Пропустить навигацию.
Главная

О смысле и значенiи кровавыхъ жертвоприношенiй въ дохристiанскомъ мире и о такъ называемыхъ Т. И. Буткевичъ

Проф.- Прот. Т. И. Буткевичъ 

Читать в формате html >>>                    Скачать архив >>>

О смысл? и значенiи кровавыхъ жертвоприношенiй въ дохристiанскомъ мир? и о такъ называемыхъ 
“ритуальныхъ убiйствахъ”
 

Безъ пролитiя крови не бываетъ прощенiя
(Евр. 9, 22). 

Богословско-религиозный журналъ "В?ра и разумъ", №№ 21-24 за 1913 годъ
Харьковъ

Самую существенную составную часть всякаго вообще религiознаго культа представляютъ мoлитвocлoвiя и жертвы, приносимыя челов?комъ Богу. Въ дохристiанскомъ мир? были различаемы два вида жертвъ: мирныя или безкровныя и кровавыя. Вознося свою молитву Богу, какъ iудеи, такъ и язычники признавали необходимымъ приносить къ алтарю и различные дары отъ своего им?нiя и своихъ трудовъ: хл?бъ, муку, вино, елей, ладанъ или смирну, соль и драгоц?нныя вещи: золото, серебро, деньги, пурпуровыя и висонныя матерiи (ср. Исх., 25, 3-7). Но особенно угоднымъ Богу дохристiанскiе народы считали принесенiе кровавыхъ жертвъ. На этихъ то жертвоприношенiяхъ мы и останавливаемъ въ настоящiй разъ вниманiе читателя.

Въ основ? культа кровавыхъ жертвоприношенiй, безспорно, лежало в?рованiе, что только пролитiемъ крови и смертiю невиннаго и чистаго существа челов?къ можетъ угодить Богу и достигнуть своего примиренiя съ Нимъ; это в?рованiе им?ло свой основной корень въ исторiи гр?хопаденiя нашихъ прародителей. Когда первый челов?къ разорвалъ свой союзъ съ Богомъ и перешелъ на сторону врага своего – диaвoлa, правда Божiя изрекала надъ нимъ свой приговоръ: “ты долженъ умереть (Быт. 2, 27); ибо ты получилъ жизнь не по заслугамъ своимъ, а по одной милости Божiей; лишивъ же себя преступно этой милости, ты вм?ст? съ т?мъ лишилъ себя и права на жизнь”. Таково требование справедливости. Если же удовлетворенiе правд? Божiей не посл?довало въ тотъ самый день, когда челов?къ отпалъ отъ Бога, и если оно было отодвинуто на довольно отдаленное время и даже перенесено съ гр?ховнаго человечества на безгр?шнаго об?тованнаго Искупителя, то причина этого заключалась единственно въ томъ, что безпред?льная милость Божiя предварила Божественное правосудiе. Т?мъ не менее, и приговоръ правды Божiей никогда не могъ утратить своей силы. Человечество усвоило в?рованiе, что безъ пролитiя крови не можетъ быть достигнуто прощенiе (Евр. 9, 22), – и это-то в?рованiе нашло для себя выраженiе въ дохристiанскихъ кровавыхъ жертвоприношенiяхъ.

