Царский Архиерей - Анастасий Братановский. Часть 1
25 января 2009 в 19.00 на Православном радио Санкт-Петербурга
состоялась в прямом эфире беседа с православным священником о. Романом Зеленским
на тему "Царский Архиерей - Анастасий Братановский" часть 1
Запись передачи можно скачать >>> или >>>
Запись прямого эфира можно скачать на нашем сайте в разделе "Проповеди" >>>
Проповеди о Царской Власти 1 (16.03.07) 2 (19.05.08)
Из Обращения епископа Диомида...:
«5. При отправлении уставных богослужений предписываю подчиняющимся мне
клирикам осуществить полный возврат к текстам уставных церковных
чинопоследований, используемых Русской Православной Церковью до
февральского антимонархического бунта 1917 года»
Ударим по слугам сатаны правильной молитвой.
Пример Божественной Литургии по полному дореволюционному Императорскому чину можно прослушать и скачать тут >>>
Литургия Златоуста в формате pdf чин Литургии в формате pdf
Беседы о.Романа с Жанной Бичевской о гядущем Императоре в формате mp3
Статья о. Романа "Есть ли ересь папизма в Русской Православной Церкви?"
Кратко об архиепископе Анастасии Братановском[284]
Бог благословил Святую Русь всяким добром; благословение это видимо почивало на ней в бурный XVIII век, когда вся Западная Европа покрыта была тьмою неверия и ожесточенного Богопротивления. В этот бурный век Бог оградил Россию твердым оплотом; Он поставил в ней на стражу [всю мощь Российской Империи и] великих пастырей, которые берегли вверенную им паству, как зеницу ока. В числе сих Боголепных мужей отличается сколько ревностным обличением заблуждений западных, столько же и заботою о преподании пасомым жизненного хлеба Слова Божия, Анастасий Братановский, архиепископ Астраханский и Кавказский. Он родился 16-го октября 1761 года в местечке Барышовке, Полтавской губернии, Переяславского уезда, где отец его, Симеон Кондратьевич Романенко-Братановский, находился протоиереем при церкви Рождества Богородицы и вместе председателем тамошнего Духовного Правления. В Святом крещении младенец Братановский был назван Андреем. С юных лет Андрей обязан своим образованием Переяславской семинарии...
На двадцать третьем году от рождения он сам сделался преподавателем, сначала Севской семинарии, потом (1784 года) в Вологодской, где, кроме поэзии и арифметики, около трех лет обучал риторике, истории и географии. …Сверх сего, [правящий архиерей Ириней Братонович, родной, по матери, дядя Андрея Братановского] поручил ему в воскресные дни, толковать, в церкви Священное Писание и говорить, иногда, проповеди. На этом поприще Братановский, еще тогда, сделался предметом удивления целого города: все стекались слушать его, восхищаясь увлекательным красноречием, и не менее кротостью, смирением, которые сохранил он среди самых успехов. …
Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербургский… изъявил желание лично познакомиться с молодым проповедником Андреем… С первого взгляда и разговора проницательный пастырь понял и полюбил Братановского и дал ему место учителя поэзии в Александро-Невской семинарии (что ныне Академия), в 1790 году, а в скором времени начал он преподавать риторику, математику, историю и географию…
В том же 1790 году он принял монашество и наречен Анастасием, …в апреле 1791 года принял благодать священства. …8 сентября 1792 года произведен архимандритом Троицкого Зеленецкого монастыря, с сохранением должности законоучителя в Кадетском Корпусе…
Вскоре Анастасий начал проповедывать в присутствии Императрицы и Высочайшего Двора. Время это (с 1793 по 1796 год) считал он блистательнейшим в своей жизни, имев счастье несколько раз слышать изустные похвалы от Государыни. “Анастасию,” – говорила об нем Екатерина Вторая, - “или должно подражать, или превзойти его; но и то и другое равно невозможно”. Некоторые проповеди его, слышанные Императрицею, были, по ее приказанию, перечитываемы ей в кабинете: так внимательно ценила Она произведения Анастасия…
В славную эпоху своей жизни Анастасий был единогласно избран (29 апреля 1794 года) в действительные члены Императорской Российской Академии… 12 ноября 1796 года пожалован он Императором Павлом Первым в члены Святейшего Синода и в след за тем Высочайше повелено ему быть снова законоучителем Кадетского Корпуса; это показывает, как понимал Государь достоинства его и дорожил нравственным образованием юношества!
