Г.Е. Распутин перед судом современного общества. Часть 1.
Опубликовано monarxist в 10 февраль, 2021 - 12:14.
«Поистине, нет ничего более талантливого, чем талантливый русский мужик. Какой это своеобразный, какой самобытный тип! Распутин абсолютно честный и добрый человек, всегда желающий творить добро и охотно раздающий деньги нуждающимся.»
Граф С.Ю. Витте, 1914 г.
«Знаешь ли, что я вскоре умру в ужасных страданиях. Но что же делать? Бог предназначил мне высокий подвиг погибнуть для спасения моих дорогих Государей и Святой Руси…»
Григорий Распутин (слова, сказанные незадолго до его убийства)
1. «Всеобщее» мнение и его причины.
У человека, при употреблении какого-либо «знакового» имени или названия, как правило, неизменно возникают с ним некие ассоциации. При этом может не иметь ни малейшего значения – хорошо ли человек знаком с данным вопросом или темой, или же напротив – не имеет о нём ни малейшего, мало-мальски обоснованного, знания. Важно то, что это представление возникает и, главное, действует. Собственно, именно на этом, во многом, и основано действие нынешней системы жёсткой пропаганды, именуемой повсеместно «свободные СМИ».
Одно из самых больших уязвлений для гордости это – прослыть невеждой. А потому человек не позволит себе кротко и смиренно сказать правду, простого слова «не знаю», но готов скорее ответить глупость. И в такую игру играет решительное большинство. Такая взаимная игра считается нормой, ибо для заурядной обывательской гордости нет никакой необходимости быть умной, а важно, для начала, прослыть нормальной, т.е. «как все»…
Помимо этого, есть в современной информационном мiре вопросы, которые для задающего их немедленно становятся опасными, причем – в самом прямом смысле слова. Ибо ответы на них строго-настрого давно даны (хотя и – непонятно кем). А простому «невинному» повторению таких вопросов никто не поверит, ибо увидят в них подвох и скрытую провокацию. Одно задавание подобных вопросов – может немедленно перевести задающего в ранг «неблагонадежных», а некоторым – например политику – стоить карьеры…
К таким вопросам относятся, например, такие как: «А правда ли, что во II Мiровой войне погибло именно 6 млн. евреев, а не гораздо меньше?», «А правда ли, что «Протоколы Сионских мудрецов» опубликованные С. Нилусом[1] в 1903 г. есть полицейская фальшивка?», «А правда ли, что ритуальные убийства существуют…» и т.д. и т.п.
К подобным же вопросам относятся и характеристики целого ряда исторических личностей (причём, как правило, – именно русских): «А правда ли, что Царь Иван Грозный был садист и убийца?», «А правда ли, что Император Петр Великий был противником Церкви и проводником протестантских реформ?», «А правда ли, что Императрица Екатерина Великая имела множество любовников?» – и т.д., продолжать, собственно, не имеет смысла: логический ряд понятен.
К таким же вопросам принадлежит и отношение к тому человеку, о котором пойдёт речь.
…Кабак «Распутин», водка «Распутин»… Но это началось не сейчас. Почти 35 лет назад группа негритянской «попсы» распевала и приплясывала: «…Rasputin, Rasputin, lover at the Russian Queen… Rasputin, love machine…». Что хотела всем этим сказать та милая компания чёрненьких борцов за нравственность? И за какие такие заслуги эта группа «Бони М» получила возможность ещё в 1978 г. на Красной площади Москвы (!) снимать свои клипы, что в СССР не позволялось никому и никогда? Какое дело им до замученного перед Русской катастрофой сибирского крестьянина? И почему плясать надо именно под это?..
[Кстати, здесь стоит добавить: главный плясун этой группы Бобби Фарелл умер в Санкт-Петербурге в ночь с 29 на 30 декабря 2010 года – т.е. ровно в ту же ночь, когда был убит Григорий Распутин и в том же городе, 94 года спустя. Награда нашла героя именно тогда и там, где надо…]
Потом – постыдный русофобский фильм «Агония», из которого необходимо следует, что самым огромным и богатым в мiре государством, стоящим на пороге победы в кровопролитной I Мiровой войне, управляют развратные сумасшедшие негодяи, среди которых нет ни одного хоть немного приличного человека!..
Вот, наконец, – «перестройка». Но и здесь мы видим то же, что и раньше: начинают издаваться многочисленные воспоминания февралят (как раньше – «октябрят»), в которых деятели «Великой безкровной» густо мажут чёрным цветом всё по тому же лицу, наперебой заявляя, что от этого чудовища они спасли Россию!.. Очень интересно! Как же не присмотреться к этой «чудовищной фигуре» повнимательнее?
2. Царь и народ.
Вопрос о Распутине, в каком-то смысле, перестал быть историческим (если таковым вообще когда-либо был!). Это уже, по сути, вопрос нравственный. Ибо ищущий ответа на него ищет не столько ответ на вопрос «Кем был этот человек?», сколько на вопрос «Как Россия пришла к своей самой страшной в истории катастрофе?». То есть, на самом деле, вопрос стоит об оправданности или неоправданности произошедшего антимонархического переворота, а вовсе не о нравственных качествах такого-то человека той эпохи. И именно в зависимости от ответа в своей собственной душе на вопрос об оправданности переворота – и декларирует человек далее своё отношение к Распутину, и никак не наоборот. Так сложилось, что отношение к Распутину, по крайней мере в наше время, – это политическая позиция, а не нравственная историческая оценка весьма отдалённой от нас спорной личности. А потому – не стоит лукавить. Оценка Распутина – это есть само проявление уже имеющейся у человека позиции, уже вполне сформировавшегося его выбора по отношению к «Февралю». И частная жизнь убитого сибирского крестьянина – здесь безусловно второстепенна.
Для наших современников, в той или иной форме принявших плоды 1917 г. (про современников тех событий речь пойдёт ниже) – Распутин есть очень важный символ загнивания прежнего Царского строя. Столь важен он именно потому, что других поводов найти для оправдания последовавшего за переворотом кошмара – невозможно. Больше, по большому счёту, просто нечем бросить в Святую Царскую Семью – так её облик белоснежен и небесно чист по сравнению со всеми теми, кто пришёл хозяйничать на Русскую землю после них… «Урод умственный, урод нравственный, урод физический» - так про Ульянова-Ленина коротко и энергично выразился Ген.-лейт. К. Дитерихс. Эти слова последнего генерала-монархиста в большой степени относятся и ко всем последующим «всенародно-избранным» властителям России и её остатка. Эти слова – не просто характеристика персоны. Это – линия отреза, которая прошла между одной властью и другой, её антиподом. Благородство власти – это когда она страдает, а благоденствует народ. После 1917 – всё всегда было наоборот…
Надо сказать, что вопрос о Распутине вовсе не заброшен, и полемика по нему, порою более, порою менее оживлённая – ведётся до сих пор. Но, как правило, все спорящие стороны сходятся на том – что именно сказал о Григории Евфимовиче тот или иной (с их точки зрения) авторитет. И, набирая побольше цитат, приглашают публику принять их выводы.