Какъ сильно было это в?рованiе и какъ велико было томленiе духа человеческаго, стремившегося къ примиренiю съ Божествомъ, это видно изъ того, что культъ кровавыхъ жертвоприношенiй въ древнемъ мир? былъ чрезвычайно распространенъ какъ среди iудеевъ, такъ и среди язычниковъ. Одинъ ученый историкъ зам?чаетъ, что въ Азiи едва ли можно найти пядь земли, которая не была бы обагрена кровью жертвенныхъ животныхъ. Мы думаемъ, что въ этихъ словахъ преувеличенiя немного. У евреевъ, напр., неопустительно были совершаемы ежедневно два кровавыхъ жертвоприношенiя: утреннее и вечернее (Исх. 29, З8; Числ. 28, 3, 4), кром? жертвоприношенiй отъ частныхъ лицъ. Но бывали случаи, когда въ одинъ день было приносимо весьма большое количество кровавыхъ жертвъ. Такъ, въ день своего помазанiя на царство Соломонъ принесъ въ Гаваоне 1000 всесожжeнiй (3 Цар. 3, 4); въ день освященiя храма Iерусалимскаго имъ было принесено въ жертву Богу 22000 воловъ и 120000 овецъ (3 Цар. 8, 63. Ср. Парал. 7, 5). Вообще же Соломонъ приносилъ неопустительно множество жертвъ три раза въ годъ: въ праздникъ опр?сноковъ, и въ праздникъ седмицъ, и въ праздникъ кущей, помимо жертвъ, требуемыхъ установленiями закона на каждый день, а также въ субботы и нoвoм?cячiя. Обильныя жертвы были приносимы, впрочемъ, и другими благочестивыми царями, наприм?ръ, Давидомъ (2 Цар. 6, 13), Iосафатомъ (2 Парал. 17, 4), Iоасомъ, Озиeю и Eзeкиeю (2 Парал. 29, 32, 33). Возвратившiеся изъ пл?на Вавилонскаго iудeи, празднуя освященiе новоустроеннаго храма въ Iерусалим?, при всей скудости своей принесли въ жертву Богу сто воловъ, дв?сти овновъ, четыреста агнцевъ, дв?надцать козловъ за гр?хи всего Израиля по числу дв?надцати кол?нъ Израильскихъ (2 Ездр. 7, 7, 8). Даже Иродъ, по свид?тельству Iосифа Флавiя[ 2 ], въ день торжественнаго освященiя реставрированнаго имъ храма Iерусалимскаго принесъ въ жертву Богу триста воловъ; а сколько животныхъ было принесено тогда въ жертву частными лицами, – этого, – говоритъ Флaвiй, опред?лить нельзя, по причине необычайно великаго количества закланныхъ животных. Есть указанiе, что иногда въ праздникъ пасхи въ Iерусалим? было закалаемо до 260000 агнцев[ 3 ].

Нельзя не обратить вниманiя на то обстоятельство, что въ жертву Богу были приносимы не вс? вообще животныя, а только удовлетворявшiя изв?стнымъ требованiямъ и непрем?нно – домашнiя, ближайшiя къ челов?ку, такъ сказать, его друзья и помощники въ тяжелыхъ его трудахъ, н?которымъ образомъ даже зам?нявшiе его въ этомъ отношенiи. Это обстоятельство, несомн?нно, находится въ связи съ в?рованiемъ, которое было разд?ляемо вс?ми дохристiанскими народами, что приносимыя въ жертву животныя заступаютъ м?сто самаго челов?ка, приносящего жертву, зам?няютъ его собою, Плутархъ передаетъ сл?дующее изв?стiе объ особенномъ класс? египетскихъ жрецовъ, которыхъ онъ называетъ сфрагиста. “Эти жрецы, – говоритъ онъ, – приносили Тифону въ жертву рыжаго быка, на которомъ не могло быть ни одного волоска – ни б?лаго, ни чернаго, при чемъ это жертвенное животное они предварительно отм?чали печатью, изображавшею челов?ка, стоявшего на кол?няхъ съ завязанными назадъ руками и съ приставленнымъ къ горлу мечемъ. Прежде принесенiя этого быка въ жертву, они произносили надъ его головою проклятiя”. Изъ этого разсказа ясно видно, что, по в?рованiю древнихъ египтянъ, въ жертву Богу сл?довало бы приносить не животное, а самаго челов?ка...

