Пропустить навигацию.
Главная

Схождение благодатного огня 2010 (видео)

Смотреть запись прямой трансляции из Иерусалима (НТВ)       канал (Россия)

Одно из самых древних упоминаний о благодатном огне содержится в трудах церковного историка Евсевия (IV-ый век). Он описывает такой случай. При патриархе Наркиссе (конец II-го века) не хватало масла в лампаде на Пасху. В лампадку налили воды из силоамского источника. Лампада была зажжена небесным огнем и горела в течение всей пасхальной службы.

Как происходит самое явление огня, об этом путешественники пишут несколько различно. Одни говорят, что перед этим выходит облако, другие утверждают, что святой огонь исходит прямо от гроба Господня, иные паломники называют цвет огня синим, а затем блестяще-светлым, а некоторые изображают его красным.

Известный паломник и писатель Андрей Николаевич Муравьев пишет, что "на гроб Господень предварительно кладется хлопчатая бумага, дабы собирать ею святой огонь, появляющийся, как говорят, малыми искрами на мраморной плите гроба Господня".

Иеромонах Мелетий, Саровский старец, утверждает, что "явление святого огня не от инуду [не от иного места], кажется, происходит, как точно от самого гроба, освященного плотию Христовою, который ежегодно источает оный в знамение сия истины и правоверия". Не могши же быть сам лично свидетелем схождения святого огня, иеромонах Мелетий приводит слова архиепископа Мисаила, отправлявшего тогда служение. "Вшедшу мне, - говорил ему архиепископ Мисаил, - внутрь святому гробу, видим бе на всей крышке гробной блистающь свет, подобно разсыпанному мелкому бисеру, в виде белого, голубого, алого и других цветов, который потом, совокупляяся, краснел и претворялся в вещество огня; но огнь сей в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет и не опаляет, и от сего-то огня уготованные кандила и свечи возжигаются. Но впрочем, - присовокупил архиепископ, - как, откуда явление cue бывает, сказать не могу".

Сходное описание того же явления имеем в труде иеромонаха Ипполита (XVIII-ый век). Он оказался у святого гроба вскоре после появления огня. Он пишет на родном ему украинском языке, что плита гроба была покрыта "кропелькамияк живое сребро...".

Благодатный огонь обладает дивными свойствами. Первое время после появления этот огонь не жжет ни кожи, ни волос, хотя свеча от свечи быстро загорается. Один из паломников пишет: "Я всеми горящими свещами себе бороду жег, и ни единого власа не подпалило и не скорчило". Заметим, что через несколько минут, через 10-15 минут после получения, благодатный огонь начинает жечь, как обычное пламя свечи. 

Такое разнообразие свидетельств о цвете святого огня и о способе его явления доказывает неподдельность писаний и искренность свидетелей. Все повествования очевидцев сводятся к тому, что благодатный огонь невеществен, в первые минуты, и нисходит ежегодно в великую субботу только по молитве православных первосвященников.

Свидетельства о чудесном огне сохранились с самых древних времен, в том числе от латинского монаха Бернарда (IХ-ый век) и папы Урбана 11-го (ХII-ый век).

Вот что пишет Бернард: "В великую субботу, накануне Пасхи, на утреннем ангел нисходит и возжигает лампады, висящие над гробом Господним. Патриарх передает этот огонь епископу и, наконец, всему народу, дабы всякий мог засветить этот огонь в своем доме. Нынешнего патриарха зовут Феодосием (863-879-ый годы); он призван на это место за свое благочестие".

Папа Урбан II-ой на крестовом соборе в Клермонте в своей речи к собранному пред ним бесчисленному множеству народа провозгласил, между прочим, следующее: "Поистине в этом храме почивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребен. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни святых страстей Своих, когда все огни погашены над гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чье сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением".

Между католическими писателями немало таких, которые свидетельствовали, что видели чудо, как в великую субботу у гроба Господня свечи сами зажигались (Бароний, летописец Римской церкви, прибавляет: "Чудо сие там бывает нередко").