Таким образом прошло семь лет по вступлении в монашество, и в это время еще более прославился он деятельным служением Церкви, Престолу и Отечеству и деятельною жизнью. Наконец на 37 году от рождения, 20 декабря 1797 года, посвящен он в большой Придворной церкви в епископа Могилевского и БелоРусского и Государь Император тогда же собственноручно возложил на него орден Святой Анны первой степени.
Орден Святой Анны (благодать - древ. евр) вошел в состав российских орденов, которые жаловались Императором за отличия и заслуги, в день коронации Павла Первого – 5 апреля 1797 году. Девиз ордена: “Любящим правду, благочестие и верность”. Награждались орденом военные и гражданские лица, которые отличились исключительной храбростью, решительностью, заботой о вверенных им людях. Орден Святой Анны 1-ой и 3-ей степени вменял своим кавалерам надзор и попечительство над больницами, а 2-ой степени – за богадельнями.
15 сентября 1801 года Государь Император Александр Первый, в день своего коронования, возвел Анастасия в сан архиепископа, а в 1805 году Высочайше повелено ему присутствовать в Правительствующем Синоде. Тогда здоровье труженика, истощенное занятиями, требовало отдохновения, но покорный воле Помазанника Божия, он оставил Могилев, предчувствуя, что там более его не увидят.
В С.-Петербурге Анастасий написал, по Высочайшему повелению, план для преобразования духовных училищ, за что награжден от Государя бриллиантовою панагиею. Не долго оставался он в столице, которой климат содействовал развитию злой чахотки, называемой им наследственною… Его перевели, по собственному желанию, 20 декабря в Астрахань. …
10 декабря 1806 года добродетельный пастырь в 6 часов по полуночи, предал душу свою в руце Бога, на 45 году от рождения. Не нужно упоминать о печали Астраханской паствы: ее разделяла Россия.
В то время у Анастасия был один соперник на нашей кафедре, митрополит Московский Платон, справедливо наименованный Российским Златоустом: он превосходил Анастасия даром слова, силою выражения, звучностью голоса, величавою осанкою, ораторскими движениями. Анастасий, небольшого роста, худощавый, слабый грудью, не удивлял, но увлекал пленительным красноречием, умел действовать на сердца слушателей, извлекать слезы, поражать и, вместе, успокаивать, наводить страх и поселять надежду. Одного любили слушать, другого, слушая, любили перечитывать поучения, которые до издания их в свет (в 1796 году) находились у многих. Главным достоинство Анастасия, как проповедника, состояла в том, что он не подрожал никому. …[Не говорил высокопарно и не понятно, но и не упрощался,] не изъяснял мыслей своих с простотою, не соответственною оратору. Убеждения его тем сильнее действовали на слушателей, что он поучал их не одними словами, но и делом, своею благочестивою жизнью [подавая пример стадуБожьему (1Пет. 5,3), как и подобает пастырю доброму.
Хотим отметить, что среди малороссийских архиереев было огромное множество истинных подвижников благочестия, которое не возможно без правильного понимания догмата Царской Власти и без жизни в соответствии с этим догматом. В те времена в Малороссии еще живы были ужасы польско-жидовского ига, о котором писал Н.В. Гоголь в своем Тарасе Бульбе. Это кровавое иго и научило малороссов понимать и смело исповедовать учение Церкви о Царской Власти. Нынешнее жидовское безбожное иго в России попущено Богом с той же целью!]
