Пропустить навигацию.
Главная

Соборная Грамота 1613. Умышленное искажение текста


Апокриф «краткой» Утвержденной Грамоты 1613 года

Всечестные отцы, братья и сестры, дорогие соотечественники!

В очередной раз мы сталкиваемся с тем, что пророческие слова «кругом измена и трусость, и обман», написанные святым Царем Николаем II о своём окружении в марте 1917 года в Пскове, точно характеризуют происходящее со всей Российской Империей и по сей день. Оставшись без Царя, наш народ надолго был лишен своей веры, памяти о своих корнях, своей истории. В конце 1980-х - начале 1990-х годов, стали открываться многие исторические факты, целые пласты русской истории, скрытые от нас до этого. Вспомним о том, что в СССР до конца 1930-х годов история не преподавалась вообще, а затем несколько раз переписывалась в угоду разным правителям и чуждой нам идеологии.

К сожалению, вместе с подлинными историческими документами и фактами, в наше сознание внедрились и стойкие мифы, отказаться от которых, оказывается, очень не просто. Относительно недавно были обнаружены приписки и проанализированы многочисленные несоответствия полному тексту Утверждённой Грамоты Великого Московского Собора 1613 года в её «кратком» изложении, имеющим сегодня повсеместное хождение. В распроcтраненный повсеместно текст Соборной Грамоты русского народа были внесены существенные изменения, резко меняющие духовную составляющую этого документа, в очередной раз загоняющие весь наш народ в кабалу. Были вставлены апокрифические абзацы, накладывающие проклятие и отлучение от Св. Троицы (!) на … Царей и Патриархов!

Сличая подлинник текста, составленного соборянами в 1613 году и современный «краткий» вариант, легко найти в них существенные разночтения в ключевых моментах. Текст апокрифа за последнее двадцатилетие, многочисленным тиражированием, заполонил всю Россию. Подлинный же полный текст Соборного Постановления, читали в основном специалисты, не придавая особого значения сути внесенных изменений. Ещё Геббельс говорил: «Ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой». Прекрасно понимая, что этот вопрос является для многих монархистов, историков и правоведов камнем преткновения, постараемся разобраться во всем поэтапно.

Думайте, дорогие друзья! Закабаление православных шло долгие годы, большими силами и профессионально. Нашу историю многократно переписывали, а в нашей Церкви и Государстве враги рода человеческого насадили немало плевел. И чем дольше мы будем сидеть в бездействии и прострации в ожидании появления «законного» по «исправленной» грамоте, царя, тем меньше у нас остается шансов принять и понять истинную волю Божию о Своем Избраннике.

Глава 1. 1990 год

В 2012 году была опубликована статья православного исследователя Леонида Болотина, в которой он изложил обстоятельства появления т.н. «Утвержденной Грамоты», привычной уже для многих по публикациям в монархической прессе.

Оказалось, что краткий текст, появившийся в листовках братства Св. Мученика Царя Николая II и в журнале «Земщина» в 1990 году, был получен из Канады от т.н. председателя ВМС («Высшего Монархического Совета») Дмитрия Веймарна. Но, лишь спустя годы, известный церковный историк Сергей Фомин, сравнил этот текст с подлинником Утвержденной Грамоты 1613 года, опубликованной в 1906 году. Вот что рассказал сам Леонид Болотин:

«В 1989 году мы получили очередной номер журнала «Имперский Вестник» (его издавали в Канаде братья К.К. и Д.К.Веймарны), в котором содержался краткий текст Соборной Грамоты 1613 года. Мне тогда представилось, что именно этот текст был перепечатан в наших листовках, а затем был частично процитирован в октябрьской «Земщине» (№ 11) с комментариями В. П. Кузнецова, правда, без указания автора. Один церковный издатель – раб Божий Алексий, ныне Священник РПЦ МП, исключительно в благих намерениях народного просвещения постоянно допечатывал эти листовки на протяжении 1990-1992 годов, и суммарный тираж их достиг нескольких десятков тысяч экземпляров». Так, в массовое сознание попал привычный для нас «краткий» вариант Соборной Грамоты, оказавшийся апокрифом.