Посл? этого неудивительно, что среди дохристiанскихъ народовъ былъ широко распространенъ культъ приношенiя въ жертву не только животныхъ, но и людей и притомъ преимущественно – грудныхъ младенцевъ, невинныхъ юношей и ц?ломудренныхъ д?въ. Не много дошло до нашего времени древнихъ историческихъ памятниковъ, на основанiи которыхъ мы могли бы составить себ? в?рное и обстоятельное представленiе о в?рованiяхъ, культ?, нравахъ, обычаяхъ и жизни древнихъ народовъ; но и того матерiала, которымъ мы располагаемъ, вполн? достаточно для утвержденiя, что въ жертву богамъ приносили людей древнiе индiйцы, персы, сирiйцы, финикiяне, египтяне, арабы, кар?агеняне, э?iопляне, греки, римляне, кельты, германцы, славяне, литовцы, скандинавы, ски?ы и др. Н?которые изъ древнихъ народовъ, кром? грудныхъ младенцевъ, юношей и д?вицъ, приносили въ жертву богамъ даже своихъ царей и верховныхъ жрецовъ, в?руя, что ч?мъ сановн?е и важн?е люди, приносимые ими въ жертву, т?мъ ихъ жертва прiятн?е Божеству.

Въ подтвержденiе сказаннаго, чтобы не раздвигать рамки своего разсужденiя, мы сошлемся на немногiе, но не подлежащiе сомн?нiю, историческiе факты.

Геродотъ, Помпонiй Мела и Плинiй согласно свид?тельствуютъ, что древнiе индiйцы не только приносили живыхъ людей въ жертву богамъ, но и ?ли, какъ святыню, жертвенное челов?ческое мясо. ''Нер?дко, ради угожденiя божеству, особенно во бремя свир?пствованiя чумы и моровой язвы, они привязывали людей къ столпамъ и бросали ихъ въ пропасть съ какой-либо скалы. Факиры ихъ добровольно приносили себя въ жертву богамъ, бросаясь въ огонь, въ воду или со скалы. Даже и въ настоящее время они считаютъ богоугоднымъ д?ломъ – изр?зывать кинжалами до крови свои лица и свою грудь.

Персидскiй царь Ксерксъ, собираясь въ походъ противъ грековъ, какъ изв?стно, принесъ въ жертву богамъ сына своего друга и союзника, лидiйскаго царя Пи?iя; а о супруг? его Аместрид? Геродотъ разсказываетъ, что, въ благодарность подземнымъ богамъ, она приказала зарыть живыми въ землю четырнадцать персидскихъ юношей, сыновей знатн?йшихъ персидскихъ сановниковъ.

По свид?тельству Страбона, сирiйцы им?ли обыкновенiе раскармливать особыми сытными блюдами рабовъ, служившихъ при капищ?, и зат?мъ умерщвляли ихъ въ честь того или другого божества. Въ Лаодикiи ежегодно приносили въ жертву Паллад? или Астарт? невинную и красивую д?вушку. О сирiйскихъ колонистахъ-сепарвимцахъ писатель четвертой книги царствъ (17, 31) говоритъ, что они “сожигали сыновей своихъ въ огн? Адрамелеху и Анамелеху, богамъ сепарвимскимъ”. По словамъ Лукiана, въ Иepaпол?, въ Сирiи, было въ обыча? приносить д?тей въ жертву богин? Астарт?.

Что финикiяне умерщвляли грудныхъ младенцевъ для умилостивленiя своего бога Ваала или Молоха, это – фактъ общеизв?стный, засвид?тельствованный многими древними писателями (Порфирiемъ, Филономъ, Геродотомъ, Клитархомъ и др.). Но, кром? того, въ Библосе были приносимы въ жертву Адонису красивые б?локурые мальчики, а по словамъ Евсевiя, финикiяне ежегодно умерщвляли своихъ “единородныхъ” сыновей и въ честь Сатурна. Такимъ именно способомъ они над?ялись предотвратить предпринятую Александромъ Македонскимъ осаду Тира. Им?я нам?ренiе совершать что либо важное, они всегда обрекали своихъ д?тей на закланiе. Кости несчастныхъ жертвъ они почитали святынею и возили ихъ съ собою даже во время путешествiй. По в?рованiю финикiянъ самъ богъ Хроносъ или Израэль (сильный богъ), управлявшiй ихъ страною, однажды, во время ужасной чумы и голода, принесъ въ жертву себ? своего единственнаго сына Iегуда, од?въ его въ царскiя одежды, на устроенномъ для того на неб? жертвенник?. Зд?сь кстати вспомнить и о другомъ ми??, по которому Хроносъ также и у грековъ пожралъ вс?хъ своихъ д?тей.