Подобный путь представляется совершенно тупиковым. Упражнения с цитатниками лучше оставить хунвейбинам. Понятно, что ни до чего серьёзного таким образом дойти нельзя. Да, о Распутине и его роли в то время действительно были разные мнения у разных современников, в том числе и святых. Но за этими мнениями современников – можно не увидеть самого главного. Дело в том, что Распутин, во всех нападках на него, – вовсе не был целью, как это могло бы показаться. Нет, он безусловно был только средством, используя которое враги России пытались добиться иной, гораздо более глобальной, задачи, чем опорочить личность простого мужика. Простой мужик публику, осчастливившую нас таким количеством воспоминаний о своих страданиях в эмиграции, вообще никогда не интересовал. О нём вспоминалось ими лишь тогда, когда нужно было показать себя радетелями «за народ».
Сформулировать богомерзкую задачу врагов России, поставленную ими тогда перед собой как наиглавнейшую, очевидно следует так: перемена в русском народе отношения к личности Помазанника Божия, Царя Батюшки. Без «перестройки сознания» в этой области – ни бунт против Царя, ни какая-либо революция под самыми, что ни на есть, распрезамечательными лозунгами – была бы совершенно невозможна!..
Только понимая эту их подлинную цель, лишив её привычных камуфляжа и демагогии – ясно, насколько та же задача остается для них актуальной и поныне. И почему острота этого яростного спора не только не угасает, но порою и обостряется (хотя ненавистников Распутина, по идее, можно было бы успокоить всего одной фразой: «Не волнуйтесь, пожалуйста – ведь его уже и без вас убили!»). Но враги Руси прекрасно знают, что ни в коем случае нельзя дать Русскому человеку возможность на эту тему думать самостоятельно. И, тем более, нельзя позволить народу вернуться к бывшему у него прежде христианскому отношению к Царю-Батюшке. Ещё возстановит Российское Царство как в 1613 году, и – пиши пропало: насмарку все труды, многовековая работа и громадная куча затраченных денег!
Поэтому при изследовании феномена Распутина – не личности, подчёркиваем, а именно нынешнего информационно-исторического феномена! – мы неизбежно вынуждены выяснить тему Царь и народ. Только через уяснение этого вопроса станет понятно: зачем было так необходимо создание пугала под названием «Распутин»? И почему только после отработки этой части «программы» – произошла катастрофа…
В религиозном сознании, какое имелось в Русском народе в начале ХХ века, необходимо видеть существенную разницу между Царём – Помазанником Божиим и отношением к тому, кто поставлен на вершину власти с участием народа, его выборным лидером, в т.ч. и нынешним – президентом. Отношение к последнему изначально построено как к временщику, он «порулит» – а потом придут другие. Он, потому, и не способен ни за что по-настоящему отвечать: не он ведь заварил кашу – так как же ему разхлёбывать! Тем более, что он может сослаться на то, что ему кто угодно мешает: то – какие-то партии, то – депутаты не те, то чиновники (оставшиеся от предыдущего, разумеется) разэтакие, ну – и т.д. Фраза Достоевского «Русский человек без Христа – дрянь!» получила за ХХ век ярчайшее подтверждение. И при этом нигде этого не видно столь очевидно, как во властных структурах. Эта метаморфоза отношений «народ – власть» произошла вовсе не вдруг, она проходила сквозь весь ХХ век, но начало ей было положено ещё тогда, до революции. Потому и надо ясно понимать, от чего именно, от какого отношения к Высшей власти – русский человек ушел!
Век XIX недаром называли ещё «веком рационализма». И очень логично, что именно он предшествовал русской катастрофе. Дело в том, что у рационализма есть два «фундаментальных» подхода к мiру: во-первых – он в принципе не признает никакой святыни, а во-вторых – он не признает самого существования того, чего не может понять. Последнее он просто отвергает. Этот примитивный способ умственной самозащиты и ныне хорошо известен и весьма распространён.
Из этих, как мы видим, более чем простых (если не сказать примитивных) постулатов – и исходил атакующий всё «отсталое» рационализм, когда объяснял своё отношение к власти. Его объяснение очень просто. А именно:
Власть есть лишь форма устроения человеческого племени, она удобна и, для защиты интересов отдельной личности, необходима. Но её «традиционные формы» устарели, и на самом деле – их необходимо менять, перестраивая эту форму под новые пожелания человеков. Потому, и саму эту форму люди могут изменять так, как сочтут нужным, и ничего в этом неправильного нет. А всякие там разговоры о «святости власти» и «незыблемости её форм» – это просто сопротивление феодалов, которые такой демагогией хотят сохранить власть над обществом за своим эксплуататорским классом… Всё, как видим, просто и ясно.
Но совершенно противоположным образом понимает власть Христианство. Оно видит во власти, как в принципе, несомненный Божий дар человеку, стоящий в ряду таких, совершенно явных для каждого, даров, как жизнь или разум. И как человек должен в этой земной жизни научиться любить – ибо Жизнь Вечная есть одновременно и вечная любовь к Богу и ближним (причем – всё возрастающая) – так точно он должен научиться подчиняться Богу и тому, кого Он Сам над человеком в земной иерархии поставил. Стяжание такого качества для души в вечности необходимо совершенно: без него душа просто не сможет попасть в Царство Небесное. Ибо Жизнь Вечная есть одновременно и жизнь в послушании Божественной иерархии, такой, которая есть и создана вовсе без участия человека и его ума. Вхождение в Вечность – есть полный мир и согласие человеческой души с Богом, а значит, естественно, и принятие того, что «уготовал Бог любящим Его», по слову Ап. Павла. Здесь, понятно, нет и не может быть никакой «перестройки Царства Небесного под себя», под свои желания. Существо, покусившееся на такой передел, впрочем, существует, называется диаволом, но, как известно большинству людей хотя бы понаслышке, – ничего у него с этим делом не вышло… Теперь его справедливо называют «первым революционером»[2], но то другая тема. Можно лишь добавить, что, по безпредельному Божию милосердию, он не был лишён существования, а и впрямь получил некое место (оно называется ад), в котором может реализовывать свою власть над такими же революционерами помельче угодным ему образом. Один из величайших русских святых Иоанн Кронштадтский, великий чудотворец и современник Распутина, глядя на разгорающийся вокруг революционный дебош, выразился об этом крайне ясно и лаконично: «демократия – в аду, а на Небе – Царство».
Но т.к. вечная жизнь – это любовь, то и взаимоотношения с властью должны быть в любви. Как же её добиться? И вот в Церкви Духом Святым устанавливается одно из самых удивительных (и малопонятное многим) таинств: венчание на Царство. Его более распространённый европейский словесный эквивалент – «коронование» – не несёт в себе никакого смысла глубинного, таинственного, которое имеет наш славянский термин. Но именно в нашем церковном термине есть ответ на то, что же на самом деле это за таинство и что в нём происходит.
Венчание – брак между супругами – вещь более-менее понятная. Люди полюбили друг друга и пришли пред Богом чтобы стать, по Его же заповеди, единым целым. Этот их союз в любви есть и присяга на верность: теперь для каждого из них переменилось и отношение ко всему остальному мiру[3]. Но, помимо этой перемены, происходит и ещё одна, рациональному сознанию непостижимая: их любовь и благословение Божие приводят к тому, что на них (а более на супруга, как на главу семьи) приходит благодать Божия на помощь в этом нелёгком труде. На этот подвиг любви, коим является брак, от Бога, Который Сам есть одна Любовь, посылаются силы на исполнение того, что только что благословил Господь!