«Листовка эта двусторонняя. На одной стороне текст в два столбца: под восьмиконечным Крестом заголовок «Утвержденная грамота Великого Московского Собора. 21-го Февраля 1613 года», на обороте – Молитва о даровании России Царского Самодержавия. Какие-либо выходные данные в этой листовке отсутствуют.

Достоверным же хронологическим свидетельством о возникновении именно в 1990 году нового варианта краткой версии Соборной Грамоты 1613 года является публикация в «Земщине» № 11 в октябре 1990 года. Там на второй странице под заголовком прописными буквами «ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕЛИКОГО МОСКОВСКОГО ЗЕМСКОГО И ЦЕРКОВНОГО СОБОРА 21 ФЕВРАЛЯ 1613 ГОДА» приводится такой отрывок тоже прописными буквами:

«...ЗАПОВЕДАНО, ЧТОБЫ ИЗБРАННИК БОЖИЙ, ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕОДОРОВИЧ РОМАНОВ БЫЛ РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ПРАВИТЕЛЕЙ НА РУСИ ИЗ РОДА В РОД, С ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ В СВОИХ ДЕЛАХ ПЕРЕД ЕДИНЫМ НЕБЕСНЫМ ЦАРЕМ. И КТО ЖЕ ПОЙДЕТ ПРОТИВ СЕГО СОБОРНОГО ПОСТАНОВЛЕНИЯ — ЦАРЬ ЛИ, ПАТРИАРХ ЛИ, И ВСЯК ЧЕЛОВЕК, ДА ПРОКЛЯНЕТСЯ ТАКОВОЙ В СЕМ ВЕКЕ И В БУДУЩЕМ, ОТЛУЧЕН БО БУДЕТ ОН ОТ СВЯТАЯ (так!) ТРОИЦЫ...»…

Самое активное участие в распространении листовок с таким текстом, как и указанного номера «Земщины», принимал и я. И потом я неоднократно цитировал тот текст в своих собственных материалах, пока примерно в 1997 году выдающийся церковный историк Сергей Владимирович Фомин не задал мне вопрос: известен ли мне первоисточник такого текста? Естественно, я знал большой текст Утвержденной Соборной Грамоты 1613 года по научному изданию 1906 года церковного историка, археографа и археолога, члена-корреспондента Императорской Академии Наук Сергея Алексеевича Белокурова (1862-1918).

С.В.Фомин простосердечно высказал тогда предположение, что этот отрывок был взят оттуда. До того я не прикладывал труда, чтобы детально сличить эти тексты. С.В.Фомин в ту пору готовил новое двухтомное издание своей самой известной книги «Россия перед Вторым Пришествием», где в приложении первого тома решил переиздать полный текст Грамоты по публикации С.А.Белокурова, но без подстрочных примечаний с разночтениями и списка соборян, подписавших Соборную Грамоту. В связи с этим С.В.Фомин сличил большой подлинный и краткий варианты. Он обнаружил серьезные разночтения. А также он выявил один важный тезис, который совершенно отсутствовал в большой Соборной Грамоте…».

(Цит. по: Апокриф Утвержденной Грамоты Собора 1613 года, Леонид Болотин, РНЛ —http://ruskline.ru/analitika/2012/12/15/apokrif_utverzhdennoj_gramoty_sobora_1613_goda/)

Далее автор аналитической статьи сравнивает два текста, находя в них схожие места (на этом останавливаться, не имеет смысла), а затем обращается к ключевой апокрифичной (подложной) вставке:

«Но формула даже в приблизительном виде, в иных выражениях: «Избранник Божий, Царь... с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем» в подлинной Грамоте отсутствует! Для православных русских людей конца XVI-го и начала XVII-го столетий было уже безусловным то, что «Избранник Божий», «Самодержец» несет ответственность только перед Богом, и только в таком качестве Он может быть: «Христианским Поборником и Святым Божиим Церквям теплым Заступником».

