Пропустить навигацию.
Главная

АРХИЕРЕЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ЦАРЯМИ

Православное Радио Санкт-Петербурга,

Пастырский Час со священником Романом Зеленским,

ведущая Елена Бадьянова. Тема радиопередачи:

АРХИЕРЕЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ ЦАРЯМИ.

(О Святителе Филарете Московском в день его памяти 2-го декабря) 



 

Скачать

Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский и Коломенский, принадлежит к числу великих деятелей Русской Православной Церкви. Общеизвестны его значительная роль в церковной и общественной жизни России XIX века, его заслуги перед богословской наукой.   

Поражает многообразие деятельности этого маститого иерарха. Прежде всего, он архиерей, глава епархии и член Святейшего Синода, церковно-административный деятель, причем во всех своих должностях не просто числится, а действует активно, многообразно и плодотворно. Он богослов, во всей премудрости современной ему науки изучающий глубины дарованного нам Божественного Откровения, активно защищающий Истину  Православия. Он проповедник, названный современниками "великим" не только за красоту и эмоциональную силу своих проповедей, но и за их глубину. Он благотворитель, и такая деятельность для Святителя была не просто приложением к его архиерейскому служению, а искренним выражением сердечного порыва, не остывавшего во всю его долгую жизнь. Он старец, опекающий своих духовных чад, наставляющий их в Истине  и ведущий их к жизни будущей. И прежде всего он монах, вместе с черными одеждами и иноческими обетами, принявший на себя подвиг отвержения от мира дольнего ради стремления к миру горнему, к жизни со Христом, и ревностно подвизавшийся на этом тернистом пути до последнего дня земной жизни.

Сказанного уже немало. Недаром иностранцы, прослышавшие об удивительном Московском митрополите, подчас спрашивали: "Сколько же у вас Филаретов?" - настолько поражала их его разнообразная и плодотворная деятельность. А он был один. Но он был гений. И при всем том у него доставало сил и энергии еще и для иных видов деятельности. Не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14), - так и Московский митрополит нередко был призываем к участию в решении вопросов государственных в годы царствования Благочестивейших Государей  Императоров Александра I, Николая I и Александра II.  Вот что он пишет в своем знаменитом труде «ХРИСТИАНСКОМ УЧЕНИИ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ И ОБЯЗАННОСТЯХ ВЕРНОПОДДАННЫХ»:

 «В верноподданнической присяге нашей мы, пред всевидящим Богом, даем клятвенное обещание верности нашей Благочестивейшему Самодержцу нашему. И чем более все мы дорожим верностию Царю, тем более каждый из нас должен позаботиться о том, чтоб иметь это качество в полной силе и в совершенной чистоте.

Верность наша Царю и закону должна быть полная, соблюдаемая всегда и во всем, как в великом, так и в малом, простирающаяся даже до самопожертвования.

О ходе и развитии этой нравственной доблести мы имеем от Сердцеведца Бога следующее глубокое наблюдение и откровение: верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть (Лк. 16, 10). Не примечают сего недальновидные. Изменить Царю и Отечеству на войне, расхитить Государственное сокровище, осудить невинного на тяжкое наказание — такие и подобные вопиющие неверности против Царя, Отечества и закона поражают всякого, и потому самая тяжесть преступления входит в число средств, предохраняющих от покушения на оное. Но не делать дел Царской службы и пользоваться воздаянием или наградою за службу; ввести виды личной корысти в распоряжение делами и средствами общественными; принять в суде ходатайство вместо доказательства и оправдать неправого — это, говорят, небольшие неточности, не препятствующие верности в делах важнейших. Не обольщайте себя! Эти небольшие неточности не очень малы, особенно же потому, что они беременны большими неверностями. Эта неопасная, по-видимому, неправда в мале ведет за собою пагубную неправду во мнозе. Ибо непреложно слово Спасителя: неправедный в мале и во мнозе неправеден есть…..»

