Статья И.Доценко “Кто такие арии”. Часть 1.
Благословение Ноя.
Русская икона. 18(19) век.
На этой иконе, представляющей редкую иконографию,
соответственно своему Царскому достоинству,
Праотец Иафет изображен в горностаевой мантии.
Разыскание местопребывания потомков Ноевых и
происхождения от них народов не может быть сделано
так, чтобы оное удовлетворяло любопытству с ясностью и
точностью, однако ж оно может быть сделано с пользой
для древностей священных и древностей мира.
Свт. Филарет Московский.
В православной традиции происхождение народов в древнем мире и их историческая роль в общем определяется пророчеством Праотца Ноя о судьбе своих трех сыновей: Сима, Иафета и Хама. В связи с темой происхождения племен и народов в наши дни возникают вопросы и к современным наукам, таким как история, лингвистика,(1)антропология(2)и т.п. Одни из таких вопросов относятся к ариям или, как еще говорят, арийцам: какому роду-племени они изначально принадлежали, где формировалась их первичная история, и, наконец, кто их потомки?
В настоящее время у нас, в России и на Западе существует достаточно много научных определений «арийского», но все они имеют в значительной степени приблизительный и описательный характер. К тому же слово «арий» намного старше традиционной европейской логической культуры. Чтобы точнее и определеннее уяснить себе его лексическое значение, следует обратиться к самой традиции, откуда это слово вышло. Эту традицию называют «ведической» (от слова «Веды»). Древнейшим источником этой традиции признана Ригведа – основной памятник религиозной литературы ариев, одна из четырех частей Вед. Вошедшие в нее тексты создавались устно, и никто не может сказать, когда именно это началось. Там и встречается самое древнее упоминание об ариях, причем как самоназвание тех, кто слагал гимны Ригведы и членов их племени (племен).
«По объяснениям, приводимым в словарях языка древних арьев, санскрита (старая форма санскрита – язык Вед – Д.И.), слово «арья» имеет значение, которое искать надо прежде всего… – в Ригведе. Там его находит и поясняет словарь:
арья –
1) тот, кто наступает, стремится к расширению. Потом арий -
2) верующий, преданный (богам);
3) более позднее значение: уважаемый, член высокого социального слоя;
4) определяет жителей тех областей северной Индии, где воцарились вожди арийских племен (это значение возникло, вероятно, уже в Индии)».(3)
Итак, арий, во-первых, «тот, кто наступает, стремится к расширению». Но, ведь, эта ведическое значение самоназвания «арий» почти то же, что и значение имени «Иафет»!
«Великий патриарх Ной, – поясняет православный богослов с учетом святоотеческих толкований Ветхого Завета, – после потопа, разделив трем сыновьям своим жизнь в мире сем, каждому указал особое назначение и определение. Симу- сан священства, Хаму- иго рабства, Иафету- Царское достоинство, храбрость воинственную и расширение племени сообразно значению имени его, ибо Иафет означает «расширение» или «расширительный»». (4) Стало быть, нарицательное арий можно воспринимать, как сохраненное в самоназвании имя своего праотца, указание на причастность к его благословенному потомству.
Традиционно к потомству Иафета относят народы, по меткому выражению древнерусских историографов, «белые телом», включая и белокожих индийцев – потомков ариев (из расовых антропологических признаков ариев в Ригведе упомянута белизна кожи – svitnya [1.100.18; 7.33.1;7.83.8]). (5)
Кроме них ариями называли себя и своих предков древние персы (древние иранцы). Древнейший мифологический источник иранских ариев – Авеста. Чтобы отличить индийских ариев от иранских, их еще называют индоариями или ведическими ариями.
Называя себя «ариями», древние персы и индийцы обозначали страны, где они жили, «странами ариев». Географически вполне определенная страна древних иранцев называлась Аиранам (от него происходит современное название Ирана (Иран, Ирон, Эрон)), а родина их первопредков – «Арйана Вэджа». Индийская священная страна ариев получила название Арьяварта. Арьяварта еще являлась и территорией расселения ведических ариев в Индии.
Арйана Вэджа и Арьяварта, как и самоназвание «арий», этимологически, хотя и не равнозначно, связаны с выражениями «обширные земли», «расширение обитаемой территории». Арьяварта в переводе с древне-индийского буквально означает «путь», (6) но ее территориальные границы определяются по-разному. Гораздо примечательней здесь Арйана Вэжда, которая с авестийского переводится как «арийский простор». Соответственно этому в православной традиции существует понятие «удел Иафетов» или, иначе сказать, «Иафетово пространство».