Благоверный Царь Иоанн Васильевич Грозный, Святитель Макарий Московский, Преподобный Максим Грек в 1540-1560 годы еще разъясняли в своих посланиях смысл и достоинство Самодержавного Царского Могущества, неподсудного людскому суду. К 1613 году для Православного Русского Народа, пережившего кошмар самозванчества и семибоярщины, это было уже непреложной истиной, и в Утвержденной Грамоте 1613 года говорить об этом специально не было нужды. Но кому-то из редакторов-составителей краткого изложения Соборной Грамоты 1613 года в конце ХХ столетия представилось необходимым -- эту истину вновь напомнить. Только так можно объяснить появление фразы:

«Заповедано, чтобы Избранник Божий, Царь Михаил Феодорович Романов был родоначальником Правителей на Руси из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем». Она по сути ничуть не противоречит духу Утвержденной Грамоты 1613 года, в ней нет ничего крамольного относительно учения Церкви о Православном Самодержавии, но ради документальной, текстологической точности следует обязательно отметить, что подобной формулы в подлинной Грамоте нет, хотя ответственность Самодержавного Царя в Своих делах только перед Единым Небесным Царем является истиной.

Тем более удивляет противоречащая этой истине следующая заклинательная формула:

«И кто же пойдет против сего Соборного постановления — Царь ли, Патриарх ли, и всяк человек, да проклянется таковой в сем веке и в будущем, отлучен бо будет он от Святыя Троицы»…

Ближе к концу подлинной Грамоты, также присутствует заклинательная формула:

«А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению всего Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и Соборнаго Уложения послушания, тем и удалися от него и облечеся в клятву»[8].

Прещение весьма и весьма суровое для православных людей – отлучение от Церкви и лишение Причастия, отказ в Церковном благословении, и это помимо лишения чина и наказания по Царским законам. Но вместе с тем эта угроза срастворена с Христовой любовью в случае раскаяния нарушителя Соборной грамоты».

Далее автор размышляет на тему неправомерности с точки зрения церковных канонов проклятия Царя и Патриарха, но так и не находит первопричину появления в краткой компиляции текста Утвержденной Грамоты, столь странного апокрифа. Процитированная нами статья обсуждается в интернете уже не первый год, но, к сожалению, – по-прежнему в основном в кругу специалистов. См. например:

http://orthoved.livejournal.com/139536.html

Однако, никто из специалистов, безусловно согласных с тем, что краткий текст Соборной Грамоты – апокриф, не нашел подлинной духовной причины в его появлении. Опираясь на учение православной Церкви и разум, данный нам Богом, постараемся в этом разобраться.

Глава 2. Причины вставки

Мысль 1. Монархисты 1990-х.

В 1990-м году человек, открыто называвший себя монархистом, рисковал быть принятым за сумасшедшего. Реальное число монархистов на тот момент было весьма не велико, а теоретические знания, которыми они обладали, были минимальными. Надо понимать, что на протяжении 70 лет из библиотек изымалась вся монархическая литература, доступная лишь узкому числу исследователей в спецхранах. Имена Льва Тихомирова, Ивана Ильина, Ивана Солоневича, были известны не многим. Да и читать труды известных монархистов было рискованно – они публиковались в «самиздате», и в случае обнаружения за их чтение человека мог ждать тюремный срок (есть немало живых свидетелей тому, отсидевших в своё время за более невинные вещи – например, за чтение Ахматовой и Бунина). Поэтому авторы апокрифа прекрасно понимали, что опровергнуть их вряд ли кто-то сможет.

Возьмем, к примеру, известных монархистов начала 1990-х. В Петербурге была группа Константина Душенова, возглавлявшего тогда Союз Православных Братств (в который входили приверженцы монархии). Именно «братчики» широко распространяли листовки с текстом апокрифа Грамоты. К сожалению, до сих пор они распространяют старые мифы, в том числе текст апокрифа Грамоты. Скорее всего, они и сегодня не примут Избранника Божия так же, как и подлинную духовную суть Соборной Грамоты, ведь труднее всего человек расстается со старыми мифами. Леонид Болотин публично покаялся в том, что добавил в книгу владыки Иоанна Снычева «Русь Самодержавная» текст апокрифа. Надеемся, что вспомнят об этом и Сергей Астахов, издававший эту книгу, и Константин Душенов, курировавший работу издательства «Царское дело». Ведь вопрос о подлоге «краткой» версии Соборной Грамоты имеет огромную важность.

Мысль 2. Ветер с Запада.