Необходимо уточнение. Чтобы это в полноте испытать и даром получить необходимы подлинная вера в то, что это происходит и настоящая вера в Бога. То есть не вера в то, что Он есть – в то «и бесы веруют и трепещут» (Ап. Павел), а подлинная вера Ему: что это Он ведёт тебя по жизни, Его Всеведящий промысел. Подлинная вера Богу – это и любовь, и благодарность, и желание Ему служить. И, наконец, искренняя, без лукавства, любовь к своему супругу.
Как это ни парадоксально, но Венчание на Царство – практически во всём подобно тому, о чём выше сказано. Только сами дары от такого таинства, понятно, будут совсем иные, нежели Св. Церковь испрашивает супругам для семейного домостроительства.
Прежде всего, необходимо уяснить – а, собственно, кто с кем венчается? Где, из кого состоит та пара, которая, в результате венчания, должна слиться воедино?
Ответ удивителен и парадоксален. Эти стороны суть таковы: ЦАРЬ и НАРОД. И вовсе не из деревенской сентиментальности в народной речи бытует выражение «Царь-Батюшка» – этим как раз выражается подлинное, религиозное, понимание той роли, которую венчанный на Царство Царь играл на Руси. «Батюшка» – это есть древняя форма обращения на Руси и к мужу, и отцу семейства, имеющая, кроме того, и оттенок благодатного духовного служения: так традиционно обращаются к священникам.
В священном чине коронования есть один поразительный момент (ныне почти никому неизвестный): Царь стоит – а весь народ, стоя на коленях, молится о Царе; и – народ стоит, а Царь, стоя на коленях, молится о народе!..
Как в браке, где муж должен положить, если понадобится, жизнь свою за жену, как и Христос за Церковь (см. чтение Апостола на венчании), так и здесь: обе стороны клянутся в верности и любви друг другу даже до смерти. Это не «предвыборные обещания» таким же людям, но обет Богу и присяга на верность. И неверно думать, что народ, как Соборная личность не весь участвовал в этом таинстве: после коронования в Успенском соборе Царя – вся Россия присягала новому Помазаннику Божию. Это и было формой участия в Венчании Царя на Царство всего народа![4] А самое главное здесь – это единение в любви и молитве (а в Христианстве одного без другого и не бывает) народа с Царём. Это, как и в браке, принятие на себя подвига: с одной стороны – послушания Христа ради, а с другой – водительства Христа ради.
И, как и в браке, на это тяжелейшее служение испрашивается Церковью и особая благодать. Чтобы вместить человеческой личности эту благодать Божию, совершенно особого свойства, Царя мvропомазуют второй раз в жизни – единственного из членов Церкви, чего не делают даже над Патриархами.
…Понятно, что советские люди были воспитаны на весьма специфической литературе. Но всё же в последнее время появились книги, больше воспоминания, которые могут дать нам хотя бы некоторое представление о том, как Русский народ относился к своему Царю. Читая эти места возникают очень странные чувства. Можно даже сказать так, одно из двух: или это были люди ненормальные, или?.. Или мы сами находимся в таком состоянии, как если бы нас лишили одного из органов чувств: нам разсказывают о том, что сладко – а мы не можем это попробовать, нечем. Нам говорят тепло – а мы не можем потрогать… Мы лишены не просто опыта, а даже возможности его получить… Предполагать, что все те авторы были неискренни – едва ли логично: ведь воспоминания многих из них написаны после февраля 1917, когда за любовь к Царю платили исключительно 7 граммами свинца. Предполагать же, что это были психи – тем более странно: то, зачастую, были люди не мелкие, занимавшие весьма серьёзные посты в государстве. А самое главное – государство то при них лишь росло и процветало, а не разрушалось и не съёживалось, как ныне. И как вообще допустить, что хорошо могут править страной ненормальные? Как ненормальный правит, и к чему то приводит – мы знаем…
Посему остаётся лишь зафиксировать самое печальное: мы не можем почувствовать именно потому, что они имели, а мы – не имеем. И объяснение совершенно просто: мы лишены участия в этом самодержавном браке, мы чужды этого таинства. А следовательно – и той радости, которую с собой приносит в преизбытке изливающаяся на брачующихся благодать Божия.
И ещё необходимое уточнение. Что значит это мvропомазание на Царство? Что оно сообщает человеку? И на это отвечает Священное Писание ещё в Ветхом Завете, так описывая помазание на Царство самого первого Царя Израиля – Саула, которому говорит помазующий его святой пророк Самуил: («И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и сказал:) «вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего… И найдет на тебя Дух Господень, и ты будешь пророчествовать… и сделаешься иным человеком. Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог» (1 Цар.10;1,6-7) (выделено – А.М.).
В этих поразительных словах, сказанных ещё за тысячу лет до пришествия на землю Христа Спасителя, важно каждое слово. Ибо они целиком относятся к той тайне поставления Богом над наследием Своим (т.е. – над верными, Церковью) избранного Им Самим управителя, которому будет дано особое ведение в этом служении Богу, особая для того мудрость. Если же учесть, что в Ветхом Завете данные образы – лишь слабая тень (!) того, что пришло после искупления Христом всех людей, с Духом Святым, излившимся уже во всей полноте, то ясно – и никаких слов не хватит для того, чтобы описать ту благодать и славу, в которую облекается Помазанник Божий в день своего возшествия на Престол!
Понятно, что ни одному человеку на земле нельзя во всей полноте понять сказанных здесь слов св. пророком Самуилом. Ибо понять подобное в полноте означает иметь подобный опыт. Таковой же может быть лишь у того, кто через это прошёл, т.е. – у Помазанника Божия. Одна только вера Православная может помочь это понять, ибо только вера даёт постигнуть умозрительно и сердечно то, чего невозможно испытать опытно. Отними веру – и автоматически отнимется и само понимание Царского служения как такового. И массовая потеря такого понимания смысла служения Монархии Богу и народу в 1917 – есть необходимое и немедленное следствие потери именно веры. А уже прочие страшные последствия её утраты, такие как безнравственность, злоба, алчность и весь разгул страстей – приходят, как правило, несколько позже. Может даже в следующем поколении…
И вот уже более века на планете нет ни единого правителя, кто получил бы свою земную власть напрямую от Бога, как получает её Православный Царь. Но только такие, кто получили её разными путями от человеков.
Собственно эта власть, человеческая, прямо и говорит о том – зачем существует и кому служит. Она существует от людей, для блага людей и служит людям. Царская же власть – существует не от людей, а от Бога. Потому благ ищет людям, т.е. подданным, не столько временных, но прежде всего вечных. И, наконец, служит Богу, т.е. Тому, от которого и получила свое бытие, т.е. начало!
И, наконец, последнее: кто кому служит – перед тем и отвечает. А посему мiрская власть – действительно перед народом и отвечает, она – из него, потому он и вправе её судить, а следовательно и менять. А вот Царь – не перед народом отвечает, но только перед Единым Богом, Которым поставлен и Которому служил. Из этого, разумеется, совершенно не следует, что народ – сам по себе, а Царь – сам по себе. Напротив: жизнь Царя – это и есть непрерывное предстательство за народ перед Богом, но это служение есть прежде всего – служение любви. Царь – это высочайшее, из возможных на земле, служение духа, а не «работа»!
Говоря о венчании семьи, было сказано, что благодать Божия снисходит «более на супруга». Возможно это не вполне точно, т.к. оба супруга – единое целое. А значит имеют и совершенно общие дары. Вернее сказать – через супруга, т.к. он есть поставленная от Бога глава семьи. И именно на эту главу и приходит то, что затем через него уже переходит и на жену, и на детей.