Так, в споре с хазарскими иудеями о вере равноапостольный Кирилл, просветитель Словенский сказал: «Вем ваше жидовское слово, иже ся вы хвалите поведаючи быти семя Симово. Ино ся в том тобе ничим хвалити. Тако Ной рек сыну своему Симу: «Благословен Бог Симов». Бачиши ли, жиде, иже благословен Бог, а не вы. Вам в том благословеньи ничто же несть. А о языцех тако речено быти: «да распространит Бог Иафета, да вселится в села Симова». Виждь, жидовине, мы, сыны Афетовы, вселихомся в села ваша; вы, сынове Симовы, изгнании бысте из селения вашего, и разогнани по всей земли. А то ся все сполнило уже на нас, християнех, пространство Афетово».
У древних славян «страна блаженных» носила название «Ирий». Ирий находился далеко от обширных земель их обитания. Там вечное лето и именно туда улетают птицы на зимнее время. Об этом сказано даже в духовной грамоте Великого Князя Владимира Мономаха: «Сему ся подивуемы, како птица небесныя из ирья идут… да наполнятся леси и поля». Этимологическая связь древнерусского слова «ирий» («ирей, вырей») наиболее убедительна с иранским аirуā- — «арийская страна» (М. Фасмер), (7) что наводит на мысль об общем происхождении праславян и ариев (индийских, иранских) или ариев от праславян и наоборот. Еще более убедительный пример фундаментальной связи священной лексики славянского языка с авестийским и санскритом показывает происхождение самого слова «Бог». Санскритское «Баха – это «благо», «одарение», «наделение», а авестийское «baha» переводится как «Бог», а это еще говорит и об общей вере праславян и ариев, причем, похоже, вере в единого Бога Творца – древнейшем монотеизме, который со временем сменило язычество.
“До призвания Авраама (а это случилось, как дальше будет сказано, позже разделения древнейших ариев на индоариев, иранских ариев и праславян – Д.И.) домостроительное промышление Божественное простиралось на весь род человеческий. Пусть в действительности большая часть человечества не пользовалась вполне тогда благами этого промышления по существу дела, по суду Божественному, и она однако, состояла еще под этим водительством. Только с окончательным помрачением религиозного сознания… в качестве объекта воспитания избирается особенный народ в лице Авраама”. (8)
Следует отметить, что дошедшее в живой речи наших предков до Крещения Руси слово «Бог» может свидетельствовать и о сохранении ими остатков монотеизма, что во многом повлияло на принятие христианской веры без особых колебаний и противоборства.
Параллели между древнеарийскими языками (санскритом, авестийским), особенно между санскритом, и русским языком насколько явны, что на них не могли не обратить внимания не только лингвисты, но и вообще, все знающие эти языки. Из всей семьи индоевропейских языков наиболее близки друг другу русский язык и санскрит (это утверждают прежде всего сами индийские лингвисты), причем некоторые современные исследователи говорят даже о первичности праславянского по отношению к санскриту.
Окончательно и бесспорно общее происхождение предков русских и древних ариев установлено в результате исследований в области ДНК-генеалогии, которые к тому же опровергли уже давно общепризнанную теорию о некогда существовавшей генетической (родовой, племенной) общеиндоевропейской общности (об этом подробно будет сказано позже). По крови потомками древних ариев, так сказать, биологическими арийцами оказались в основном русские (великороссы, малороссы и белорусы), поляки, представители высших каст Индии и некоторые народы Средней и Центральной Азии, где в глубокой древности происходило расселение племен, представители которых сами себя называли «ариями».
Арии – одни из потомков праотца Иафета, за которыми, как уже отмечалось, издревле в православной, в частности русской православной традиции утвердилось определение «белокожие». Сейчас «белокожими» называют представителей европейских подвидов белой расы. Скорее всего, к белой расе относились сами прародители Адам и Ева. Потеря ее признаков значительной частью потомства праотца Ноя должна рассматриваться и как следствие его отцовского проклятия: «с этим событием связано первоерасовое деление человечества». (9)
Современные европейцы похожи на кроманьонцев – древнейших обитателей Центральной и Восточной Европы, как теперь принято говорить, в эпоху первобытного человечества.