Много есть указанiй на то, что кар?агеняне часто умерщвляли людей для умилостивленiя своихъ боговъ. По свид?тельству Iустина, кар?агенскiй полководецъ Малеусъ принесъ въ жертву богамъ своего поб?доноснаго сына Картало: над?въ на его голову тiару жреца и облачивъ его въ царскую пурпуровую мантiю, онъ пригвоздилъ его къ высокому кресту. Геродотъ разсказываетъ намъ о томъ, какъ, кар?агенскiй полководецъ Гамилькаръ, во время сраженiя съ сиракузскимъ царемъ Гелономъ, съ утра до вечера приносилъ въ жертву богамъ безчисленное количество людей, а потомъ и самъ бросился въ огонь. По свид?тельству Евсевiя, у кар?агенянъ былъ даже особый жел?зный идолъ съ простертыми впередъ руками; раскаливъ его сначала докрасна огнемъ, жрецъ бралъ у какой либо несчастной матери ея грудного ребенка и клалъ его на руки идола, на которыхъ онъ начиналъ жариться, а зат?мъ падалъ внизъ въ пылавшiй огонь и тамъ сгоралъ совершенно. Когда царь Ага?оклъ осадилъ Кар?агенъ, жители этого города, какъ разсказываетъ Дiодоръ, принесли въ жертву богамъ бол?е 200 юношей изъ самыхъ знатн?йшихъ семействъ. Но этого мало: нашлось еще 300 юношей, почти отроковъ, которые добровольно предложили заклать себя въ жертву. Вообще же кар?агеняне, по словамъ Iустина, бол?е другихъ язычниковъ были ув?рены въ томъ, что самою угодною и наибол?е умилостивительною жертвою богамъ было умерщвленiе невинныхъ младенцевъ, при чемъ матерямъ строжайше было запрещено оплакивать своихъ д?тей; напротивъ, во время самаго приношенiя ихъ въ жертву, он? должны были неистово плясать подъ оглушительные звуки грубыхъ музыкальныхъ инструментовъ. Этотъ ужасный и безчелов?чный религiозный культъ существовалъ въ с?верной Африк? еще во времена Тертуллiана, т. е., и посл? разрушенiя Кар?агена. По свид?тельству Плутарха, жестокость этого культа была н?сколько смягчена т?мъ, что богатыя женщины могли зам?нять собственныхъ д?тей чужими, купленными у жрецовъ, которые прiобр?тали ихъ на рынкахъ и особеннымъ образомъ подкармливали для жертвоприношенiй. У кар?агенянъ, какъ и финикiянъ, были особенные ковчежцы въ которыхъ, какъ святыня, сохранялись кости принесенныхъ въ жертву младенцевъ.