Царь – точно такая же мистическая глава народа Божия (с тех пор в нашем языке ещё сохраняется так хорошо знакомое выражение «глава государства»[5]). И здесь, при венчании на Царство, именно это значение Царя особо подчеркивается. Управлять народом, тем более самым большим государством в мiре – не легкая задача (можно смело сказать, оглядываясь на истекший век, что преемники Св. Царя Николая II, сколь бы различны они не были, ни один с этой задачей не справился, каждый лишь в большей или меньшей степени оттягивал тот крах, который в конце концов наступил…). И Господь дарует Своему Помазаннику, как плоды таинства венчания, такие несомненные дары мудрости в этом служении (это ещё называется харизмой власти), что, хотя они могут быть и не видны и не понятны современникам, само их отъятие (вместе с головой, разумеется) приводит к совершенно очевидно катастрофическим последствиям!..[6]
Теперь же у нас нет более головы, на которую бы Господь мог изливать свою благодать Божию, а значит – нет и единого тела народа. Россия в реалии превратилась если пока ещё не в труп, то в большую кучу активной протоплазмы, где отдельные нервные клетки думают, что, сползаясь вместе, они заменят голову с мозгами. Соответственно и нет той благодати Божией, которая через Голову – Царя должна передаваться всем остальным членам. Для человека остался только один путь спасения – стяжать через церковные таинства личную благодать, но это не есть решение вопроса об отношении к власти. То тема в принципе иная…
Наши предки засвидетельствовали о своём отношении к Царю, о котором нам приходится представлять теперь лишь умозрительно. Отношение народа к Государям за последние 3 века России (за которые сохранились подобные свидетельства во множестве бытовых письменных источников), было поразительным: любовь – необыкновенная, благоговение – непередаваемое… Мы не будем их цитировать, ибо это легко узнать и самому. Одно всенародное празднование 300-летия дома Романовых всей Россией – в полноте показало это.
Так вот, масонско-либеральное подполье в Империи, именно в лице этой народной любви, имело перед собой непреодолимую стену. Да, высшее общество было уже вполне развращено неверием и западными модными течениями. Да, разночинцы и средний класс – тоже активно пропитались неверием и нигилизмом. Но в народе, в его абсолютном большинстве, сама вера в Царя и любовь к нему так велики, что поднять его именно на бунт против Царя[7] – невозможно!.. Поэтому начинается длительная подготовка всего общества к измене Царскому престолу, прежде всего – прессой, сосредоточенной к началу ХХ века по преимуществу в одних руках. В «противовес» Монархии долго, в мiровом масштабе искусственно надувался пузырь «морального» толстовства, который стал прямо-таки идолом для интеллигенции и грамотного мещанства. Хотя разница между двумя последними весьма условна…
[К слову, примечателен отзыв Г.Е. Распутина о Л. Толстом. Его приводит В.В. Розанов, который отнюдь поклонником Распутина не являлся:
«…Однажды в литературном салоне графини Н, где шёл спор об отлучении Толстого от Церкви, я неожиданно для себя увидел Распутина, пьющего чай…» Розанов подошёл и спросил: ««А вы то, Григорий Ефимович, что думаете по этому поводу?»…Отхлебнув чаю и посмотрев на меня исподлобья, Распутин неожиданно сказал: «Писатель он, конечно, большой. И Церковь критикует правильно. Служит ради чинов, служит ради наград, по букве закона… Нет нищеты духа в храме. Вот когда служил Иоанн Кронштадтский – нищета духа была, а сегодня то её нет. Ну, он пошёл против учения Православной Церкви?.. А за ними и Григорий Златоуст[8], и Иоанн Богослов, и Василий Великий, и подлинное Евангелие… А вот против них против всех со всеми своими книжками Толстой всё равно маленький…» Вот такая теория относительности от мужика…», подытоживает Розанов.]
Итак, для отрыва народа от Царя, был совершенно необходим некий символ, который бы с одной стороны десакрализовывал собой священную, в глазах всего народа, особу Государя, а с другой стороны – нарушил бы дистанцию между Помазанником Божиим и обычным человеком, как бы демонстрируя, что этой качественной разницы и вовсе нет. Т.е. нужно было, чтобы некто подошёл к Престолу чрезвычайно близко, а при этом – в него можно бы было сколь угодно легко бросать камни. Дело было за маленьким – найти для этой миссии подходящую фигуру…
3. Появление Г.Е. Распутина в СПб и при Дворе.
То, что мы имеем дело с надутым антирусским мифом – было понятно и современникам Григория Евфимовича. Вот как, например, писала после попытки его убийства на родине в селе Покровском газета «Московские ведомости»:
« Думаем, что мы не будем далеки от истины, если скажем, что Распутин – «газетная легенда» и Распутин – настоящий человек из плоти и крови мало что имеют общего между собой. Распутина создала наша печать, его репутацию раздули и взмылили до того, что издали она могла казаться чем-то необыкновенным. Распутин стал каким то гигантским призраком, набрасывающим на всё свою тень…
…Кому это понадобилось? Во-первых нападали левые. Эти нападки носили чисто партийный характер. Распутина отождествляли с современным режимом, его именем хотели заклеймить существующий строй. Все стрелы, направленные на Распутина, на самом деле летели не в него. Он нужен был лишь для того, чтобы скомпрометировать, обезславить, замарать наше время и нашу жизнь. Его именем хотели заклеймить Россию. Понятно, что ко всем нападкам с этой стороны на Распутина можно и должно было отнестись с особой недоверчивостью. Тут наши публицисты избрали для себя самую выгодную позицию: они прикрывались именем Распутина как щитом. Всем было ясно, что они целят в руководителей политики, говоря о Распутине, но, когда до этих писак добиралась цензура, угадывавшая их истинное намерение, они вопияли: «Вот видите, что с нами делают из-за Распутина. Вот каков наш теперешний режим!»
…но на Распутина выходили со своими обличениями и из правого лагеря. Иные обличители были действительно искренни, но были и такие, которые делали свою карьеру на Распутине: «Вот, дескать, какова наша гражданская доблесть – мы самого Распутина не побоялись! Похвалите нас, удивитесь нашей смелости, посодействуйте нашей популярности». И левые газеты охотно выдавали свои похвальные листы таким господам, которым, впрочем, ничего другого и не было нужно.
Что же получилось?!
Наше общество поверило в Распутина»[9].
Прежде чем говорить о создании столь необходимого врагам России мифа, скажем немного о том, что же представлял из себя этот крестьянин в реальности.
Он родился 10 января 1869 г. в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии в семье простых неграмотных крестьян. Интересно происхождение его фамилии, которая подвергается гнусным инсинуациям. В Сибири она встречается довольно часто и происходит от слова «распутье», по В. Далю – разъездная дорога, развилина, перекресток. Люди, жившие в подобных местах, нередко получали прозвище Распутьины, впоследствии превратившееся в фамилию Распутины. Григорий был 5-м ребенком в семье Ефима и Анны, но все первые четверо – умерли во младенчестве.
Жители тех мест были зажиточными, дома ставили крепкие, занимались и хлебопашеством, и охотой, и рыбной ловлей, и извозом. Всем этим занимался и юный Гриша, помогая отцу.