Сам характер вставки, позволяет предполагать, что внес его кто-то из т.н. «монархистов-легитимистов», т.е. сторонников выдвижения на Российский Престол кого-то из потомков Дома Романовых (Гогенцоллернов, Куликовских-Романовых или других). Как известно, материалы листовки, распространявшейся монархистами с 1990 года, были получены из Канады, от т.н. «Председателя Высшего Монархического Совета» Дмитрия Веймарна. При этом любому объективному исследователю станет ясно, что т.н. Председатель ВМС сам по себе, возвращаться на родину не собирался и, публикуя данный апокриф, преследовал какие-то свои цели (в эмигрантской среде данная листовка впервые появилась в 1988-1989 годах, распространяясь в связи с Тысячелетием Крещения Руси). Уровень законности притязаний данного деятеля в среде монархистов, оспаривался в эмиграции, более того, – пост Председателя, он фактически возложил сам на себя. Об этом написано немало, но волнует нас вовсе не это (см., например, о Веймарне – http://puco-sib.livejournal.com/39829.html) а духовный смысл вставки. Впрочем, к теме предполагаемого авторства апокрифа, мы ещё вернемся.

Мысль 3. Проклятие.

Осмелимся заявить – потому в апокриф вставлены проклятия на Царей и Патриархов, чтобы появившийся на Руси Избранник Божий был связан проклятием, как и все, и не мог объявить волю Божию народу. И Патриарх не смог бы озвучить волю Божию, в угоду воле человеческой! Ибо и того, и другого сразу обвинили бы в нарушении Соборной Грамоты – документа, не подлежащего толкованию. Получилось, что в круг кабалы попали бы, таким образом, и все чающие Воскресения Святой Руси, и даже сам грядущий Государь.

Похоже, не случайно и Утвержденную Грамоту стали повсеместно в обиходе называть «клятвой» или «присягой», чтобы ещё больше нагнать страха на всех православных, из которых из числа которых и появится будущий Помазанник. Хотя, в подлиннике сказано что все, кто вздумает изменить установленную грамоту, будут отлучены от Церкви и объявлены разорителями закона Божьего:

"А кто убо и не похощет послушати сего Соборново Уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый, аще от священных чину, и от бояр царских сигклит и воинственных, или ин хто от простых людей и в каком чину ни буди, по Священным Правилом Святых Апостол, и Вселенских Седми Соборов Святых Отец и Помесных, и по Соборному Уложению Освященнаго Собора, чину своего извержен будет, и от Церкви Божия отлучен и Святых Христовых Тайн приобщения, яко расколник Церкви Божия и всего православнаго хрестьянства мятежник, и разорител закону Божию, а по Царским законом месть восприимет, и нашего смирения и всего Освященнаго Собора не буди на нем благословение отныне и до века".

Не о комиссарах ли «в пыльных шлемах», и их идейных последователях, идет здесь речь, которые всё на Руси порушили, а всякую историческую и законную преемственность убили? Именно они по Божьим законам отлучены, и мятежниками именованы и разорителями закона Божиего, и навеки лишатся благословения...

А многие ура-патриоты все эти угрозы «автоматически» перевели на грядущего Избранника Божьего, которого Бог послал возстановить порядок, утвержденный Соборной Грамотой на Святой Руси!

Мысль 4. Завещание предков.

А ведь всё в подлинной Утвержденной Грамоте очень и очень логично. Наши предки дураками и невеждами никогда не были. И ничего случайного в церковно-государственных делах не делали. Во всех серьезных духовных вопросах много молились и разсуждали, прежде чем что-либо предпринять. Так было и в случае с Утвержденной Грамотой, Духом Святым принятой на Соборе.

В оригинале Соборной Грамоты по отношению к Государю Михаилу Романову и его потомству нет слов «… до скончания века». Нет и мысли об отлучении Царя и Патриарха от Святой Троицы. То есть, соборно присягая Михаилу Романову и его потомству в 1613 году, наши благочестивые предки, вразумленные Богом, понимали, что может быть всякое, и по нашим грехам род может пресечься (именно поэтому инокиня Марфа – мать Царя Михаила, долго не отдавала сына посольству Собора, понимая, что предательство возможно вновь). Так в итоге и вышло.

Человек слаб, Адам согрешил в Раю, согрешили и мы все, и Господь, зная это, дал нам возможность для покаяния! Ради нас принял крестную смерть Сам Господь – Сын Божий, Христос, Спаситель мира. Цена наших грехов в цене Его крови. Исповедуясь и причащаясь Святых Таинств – Тела и Крови Спасителя, мы получаем шанс на спасение. Это происходит на личном уровне, но, безусловно, тоже самое происходит и на уровне соборном (народном).

