокола и служились поминовения.

Несмотря на коммунистическую пропаганду, почитание Святителя у него на Родине росло, а труды его издавались за границей.

     Мощи Святого Владыки Николая были перевезены из США в Сербию 5 мая 1991 года, где их на аэродроме встречал Сербский патриарх Павел, многочисленные архиереи, духовенство, монашество и народ. Торжественная встреча была устроена в храме Святого Саввы на Врачаре,

     Мощи Святого Саввы оставались там до 1594г , когда Синан-паша вывез их в Белград, где и сжег 27апреля на Врачаре. После освобождения от турецкого ига Сербский народ и Православная Церковь решили воздвигнуть на этом месте храм.

Далее мощи Святителя Николая были перенесены в его родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского.

     19 мая 2003 года Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации епископа Жичского Николая (Велимировича). Определением Собора память его совершается 18 марта (в день упокоения) и 20 апреля (в день перенесения мощей). Общецерковное прославление угодника Божия Святителя Николая, епископа Охридского и Жичского, совершено 24 мая 2003 года в храме святого Саввы на Врачаре.

Таков Крестный жизненный путь этого великого человека, о котором его ученик преподобный Иустин Челийский скажет:

     «Комар должен говорить о полётах орла! Величайшего сербского орла в истории Сербского народа и сего святого края. Что комар может пропищать? Что?! Что свечка скажет о Солнце? Как свечка похвалит Солнце? Простите, но мы все, теперешние Сербы, — грошовые свечки против Солнца, плывущего по сербскому небу, а второе солнце есть Владыка Николай. Мы, как клещ, не можем увидеть Солнца. Впились мы в руно европейской культуры — кино, театры, достаток, одежда, меню... Клещи! Нам сияет Солнце, а мы его очами не видим. Многие намеренно ослепили себя теперь. Слушай, разве ты можешь оценить Солнце, когда Творца солнца не признаёшь? Ты, потухшая свечка Сербская! Даже если бы Господь всякое моё слово претворил в Херувима, в Серафима, в Ангела, я бы и тогда не смог достойно, ни в меньшей мере достойно, воздать хвалу величайшему Сербу после Святителя Саввы — Равноапостольному Святому Владыке Николаю Сербскому»…..

« Он — Сербский Григорий Богослов.
Этими словами я выражаю наилучший комплимент, величайшую похвалу, какая может быть произнесена. Святитель Григорий Богослов, высший ум, созерцавший тайны Божественного Существа. Наивысший из людей по дару Божьему. И подобного ему дал Господь Сербскому роду. Сербский вечный Григорий Богослов.»…

     «Евангелист среди Святых Евангелистов. Вот Сербский Святой Евангелист. Представьте, всякое его слово есть благая весть. Всякая речь его — малое Евангелие. Как благовонный корень, чем сильнее его тереть, тем сильнее благоухает. Так, чем больше читаешь Владыку Николая, тем больше молишься благодаря чтению и ощущаешь, сколько Небесного благоухания архангельского в его книгах. Сколько Евангелия Вечного, того Евангелия, в кое Ангелы желают заглянуть.»…

«Среди Святых Апостолов — вот Сербский Святой Апостол!
Среди Святых Целителей, среди лекарей, среди чудотворцев вот сербский чудесный доктор — Святой Владыка Николай. Скажите, кто исчислит все те души, которые Владыка Николай своим словом и своею молитвой исцелил? Кто бы мог обозреть многих и многих, чью недужную совесть Святой Владыка излечил, наделив их истинной Верой в Истинного Бога? Кто? Поистине, он лекарь душ и совестей Сербских. Небесный лекарь совести Сербской.

Вся его жизнь была завещанием Свято-Саввским, Косовским: Всегда всем жертвовать за Христа, Христом — никогда!

Завет Святого Владыки Николая- это завет Святителя Саввы; Это завет Святого Царя Лазаря.»


     «Владыка Николай – величайший сын Сербского народа после Святого Саввы Сербского! Аминь» Да будет так, и мы все согласны с этим. И пусть всегда в Православных храмах звучит тропарь этому Златоусту 20 века:

     « Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоноснаго в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованье и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца да дарует мир и единение роду нашему.»

КОНЕЦ И БОГУ НАШЕМУ СЛАВА!