 «Важная принадлежность истинной верности есть готовность к самопожертвованию. Кто верен только в пределах собственной безопасности, тот верен вполне только самому себе. Верность, не расположенная к самопожертвованию, становится ничтожною в тех самых случаях, в которых наиболее нужна и была бы благотворна и в которых с особенною светлостию могли бы открыться ее красота и величие. Защищение Царя и Отечества против воюющего врага, очевидно, невозможно без решительной готовности пожертвовать жизнию за спасение защищаемых».

   Вот какие святые слова  звучат сквозь века для нас, братья и сестры!

      При рождении будущему Святителю в память Святого Василия Великого было дано имя Василий. В годы юности митрополит Московский Платон (Левшин) за проявившийся дивный дар красноречия называл его Григорием Богословом. Думается, сень двух великих отцов Церкви с ранних лет пребывала над Святителем Филаретом, равно как и в жизни двух великих отцов каппадокийцев угадываются некоторые жизненные повороты судьбы Московского митрополита. Его жизнь, как и их жизни, была в высшей степени цельной, как целостна была и его личность. О них можно сказать просто: люди Церкви, и этим сказано главное.

      Святитель Филарет учился всю жизнь. В Троицкой семинарии он не только внимал преподавателям, среди которых было немало многознающих, не только часами сидел над учебниками и текстами, проникаясь радостью свободного постижения знания, он учился на примерах жизни и служения своих учителей, первым из которых был митрополит Платон.  

     Там в семинарии будущий святитель становится преподавателем древних языков, а потом  16 ноября 1808 года Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет в память Святого Филарета Милостивого,  спустя же несколько дней рукоположен во иеродиаконы. Так в церковную жизнь России входит человек, на многие десятилетия вперед оказавший на нее влияние.

В январе 1809 года иеродиакон Филарет по вызову Святейшего Синода прибывает в Санкт-Петербург.  

 Стремительность его восхождения по служебным ступеням ошеломила современников: 1809 год - инспектор семинарии, иеромонах; 1810 год - бакалавр Духовной академии; 1811 год - архимандрит; 1812 год - ректор Духовной академии, профессор богословия, настоятель Новгородского Юрьевского монастыря. В 30 лет он становится одним из самых влиятельных церковных деятелей, хотя и не занимает первых мест; он известен Царю и почтен Его наградами; он стал доверенным лицом первоприсутствующего в Святейшем Синоде митрополита Амвросия (Подобедова) близок к влиятельнейшему обер-прокурору Святейшего Синода князю А.Н. Голицыну и пользуется его полным доверием; он завоевал авторитет в просвещенном столичном обществе - но это ли главное для архимандрита Филарета? Нет. Подобно своему великому Небесному покровителю Василию Великому он не был честолюбив, однако использовал все открывавшиеся возможности для служения Церкви.

И как он служил! Чтение лекций в академии, произнесение проповедей (каждая обдумывалась и заранее писалась), управление повседневной жизнью академии, проведение ревизий в разных епархиях, написание богословских работ (одних по просьбе Царственных Особ, других - по духовной потребности), просмотр различных сочинений в качестве цензора... Тогда-то всем стало ясно, что этому "большому кораблю" предстоит "большое плавание".

   Вот как Святитель учит нас о клятве, данной Богу и присяге Его Богопомазаннику Царю:

 «Например, Государь и Государство требуют от подданных верности вообще и в особенных служениях, должностях и поручениях. В сей верности необходимо нужно твердое удостоверение, потому что без сего не был, бы обеспечен общественный порядок и даже не было бы общественной безопасности. Чем же обеспечить верность? Законами? Но чтобы законы имели полную силу и действие, для этого нужна строгая верность в их употреблении; а чем же обеспечить верность в употреблении законов? Не честностию ли, предварительно дознаваемою? Для сего удобнее находить время и способы в необширном кругу частных сношений, нежели в необъятном пространстве Государственных отношений. Власть употребляет ближайшие и важнейшие свои орудия, без сомнения, с предварительным испытанием и дознанием, поскольку достигает и проницает человеческий ограниченный взор; но можно ли испытанием и дознанием решительно определить честность каждого из тысяч и миллионов людей, прежде употребления их как орудий Государства? Опять возвращается вопрос: чем обеспечить верность? Не честным ли словом? Но честное слово может быть принято обеспечением только из уст человека дознанной честности; а где предварительное дознание честности неудобоисполнимо, там не обеспечивает слово, которое само себя провозглашает честным. Кто не знает, что так называемое честное слово дают и те, которые не обеспечили его исполнения для самих себя и даже не думают о его исполнении! Чем же обеспечить верность? Не страхом ли наказаний? Как неприятно было бы, если б и было возможно, основать общее спокойствие на одном общем страхе. Но это и невозможно; потому что могут быть нарушения верности такие, которых человеческая проницательность открыть не может и правосудие человеческое не может преследовать. Страх наказания нужен и полезен для обуздания склонных к преступлениям; но недостаточен для образования качества верноподданных. Таким образом, неудовлетворительность более близких и обыкновенных средств к обеспечению верности приводит к чрезвычайному средству: к запечатлению обещаемой верности великим и страшным Именем Божиим, дабы каждый так уважал верность, как благоговеет пред Богом; дабы тот, кто вздумал бы дерзновенно коснуться своего обещания, неизбежно встретился с Именем Божиим, которое не есть только произносимый звук, но призываемая Сила Божия, проницающая души, испытующая сердца, благословляющая верных и карающая неверных.

Что сия кончина во извещение, сие крайнее средство удостоверения между человеками не есть просто человеческое учреждение или что клятва не есть только изобретение народоправительственного искусства, но что сию опору земного Царства приемлет, утверждает и освящает само Небесное Царствие, сие нетрудно усмотреть из того, что клянется и Сам Бог. Мною Самим кляхся, глаголет Господь (Быт. 22. 16) Аврааму. И апостол изъясняет сие слово Господне точно как образец Божией клятвы: Аврааму обетовая Бог, понеже не единем имяше большим клятися, клятся Собою (Евр. 6, 13). А несомненно, что Бог приемлет в Свои руки  только те из земных  орудий, которые чисты и достойны Неба».

 После первых произнесенных еще иеромонахом Филаретом проповедей он стал необыкновенно популярным, сам, впрочем, ничуть этим не обольщаясь. Дворянское общество влекло в Троицкий собор Александро-Невской лавры желание услышать сильно и красочно сказанное слово, многих трогало оно за сердце, ибо проповедник важной своей задачей ставил вернуть слушающих на путь заповедей Божиих.   

   Стало известно, что в январе 1812 года Император, увидев в списке священников, представленных к награждению камилавкой, его имя,  в знак Монаршего благоволения  повелел наградить будущего Святителя  еще и наперсным Крестом.

В этом же году в Санкт-Петербурге создается Библейское общество, преследовавшее цели столь же благородные, сколь и благочестивые: предоставление каждому желающему возможности читать Слово Божие на родном языке. Благая цель и покровительство Императора обеспечили скорые успехи Общества, вскоре создаются его филиалы в разных губернских городах, начинается печатание Библии на языках народов России и на Церковно-Славянском языке. Архимандрит Филарет стал одним из основателей Общества.   Весной 1816 г. начинается работа по переводу Библии на Русский язык. Работа под руководством архимандрита Филарета, ставшего "душою переводного комитета", была начата с Нового Завета, причем сам он взял на себя перевод наиболее сложного Евангелия от Иоанна. Так было положено начало главному жизненному подвигу Святителя Филарета - созданию Русской Библии.

Евангелие с параллельными Славянским и Русским текстами вышло в свет в 1818 г. и было не только горячо встречено священнослужителями, но и мгновенно раскуплено народом. «Польза от сего издания, - писал архиепископ Псковский Евгений (Болховитинов), - не только простолюдинам, но и самому духовенству, наставляющему их, очевидна и не сомнительна».   

 На этом уже заканчивается Петербургский период его деятельности,  потому  что после архиерейской хиротонии в 1817 г. и кратковременного пребывания на Тверской и Ярославской кафедрах в 1821 г. он был назначен архиепископом Московским и Коломенским.