Монашеским обетом связала Соборная Грамота Русь, постановившая всенародно – служить Михаилу Романову и его потомкам, а через них – Богу. Но Господь знал наперед (как знает Он жизнь каждого из нас от рождения и до смерти), что русский народ так же, как некогда первый Богом избранный народ, уклонится от своего служения и предаст. Но дал Господь и шанс покаяться, дал Того, Кто взял на себя грех измены и предательства Бога всем нашим народом – дал святого Царя-искупителя Николая II.

Наши предки, составляя Утвержденную Грамоту, Духом Святым вразумленные, учли это, учли возможность грядущего падения, и, похоже, не исключали того, что род прямого престолонаследования может пресечься, как было после отравления святого благоверного Царя Иоанна IV и его сына блаженного Федора, когда на смену Рюриковичам пришли их близкие кровные родственники – вначале Сабуровы-Годуновы, а потом Романовы. К сожалению одной Смутой история Руси не ограничилась, и предательство совершилось вновь.

Именно так произошло в 1918 году, когда одних Романовых (Царскую Семью, а также ближайших к ней членов Дома Романовых) убили, а вторые ценой предательства купили себе жизнь (эту тему хорошо рассмотрел исследователь Николай Стариков, убедительно доказавший, что «спасение» большинства уцелевших Романовых в годы Гражданской Войны, не было случайным). Конечно, были ещё и те, кто просто бежал раньше других, как, например, Кирилл Владимирович Романов, но не о них речь. Да и чем бегство в разгар таких событий, отличается от предательства?

Прямая ветвь престолонаследования от отца к сыну прервалась, свершилось предательство Государя Николая II и цареубийство, тяжким грузом легшие на душу нашего народа. Царь Николай добровольным шествием на Екатеринбургскую Голгофу искупил грех измены русского народа. Но без нашего покаяния, Господь не будет спасать нас, что называется, даром. И враги нашего народа, сделали всё, чтобы это покаяние отменить, или – направить по ложному пути (каемся на словах в том, что отвергли волю Божию и не послушались Его Помазанника, и продолжаем делать это на деле сегодня). Для чего и была сделана вставка-апокриф в краткий переделанный кем-то текст Утвержденной Грамоты 1613 года. Осмелимся предположить что это было именно так – потому что весь ход истории последних десятилетий говорит об этом.

Мысль 5. Сui prodest – Кому выгоден подлог?

После революции, в 1921 году в Германии состоялся съезд монархистов, где был создан т.н. ВМС – Высший Монархический Совет (от лица которого некто Веймарн из Канады распространял подложную грамоту-апокриф в 1990 году).

Так вот, уже на этом съезде (на деле – лишь части реальных монархических сил) ситуация зашла в тупик. Не понимая духовных причин, не покаявшись в соборных грехах измены и цареубийства, бежавшие от чекистов «монархисты», пытались решить вопрос о возстановлении монархии. Наибольшим авторитетом среди монархистов пользовалась Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна, но вопрос о престолонаследии был признан несвоевременным в связи с неопределенностью информации о судьбе Царской Семьи. После убийства следователя Н.А. Соколова, в 1925 году вышла в свет его книга – «Убийство Царской Семьи», и вопрос о престолонаследии вновь стал подниматься.

Но ни «Кирилловичи» (К.В. Романов и его дети), ни кто-либо другой, на тот момент законными наследниками никак не являлись. Причина как в нарушении ими Основных Законов Российской Империи, в предательстве Царя Николая II и Присяги Ему, так и в духовном непонимании сути служения Помазанника Божия – Русского Государя. Достаточно сказать, что советом старцев или иных глубоко духовных людей они не руководствовались. Хотя уже тогда было очевидно, что прямая ветвь престолонаследия Дома Романовых прервалась, а в стране, попущением Божиим, установилось самое настоящее иго.

