Лик Императора Николая II в сербском монастыре
Опубликовано monarxist в 4 июль, 2016 - 00:02.
11-го августа 1927 года в белградских газетах появилось удивительное
сообщение под заголовком: «Лик Императора Николая II в сербском
монастыре святого Наума, что на Охридском озере». Речь шла о русском
художнике и академике живописи Колесникове, который был приглашён для
росписи нового храма в древнем сербском монастыре святого Наума.
Ему была предоставлена полная свобода творчества в украшении
внутреннего купола и стен. Исполняя эту работу, художник задумал
написать на стенах храма лики пятнадцати святых, размещённых в
пятнадцати овалах. Четырнадцать ликов он написал сразу же, а место
пятнадцатого долго оставалось пустым, так как какое-то необъяснимое
чувство заставляло Колесникова повременить.
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона - окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей.
Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный.
Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства».
Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя, и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона - окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей.
»