СЛОВО в день рождения Государя Императора Павла Первого[285]
Рождение человека в жизнь сию есть следствие закона природы: но рождение великого человека есть непосредственное созидание Божие. По сему Царей, законодателей, героев нарицает Бог Своими сынами[286], коих редкие таланты, способные силы, необыкновенные силы, необыкновенные добродетели заставляют прочих от удивления нарицать чудом. Вот для чего рождение сих великих мужей с таким воспоминается торжеством, с таким удивлением и прославлением созерцается их жизнь, подвиги и дела! Память их остается безсмертною; и позднее потомство с благоговейным желанием воздыхает о них к Богу. Такая признательность приятна Небесам; для того они сладце преклоняются на молитвы и желания о великих действительных промыслах Господня, проливаемых в долготу дней их; ибо се есть истинное усердие прославлять Бога в тех, в коих прославляет Себя Бог к благоденствию народов, к отраде человеческого рода.
День сей для России знаменит. Сыны Российские радуются о рождении Боговенчанного своего Государя: ибо бытие Его есть благоденственная жизнь Российского Государства; ибо дела Его суть величия Божия, суть величия Скипетра Самодержавного; ибо подвиги Его влекут в плен удивления и славы сердца не отечественные токмо и верноподданные, но других Государств и даже Государей: ибо Павел Первый есть возлюбленный Помазанник, о коем благоволит Бог. Прославим о Нем Бога – прославим Его в Боге: се истинное наше будет торжествование памяти рождения Его![287]
В Боге Царя своего верноподданные прославляют, когда и корону Его, и порфиру, и скипетр, и державу, и милость, и суд, и меч, и глагол любызают покорными сердцами, яко венец Божий, яко державу Божию, яко правду Бога, яко меч и глагол Господень. И сия слава столь же истинная, как и достойная Помазанников Вышнего. Царь Небесный, разделяя имя Свое с Царями земными, разделяет с Ними и добродетели Свои: ибо имя Божие суть Его совершенства, образ коих преимущественно начертывает в избранных по сердцу Своему, дабы сотворити имя Их священными по добродетелям Богоподобным.
Правда Царева непререкаема; ибо между Им и Богом нет посредничества. Власть Царева всемощна; ибо образ есть всемогущества Божия. Милость Царева неограниченна; ибо знамение носит безконечные милости Бога. Закон Царев преобладающ; ибо силу изображает Законодавца Бога. Глас Царев действует на всех умы и сердца; ибо он есть отзыв гласа глаголющего громами Бога. Мановение Царево всеповелительно; ибо оно есть мание (знак) ока мечущего молнии Бога. Меч Царев есть страх врагам; ибо изощряет его Всесильный,[288] злых наказатель, Бог. Соединим же суд с милосердием, величие с кротостью, самоправление с благостынею, силу с долготерпением, наказание с любовью, победы с миром, недремленность с промыслом преблаготворным. Из всех сих добродетелей Бог образует Царя: и кто же Он, есть ли не Богоподобен?
Сия истина не в воображении существует. Сию истину доказал и доказывает Бог; сию истину оправдали и оправдывают Помазанники Божии. Я воздвигаю избранного из народа[289]: Я посаждаю на престолы; Мною Царiи Царствуют**, в Моей руце сердца их***. И ныне глаголет вседательно тот же Бог, Кой глаголал древле: держава ваша от Господа; сила ваша от Вышняго****, - мудрость Ваша и крепость – Бог. И ныне Скипетродержавцы исповедуют, якоже древле Давиды и Соломоны. И ныне дерзость, касающуюся Помазанников Божиих, карает Бог. И ныне, ради возлюбленных Венценосцев, народ Свой благословит миром Бог*****.
Сия слава от Царей неотъемлема: ибо она запечатлена нетленным перстом Божиим. Сия слава достойна только Помазанников Божиих; ибо для сего помазуется их Бог, исполняя их духа премудрости и разума, духа крепости и силы, духа благочестiя и страха Своего[290].
