Патриарх Илия II призвал к возрождению монархии
Опубликовано monarxist в 12 август, 2017 - 22:56.
Патриарх Илья с наследником грузинского престола царевичем Давидом
Протоиерей Геннадий Беловолов полагает, что призыв Предстоятеля Грузинской Церкви может стать началом возрождения монархии.
Как сообщалось, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II высказался за установление в стране в будущем конституционно-монархической формы государственного устройства. «Настала пора вспомнить о том, что Грузия была одной из древнейших монархий в мире», - призвал Предстоятель Грузинской Церкви. Призыв Патриарха Илии II прокомментировал в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:
Когда попадаешь в эту удивительную страну, понимаешь, что ты ничего о ней не знал. Мы знаем Грузию по фильму «Мимино», песням Вахтанга Кикабидзе, и другим общим местам. Грузины представляются веселым народом, который постоянно произносит тосты и не садится за стол без вина. Такой образ Грузии не настраивает на паломничество.
У меня была ранее возможность побывать в Грузии, но, признаюсь, не спешил.
Месяц назад я наконец совершил поездку «на холмы Грузии», возглавив паломническую группу православных петербуржцев и сотрудников Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. У нашей поездки был достаточно высокий статус, мы получили приглашение от паломнической службы Грузинского Патриархата. Грузию нам открывала сотрудница аппарата Патриарха Илии II экскурсовод Майя. Я получил благословение на поездку своего правящего архиерея - епископа Мстислава.
Все увиденное в Грузии меня потрясло. Я понял, что кроме России, Святой земли, Сербии, Греции есть еще одна великая православная держава – Грузия, которая хранит Православие, живет Православием и является столпом Православия в этом мире наряду с вышеперечисленными странами. Я понял, почему Грузия хранит старый стиль, выступает против экуменизма, вышла из Всемирного совета церквей, почему именно Грузия не поддержала и не поехала на Критское совещание в прошлом году. Я открыл для себя Грузию православную и понял, что мы на этой земле не одни храним Православие.
Можно бесконечно говорить о православной Грузии, но в связи с заявлением Патриарха Илии II хотел бы отметить, что я открыл для себя еще и царскую Грузию.
Наверно, для читателей РНЛ не секрет, что я неравнодушен к этой теме. Глубоко убежден, что полнота Православия возможна только при наличии православного царя на земле. И поэтому для меня было светлой радостью открыть царскую Грузию.
Могу сразу сказать, что из всей этой удивительной поездки я вынес главную мысль – Грузия не только помнит своих великих царей, но живет царской идеей. В Грузии является правилом: если ты православный, значит ты монархист. Исключений я практически не встречал (чего, к сожалению, не скажешь о современной России).
Этот факт тем более удивителен, потому что в Грузии уже более чем 200 лет нет монархии. С присоединением к России грузинская царская династия Багратидов была была переведена в княжескую, а боковые линии в дворянство. Для нас это также поучительно. В год столетия революции и ликвидации монархии в России можно услышать голоса, что тема монархии для России закрыта и ее нужно сдать в архив. Не будем спешить, посмотрим на пример единоверной Грузии. (В этом смысле обнадеживает реплика на прямой линии с Путиным: «Верните нам царя!»)
Несмотря на то, что в Грузии 200 лет нет монархии, грузины переживают монархию, пожалуй, даже живее, чем в России.
Расскажу один характерный эпизод. В первый день пребывания на грузинской земле мы посетили кафедральный патриарший собор Святой Троицы в Тбилиси, возведенный совсем недавно, можно сказать, на наших глазах. Он был задуман в конце ХХ века как приношение грузинского народа к двухтысячелетию Рождества Христова и освящен в 2004 году. Строительство этого самого большого храма в Грузии можно сравнить с возрождением Храма Христа Спасителя в Москве.