Ещё более очевидным это стало после смерти последних прямых потомков Дома Романовых на рубеже 1980-х – 1990-х. Сегодня из т.н. Романовых остались только потомки с неравноценными браками, и более того зачастую с явными духовными нарушениями, среди которых особенно выделяются Георгий Гогенцоллерн с матерью не носящей креста (известны десятки её официальных фотографий без нательного креста). И думается нам: и здесь наши предки оставили нам ещё одно предупреждение.

Известно, что в подлинном тексте Утвержденной Грамоты упомянуты «Маринка с сыном», которым соборяне запретили претендовать на русский трон («и Маринки и сына её не хотети и не обирати и не искати» – записано в Грамоте). Совершенно очевидно, что при этом проклятия на царей и патриархов нашим благочестивым предкам и в голову бы не пришли. Один царский священник в наше время сделал такое предположение: предки промыслительно предупредили нас про «мамашу и Гошу» и тем самым предостерегли своих потомков от их царствия!

И вот что удивительно – именно этот самый абзац отсутствует в подложной грамоте! Как же всё просто! «Ищи, кому выгодно», говорили римляне, и были правы – выгодна подложная грамота-апокриф только Гогенцоллернам и другим «отпрыскам» потомков Дома Романовых, далеким и от России, и от Православия, но, тем не менее, претендующим на Престол.

Нам могут возразить, что речь в исторической Грамоте шла о реальной Марине Мнишек и её сыне от Лжедмитрия II, прозванном в народе «ворёнком» (сыном «тушинского вора»). Но мы понимаем, что в таком фундаментальном документе, написанном под благодатью Духа Cвятаго, вряд ли был заложен единственный смысл. Наверняка, для потомков был заложен и ключ к пониманию кого надо остерегаться в будущем, и что делать в сложной духовной ситуации.

Саму Маринку с сыном казнили в 1614 году, да и внимания это рядовое по тем временам событие, по сути, не привлекло – казнили и других самозванцев, и немало. Стоило ли ради двух неудачных беглецов – «ворёнка» и его мамаши, марать бумагу на столетия? Но нет, в Утвержденной Грамоте они отмечены особо, названы поименно!

Возьмем на себя смелость предположить, что Господь подскажет и другие ключи к разгадке тайны Соборной Грамоты. Нужна лишь наша вера в промысел Божий, в Помазанника, в подлинную историю русского народа, писавшего сию грамоту крепко помолясь и с твердой верой, что никто не пролезет отныне на самое сакральное место Святой Руси! Пришло время – «всё тайное становится явным».

Мысль 6. Династический тупик.

Утвержденная Грамота 1613 года ставит нас перед самым главным вопросом: что делать в случае, если законная ветвь престолонаследования пресеклась? Для этого надо обратиться к истории самого Великого Московского Собора, и тому, как именно появилась на свет эта Утвержденная Грамота. Реальная история появления кандидатуры Михаила Романова на Соборе, мало кому известна, а к подлинным документам редко кто обращается. Если говорить кратко, то Царь Михаил Романов не был «выбран» на Соборе из множества предложенных кандидатур, как считают многие. ЕГО ИЗБРАЛ ГОСПОДЬ.

Как свидетельствует Хронограф кн. Оболенского и другие исторические документы, «О природном Государе Михаиле Романове» на соборе заявили Донские казаки. Сделали они это так же не по своему почину, но по благословению преподобного Дионисия Радонежского, настоятеля Троице-Сергиевой Лавры, которому во сне Господь повелел записать Его послание к Собору, повелевавшее русскому народу принять Божьего Избранника.

К сожалению, сегодня об этом мало кто вспоминает, обращаясь к широко известным документам, а хода проведения и постановлений Собора 1613 года, вовсе не изучая. Нопо букве Указа о Престолонаследии, утвержденного Императором Павлом I, прав на Престол из сегодняшних Романовых не имеет никто. Получается что неразрешимый династический тупик налицо. И поэтому, ещё в 1990-е монархисты разделились на три основные группы:

1) Так называемые «соборники», т.е. сторонники избрания Государя на Земском соборе, которые поддельную грамоту и распространяли (кто с умыслом, а кто без сказать теперь сложно). Они долгие годы агитировали за новый Земский Собор, готовили предсоборные совещания к нему с 1990 года, но всем давно стало ясно, что провести подобный «собор» в нынешней плачевной духовной ситуации – чистая утопия. Да и выбор человеческий это вовсе не выбор Божий (вспомним про историю Царя Саула и Царя Давида).