Около 1892 г. в душе его начинает происходить медленный перелом. Он начинает ходить по ближайшим монастырям: абалакский, тюменский, тобольские; перестает есть мясо, бросает курить табак и пить вино, а далее – начинается долгий период его странствий по монастырям и святым местам России.
Найти ответ на вопрос: что же побудило его на такую жизнь? – помогают его записки:
«Когда я жил сперва, как говорится в мiре до 28 лет, то был с мiром, то есть любил мiр и то, что в мiре[10], и был справедлив и искал утешения с мiрской точки зрения. Много в обозах ходил, много ямщичил и рыбу ловил, и пашню пахал. Действительно, это всё хорошо для крестьянина!
…Пахал усердно и мало спал, а всё-таки в сердце помышлял, как бы чего найти, как люди спасаются…
Вся жизнь моя была болезни. Всякую весну я по сорок ночей не спал. Сон будто как забытье, так и проводил всё время в 15 до 38 лет. Вот что там более толкнуло меня на новую жизнь. Медицина мне не помогала, со мною ночами бывало, как с маленьким, мочился в постели. Киевские сродники[11] исцелили, и Симеон Праведный Верхотурский[12] дал силы познать путь истины и уврачевал болезнь безсонницы. Очень трудно это было всё перенесть, а делать нужно было, но всё-таки Господь помогал работать, и никого не нанимал трудился сам, ночи с пашней мало спал»[13].
Кстати, тот образ, который рисовали его враги, даже внешне – гиганта огромной физической силы – не соответствует действительности совершенно. Исследователь его жизни Олег Платонов беседовал с местными старожилами села Покровского, которые ещё помнили Распутина, после того, как они посмотрели фильм «Агония». Они единогласно отвечали: «Совсем не похож… Мы его помним чуть-чуть выше среднего роста, даже тщедушный… Лицо бледное, глаза впалые, вид, как правило, измученный. Ходил с посохом.» (1, 14).
Так и в полицейских бумагах описание: «телосложение – обыкновенное, цвет волос – светлый шатен»[14]…
Годы странничества были долгие, он посещает много святых мест, неоднократно ходит в Киев, много позже сходит в паломничество и на Святую землю. Во время странствий он переносил (как он сам пишет) самые разные беды: и били, и грабили, и голод, и холод, и зной, и ночлег среди поля… Неграмотный ещё в 1897 г.[15], он научается читать и писать, осваивает Священное Писание так, что знает его почти наизусть, толкует его для всех желающих. Иногда к нему в странничество присоединяются крестьяне его села, в его дом также приходят странники, к нему за разными духовными вопросами обращаются крестьяне, приходят поговорить и послушать также из других сел – он всех с радостью принимает и всем отвечает и помогает, чем может. Так у него зарождается мысль о постройке в родном селе храма, но на это нужны большие деньги. И он решает, чтобы собрать их, пойти в столицу Империи – Санкт-Петербург, в котором до сих пор никогда не был. Он отправляется туда с 1 рублем в кармане, а придя, на последние 5 копеек заказал в Александро-Невской Лавре сиротский молебен за 3 копейки и свечу за 2 копейки…
Полиция его не пустила к ректору Академии (им тогда был епископ Сергий Страгородский – будущий Патриарх в 1943-44 гг.), а швейцар даже побил. Но когда Григорий встал перед ним на колени и объяснил цель приезда – всё-таки доложил о приходе крестьянина ректору, а тот принял его. Так начинается удивительное вхождение неведомого сибирского крестьянина в столичную жизнь и в Царский двор…
Со знакомства с еп. Сергием прошёл целый год, как Г.Е. был представлен Царю. Вначале еп. Сергий знакомит его с епископами Феофаном и Гермогеном. Еп. Феофан знакомит с ним Вел. Княгинь Милицу и Анастасию Николаевн[16], а уже в их доме в октябре 1905 г. его представляют Царской чете.
В конце 1906 г. по желанию Царской Семьи крестьянину Г.Е. Распутину специальным указом даётся другая фамилия – Распутин-Новый. Это слово было одно из первых, которые произнёс Наследник Царевич Алексий, когда начал говорить. По легенде, увидев Григория, младенец закричал: «Новый! Новый!» Отсюда и эта фамилия (1, 32)[17].
В 1904-1906 гг. Григорий Евфимович знакомится с десятками представителей высшего света. Его приглашают в салоны, его просят помолиться, ищут его бесед и духовных советов. Как правило, он не отказывает никому. В тот период русской жизни происходит трагедия: всё время рвутся бомбы террористов и от их рук гибнут люди. Причём, как раз высшего света, потому понятно – многим нужна духовная поддержка. Так, например, в августе 1906 террористами-эсерами была взорвана дача Председателя Совета Министров П.А. Столыпина, убито 25 человек, тяжело ранены сын и дочь (ей разбило ноги), ранено ещё несколько десятков человек. Столыпин приглашает Распутина к себе, чтобы он помолился о здоровье дочери (ампутация ног, на которой настаивали врачи – не состоялась).
В это же время с ним знакомят фрейлину Императрицы Анну Вырубову, которая станет его самой преданной почитательницей. Из её дневников можно наиболее подробно представить себе и личность самого Григория Евфимовича, и ту обстановку, которая царила в этот период при дворе. Прежде всего он предсказал ей тот неудачный брак, к которому она в тот период готовилась, а она попросила его помолиться о том, чтобы ей до конца жизни служить Государыне. Григорий помолился и это во всей мере исполнилось: она осталась самым преданным и любящим Царскую Семью человеком[18] даже тогда, когда все предали и отвернулись от Св. Царственных Мучеников. Интересна её характеристика, которая будет дана ей революционным следователем Рудневым из «Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства по разследованию преступлений царского режима»:
«Когда вошла Вырубова, то меня сразу поразило особое выражение её глаз: выражение это было полно неземной кротости. Это первое благоприятное впечатление в дальнейших беседах моих к ней подтвердилось.
…Все её объяснения на допросах в дальнейшем, при проверке их на основании подлежащих документов, всегда находили себе полное подтверждение и дышали правдой и искренностью…
А.А. Вырубова всегда просила за всех, потому к её просьбам при Дворе было осторожное отношение, как бы учитывалось её простодушие и простота…»
Нам важна её характеристика ещё потому, что так же как и на Распутина на неё было вылито столько грязи, как ни на одну из её современниц, и склоняли их имена как правило вместе[19]. В 16 лет заболев тифом она была изцелена Св. прав. Иоанном Кронштадтским, а позже, после катастрофы Царскосельского поезда, – самим Григорием, и м.б. потому сильно отличалась искренней верой в Бога от большинства придворного окружения. Она, как и дочь Распутина Матрёна, подробно описывает быт Григория Евфимовича в столице.
а) Помощь страждущим.
Святой Иоанн Кронштадтский верил в Григория Распутина, считая его истинным странником и молитвенником, чья молитва Богу всегда угодна. Великое множество людей приходило к Распутину с просьбой помолиться за их дела, присылали телеграммы и письма, которые сохранились в архивах. Кроме просьбы молитв, шли и с чисто материальными просьбами, ходатайствами, жалобами на обиды и притеснения.