В нижнем храме собора мы увидели две каменные резные гробницы. Оказалось, что это гробницы грузинских царей ХVIII века - Вахтанга VI и Теймураза II. Я удивился, как могут быть могилы древних царей в новом храме? Нам рассказали, что это всего лишь кенотафы, в которых нет погребений. Эти два царя похоронены в России. В разное время они совершали поездки в Россию к русским царям, просить о помощи Грузии. И так вышло по промыслу Божию, что два действующих грузинских царя скончались в Петербурге. Грузины по любви к своим царям просили вернуть тела Вахтанга VI и Теймураза II в Грузию. Но их тела удалось довезти только до Астрахани, через охваченный войной Кавказ процессия проехать не смогла, поэтому царей пришлось захоронить в подклети Успенского собора Астраханского кремля, где и пребывают до сей поры царские останки. Надо отметить, что оба Государя были людьми творческими – один был переводчиком, другой литератором и поэтом (даже есть стихи, связанные с Петербургом), оба они оставили значительный след в Грузинской культуре. Таким образом, Астрахань неожиданно стала местом культурного паломничества грузин. Но для Грузии важно, чтобы эти два царских погребения вернулись на родную землю. Еще в период строительства собора возникла идея их перезахоронения. На разных уровнях этот обсуждался с Россией. Но после войны 2008 года переговоры прекратились из-за неблагоприятной политической обстановки и разрыва дипотношений. (Подробнее об этих царях и их могилах можно прочесть в моем блоге: http://otets-gennadiy.livejournal.com/289862.html ).
Но Грузия ждет своих царей, гробницы приготовлены. Кстати, акт возвращения тел царей могло бы стать замечательным способом нормализации отношений между Россией и Грузией, причем на самом высоком царском уровне. Уверен, что грузины оценили бы этот шаг России. Может быть, эти два грузинских царя и помирят окончательно Грузию и Россию.
В истории важно, как в Грузии ждут возвращения своих царей, и не только в исторической ретроспекции.
Грузинская святость также отмечена особым почитанием царей. Хотя мы из грузинских святых в первую очередь знаем равноапостольную святую Нину, но сами грузины также почитают святого равноапостольного царя Иверского Мириана и его благоверную супругу Нану, исцеленные святой Ниной. Он стал первым христианским царем Грузии, установившим христианство в качестве государственной религии страны.
В Грузии открываешь для себя мир святых грузинских царей и князей, которых в грузинском календаре несколько десятков. Здесь нужно вспомнить самых известных святых царей - основателя Тбилиси святого царя Вахтанга Горгасали, святую царицу Тамару, которую в Грузии за ее доблести именуют в мужском роде «царь» Тамара, святого царя Давида Строителя, титул которого говорит о том, кто же строил и созидал Грузию.
В Грузии я открыл для себя множество имен грузинских царей. Когда царей почитают как святых, то сама идея царства освящена в Грузинской Церкви.
Когда видишь многие города, крепости, монастыри, духовные академии, величественные соборы, построенные грузинскими царями, понимаешь, что Грузию сделали именно грузинские цари. Как и Россия – «царей творенье». Поэтому на глубоком уровне мы очень близки с грузинами по царскому менталитету, по, если так можно выразиться, «царецентричности» сознания.
О Грузии можно сказать русской пословицей, что она живет «с царем в голове».
Может быть, поэтому я в Грузии чувствовал себя как дома. И даже недавние трагические конфликты не разделили русский и грузинский народы. Я ощутил гостеприимные объятия единоверного грузинского народа, православные грузины нас очень любят, почитают за братьев и с нетерпением ждут к себе в гости.
Более того, даже после двухсотлетнего прерывания монархии, в Грузии чудом сохранилась царская династия Багратидов, имеющая наследника престола, которого поддерживает Предстоятель Грузинской Церкви.
Поэтому этот призыв Патриарха Илии II о возрождении монархии для меня не стал удивительным, он вынесен из недр грузинской истории и души. Значение слова Патриарха трудно переоценить. Это глас вопиющего в пустыне о том, «приблизилось православное царство». Пожалуй, впервые в православном мире мы на столь высоком уровне услышали исповедание царской идеи. Я рад, что это произошло в Грузии устами Патриарха. Уверен, что его слово не останется не услышанным грузинским народом.
Надо знать о той горячей любви и глубокому доверию, которые испытывают в Грузии к своему Предстоятелю. Без преувеличения Патриарх – национальный лидер и самый авторитетный человек в Грузии. Грузины почитают его практически как святого, поэтому слово Патриарха Илии II сказано с силой и властью. Может быть, нам оно покажется всего лишь его личным мнением, но для грузин это веское свидетельство, как завет Патриарха своему народу.
Уже в Грузии мне пришла мысль, что грузины опередят нас в восстановлении царской державы по их любви к царям. (К сожалению, в России более сложное отношение к восстановлению монархии). После призыва Патриарха у меня нет сомнений, что рано или поздно в Грузии будет восстановлено православное царство. За Грузию, в этом смысле, можно быть спокойным.