Геродотъ, Аполлодоръ, Мане?ъ, Порфирiй и Плутархъ ув?ряютъ, что культъ приношенiя людей въ жертву богамъ у египтянъ такъ же былъ широко распространенъ, какъ и у кар?агенянъ. Чаще всего такiя жертвоприношенiя были совершаемы въ городе Бузирис?, гд? былъ будто бы погребенъ египетскiй богъ Озирисъ. Жители Гелiополиса также им?ли обычай ежедневно приносить въ своемъ храм? въ жертву богамъ трехъ челов?къ. Кром? того, одинъ разъ въ годъ, раннею весною, египтяне бросали въ Нилъ какую либо молодую и красивую рабыню, прося Изиду о дарованiи имъ обильнаго урожая въ Нильской долине. Въ этомъ отношенiи они отличались отъ другихъ языческихъ народовъ т?мъ, что не только приносили людей въ жертву своимъ богамъ, но и ?ли ихъ мясо, и пили ихъ кровь, приписывая этой ужасной пищ? какое-то мистическое и въ частности – ц?лебное значенiе. Объ этомъ говоритъ Аполлодоръ; но то же подтверждаетъ и Ювеналiй въ своей 15-ой сатир?, говоря. что египтяне им?ли обычай умерщвлять въ честь Озириса своихъ пл?нниковъ и ?сть ихъ мясо. Нельзя не отм?тить зд?сь того обстоятельства, что жители Египта приносили въ жертву богамъ какъ людей, такъ и быковъ только рыжихъ или красныхъ.

У Прокопiя, Евагрiя, Геродота и даже въ коран? встр?чаются ясныя указанiя на то, что культъ челов?ческихъ жертвоприношенiй былъ не чуждъ также и арабамъ. Отецъ Магомета, Абдалахъ, считалъ весьма богоугоднымъ д?ломъ закланiе въ жертву малол?тнихъ д?тей. Такими жертвоприношенiями арабы въ особенности старались умилостивлять своего бога Гобала или Оротала. Его изваянiе стояло на священномъ камн? Кааб? и было окружено другими идолами, число которыхъ простиралось до З60?ти. Ороталу древнiе арабы приносили въ жертву людей въ седьмой день каждой нед?ли. О сарацинскомъ княз? Номан? разсказываютъ, что одного пл?нника царскаго рода онъ заклалъ въ жертву идоламъ даже собственными руками. Было въ обыча? у арабовъ приносить въ жертву богамъ и красивыхъ ц?ломудренныхъ д?вицъ. Крови такого рода жертвъ они приписывали магическую ц?лебную силу.

По ученiю э?iопскихъ жрецовъ, только смерть царей могла искуплять ихъ народъ отъ гр?ховъ, поэтому э?iопляне, какъ свид?тельствуетъ Дiодоръ, до временъ Птоломея II приносили въ жертву богамъ даже своихъ царей.

Что касается грековъ, то и у нихъ, несмотря на ихъ высокую культуру, не были р?дкостью челов?ческiя жертвоприношенiя, хотя и были они распространены преимущественно среди островитянъ. Впрочемъ, Минотавру сами а?иняне, въ день каждаго новаго года, приносили въ жертву семерыхъ юношей и семерыхъ д?въ, которыхъ они торжественно приводили къ идолу и побивали предъ нимъ дубинами. Въ 596 году до Р. X. въ такую безчелов?чную жертву добровольно предложилъ себя какой то безумный юноша Кратинъ. На остров? Крит?, гд? будто бы находилась могила Зевса, челов?ческiя жертвоприношенiя были наибол?е употребительными. Зд?сь приносили въ жертву богамъ каждаго чужеземца, случайно попавшего на берегъ, при чемъ съ его спины сдирали кожу, чтобы извлечь изъ тела всю кровь, которой приписывали особую искупительную силу и которую критян? пили съ жадностiю. Критскiй царь, девкалiонидъ Идоменей, по об?ту, данному богамъ, принесъ въ жертву собственнаго сына, такъ какъ, по в?рованiю критянъ, то же самое ради нихъ сд?лалъ съ своимъ сыномъ и богъ ихъ – Хроносъ. Лесбосцы приносили людей въ жертву богу своему Дiонисiю. То же д?лали, по свид?тельству Порфирiя, хiосцы и тенедосцы. На остров? Лемнос? было въ обыча? умерщвлять, въ честь Паллады, д?виц-дочерей туземцевъ и невольницъ. Эолiйцы считали наибол?е угодною богамъ жертвою закланiе новорожденныхъ младенцевъ. На Андросе, какъ и въ Тро?, въ жертву богамъ приносили такъ называемыхъ гiеродуловъ храмовыхъ прислужниковъ и дв?надцатил?тнихъ д?вочекъ. Таврическая Артемида представляется особенно кровожадною богинею: предъ ея истуканомъ ежедневно приносили въ жертву одного мужчину, преимущественно изъ чужестранцевъ, потерп?вшихъ кораблекрушенiе, и приплывшихъ къ острову. Кровь такой жертвы вливали въ особую чашу и, см?шавъ ея съ водою, употребляли, какъ величайшую святыню. Почти такой же возмутительный культъ установили у себя и жители Делоса въ честь богини Дiаны. Они сд?лали ея идола въ вид? громадной жел?зной д?вы съ печью внутри; – и на раскаленныхъ рукахъ этого истукана, какъ и у Молоха, были сожигаемы грудные младенцы. Въ Беотiи въ жертву богамъ были приносимы знатные жрецы и даже цари, и ежегодно, по жребiю, – одинъ наибол?е красивый юноша. Есть указанiя, что челов?ческiя жертвы были въ употребленiи въ Теге?, Теспе?, ?ессалiи, Херсонес?, Мелит? и другихъ м?стахъ.