    Достойно внимания, что Московский Святитель получил собственноручное письмо Государя Императора Николая Павловича, который  писал ему: "Достоинства Ваши были Мне известны, но при сем случае явили Вы новые доводы ревности и приверженности Вашей к Отечеству и ко Мне. В воздаяние за оные, всемилостивейше жалую Вам бриллиантовый Крест, при сем препровождаемый, для ношения на клобуке. Пребываю Вам всегда доброжелательный НИКОЛАЙ". Бриллиантовый Крест на черном клобуке - такого отличия прежде не имел ни один архиепископ . В день коронации 22 августа 1826 г. святитель был возведен в сан митрополита.

   Жизнь Московского святителя и без крупных исторических событий оказывалась наполненной до краев. В 1826 г. Святейший Синод поручает митрополиту Филарету составление новых Катехизисов - краткого и пространного, которые и были изданы год спустя на основе предыдущего. При жизни Святителя пространный Катехизис выдержал 58 изданий, а краткий - 105 изданий.

    Вот сейчас, братья и сестры, я держу в руках Пространный Христианский Катехизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви, разсматриванный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом и изданный для преподавания в Училищах и для употребления всех православных Христиан, по Высочайшему Его Императорского Величества повелению, издание шестьдесят восьмое за 1894 год. Открываю 94 и 95 его страницы, где написано о Пятой Заповеди Божьей и читаю Учение Христовой Церкви:

    «Примеры древних Патриархов или Праотцев показывают, что Бог дает особенную силу благословению родителей. См. Быт. Гл. 27. Благословение отчее утверждает домы чад. Сирах. 3, 9. Бог, по премудрому и праведному Своему провидению, особенно хранит жизнь и устрояет благополучие почитающих родителей на земле; к совершенному же награждению совершенной добродетели, дарует безсмертную и блаженную жизнь в Отечестве Небесном.

   Вопрос. Почему в Заповедях, в которых предписывается любовь к ближним, прежде всего, упоминается о родителях?

   Ответ. Потому что родители естественно к нам ближе всех.

   Вопрос. Не должно ли в Пятой Заповеди под именем родителей разуметь еще кого либо?

   Ответ. Должно разуметь всех, которые в разных отношениях заступают для нас место родителей.

  Вопрос. Кто же заступает для нас место родителей?

Ответ. 1) ГОСУДАРЬ и ОТЕЧЕСТВО,  потому что Государство есть Великое Семейство, в котором Государь есть ОТЕЦ, а подданные – дети Государя и Отечества.

2)     Пастыри и Учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в оной.

3)     Старшие возрастом.

4)     Благодетели.

5)     Начальствующие в разных отношениях.

Вопрос. Как говорит Священное Писание о почтении к Государю?

Ответ. Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога; сущия же власти от Бога учинены суть. Темже противляйся власти, Божию повелению противляется. Рим. 13, 1.2. 

( Обратите здесь внимание, братья и сестры, что в Пространном Катехизисе эта цитата из Священного Писания относится непосредственно только к Самодержавному Царю, потому всякая другая власть, помимо Самодержавной явно не Богом установлена, а лишь может Им попущена по грехам нашим. Потому  несть [ни есть] власть, аще не от Бога.

    А Божье повеление какое? Чтобы была на земле лишь Царская Власть. Потому, все кто пытаются создавать человеческие властные построения, строят на песке, так как Божью повелению противляются.  Разрушится всё, содеянное ими: демократия и республика, коммунизм и социализм, диктатура и нацизм.  И прочее, что без Бога.

Темже потреба повиноватися не токмо за гнев, но и за совесть. Рим. 13, 5

 Бойся Бога, Сыне, и Царя, и ни единому же Их противися. Притч. 24, 21

 Воздадите убо Кесарева Кесареви, и Божия Богови. Матф. 22, 21.

 Бога бойтеся, Царя чтите. 1 Петр. 2, 17.