Квартира Распутина в Петрограде, где он проводил много времени, по разсказам очевидцев всегда была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет влияние на Царя, приходили к нему со своими нуждами. И Распутин редко кому отказывал, особенно если видел, что человек действительно в нужде. Если кто-то голодный приходил и просил есть – не спрашивали даже его имени, кормили тем, что было у самих хозяев. Причем так происходит не только в СПб или Москве. На родине в Покровском было также, Олег Платонов опросил тех, кто помнил Г.Е. жизнь в селе:
«Как только Григорий приезжает в село, дети бедных крестьян прибегают к нему… заведёт разговор. Как живете? Всё ли у тебя есть, сапоги, рубашки, платье. Коль узнает, что нет, пишет записку лавочнику… С этой запиской летит детвора к лавочнику, и тот подбирает нужную вещь. Ну а потом Распутин за всё расплачивается… Таких случаев было очень много, о них разсказывали практически все опрошенные…
…приходит бедняк:
- Помоги, Григорий Ефимович, свадьба скоро.
- А сколько надо?
- Ну, рублей 50.
- Что на 50 сделаешь, бери 100.
…Почивалову построил на свои деньги дом. Другим покупал то лошадь, то корову, давал деньги детям на учебу, на лекарства. Он регулярно жертвовал то 500, то 1000, то 300 руб. на общественные нужды, строительство общественных зданий…» (1, 54)
Ценно то, что это воспоминания о человеке наших современников, которые никаких архивов в глаза не видели, а чёрные слухи, запущенные по всей России – конечно же слышали. И это память о доброте так оклеветанного человека – сохранилась на целый век!
Комиссии Временного правительства (следователь Руднев) не удалось найти ни одного реального случая (а слухов об этом была тьма!), когда бы по запискам Распутина выполнялась просьба, идущая в нарушение закона. Как выяснилось, абсолютное большинство записок разным сановникам, традиционно начинавшихся: «Милый, дорогой, прими…», «Милый, дорогой, выслушай…» и пр., были с просьбой о помощи вдовам, сиротам, больным и бедным, что и делалось, путём предоставления им различных пособий. Были и записки с просьбой устроить на работу (включая рабочие профессии), помочь в повышении по службе.
«Для народушка жить нужно, о нём помыслить…» - любил говорить он[20].
Но иногда, уже после 1912 г., эти ходатайства порою только вредили делу.
«Несчастные не знали, что менее всего могли разсчитывать на успех, прося через него, так как все относились к нему отрицательно… Все эти прошения, которые шли через Григория Евфимовича и которые он привозил последние годы в карманах Их Величествам, только Их сердили; они складывали их в общий пакет на имя графа Ростовцева, который разсматривал их и давал законный ход» (А. Вырубова).
Теперь о деньгах. «Распутин постоянно получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств, широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще лицам бедных классов, к нему обращавшимся тоже с какими-либо просьбами, даже не материального характера. Этим он создал себе популярность благотворителя и безсребренника…» (след. Руднев).
При этом отношения с Царской Семьей были принципиально иные:
«Распутин категорически отказывался от каких-либо денежных пособий, наград и почестей, несмотря на прямые обращения со стороны Их Величеств предложения, как бы тем самым подчеркивая свою неподкупность, безсребренность и глубокую преданность престолу… Единственное, что позволял себе Распутин, – это оплату его квартиры из средств собственной Его Величества канцелярии, а также принимал подарки собственной работы Царской Семьи – рубашки, пояса и прочее…» (след. Руднев). Исключение тогда было, пожалуй, единственное, когда Их Величества пожертвовали на храм в Покровском 5 тыс. рублей и Г.Р. эти деньги взял – но к ним, впрочем, добавил и немало своих.
Бывали случаи, когда его хотели просто подкупить, чтобы он уехал из СПб. В 1913 г. министр финансов Коковцев предложил Распутину 200 тыс. руб. с тем, чтобы он навсегда покинул столицу. Предложение обидело Григория, он ответил, что «если Папа и Мама (т.е. Царь с Царицей) хотят, то он, конечно, уедет, но зачем же его покупать».
После его смерти выяснилось, что никаких сбережений (о которых столько говорилось и писалось в прессе) у него нет, его семья в Покровском сама осталась без копейки, и дети были вынуждены уже в январе 1917 просить у Царя пособия…
б) Исцеления.
Принято считать, что «зависимость» Царя, а тем более – Царицы, от Г.Е. возникла с тем, что Распутин мог неким «таинственным образом» останавливать кровотечения у Цесаревича, и тем самым был необходим при Дворе, чтобы продлевать жизнь Светлого Отрока. Это вздор: тяжкая болезнь Царевича обнаружилась только к 1911 г., когда Григорий Евфимович уже 5 лет как был близко знаком с Царской Семьей. Несомненно, что его совершенно очевидные изцеления Наследника повлияли ещё сильнее на любовь к нему Семьи, но – они никак не могли быть причиною самого его приближения к Царской Семье изначально.
Это совершенно установленный всеми, в т.ч. и врагами, факт, что только Григорий Евфимович мог помочь тяжко страдающему Отроку. Приведем свидетельство очень близкого к Августейшей Семье человека, дворцового коменданта В.Н. Воейкова, который, кстати (а может – совсем и некстати) относился к Распутину совершенно отрицательно:
«С первого же раза, когда Распутин появился у постели больного Наследника, облегчение последовало немедленно. Всем приближенным Царской Семьи хорошо известен случай в Спале, когда доктора не находили способа помочь сильно страдавшему и стонавшему от болей Алексею Николаевичу. Как только по совету А.А. Вырубовой была послана телеграмма Распутину и был получен на неё ответ, боли стали утихать, температура стала падать и в скором времени Наследник поправился».
В 1915 у Царевича, в поезде по дороге в Ставку, произошло страшное кровоизлияние носом, которого все очень боялись. Доктор Деревенко, отчаявшийся остановить кровь, просил вернуть поезд в Царское Село. Разсказывает Вырубова:
«С огромными предостережениями перенесли его из поезда. Я видела его, когда он лежал в детской: маленькое восковое лицо, в ноздрях окровавленная вата. Профессор Федоров и доктор Деревенко возились около него, но кровь не унималась. Федоров сказал мне, что он хочет попробовать последнее средство – это достать какую-то железу из морских свинок. Императрица стояла на коленях около кровати, ломая себе голову, что дальше предпринять. Вернувшись домой, я получила от неё записку с приказанием вызвать Григория Ефимовича. Он приехал во дворец и с родителями прошел к Алексею Николаевичу. По их разсказам, он, подойдя к кровати, перекрестил Наследника, сказав родителям, что серьёзного ничего нет и им нечего безпокоиться, повернулся и ушел. Кровотечение прекратилось. Государь на следующий день уехал в Ставку. Доктора говорили, что они совершенно не понимают, как это произошло. Но это – факт».
Изцеления, совершенные Г.Е., были не только в Царской Семье. Это началось, по свидетельству крестьян, ещё в бытность его в Покровском. Много было таких случаев и у тех, кто после становился его ревностными почитателями (может быть даже чересчур). Так, О. Лахтина, 5 лет не покидавшая кровати и бывшая полной калекой, была возвращена им к жизни. След. Руднев установил подобные случаи с достоверностью. Так, сама Анна Вырубова зимой 1914-15 г. попала в катастрофу после крушения поезда и лежала в будке ж/д сторожа с раздробленными ногами и тазобедренной костью, с трещинами в черепе. Врач сказал, что она обречена. Около неё в то время находились Государь и Императрица. Вызвали Распутина: «Распутин поднял руки кверху, обратился к лежащей Вырубовой со словами: «Аннушка, открой глаза». И тотчас она открыла глаза и обвела ту комнату, в которой лежала. Конечно, это произвело сильное впечатление на окружающих…» (след. Руднев).