Подобно вс?мъ языческимъ народамъ, греки совершали челов?ческiя жертвоприношенiя въ особенности предъ сраженiями, когда въ опасности находилось отечество. Въ этихъ случаяхъ цари и полководцы не щадили своихъ собственныхъ сыновей и дочерей и нер?дко собственноручно умерщвляли ихъ для умилостивленiя боговъ. Такихъ жертвъ, по большей части требовали и оракулы. Такъ, – а?инянамъ, во время ихъ войны съ элевзинцами, оракулъ объявилъ, что поб?да на ихъ сторон? будетъ лишь тогда, если кто-либо изъ знатныхъ лицъ добровольно принесетъ себя въ жертву богамъ. И младшая дочь царя, согласно ея желанiю, была заклана ея собственнымъ отцомъ. Прим?ру ея скоро посл?довали и ея старшiя сестры. Такъ же поступилъ, по требованiю оракула, царь Леонъ съ своими тремя дочерьми, Iакин?ъ принесъ въ жертву богамъ пять своихъ дочерей, чтобы избавить а?инянъ отъ голода и чумы. По указанiю мнимаго прозорливца Тирезiя, ради блага своего народа, умертвилъ себя Менекей. Добровольною жертвою богамъ, за спасенi? А?инъ, была и дочь Геракла – Макарiя. Повинуясь требованiю оракула, искупительною жертвою были дочери Антипенея. Такова же была участь и посл?дняго а?инскаго царя Кодра. Не подлежитъ сомн?нiю, что ахейцамъ и спартанцамъ также были не чужды челов?ческiя жертвоприношенiя. Нельзя не отм?тить зд?сь того обстоятельства, что вс? лица, добровольно приносившiя себя въ жертву богамъ, были твердо ув?рены въ искупительномъ значенiи своей смерти, были уб?ждены, что умираютъ для блага народа, ради спасенiя отечества или прекращенiя смертности отъ чумы и моровой язвы.

Не станемъ указывать многочисленныхъ фактовъ, уб?дительно свид?тельствующихъ о томъ, что и вс? другiе языческiе народы отъ римлянъ до славянъ включительно, им?ли обычай приносить въ жертву людей для умилостивленiя того или другого божества. Для нашей ц?ли мы находимъ достаточнымъ и сказаннаго. Но вотъ интересный, хотя и спорный въ наук? вопросъ: были ли челов?ческiя жертвоприношенiя у ветхозав?тныхъ евреев?