Вопрос. Как далеко должна простираться любовь к Государю и Отечеству?

Ответ. До готовности положить за Них жизнь свою. См. Иоанн. 15, 13.»

    По этой книге, братья и сестры, Основы Православия постигало несколько поколений русских людей.

В день Пасхи 19 апреля 1831 г. Святитель Филарет был сопричислен к высшему в Империи ордену св. Андрея Первозванного "...за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом, а притом за многие похвальные подвиги и труды, на пользу Церкви и Государства, постоянно оказываемые при всяком случае"

  Вот, что пишет митрополит Филарет о гражданских обязанностях верноподданных:

«Воздавать Кесарево Кесареви значит: за благодетельные для подданных действия Царской власти воздавать неуклонным исполнением соответственных оным верноподданнических обязанностей.

Царь дает тебе монету, ознаменованную Его властию, как твердое и удобное орудие для определения достоинства твоей собственности, для производства хозяйственных и торговых оборотов, — воздавай и ты Ему определенною долею твоей собственности и этой самой монеты, дабы Он имел средства доставлять тебе как сие, так и другие удобства общественной жизни.

Царь дает тебе закон и управление, чтоб в обществе существовал порядок, чтоб права твоего звания были известны и признаны, чтоб собственность твоя была несомненна и личность твоя неприкосновенна постороннему своеволию, — воздавай Ему и ты повиновением Его закону и управлению и тем облегчай Ему подвиг доставления сих благ, как тебе, так и всем.

Царь дает тебе суд и правду против обид и неправедных лишений — воздавай, Ему и ты твоею благонамеренною подсудностию, являйся в суд с правдою, а не с клеветою и лукавством, не позволяй себе самоуправства, будь правдивым свидетелем по требованию суда.

Царь доставляет тебе общественную тишину и безопасность от врагов, непрестанно бодрствуя против духа тревог и браней не только в пределах и на пределах, но и за пределами Своей Державы, многими трудами образуя, с многотрудными соображениями употребляя воинство и даже Сам со своими присными становясь в чин воинов, — воздавай Ему и ты, с одной стороны, любовию к тихому и безмолвному житию (1 Тим. 2, 2), а с другой — готовностию принести на защиту общественной безопасности всякую жертву, какую Царь и Отечество   потребовать могут».

  В начале XIX в. начинается возрождение на Руси явления старчества, возникают новые монастыри. Святитель Филарет не единожды помогал Оптиной пустыни, чтил великих старцев Леонида (Льва), Антония и Макария. В ее летописи сохранилась такая запись от 24 октября 1848 г.: "Посещение достоуважаемого о. архимандрита Антония, изъявленное им архипастырское благословение Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и доставленные неоцененные дары на благословение монастырю и скиту пребудут неизгладимо в памяти».

Святитель Филарет помог в напечатании первого жития Преподобного Серафима Саровского, а позднее активно содействовал прекращению смуты в Серафимо-Дивеевской обители.   

В 1844 г. близ лавры он вместе с архимандритом Антонием основал Гефсиманский скит, надеясь провести в этой обители последние дни своей жизни в молитве и покаянии, а пока обретя здесь свое любимое местопребывание. И в этом вновь мы видим обращение к опыту жизни Святителя Григория Богослова, так рвавшегося вон из столичного града в тишину и покой природы  При ските за прудом были сделаны пещеры. Во второй половине  19 века здесь возрос один из великих Русских старцев - Преподобный Варнава Гефсиманский.

И все же главным средством воспитания и вразумления своей паствы для Святителя оставалось слово с Церковной кафедры. Он неизменно читал проповеди по тетрадке. Однажды архимандрит Антоний поинтересовался, отчего митрополит не беседует с народом в храме без приготовления: "И в обыкновенном разговоре каждое Ваше слово хоть в книгу пиши". "Смелости недостает", - с улыбкой ответил владыка.