Патриарх Илия II является бесспорным национальным авторитетом. В Грузии нам приходилось слышать о нем практически каждый час. Суммируя, все, что мы слышали о нем, у меня осталось впечатление, что мы прочитали его житие. Я теперь знаю о нем больше, чем об иных православных Патриархах. Предстоятель Грузинской Церкви является творческим человеком, который говорит от души и сердца. Он пишет иконы, сочиняет стихи и музыку, проектирует храмы и даже ваяет скульптуры. Он живет жизнью своего народа. Общеизвестна его национальная инициатива по повышению рождаемости. К сожалению, в Грузии демографическая ситуация непростая, миллионы грузин покинули страну, а семьи малочисленны. И вот патриарх пообещал крестить каждого третьего ребенка в грузинской семье. Породниться с Патриархом – это высокая честь. На это откликнулись тысячи грузинских семей (без всякого капитала!). И теперь уже несколько лет в кафедральном соборе устраивается массовое крещение, которое возглавляет Патриарх. Таким образом он уже покрестил 34 тысячи младенцев, у которых в свидетельстве о рождении вписан крестный отец «патриарх Илья». Как известно, слово «патриарх» означает «отценачальник», «начальник отцов». И патриарх оправдывает этот титул не только в иерархическом смысле, но даже в самом прямом смысле этого слова: он – крестный отец грузинского народа. В Грузии говорят, что эти 34 тысячи детей родились благодаря призыву Предстоятеля Грузинской Церкви. (Подробнее мои впечатления о патриархе Илье можно посмотреть здесь: http://otets-gennadiy.livejournal.com/291669.html )
Я вспомнил об этом обращении, чтобы выразить уверенность, что и призыв Патриарха о возрождении монархии не останется безплодным.
Заявление Патриарха Илии II – очередная креативная инициатива, внушенная ему свыше Господом Богом, Который есть Царь царствующих и Царь славы. Его Царская слава обязательно должна иметь воплощение в земной Церкви в образе православного царя.
Источник http://otets-gennadiy.livejournal.com/297329.html
Протоиерей Геннадий Беловолов полагает, что призыв Предстоятеля Грузинской Церкви может стать началом возрождения монархии.
Как сообщалось, Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II высказался за установление в стране в будущем конституционно-монархической формы государственного устройства. «Настала пора вспомнить о том, что Грузия была одной из древнейших монархий в мире», - призвал Предстоятель Грузинской Церкви. Призыв Патриарха Илии II прокомментировал в интервью «Русской народной линии» настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор Мемориального музея-квартиры св.Иоанна Кронштадтского в Кронштадте протоиерей Геннадий Беловолов:
Когда попадаешь в эту удивительную страну, понимаешь, что ты ничего о ней не знал. Мы знаем Грузию по фильму «Мимино», песням Вахтанга Кикабидзе, и другим общим местам. Грузины представляются веселым народом, который постоянно произносит тосты и не садится за стол без вина. Такой образ Грузии не настраивает на паломничество.
У меня была ранее возможность побывать в Грузии, но, признаюсь, не спешил.
Месяц назад я наконец совершил поездку «на холмы Грузии», возглавив паломническую группу православных петербуржцев и сотрудников Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. У нашей поездки был достаточно высокий статус, мы получили приглашение от паломнической службы Грузинского Патриархата. Грузию нам открывала сотрудница аппарата Патриарха Илии II экскурсовод Майя. Я получил благословение на поездку своего правящего архиерея - епископа Мстислава.
Все увиденное в Грузии меня потрясло. Я понял, что кроме России, Святой земли, Сербии, Греции есть еще одна великая православная держава – Грузия, которая хранит Православие, живет Православием и является столпом Православия в этом мире наряду с вышеперечисленными странами. Я понял, почему Грузия хранит старый стиль, выступает против экуменизма, вышла из Всемирного совета церквей, почему именно Грузия не поддержала и не поехала на Критское совещание в прошлом году. Я открыл для себя Грузию православную и понял, что мы на этой земле не одни храним Православие.
Можно бесконечно говорить о православной Грузии, но в связи с заявлением Патриарха Илии II хотел бы отметить, что я открыл для себя еще и царскую Грузию.