Пусть же безбожная толпа своевольных или изберет себе державца без отношения к благоволению Вседержителя Бога, или Святотатскою рукою потрясет Престол Богом Избранного; тогда державец их будет или столь же безбожный, как и безчеловечный, или игралище частных прихотей, страстей и буйства; тогда все здание общего благоденствия потрясется; падут под развалены вера, верность, честность, труды, заслуга, добродетель; и этот державец соделается тираном своего отечества столь злобным, сколь позволит ему наглость и лукавство. [Великий Русский народ ныне на практики убеждается в истинности этих слов, сказанных 200 лет назад.]
Если напрасно трудятся строящие дом, если не созиждет его Господь[291]; то тем более так устрояет Царство Бог. Если где двое или трое соберутся во имя Божiе,[292] там присутствует Бог, то много паче присутствует Бог в сердце Царевом, где миллионы стекаются людей, во имя Бога, помазавшего им Царя для блага их. Если домочадство то благословенно, где начальству семейства воздается по Богу вторая честь; то какую уже подданные должны воздавать славу и честь своему Государю, коего и именем Своим нарицает Бог, и для коего державу Его благословит благословением благостным Бог. Так подданные прославляют Царя своего в Боге, когда из любви Бога постилают сердца свои в основание и в твердыню Престола Его; когда из повиновения Богу повинуются Ему; когда из приверженности к вере и закону Божьему проходят совестно звания, возложенные от Него; когда из надежды на Господа сил храбрствуют мужественно под знамением Его; когда из Святости имени Божия Святят имя Его; когда как отца любят Его; когда как сыны, а не как наемники и рабы служат Ему своей ревностью и верностью, каждый по званию и состоянию своему, содействуя о благоденствии общественном промыслу Его; как обязанные дать отчет праведному Богу[293] не только о делах, но и о намерениях и советах. При таковом славословии, от подданных своему Государю приносимом, не будет иметь место ни лесть, ни умысел, ни роптание, ни измена, ни предательство; ибо слава имени воспоется о имени Бога сердцеведца праведного и Святого.
Слава сия воспевается не словами, но делами. И Царь, якоже Господь, глаголет: не всяк глаголяй Мне: ты Царь мой, ты Государь мой! есть подданный Царства верный; но творящий волю законов моих - но творящий волю Божию[294], хотящую, да всяк воздает кому честь, честь; кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх**. Таковым деятельным предположением возвышаются и звания, в кои поставляет избранных рука Скипетродержавного, и обязанности каждого ценятся по мере исполнения их. А отсюда не может не произойти и взаимное всех согласие к общему благу, и взаимное одного другому предпочтение, и довольство своим состоянием, но все на состоянии сем: так устроил Бог; сего требует Государь.
О если бы все народы так мыслили, так действовали и поступали, блаженство их земное было бы предвкушением Царствия вечности; вражды, раздоры, ненависти были бы неизвестны. Ибо каждый под сенью Скипетра, на поле своих трудов, званий проводил бы мирнодовольную жизнь свою, величая Бога и Царя, жертвуя Им всем, яко достоянием Их, посвящая Отечеству все, яко стяжание его. Нет сомнения, что всяк верноподданный Российскому Скипетру прославляет, по вышереченному, в Боге Помазанника Божия, Благочестивейшего нашего Государя Императора Павла Первого. Прославим же о Нем Бога, даровавшего нам Его отрасль и крови и духа Петра Первого. Прославим о Нем Бога, утвердившего престол Его наследием порфирородным. Прославим о Нем Бога, украшающего венец Его правдою и милостью. Прославим о Нем Бога, истребляющего рукою Его неправды, насильства, нечестия, вольнодумство. Прославим о Нем Бога, ополчившего Его против безбожных Цареубийц. Прославим о Нем Бога, пособляющего воинству и военачальникам Его. Прославим о Нем Бога, и непримиримых врагов примерившего Ему. Прославим о Нем Бога, силою Его воздвигающего попранные жертвенники, опровергнутые престолы и низвергнутые мирные оливы. Прославим о Нем Бога, величающего спасение Его. Прославим Бога и прольем молитвы пред престолом Его: Господи! твори милости Помазаннику Своему Павлу и семени Его до века. Господи! спаси Царя нашего, и услышь нас, когда будем взывать к Тебе.[295] Аминь.