Представляет интерес одно из ранних сообщений паломника Трифона Коробейникова (XVI-ый век): "Патриарх Иерусалимский Софроний вниде в придел гроба Господня, имея в обеих руках своих свечи без огня... И нас сподобил Бог видети. Туто ж на гробе христианские кандила (лампады) загорешась, а латыня и все еретики и игумены и попы взимают огнь на гробе Господне от христианских кандил и своя кандила зажигают, а патриарх им от своих рук не дает и от них удаляется, и совета с ними не творит...

И понесоша (люди) тот огнь по домам для благословения и держат тот огнь весь год".

Иеромонах Ипполит подчеркивает, что благодатный огонь нисходит на лампады Православной Церкви даже тогда, когда ближе ко святому гробу висят инославные лампады: армянские, французские, коптские...

Всеобщее ликование, по словам отца Ипполита, захватывает и турецких администраторов. Однако, они скрывают слезы умиления, чтобы сохранить жизнь.

РАССЕЧЕННАЯ КОЛОННА


Вскоре после водворения в Иерусалиме турецкой администрации (в XVII веке) произошло замечательное событие. Руководители армянской Церкви сумели убедить турок передать право получения и распределения Благодатного Огня армянской общине. Православная община во главе с Патриархом была удалена не только из Кувуклии (содержащей Святой Гроб), но и из храма. Ей было указано место на улице близ колонн, знаменующих вход во храм. В храме заняли место богато облаченные армянские духовные лица во главе с Патриархом-католикосом.

То, что случилось вслед за этим, нельзя рассматривать иначе, как явное Божие указание на истинную веру. Цитируем далее статью православного араба Кури Фози: «Армяне долго ожидали чуда; тщетно их духовный глава усердно молился пред Гробом — Божественный Свет не сходил. Вдруг раздался громовой удар. Мраморная колонна треснула, и из этой трещины показался Огонь. Православный Патриарх, молившийся пред храмом, встал и зажег свои свечи, а от него получили Благодатный Огонь все православные и все пришедшие во храм».

Современные католики [латиняне-паписты] никогда не дерзают восхитить право на получение Благодатного Огня и всячески стараются умалчивать об этом чуде. Архимандрит, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного Огня (1983-1992 гг.), отмечает:
«Интересно, что католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного Огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остается. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».

Русский паломник XIX века пишет: «Если даже допустить некоторую основательность в сомнениях неверующих, возможно ли подумать, что в длинном ряде наследников престола св. Иакова, брата Господня, не оказалось бы ни единого ставленника во главе Иерусалимской Церкви, который бы, впервые приступая к священнодействию у Святого Гроба в Великую Субботу и познав святотатственное, диаволу угодное дело на Гробе Господнем, не возмутился бы душою и не явил бы, во имя предержимой им хоругви Православия, всю ложь деяния и обман, подозреваемый неверующими?» (Автор упускает из виду еще то крайне важное свидетельство истинности чуда, что Иерусалим и его святыня находились под владычеством фанатичного врага христианства в лице мусульман — турок (до 1908 г.), а после 1947 года контроль над святынями перешел к еврейской администрации, которая еще менее заинтересована в прославлении христианства).

Согласно древней традиции, Огонь, полученный в Великую Субботу на тридневном ложе Искупителя, поддерживается в Кувуклии целый год и тушится только накануне Великосубботнего дня. Русские паломники, как и остальные богомольцы, бережно сохраняют Благодатный Огонь и несут зажженные свечи до места своего пристанища, стараясь сохранить святыню как можно дольше. Что же до местных верующих — греков и арабов, то и они относятся к Священному Огню с благоговением.

Необходимо сделать еще одно существенное замечание. Как известно, православные и католики празднуют Пасху по разному календарю (так называемый старый и новый стиль). Так вот, Благодатный Огонь появляется только под Светлое Христово Воскресение, определяемое по старому стилю, и никогда не сходил под Пасху, празднуемую по новому стилю. Не является ли это убедительным аргументом против тех, кто ратует за ненужную и ничем не оправданную реформу церковного календаря?

Чудо Благодатного Огня, ежегодно сходящего на Гроб Господень в Великую Субботу, является живым исполнением обетования Спасителя, данного ученикам Его после Вознесения: «И се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века».

Источники: http://blagodatniy-ogon-rusich-vvm.blogspot.com/2007/12/9.html

и http://www.holyfire.org/doc_GlagolGizni2_1992.htm