Наверно, для читателей РНЛ не секрет, что я неравнодушен к этой теме. Глубоко убежден, что полнота Православия возможна только при наличии православного царя на земле. И поэтому для меня было светлой радостью открыть царскую Грузию.
Могу сразу сказать, что из всей этой удивительной поездки я вынес главную мысль – Грузия не только помнит своих великих царей, но живет царской идеей. В Грузии является правилом: если ты православный, значит ты монархист. Исключений я практически не встречал (чего, к сожалению, не скажешь о современной России).
Этот факт тем более удивителен, потому что в Грузии уже более чем 200 лет нет монархии. С присоединением к России грузинская царская династия Багратидов была была переведена в княжескую, а боковые линии в дворянство. Для нас это также поучительно. В год столетия революции и ликвидации монархии в России можно услышать голоса, что тема монархии для России закрыта и ее нужно сдать в архив. Не будем спешить, посмотрим на пример единоверной Грузии. (В этом смысле обнадеживает реплика на прямой линии с Путиным: «Верните нам царя!»)
Несмотря на то, что в Грузии 200 лет нет монархии, грузины переживают монархию, пожалуй, даже живее, чем в России.
Расскажу один характерный эпизод. В первый день пребывания на грузинской земле мы посетили кафедральный патриарший собор Святой Троицы в Тбилиси, возведенный совсем недавно, можно сказать, на наших глазах. Он был задуман в конце ХХ века как приношение грузинского народа к двухтысячелетию Рождества Христова и освящен в 2004 году. Строительство этого самого большого храма в Грузии можно сравнить с возрождением Храма Христа Спасителя в Москве.
В нижнем храме собора мы увидели две каменные резные гробницы. Оказалось, что это гробницы грузинских царей ХVIII века - Вахтанга VI и Теймураза II. Я удивился, как могут быть могилы древних царей в новом храме? Нам рассказали, что это всего лишь кенотафы, в которых нет погребений. Эти два царя похоронены в России. В разное время они совершали поездки в Россию к русским царям, просить о помощи Грузии. И так вышло по промыслу Божию, что два действующих грузинских царя скончались в Петербурге. Грузины по любви к своим царям просили вернуть тела Вахтанга VI и Теймураза II в Грузию. Но их тела удалось довезти только до Астрахани, через охваченный войной Кавказ процессия проехать не смогла, поэтому царей пришлось захоронить в подклети Успенского собора Астраханского кремля, где и пребывают до сей поры царские останки. Надо отметить, что оба Государя были людьми творческими – один был переводчиком, другой литератором и поэтом (даже есть стихи, связанные с Петербургом), оба они оставили значительный след в Грузинской культуре. Таким образом, Астрахань неожиданно стала местом культурного паломничества грузин. Но для Грузии важно, чтобы эти два царских погребения вернулись на родную землю. Еще в период строительства собора возникла идея их перезахоронения. На разных уровнях этот обсуждался с Россией. Но после войны 2008 года переговоры прекратились из-за неблагоприятной политической обстановки и разрыва дипотношений. (Подробнее об этих царях и их могилах можно прочесть в моем блоге: http://otets-gennadiy.livejournal.com/2
Но Грузия ждет своих царей, гробницы приготовлены. Кстати, акт возвращения тел царей могло бы стать замечательным способом нормализации отношений между Россией и Грузией, причем на самом высоком царском уровне. Уверен, что грузины оценили бы этот шаг России. Может быть, эти два грузинских царя и помирят окончательно Грузию и Россию.
В истории важно, как в Грузии ждут возвращения своих царей, и не только в исторической ретроспекции.
Грузинская святость также отмечена особым почитанием царей. Хотя мы из грузинских святых в первую очередь знаем равноапостольную святую Нину, но сами грузины также почитают святого равноапостольного царя Иверского Мириана и его благоверную супругу Нану, исцеленные святой Ниной. Он стал первым христианским царем Грузии, установившим христианство в качестве государственной религии страны.
В Грузии открываешь для себя мир святых грузинских царей и князей, которых в грузинском календаре несколько десятков. Здесь нужно вспомнить самых известных святых царей - основателя Тбилиси святого царя Вахтанга Горгасали, святую царицу Тамару, которую в Грузии за ее доблести именуют в мужском роде «царь» Тамара, святого царя Давида Строителя, титул которого говорит о том, кто же строил и созидал Грузию.