2) Т.н. «легитимисты», т.е. сторонники кого-то из потомков Романовых – Куликовских или Гогенцоллернов. И те и те явно не имеют ни законных оснований, ни благословения Божьего.

3) Те, кто уповает на то, что Сам Господь, Одному Ему ведомыми путями даст Святой Руси Царя. К сожалению, очень многие из этой наиболее многочисленной группы, с начала 2000-х годов поверили в другой апокриф, что на Царя укажет преподобный Серафим Саровский (хотя говорил батюшка несколько иначе – что он сам живой придет с Государем). Мы в нашем исследовании не претендуем на «легитимность» и «законность», помня о том, что именно «законники» и распяли Христа по своим «законам», и говорим, прежде всего, про духовные вещи. Господь не юрист, и как говорит апостол: «Буква мертвит, а дух животворит» (II Коринф. 3:6). Духовная составляющая Утвержденной Грамоты иная, и подлог заключается именно в том, что на Царя она не распространяется (Царь земному суду не подлежит). Это меняет дело в корне – ведь речь идет не о правах той или иной династии, а о служении нашего народа Богу, Царю и Отечеству так же, как это было принято и в 1613 году. А тогда, повторимся, никто Государя не выбирал, русские люди приняли Его от Господа, через преподобного Дионисия Радонежского и Донских казаков.

Подведем итоги.

Династический тупик стал камнем преткновения для большинства монархистов. «Соборники» вот уже почти двадцать пять лет ждут утопический собор, «легитимисты» – Гогенцоллернов, а остальные ждут воскресения прп. Серафима Саровского и его указания на Царя…

Вот здесь-то мы и подошли к сути вопроса. Становится ясной суть подлинной Соборной Грамоты:

1) В ней заложена возможность Покаяния. Русский народ принял на себя в 1613 году, по сути, монашеский обет, но Господь знал и тогда, и сейчас, как немощен человек. И предвидел, что наш народ этот обет нарушит. Но дал и возможность, покаявшись, вернуть былое сыновство. Дал Он и того, кто ценой своей крови и крови своих детей, этот грех – соборный грех измены русского народа, искупил – Святаго Царя Николая. Царь Николай своей кровью поставил точку на Соборной Грамоте, ценой жизни своей и своих близких, искупив всенародный грех…

2) В обете изначально заложена мысль – служить верой и правдой Михаилу Романову и его детям, его потомству, но нет слов "до скончания века" т.к. все понимали, что мог быть вариант пресечения прямой ветви, что и произошло по нашим грехам (отступление от веры отцов, и как итог – революция и цареубийство).

3) За грех нарушения Соборной Грамоты, соборный обет, надо каяться и это очевидно. Без покаяния «кровь Его на нас и детях наших», а с покаянием всё в корне меняется.

4) Но одного покаяния мало. Покаяние делом это служение Богу, Царю и Отечеству. Без них покаяние становится фальшью и фарисейством. Многие говорят: «Не мы убивали, не нам и каяться». Но это ложь, и в Евангелии Господь говорил фарисеям, что будь они на месте их отцов, также побивали бы камнями пророков (ведь они дети своих отцов). То же мы видим и сегодня: покаяние – удел не многих, но оно имеет огромное духовное значение.

В 1613 году Господь вразумил Русский народ взять на себя тяжкое и почетное бремя служения Ему на земле. Москва окончательно определилась в своем выборе – быть Третьим Римом, подножием Престола Божия на земле. Безусловно, принимая такой обет, русские люди писали Соборную Грамоту не человеческим умом (который уже довел страну до междоусобицы и смуты), а Духом Святым. Именно этим объясняется характер данного документа как по сути Верховного Закона всей страны.

Но в дальнейшем русский народ уклонился от своего служения. Вначале встал на путь «западничества», начав с реформы в Церкви, и закончив изменением всей русской жизни, на западный манер. Не окно в Европу, а дверь в бездну, в западню, открыли мы, отвергнув свою веру и свои традиции. Изменение русской жизни на западный манер шло несколько веков, и хотя Русские Цари в XIX веке оказали ему большое сопротивление, оно закончилось революцией 1917 года и цареубийством в 1918-м.