Например, мало кто знал, что именно по инициативе Преосвященного Филарета в 1823 г. во всех епархиях были учреждены попечительства о бедных духовного звания, действующие по высочайше утвержденному Филаретовскому уставу "О призрении за старостью и болезнями увольняемых священно- и церковнослужителей, их вдов и сирот". Еще будучи ректором академии, он заботился о нуждающихся студентах, составил "Положение об учениках уездных и приходских училищ, к содержанию себя способа не имеющих", а студентам академии помогал и из своего кошелька.  

Важной чертой личности Святителя Филарета была внутренняя свобода, определяемая верностью Богу и Церкви Его. Он был свободен в своей вере, рамки Священного Писания и Предания вовсе не казались ему тесными, как не были они тесны для великих Отцов Церкви. "Христианство не есть юродство или невежество, но Премудрость Божия", - утверждал Святитель. Он не боялся испытывать веру, страшась лишь дремоты в вере и предостерегая от такого искушения свою паству. "Недостаточно иметь веру и хранить ее, - говорил он, - может быть сомнение в том, точно ли ты ее имеешь и как имеешь". По его мысли, "...вера во всей полноте своего догматического содержания должна стать живым началом и средоточием жизни,  делая далее важный вывод, Святитель не боялся пробудить мысль, хотя знал о соблазнах мысли. Ибо верил, что эти соблазны преодолеваются и побеждаются только в творческом делании, а не в пугливом укрывательстве".

К этому времени его проповеди становятся менее сложными по структуре, не лишаясь неизменной глубины мысли и ясности языка. По словам протоиерея Валентина Асмуса: "После Священного Писания, одним их важнейших источников Богословия митр. Филарета является Православное Богослужение: и общий его строй и ритм, средоточием имеющий Святую Евхаристию ... и Богословское богатство литургических текстов".  

Святитель Филарет не оставил нам систематического курса Богословия, на это у него просто недоставало времени, но он богословствовал в своих словах и речах, делясь со слушателями плодами долгих раздумий и ярких озарений, призывая и их к напряженному труду мысли, как "познавательному усилию духа в ответ на призыв Бога". Его смелая мысль с дерзновением беспредельной веры погружалась в созерцание Божественных тайн.  Вот что он пишет о судьбе Царей и Царств:

 «Давид, передавая Царство сыну своему Соломону, сказал между прочим: да утвердит Господь слово свое, еже рече о мне, глаголя: аще сохранят сынове твои пути своя, еже ходити предо Мною во истине всем сердцем своим, и всею душею своею, — не искоренится тебе муж с престола Израилева (3 Цар. 2, 4). Вот судьба Царя и Царского племени, которые в Слове Божием представляются образцом Царей и племен Царских!

Соломон в свою чреду написал: правда возвышает язык, умаляют же племена греси (Притч. 14, 34). Вот общая судьба Царств и народов!»

  О Святителе Филарете верно, было замечено, что "был он епископом с утра до вечера и от вечера до утра". Шли годы, десятилетия, многое менялось в стране, и Московский митрополит стал иным видеться некой застывшей достопримечательностью Первопрестольной, подобно колокольне Ивана Великого или Царь-пушке. Сколь обманчивым было такое впечатление, показали первые годы Царствования Александра II.

  Торжество коронования Государя Императора Александра Николаевича  состоялось 26 августа 1856 г. в Успенском соборе Московского Кремля. Священнодействовал митрополит Московский Филарет в сослужении трех митрополитов, семи архиепископов и двух протопресвитеров. Святитель произнес приветственное слово, возложил на Государя порфиру, поднес корону, скипетр и державу. Он говорил очень тихим голосом, но по всей Москве и по всей России разнеслось его пожелание молодому Императору: "Молитвою любви и надежды напутствует Тебя Россия. С молитвою любви и надежды приемлет Тебя Церковь» 

    Он всегда назидал всех верных чад Матери нашей Православной Церкви,  с любовью молиться за Царя и писал, что Первое средство к сему преподает нам святая Церковь. Это — молитва за Царя. Ибо если, по слову Писания, много может молитва одного праведного (Иак. 5, 16), то, конечно, немало может молитва благоверного народа, в котором уповательно Господь имеет не одного праведного, так как для праведных Он и хранит мир.