Завершить здесь можно, пожалуй, лишь тем, что устанавливая подобные факты с достоверностью, не то что «сильного», а и вообще – никакого впечатления на самого Руднева, как и на многих и многих, окружавших в то время Августейшую Семью, это не производило. Сам Руднев в своей записке объясняет всё это, как правило, гипнозом или просто фиксирует: «непонятно»… Он остался честным юристом (т.к. не пошел на подлоги), но так и не ожил душою как человек…
в) Влияние на политику Царя.
Когда заходит речь о влиянии Г.Е. на политику Государя, то здесь – как друзья, так и недруги Распутина – кидаются из крайности в крайность: первые порой утверждают, что Царь его советам вообще никакого внимания не предавал, а враги (более Царя, нежели Г.Е.) утверждают о полном безволии и порабощении Николая II как Распутину, так и Царице. Видимо правильнее сформулировать вопрос так: был ли Государь независим в своих решениях от Распутина или нет?
Ответ однозначный: да, Царь был свободен, и не только от Распутина, но и от кого бы то ни было ещё. Но тем не менее ясно, что Он прислушивался к нему, причем – не столько к его советам в политике, в которой Г.Е. не только не разбирался, но и считал её делом грязным, сколько к мнению Распутина о качествах тех или иных людей.
Пожалуй есть два пункта, в которых Григорий Евфимович точно повлиял на политику. Первый случай – в 1912 г., когда Распутин (это – по свидетельству Витте, которого в монархизме уж точно заподозрить нельзя!) на коленях умолял Царя не вмешиваться в I Балканскую войну[21], в которую изо всех сил Россию толкали все, как внутри страны, так и заграничные «союзники». Либерал Витте с восторгом вспоминает, что именно это отвратило Царя от войны, в которую его толкали все, в том числе те, кто всегда был за поражение собственной родины в любой войне! И вряд ли такое влияние не следует считать благим.
Второй случай – это прекращение гонений на афонских монахов-исихастов, так называемых «имяславцев». Это одна из малоизвестных, но более чем трагичных страниц нашей предреволюционной истории.
Вкратце – суть такова. Причём отчасти она связана с предыдущей темой. После I Балканской войны св. гора Афон попадает от Турции (впервые, после более 4 с половиной веков оккупации) под юрисдикцию Греции, которая теперь решает вернуть её себе во всех смыслах. И в частности – избавиться от русского доминирования на Афоне. Ибо русских в то время было там более, чем всех остальных вместе взятых, несмотря на то, что из 20 монастырей, на которые разделён весь Афон, русским был один Пантелеимонов[22]. В огромном Свято-Пантелеимоновом монастыре в тот момент началась борьба двух партий, которая началась на вполне бытовой почве, но потом переросла и в споры по духовным вопросам. Нашлись в России кабинетные архиереи, горе-богословы, которые усмотрели в русских монахах-молитвенниках ересь, хотя были совершенно не правы, т.к. пользовались пристрастной информацией одной из сторон. Греки воспользовались интригами, и дали на запрос из петербургского Синода соответствующее «богословское заключение», которое выставляло русских монахов в наиневыгоднейшем свете. Кончилось тем, что синодалы послали на «подавление монашеского бунта» (!) канонерку с 2-мя ротами солдат. Эти церковные администраторы не постеснялись даже пойти на подлог, обмануть самого Государя. В результате – не одна тысяча русских монахов изгоняются с Афона. Более того: в самой России эти монахи, запрещённые в служении и отлучённые от Церкви, отправляются под строгий надзор полиции, словно схваченные на теракте эсеры или эсдеки. Некоторые современные изследователи этого вопроса небезосновательно видят причину многих дальнейших бед России именно в том, что на Афоне – в уделе Божией Матери – с 1913 г. так ослабло молитвенное предстательство об Империи (Об особом почитании Царского рода в русских обителях на Св. Горе говорит тот факт, что на всех ектениях наш Императорский Дом поминался весь, без узаконенных в России сокращений[23]).
Эти монахи оказались в России фактически в блокаде: они не могли добиться того, чтобы просто выслушали их доводы, хотя их правота была ясна и св. монахам того времени (напр. в Оптиной пустыни), и св. епископам. И вот – именно Распутин, по преданию, проводит 4-х из них в феврале 1914 г. к Царю для объяснения сути происходившего, и именно после этого безобразное гонение на них прекращается. И даже сам Государь слезно просил у них прощения за то, что натворили от его имени[24]. «Русское слово» от 1 июля 1914 так приводит слова самого Распутина: «А то ещё приехали тут. Говорили, что не могут понять, как это Христос – святое Имя, а Иисус – нет? Грех, конечно, что они шум подняли. Нужно было бы про
Хиония Гусева, пытавшаяся убить Распутина (была внутриутробно инфицирована сифилисом, то есть родилась практически без носа). Наказания не понесла, отсиделась в лечебница, признанная врачами вменяемой. Выпущена из неё сразу после переворота по личному указанию Керенского.
себя молиться, а они шуметь. О. Мисаил приехал и говорит им, распишись. Это в духовных то делах – «распишись»? Это как же в вере-то распишись? Это тебе Афон, а не министерство. А они им распишись, распишись. Я и Владимiру Карловичу[25] сказал, что это грех! И кому нужно, всем сказал, что так нельзя. Ну и поняли, что я – прав! А он – «распишись»!»[26]
Итог дела известен: по настоянию Государя прещения с имяславцев были сняты ещё до суда Московской Синодальной конторы, а за ложный доклад об афонитах Обер-прокурор В.К. Саблер был уволен Царём с должности. Одна беда – после погрома Афона синодальными бюрократами русский Афон (который во всём своём благолепии просиял именно на русские средства – Русские Цари ежегодно давали на Афон субсидию по 100 тыс. руб. золотом) стал затухать, и в том же плачевном состоянии находится и сегодня, имея у себя 3 десятка монахов…
Некоторые видят совсем не случайность в том, что на 2-х принципиальных противников готовящейся в Европе войны – эрцгерцога Фердинанда, наследника трона Австро-Венгерской монархии, и сибирского крестьянина Г.Е. Распутина-Нового – состоялись покушения с разницей в 2 недели. Войны так желали все стороны, что сразу после покушения на Распутина в Сибири – в Париже убивают «своего в доску» именитого масона Жана Жореса, популярного лидера французских социалистов, слишком увлёкшегося пацифизмом. Классический случай, когда «из своих» приносится символическая жертва в виде персоны, уже отработавшей свою программу (просто было подозрение, что Франция не очень рвётся воевать и реваншистские настроения за 1871 г. надо было «подогреть»). Тем временем масонское окружение как Императора Вильгельма, который совершенно не хотел войны с Россией[27], так и Св. Царя Николая II, лгали им обоим. Не были даже посланы последние телеграммы Императоров друг другу, которые они приказали взаимно послать, изо всех сил избегая Мiровой войны. Уже тогда предательство восторжествовало и добилось того, чтобы колесо кровавой бойни завертелось. И неизвестно, не мог ли здесь друг Царя, крестьянин Григорий, своим словом и молитвою повлиять на Государево решение в ином направлении?..