Что фактически у ветхозав?тныхъ евреевъ такiя возмутительныя жертвоприношенiя иногда существовали, – въ этомъ не можетъ быть никакого сомн?нiя. Характеристическую особенность еврейскаго народа, по свид?тельству Библiи, составляли его “жестоковыйность” и неблагодарность въ отношенiи къ Iегов?, постоянно ему благодетельствовавшему. Читая Библiю, нельзя не поражаться тою легкостью, съ какою евреи отпадали отъ почитанiя истиннаго Бога и увлекались самыми грубыми и безчелов?чными формами языческаго идолослуженiя и – въ особенности культами Ваала и Молоха. Уже Давидъ, вспоминая о религiозно-нравственномъ состоянiи своихъ предковъ во время ихъ 40-л?тнего странствованiя по Аравiйской пустын?, говоритъ: “Они забыли Бога, Спасителя своего, совершившего великое въ Египт?, дивное въ земл? Хамовой, страшное у Чермнаго моря... Они прил?пились къ Ваалфегору и ?ли жертвы бездушныхъ…, см?шались съ язычниками и научились д?ламъ ихъ; служили истуканамъ ихъ... и приносили сыновей своихъ и дочерей своихъ въ жертву б?самъ; проливали кровь невинную, кровь сыновей своихъ и дочерей своихъ, которыхъ приносили въ жертву идоламъ Ханаанскимъ, – и осквернилась земля кровью” (Пс. 105, 21, 22, 28, 35-38). Пророкъ Амосъговоритъ о евреяхъ того же времени: “Вы носили скинiю Молохову и зв?зду бога вашего Ремфана” (Амос. 5, 26). Такой же упрекъ д?лаетъ древнимъ евреямъ и первомученикъ христiанскiй, святый архидiаконъ Стефанъ (Деян. 7, 43). Но и въ поздн?йш?е время – въ перiодъ правленiя судей и царей – евреи, усвоившiе культъ Ваала или Молоха, несомн?нно, приносили въ жертву людей этимъ языческимъ божествамъ. Объ Axaз? священный историкъ (4 Цар. 16, 3) говоритъ, что онъ “ходилъ путемъ царей Израильскихъ, и даже сына своего провелъ чрезъ огонь, подражая мерзости народовъ, которыхъ прогналъ Господь отъ лица сыновъ Израилевыхъ”. Но “провести кого либо чрезъ огонь”, на язык? Библiи значитъ – сжечь его. Это видно, наприм?ръ, изъ словъ пророка Iезекiиля, чрезъ котораго, порицая “дщерь Iерусалима (т. е. евреевъ) за такiя же челов?ческiя жертвоприношенiя, Самъ Богъ говоритъ: “Ты взяла сыновей твоихъ и дочерей твоихъ, которыхъ ты родила Мн?, и приносила въ жертву на сн?денiе имъ (идоламъ)... Ты и сыновей Моихъ заколала и отдавала имъ, проводя ихъ чрезъ огонь” (Iезек. 16, 20, 21). И въ другомъ м?ст? (23, 37) чрезъ того же пророка Богъ говоритъ объ евреяхъ: “сыновей своихъ, которыхъ родили Мн?, черезъ огонь проводили въ пищу имъ (идоламъ). Ср. 20, 26, 31. Исаiя обличаетъ евреевъ, “закалающихъ д?тей при ручьяхъ, между разселинами скалъ” (Ис. 57, 5). У пророка Iеремiи Богъ свид?тельствуетъ (7, 31): “Сыновья Iуды устроили высоты Тофета въ долин? сыновей Енномовыхъ, чтобы сожигать сыновей своихъ и дочерей своихъ въ огне, чего Я не повел?валъ, и что Мн? на сердце не приходило”. То же самое повторяетъ Господь и въ другомъ м?ст? (Iерем. 19, 5), поясняя только, что эти ужасныя жертвы были приносимы именно “во всесожженiе Ваалу”. Священный историкъ царей еврейскихъ также пов?ствуетъ, что въ царствованiе Осiи евреи, оставивъ служенiе истинному Богу, построили высоты во вс?хъ городахъ своихъ, поставили на нихъ истуканы и изображенiя Астарты и служили Ваалу, “и проводили сыновей своихъ и дочерей своихъ чрезъ огонь” (4 Цар. 17, 17). То же самое пов?ствуетъ онъ о цар? iудейскомъ Манасiи, который также “провелъ сына своего черезъ огонь” (21, 6). Чрезъ пророка Iезекiиля говорилъ Господь земл? Израильской, т. е. Израильскому народу: “Приведу на васъ людей, народъ Мой, Израиль, и они будутъ влад?ть тобою, земля, и ты будешь насл?дiемъ ихъ и не будешь бол?е д?лать ихъ безд?тными. Такъ говоритъ Господь: за то, что говорятъ о васъ: “ты – земля, по?дающая людей и д?лающая народъ твой безд?тнымъ”, – за то уже не будешь по?дать людей и народа твоего не будешь впередъ д?лать безд?тнымъ, говоритъ Господь Богъ... Я излилъ на нихъ гн?въ Свой за кровь, которую они проливали на этой земле. И Я разс?ялъ ихъ по народамъ. И пришли они къ народамъ, куда пошли, и обезславили Святое имя Мое (Iезек. 36, 12–14, 18, 20). Знаменитый раввинъ Исаакъ Абарбанель возмущается этимъ м?стомъ, но не отвергаетъ того, что пророкъ говоритъ объ употребленiи евреями челов?ческой крови (Толков. fol. 202. col. 4). Только благочестивый царь Iосiя запретилъ iудеямъ приносить д?тей въ жертву Молоху (4 Цар. 23, 10).