События 1917-1918 гг. полностью нарушили весь привычный уклад русской жизни, в том числе и Указ о Престолонаследии, оставленный нам Императором-мучеником Павлом I. Власть согласно нему передавалась от отца к сыну. Но с уничтожением Царствующего Дома Романовых, как и в конце XVI века, прямая ветвь престолонаследия прервалась. В ХХ веке Россия без Царя во главе, претерпела тяжелейшее иго, и превратилась в буквальном смысле в труп смердящий, воскресить который человеческими усилиями невозможно. В 1990 году появился подложный вариантСоборной Грамоты 1613 года с инородными вставками. Усилиями многих людей, он стал массовым и фактически воспринимается теперь, как некая непреложная истина (вспомним ещё раз слова Геббельса). Но сегодня мы знаем правду о том, как появилась «краткая версия» Соборной Грамоты, и чем именно отличается она от первоначального текста, Соборного Постановления.

Для тех, кто распространял этот апокриф в 1990-е годы, не ясно: в чем причина такого искажения? Кто-то считает её ошибкой, но никто не видит в ней намеренного смысла. Мы же видим, что т.н. Утвержденная Грамота (краткий вариант Постановления Собора со вставками) является заведомым подлогом, программирующим русским людям исторический тупик. В ней содержится абсолютно не каноничное проклятие, адресованное к Царям и Патриархам, фактически ставящее под дамоклов меч, неподсудного никакому земному суду Царя.

Многие годы этот апокриф распространялся повсеместно и стал как бы первоисточником. Сегодня, спустя четыреста лет после первой Смуты, спустя сто лет после второй, мы делаем выбор кем Руси и всем нам быть – Святой Русью, во главе сИзбранником Божиим, или всемирной блудницей из Апокалипсиса.

Вспомним, что Российская Монархия всегда была духовной Монархией, в отличие от земных, не одухотворенных монархий запада. Православный Государь – не просто один из многочисленных правителей, которые есть на земле, он – Земной Держай, то есть Удерживающий мир от падения в бездну. Пока Православный Царь был у власти, антихрист не мог прейти в мир. И не случайно сразу же после революции в России пришел к власти предтеча антихриста – Ульянов-Ленин.

Мы же понимаем, что именоваться «Императором» (как это сделал К.В.Романов в 1924 году) или «Главой Дома Романовых» (как именует себя Мария Владимировна) не достаточно. Подобные звания не значат ничего без главного – благословения Божьего. То главное, чего не понимали «монархисты», нарушившие в 1917 году Присягу Царю Николаю II и Соборную Грамоту 1613 года, можем наглядно увидеть сегодня мы.

Не права наследия (то есть одно только право кровного родства) и не имущественное положение делают одного, пусть и родовитого человека Православным Государем. «Сердце Царево в руках Божиих». И только Господь выбирает и поставляет Государей на Престол. Именно поэтому, в Чине анафематствования, читаемом в Неделю Торжества Православия, было установлено 11-м пунктом: «Помышляющим, яко Православные Государи возводятся на Престолы не по особливому о Них Божию благоволению, и при Помазании дарования Святого Духа к прохождению великого сего Звания в Них не изливаются; и тако дерзающим противу Их на бунт и измену, анафема трижды.»

Чин Помазания Государя является особым чином церковным, ведущим свою традицию из Византии. На Помазанника Божия – Христа Господня возлагается обязанность быть земным руководителем всего Божьего народа, служить Удерживающим мир от зла. Для этого тяжелейшего служения Господь среди Своего народа избирает от чрева матери Государя...

Именно поэтому, самозванство Лжедмитриев или самоназначение себя Императором Кирилла (без оглядки на Божию волю), не давало и не дает им никаких прав на Престол. Только Господь делает Государя правителем, и только Он и по византийской традиции, и по русским церковным канонам, дает ему особые права в Церкви и в Государстве. «Не прикасайтесь к Помазанным Моим», – говорит нам Господь. Последуем же Его завету и станем служить верой и правдой Богу, Царю и Отечеству!

Роман Котов

Источник https://likorg.ru/post/sobornaya-gramota-1613-umyshlennoe-iskazhenie-teksta

Апокриф Утвержденной Грамоты Собора 1613 года

Опыт историко-текстологической экспертизы

Леонид Болотин