Пропустить навигацию.
Главная

Схиархимандрит Виталий (Сидоренко) (1928-1992)


«В молодости я видел одного старца. Я был с этим старцем только один день. Я увидел его любовь, и это у меня осталось на всю жизнь».

Отец Виталий (Сидоренко) пронес и передал некоторым современным афонским подвижникам традицию Глинских Старцев. Схимитрополит Серафимсхиархимандрит Серафим и схиархимандрит Андроник (Лукаш) занимают в истории православного монашества нового времени особое место. Они пережили закрытие Глинской обители, на их долю выпали гонения, ссылки, тюрьмы. За советом и поддержкой к ним приезжали верующие со всего бывшего Советского Союза. И сегодня еще живы люди, которые свидетельствуют об особой благодатной силе их молитвы, о даре прозорливости старцев.

 

 

Публикуя Житие схиархимандрита Виталия, в миру Виталия Николаевича Сидоренко (1928-1992), мы надеемся, что это интернет-издание послужит к скорейшей канонизации великого старца. За основу взяты материалы жизнеописания, изданные в книге “О жизни…”

 

Это описание, мягко говоря, заслуживает значительной переработки. Если не касаться фактической стороны, то главный минус этой книги, - в ней неправильно расставлены акценты.

 

Мы частично дополнили Житие отца Виталия, частично сократили, убрав восторженость и всплески чувств. Мы могли бы много сказать о том, что в изданном житии сделано плохо, но это незачем делать.

 

Приведем пример:

 

Когда отец Виталий ушел на Кавказ, то произошел такой эпизод, было изменено правило: “Через несколько лет отец Серафим изменил правило и вместо десяти кафизм велел читать десять кругов по четкам. Круг состоял из двух четок Иисусовой молитвы и одних четок — Божией Матери, Таково было старческое «облегчение» правила.”

 

“Таково было старческое «облегчение» правила…” – это не только неправильное толкование, но и очень опасный и вредный в духовном смысле взгляд. Старец Серафим не облегчал правило, а, наоборот, его усложнил, заменив последование четками. Пришло вермя, кода душа отца Виталия созрела для того, чтобы выйти на новй уровень искренности в отношениях с Богом, перейти на четки...

 

 То есть, вы видите, самые важные духовные понятия перевенуты вверх ногами… Подобные ошибки мы можем перечислять долго. Если автор жития не понимает основ монашеского делания, то его книга может не принести пользы.

 

А вот другой пример: одной из важнейших ошибок Кавказских пустынников было то, что они нанимались на работу к местным жителям. В результате: «...Одно время братьев постигло тягостное искушение: местный лесник начал использовать их как бесплатную рабочую силу...». И др. Составитель Жития не совсем понимает ситуацию, поэтому его комментарии не всегда верные. Толкование составителя: “Уже тогда было очевидно, что брат Виталий приобрел такое внутреннее устроение, о котором сказано в одном любимом им святоотеческом поучении: «Только тогда истинное смирение будешь иметь, когда всего себя недостойным признаешь…”

 

Одну из самых больших ошибок пустынников толкуют как истинное смирение… Не хотелось бы, чтобы кто-то попался на подобные «смиренные» ловушки.

 

Поэтому всю книгу мы переделали. - пртал Старец

 

Часть 1


Часть 2