Но дабы поискать, нет ли еще способа, которым бы подданные, не прикасаясь к делам Самодержца, могли споспешествовать облегчению Царского бремени, — вообразим, что все подданные жили бы между собою в любви и не делали ничего, кроме добрых дел, — тогда как облегчилось бы дело Царево! Не нужно было бы умножать законы, потому что любовь исполняет закон прежде, нежели он написан. Уменьшились бы заботы о порядке и благочинии общественном, потому что любы не безчинствует (1 Кор. 13, 5). Долгий праздник был бы от дел правосудия, потому что недобрые дела дают работу судам. Тогда Царь был бы в полном смысле тем, чем представляет Его молящаяся Церковь, — Отцем, о чадех веселящимся... Что ж? Не можем ли мы сами споспешествовать тому, чтобы в Царстве все жили в любви, чтоб все подвизались в делании добрых дел? И можем, и должны — по увещанию апостола: да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел (Евр.10, 24).»

Вот какие святые слова Царской Молитвы оставил нам Святитель Филарет:

«Ты над всеми начальствуеши, Господи, Начало всякого начала, и в руку Твоею крепость и власть, и в руку Твоею милость, Вседержителю, возвеличити и укрепити вся  Благослови начало, и течение, и венец лета Царева. Дни на дни Царевы приложиши, лета Его до дне рода и рода. Даждь Твою крепость Царю нашему и вознеси рог Помазанника Своего. Изостряй и углубляй взор мудрости Его, чтоб и сокрытое нередко доброе и полезное открывать и изводить на свет; чтоб крадущееся злое издалека усматривать и возвращать на главы духов лукавствия. Восставляй неоскудно в Державе Его и крепкого, и смотреливаго, и дивного советника, и разумного послушателя, ибо спасение есть во мнозе совете. Возвесели Благочестивейшего Царя благоденствием Благоверного Царства и Благоверное Царство — благоденствием Благочестивейшего Царя!»

  И звучит напоследок, братья и сестры, стихотворная строчка о Святителе Филарете, одного Русского Царского поэта:

Когда долг страшный, долг священный 
Наш Царь так свято совершал,
А ты, наш пастырь вдохновенный,
С крестом в руках его встречал, -

         Ему небес благоволенье
         Изрек ты именем Творца,
         Пред Ним да жизнь и воскресенье
         Текут и радуют сердца!

Скончался Святитель Филарет 19 ноября 1867 г. в Москве, на Троицком подворье, в воскресный день после совершения им литургии и приема нескольких гостей. Двенадцать ударов Царь-колокола Ивановской колокольни возвестили Москве и России кончину Московского митрополита. Москва рыдала.

Всего полгода назад торжествовала Православная Церковь, чествуя своего верного служителя и ревностного защитника, а ныне горевала.

Многолетнее служение Святителя Филарета протекало в трудных условиях. "В эпоху столь распространенного умственного брожения, происходившего и от легкомыслия, и от невежества относительно родного Православия, надо было еще раз установить неизменяемое, непреложное Учение Церкви, выяснить ту чистоту Православия, на которую делались столь дерзкие посягательства.., - писал Е. Поселянин. - Филарет в век столь сильных и разнообразных нападок на Церковь в своих бесчисленных трудах выразил в полноте все истины Православия, дав современной и будущей России основанный на многовековом опыте Церковной жизни и на творениях всей совокупности учителей церковных совершенный кодекс того, "како веровати"... Бог послал Филарета Русской Церкви, чтоб пред теми днями, когда умножаются лжеучения, отлить содержание Православия в металлические, незыблемые формы, ясности очертаний которых нельзя закрыть никакими чуждыми придатками..." Он был одним из тех великих явлений, которые напряжением всех сокровенных сил своих порождает изредка Русская жизнь. И наполнив Русь своими подвигами, словно не умирают эти люди, но и по закате своем продолжают освещать России ее путь.  

  Божье всем Благословение, братья и сестры! Храни всех Господь!  Аминь.