Три года назад реставраторам Русского музея отдали на экспертизу фрагмент портрета Владимира Ильича Ленина. Почти век эта работа украшала актовый зал старейшей петербургской школы № 206. Кусок холста еще в семидесятых оторвали заигравшиеся ученики. Но инцидент решили замять. Дыру задрапировали, а фрагмент картины хранили в школьном музее до 2013 года.
Искусствоведы, которым принесли оторванную часть холста, увидели, что на обратной стороне портрета Ильича сквозь черную краску отчетливо проступает изображение мужского сапога…
ЦАРСКАЯ РАМА
В 1917 году началась история большевистской России. Имперское прошлое стало неугодным, идеологически вредным и даже подлежащим уничтожению. Но преподаватель Петроградской трудовой школы № 23, до революции именуемой Петровским коммерческим училищем, Владислав Измайлович думал иначе. И однажды, рискуя не только репутацией, но и свободой, он отважился спасти портрет Николая II.
Работа его коллеги Ильи Галкина прежде стояла в большой позолоченной раме и являлась главным украшением актового зала школы. Художник понимал, что этому произведению искусства новую власть не пережить, поэтому замазал черной гуашью изображение последнего российского Императора.
В таком виде картина лежала в одном из кабинетов, пока в 1924 году Измайловичу не поступил заказ на посмертный портрет Ленина.
Худсовет принял работу. Полотно решили установить в актовом зале трудовой школы на том самом месте, где прежде стоял портрет Николая Романова.
Владиславу Измайловичу под новую картину даже отдали раму, которая прежде обрамляла изображение последнего российского Монарха. Правда с нее предусмотрительно сняли царские атрибуты - скипетр, державу и корону.
Портрет Ленина так и стоял на специальном постаменте целых 95 лет. Школа за это время несколько раз меняла название, но одно оставалось неизменным - портрет Ильича в царской раме.
И, возможно, картина находилась бы там и по сей день, если бы не баловство школьников, которые повредили нижнюю часть портрета, где была нарисована обувь Ленина. Юных вандалов, кстати, тогда так и не нашли.
- То, что происходило дальше, я называю мистикой, - признается заведующая музеем истории школы № 206 Светлана Пасынкова. - В 2013-м, в год трехсотлетия дома Романовых, наши выпускники вдруг вспомнили, что с другой стороны оторванного сорок лет назад кусочка холста они увидели мужской сапог, хотя Владимир Ильич на картине был в туфлях. Тогда мы решили отдать картину в Русский музей для экспертизы.
Поврежденный кусок картины, благодаря которому стало ясно, что под портретом Ленина есть что-то еще
ИМПЕРАТОР В ЧЕРНОЙ КРАСКЕ
Картину просветили ультракрасным светом, и стало ясно: на другой стороне - портрет Николая II, написанный Ильей Галкиным и считавшийся утерянным.
- Владислав Измайлович совершил нравственный подвиг, сохранив портрет императора в те годы, когда царскую семью ненавидели, - уверена Светлана Пасынкова. - Он, сильно рискуя, замазал портрет Николая Романова специальной смывающейся краской и на обратной стороне полотна нарисовал Ленина. Благодаря этому образ Николая II сохранился в идеальном состоянии.
Восстановить утерянный портрет последнего императора поручили реставраторам Академии имени Штиглица. Работа шла три года. Стало ясно, что изображение Царя пережило немало испытаний и чудом уцелело. Например, на полотне обнаружили следы штыков.
Чтобы одновременно восстановить и сохранить обе картины, руководителю реставрации преподавателю академии Татьяне Поцелуевой и трем ее студенткам пришлось поломать голову. За ходом работ все время следила реставрационная комиссия, состоявшая из экспертов Эрмитажа и Русского музея.
Над реставрацией двусторонней картины трудились три года ФОТО: пресс-служба Академии имени Штиглица
- Портрет Императора написан 1896-м, в год коронации, скорее всего, с натуры. По тому, как тщательно загрунтован холст, видно, что Илья Галкин - художник классической школы, - рассказывает реставратор. - А Измайлович писал Ленина быстро, используя мотивы известного портрета вождя руки Исаака Бродского. Чтобы не навредить картине Галкина, Измайлович даже не стал повторно грунтовать холст с обратной стороны.
Рентген показал, что за портретом Ленина есть портрет Николая
После реставрации вновь обретенный портрет готовы представить публике. Увидеть его можно будет 30 ноября в академии в рамках V Международного культурного форума. Для двусторонней картины разработали специальную раму.
После картина отправится назад в школу. Пока там решают, где именно будет храниться уникальное полотно.
Работа введется максимально аккуратно
Хотел ли сам Владислав Измайлович, чтобы о его мужественном поступке узнали потомки? Доподлинно неизвестно. Долгое время художник продолжал работать в той же школе и нередко проходил мимо портрета Ленина, который хранил его тайну. Но до самой смерти в 1959 году он так и не обмолвился о том, что скрывает картина.
СПРАВКА «КП»
Илья ГАЛКИН - русский художник, живший с 1860 по 1915 год. Имел звание классного художника 2 степени и право рисовать монарших особ.
Владислав ИЗМАЙЛОВИЧ - советский живописец-акварелист и график. Автор росписи плафона Большого зала особняка Елисеевых и центрального плафона Русского музея в Петербурге. Преподавал в учебных заведениях Ленинграда.
ТТХ КАРТИНЫ
Высота - 3 метра.
Ширина - 2 метра.
http://www.spb.kp.ru/daily/26605.4/3621873/