Но если нельзя отрицать того, что евреи, оставивъ почитанiе Iеговы и подражая языческимъ народамъ, главнымъ образомъ финикiянамъ, или хананеянамъ, приносили въ жертву Ваалу или Молоху своихъ сыновей и дочерей, то съ другой стороны не подлежитъ никакому сомн?нiю, что эти жестокiя и возмутительныя жертвоприношенiя были противны Господу. У пророка Iеремiи, какъ мы вид?ли, Богъ дважды (7.31; 19, 6) свид?тельствуетъ, что Онъ не повел?валъ приносить такiя жертвы и что мысль объ установленiи ихъ Ему даже не приходила на сердце. Чрезъ Моисея же Господь строжайшимъ образомъ запретилъ челов?ческiя жертвоприношенiя и повел?лъ предавать смертной казни преступающихъ Его запов?дь. “Изъ д?тей твоихъ, – говорилъ Онъ Израильскому народу (Лев. 18, 21), – не отдавай на служенiе Молоху, и не безчести имени Бога твоего. Я – Господь”. “И сказалъ Господь Моисею говоря: скажи сiе сынамъ Израилевымъ: кто изъ сыновъ Израилевыхъ или изъ пришельцевъ, живущихъ между Израильтянами, дастъ изъ д?тей своихъ Молоху, тотъ да будетъ преданъ смерти: народъ земли да побьетъ его камнями” (Лев. 20, 1,2). “Не д?лай такъ (какъ язычники д?лаютъ идоламъ своим) Господу Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидитъ Онъ, они д?лаютъ богамъ своимъ: они и сыновей своихъ, и дочерей своихъ сожигаютъ на огн? богамъ своимъ” (Второз. 12, 31). “Не долженъ находиться у тебя проводящiй сына своего или дочь свою черезъ огонь” (18, 10). Что Богъ не только не устанавливалъ, но и не терп?лъ челов?ческихъ жертвоприношенiй, это видно уже изъ того, что, по повел?нiю Божiю, пророки часто обличали и укоряли евреевъ за то, что они приносили въ жертву Ваалу или Молоху своихъ сыновей и дочерей.

Прикрепленный файлРазмер
Проф.-Прот. Т.И. Буткевич. О смыле кровавых жертвоприношений.htm1.35 Мб