В Грузии я открыл для себя множество имен грузинских царей. Когда царей почитают как святых, то сама идея царства освящена в Грузинской Церкви.
Когда видишь многие города, крепости, монастыри, духовные академии, величественные соборы, построенные грузинскими царями, понимаешь, что Грузию сделали именно грузинские цари. Как и Россия – «царей творенье». Поэтому на глубоком уровне мы очень близки с грузинами по царскому менталитету, по, если так можно выразиться, «царецентричности» сознания.
О Грузии можно сказать русской пословицей, что она живет «с царем в голове».
Может быть, поэтому я в Грузии чувствовал себя как дома. И даже недавние трагические конфликты не разделили русский и грузинский народы. Я ощутил гостеприимные объятия единоверного грузинского народа, православные грузины нас очень любят, почитают за братьев и с нетерпением ждут к себе в гости.
Более того, даже после двухсотлетнего прерывания монархии, в Грузии чудом сохранилась царская династия Багратидов, имеющая наследника престола, которого поддерживает Предстоятель Грузинской Церкви.
Поэтому этот призыв Патриарха Илии II о возрождении монархии для меня не стал удивительным, он вынесен из недр грузинской истории и души. Значение слова Патриарха трудно переоценить. Это глас вопиющего в пустыне о том, «приблизилось православное царство». Пожалуй, впервые в православном мире мы на столь высоком уровне услышали исповедание царской идеи. Я рад, что это произошло в Грузии устами Патриарха. Уверен, что его слово не останется не услышанным грузинским народом.
Надо знать о той горячей любви и глубокому доверию, которые испытывают в Грузии к своему Предстоятелю. Без преувеличения Патриарх – национальный лидер и самый авторитетный человек в Грузии. Грузины почитают его практически как святого, поэтому слово Патриарха Илии II сказано с силой и властью. Может быть, нам оно покажется всего лишь его личным мнением, но для грузин это веское свидетельство, как завет Патриарха своему народу.
Уже в Грузии мне пришла мысль, что грузины опередят нас в восстановлении царской державы по их любви к царям. (К сожалению, в России более сложное отношение к восстановлению монархии). После призыва Патриарха у меня нет сомнений, что рано или поздно в Грузии будет восстановлено православное царство. За Грузию, в этом смысле, можно быть спокойным.
Патриарх Илия II является бесспорным национальным авторитетом. В Грузии нам приходилось слышать о нем практически каждый час. Суммируя, все, что мы слышали о нем, у меня осталось впечатление, что мы прочитали его житие. Я теперь знаю о нем больше, чем об иных православных Патриархах. Предстоятель Грузинской Церкви является творческим человеком, который говорит от души и сердца. Он пишет иконы, сочиняет стихи и музыку, проектирует храмы и даже ваяет скульптуры. Он живет жизнью своего народа. Общеизвестна его национальная инициатива по повышению рождаемости. К сожалению, в Грузии демографическая ситуация непростая, миллионы грузин покинули страну, а семьи малочисленны. И вот патриарх пообещал крестить каждого третьего ребенка в грузинской семье. Породниться с Патриархом – это высокая честь. На это откликнулись тысячи грузинских семей (без всякого капитала!). И теперь уже несколько лет в кафедральном соборе устраивается массовое крещение, которое возглавляет Патриарх. Таким образом он уже покрестил 34 тысячи младенцев, у которых в свидетельстве о рождении вписан крестный отец «патриарх Илья». Как известно, слово «патриарх» означает «отценачальник», «начальник отцов». И патриарх оправдывает этот титул не только в иерархическом смысле, но даже в самом прямом смысле этого слова: он – крестный отец грузинского народа. В Грузии говорят, что эти 34 тысячи детей родились благодаря призыву Предстоятеля Грузинской Церкви. (Подробнее мои впечатления о патриархе Илье можно посмотреть здесь: http://otets-gennadiy.livejournal.com/2
Я вспомнил об этом обращении, чтобы выразить уверенность, что и призыв Патриарха о возрождении монархии не останется безплодным.
Заявление Патриарха Илии II – очередная креативная инициатива, внушенная ему свыше Господом Богом, Который есть Царь царствующих и Царь славы. Его Царская слава обязательно должна иметь воплощение в земной Церкви в образе православного царя.
Источник http://otets-gennadiy.livejournal.com/297329.html
»