Известно по многим воспоминаниям, что Григорий, оценивая тех или иных сановников, действительно говорил Царю «наш» это человек, или «не наш». Можно привести слова из известной записки следователя Руднева, настроенного вполне антираспутински:
«Вообще надо сказать, Распутин, несмотря на свою малограмотность, был далеко не заурядный человек и отличался от природы острым умом, большой находчивостью, наблюдательностью и способностью иногда удивительно метко выражаться, особенно давая характеристики отдельным лицам. Его внешняя грубость и простота обращения, напоминая порою юродивого, были несомненно искусственны, чтобы подчеркнуть свое крестьянское происхождение и свою неинтеллигентность…
…но решительно не было добыто никаких указаний на вмешательство Распутина в политические дела, несмотря на то, что влияние его при Дворе несомненно было огромное.»[28]
Письмо Государя Императора Николая II министру иностранных дел С.Д. Сазонову с указанием связаться с германским МИДом любой ценой, с целью продлить переговоры по Сербии ради недопущения войны.
К этому остаётся добавить, пожалуй, ещё одно – м.б. самое парадоксальное: военные советы Григория были, как правило, очень удачны. Особенно это относится к его настойчивому совету Государю отстранить от верховного командования будущего предателя Царя в феврале, его дядю Вел. Кн. Николая Николаевича, и Самому принять командование на Себя. Причем – это было сделано в самый тяжелый для армии момент – в конце лета 1915 г. Совет министров устроил по этому поводу Государю целую истерику, пытаясь шантажировать Его своим уходом в отставку. Но Император остался непреклонен, и своё решение не переменил, вступив в личное командование войсками. Наступление немцев было остановлено, фронт выровнялся и больше Русской земли противнику сдано не было…
(окончание здесь)
[1] Интересно, что в Библиотеке Конгресса США есть более 400 (!) единиц, посвящённых С. Нилусу, но все посвящены только одному вопросу: фальсификации пресловутых Протоколов.
[2] По свидетельствам тех лет, после революции была даже мысль поставить сатане памятник, но потом всё же решили, что этот «герой» не вполне пролетарского происхождения, да и с его историчностью возникли проблемы. А потому, ограничились памятником Иуде Искариоту в виде фигуры, поднявшей руку с кулаком к небесам, который и установили в гор. Свияжске. (см: Вл. Русак «Свидетельство обвинения»)
[3] По замечательному выражению Митр. Антония Блума: «до брака для каждого из супругов вокруг существуют мужчины и женщины, а после венчания – уже только люди».
[4] Сколь бы слабо ни было понимание сути происходящего и как бы формально оно при этом не исполнялось. Стоит добавить, что для иноверцев, которые были подданными Российской Империи, форма присяги была, разумеется, иною, но она всё равно была, т.о. в этом таинственном единстве действительно участвовали все Российские народы!
[5] Выражение, которое при нынешних обстоятельствах достойно лишь грустной улыбки: хороша же голова, которую должны переставлять через каждые 4 года!..
[6] Более всего это видно на мятеже против Св. Николая II: Россия стоявшая на пороге победы – разбита вдребезги, потеряла немедленно огромные территории. Уже через полгода после масонского бунта проходимец Керенский вопил: «Я могу теперь понять, каким же талантом нужно был обладать Николаю, чтобы в порядке держать такую огромную страну!..». А уже в кошмарном 1919 у большевиков (это всего лишь на подконтрольной им мизерной территории!) было чиновников-бюрократов в 3 раза больше (!), чем в Империи 1913 г. (от чего также бесился Ленин) и т.д.
[7] Очень интересно то, что демонстрации 1905 г., когда они проходили из русских толп (что бывало редко) очень часто шли под лозунгом борьбы против чиновников и бюрократов и с Царскими портретами (так именно было во время знаменитого «кровавого воскресения» 9 января 1905 г.). Народ совершенно искренне именно Царя видел своим защитником и благодетелем. Все такие выступления в то время назывались жёлтой прессой, а позже советскими историками «черносотенными» (как и теперь). Хотя как такового этого сословия давно уже не было, и больше в таких шествиях участвовали рабочие и ремесленники с купечеством, т.е. по сути – «пролетариат».
[8] Здесь видимо кто-то из них оговорился: есть Иоанн Златоуст, и есть Григорий Богослов. Или же это просто юродство Г.Е. Распутина, чтобы дать повод собеседнику думать о себе как о малограмотном.
[9] «Московские ведомости». 5.07.1914.
[10] Перифраз Евангелия.
[11] Здесь имеются в виду святые преподобные отцы, почивающие св. мощами в Киево-Печерской Лавре, куда Г.Е. ходил из Сибири пешком.
[12] Местный сибирский святой, очень почитаемый народом в тех местах. Прославлен Церковью не без участия Распутина, который много разсказывал о нём Царской семье.
[13] Здесь и далее в цитатах – орфография подлинника. Г.Е. Распутин. Житие опытного странника. СПб.1907.
[14] ГАРФ, ф.111, оп. 1, д. 2973.
[15] Так было по переписи того года.
[16] К слову сказать – в этот период о нём осторожно наводятся справки в Тобольской духовной консистории, но никто о Распутине ничего плохого тогда сказать не может.
[17] На современной иконе, написанной ревнителями памяти Распутина, изображены убиенные Муч. Григорий Распутин и у него на руках Св. Муч. Царевич Алексий. Г.Е. держит в руке свиток с текстом из книги Св. Прор. Исаии: «И узрят языцы правду твою, и царие славу твою, и прозовут тя именем новым, имже Господь наименует е». (в русском переводе: «И увидят народы правду твою и все цари – славу твою, и нарекут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа») (Ис. 62, 2) (выделено – А.М.). Если учесть – насколько хорошо Государь знал Священное Писание (а сохранился экземпляр Библии, в котором Он, в Царском поезде, в дни предательства его в феврале 1917 и Своего «отречения» на полях делает пометки как раз в местах пророчеств Ветхого Завета), едва ли всё это можно считать случайным совпадением. По крайней мере – здесь налицо некие аналогии.
[18] Приняла монашество с именем Мария, скончалась в Финляндии.
[19] Эта история закончилась поразительно: её после революции, в тюрьме, где над ней мерзко издевались, подвергли унизительному медицинскому освидетельствованию, которое вдруг открыло, что она девственница (хотя и была перед этим несколько лет замужем, который оказался больным и недееспособным). Так чистоту праведницы возстановил Сам Господь, хотя враги и это попытались скрыть (все цитаты из записки след. Руднева приводятся по сборн. С. Фомина (Библиогр. № 5), где она приведена полностью (стр. 162-183)).
[20] «День», 2. 07.1914.
[21] Эта история очень показательна для так наз. «славянского единства». Православные государства Балкан (Болгария, Румыния, Греция, Черногория и Сербия) начали войну с Турцией, и поначалу добились хороших успехов, дело шло даже к захвату Константинополя. Но после – перессорились между собой и Турция не только вернула в основном свою территорию, но и немало наказала их. Вступление в войну России – неизбежно означало бы начало мiровой войны, к которой Россия была на тот момент гораздо менее готова, чем в 1914 г. Да и интересов России в той войне не был никакой, кроме очередной защиты братьев-славян, всегда плативших за радение о них одинаково: Румыния с Болгарией,
Источник http://www.verapravaya.ru/forum/all/topic_13/
»