Первобытная эпоха истории человечества довольно четко отмечена в древнейших преданиях ариев. «Древняя форма ведения хозяйства как пастушеского полуоседлого скотоводства отражена в воспевании пастухов как царей и даже богов: в Ригведе бог Пушан именуется пастухом мироздания, и у него «скот не пропадает» (10. 17,3), а бог Индра «правит великим загоном для коров» (10. 120,8). В Авесте Йиму называют «царь-пастух»- он был правителем древних иранцев в эпоху их «золотого века»». (10)
Из исследованных учеными памятников древнейшей, первобытной эпохи особо выделяются так называемые верхнепалеолитические поселения, которых более всего было обнаружено на Русской равнине.
Так, в Костенках (Воронежская обл.) на территории около 10 км было открыто свыше 60 первобытных поселений, отличающихся особым богатством и разнообразием материальной и духовной культуры. «Прекрасным показателем высокого уровня производительной деятельности первобытного населения Восточной Европы, достигнутого в эпоху Костенок (в эпоху оледенения) являются и замечательные успехи в области строительного дела и исключительное многообразие различного производительного инвентаря. В этом смысле особое значение имеет прежде всего наличие здесь, например, таких орудий, как долота, тесла, даже топоры и мотыги из камня и кости, то есть все то, что до сих пор связывалось в нашем представлении обычно лишь с техническими и хозяйственными возможностями несравненно более позднего – уже собственно неолитического времени».(11)
В Костенках нашли и самые древние останки кроманьонца – древнейшего представителя той расы, к которой относятся теперь русские и большинство людей, живущих в Северной, Западной, Центральной и Восточной Европе. Поэтому начало истории прямых предков современных европейцев в настоящее время связывается с началом существования первобытных Костенок.
Наиболее ранний этап расселения кроманьонцев представлен группой костенковско-борщевских поселений и включает в себя более 70-ти отдельных памятников. До наступления ледника вся Русская равнина была уже заселена людьми кроманьонского расового типа. В то время от центра этой равнины кроманьонцы стали мигрировать в южном, западном и восточном направлениях. По Европе они распространялись в ориньяке и граветте. До этого Европу населяли неандертальцы. Большинство ученых «утверждают, что ориньякская культура не возникла в Западной Европе, а была принесена сюда с территории Русской равнины». (12)
Еще раньше, чем Западная Европа, кроманьонцами был заселен Север Европейской части нашей страны. В доледниковую эпоху приполярные земли европейской части России занимали значительно большие площади, чем в настоящее время. Сушей были хребты Ломоносова, Менделеева, окрестности Новой Земли, Шпицбергена, острова Врангеля. Иным был тогда и уральский рельеф. Именно в это время, согласно исследованиям многих современных авторитетных ученых, стала зарождаться общеиндоевропейская мифология, получившая наиболее полное и детальное отражение в гимнах «Ригведы».
В связи с этим необходимо заметить, что самым глубоким научным исследованием Вед относительно выявления в них древнейших исторических реалий признан труд выдающегося индийского ученого Бала Гангадхара Тилака (1856-1920) под названием «Арктическая родина в Ведах». Тилак как представитель касты брахманов являлся живым носителем устной ведической традиции и обладателем знаний в области древнеиндийской литературы такого уровня, который не может быть доступен ученым иного происхождения, рожденным в иной стране.
Известный российский индиолог Н.Р.Гусева, которая и перевела эту книгу на русский язык, так оценила результат научного труда индийского ученого: «Чрезвычайно важным вкладом в мировую науку явилось не только то, что Тилак убедительно разъяснил указания Вед на природные реалии Заполярья, но отметил тот факт, что зачатки ведических гимнов зарождались в условиях последнего межледниковья». (13)
Похожие доказательства проживания людей в Заполярье до наступления ледника есть и в Авесте. Авеста содержит упоминание о том, что родина ариев некогда была прекрасной, исполненной земным благополучием страной, но злой демон наслал на нее холод и снег, после чего людям пришлось ее навсегда покинуть. «Здесь следует указать и на работы исследователей русского фольклора, утверждающих, что наиболее древние предания и былины России связаны с областями Приполярья; к этим же землям возводят религиоведы и источники зарождения русского язычества». (14)
Таким образом, древнейший пласт мифических преданий индоевропейских народов связан с первоначальным заселением кроманьонцев, определяемом Русской равниной и Русским Севером, и указывает на то, что сами кроманьонцы являлись прапредками индоевропейских народов.
В конце межледниковья климат стал значительно холоднее (например, в бассейне Средней Десны и на Днестре климатические условия были близки к северо-таежным). Начиналось осташковское оледенение.
В это время значительную часть Северного полушария Земли закрывал гигантский ледник. В Восточной Европе языки ледника проникли до широты Валдая и современного Днепропетровска, а на Урале и в пору самого глубокого оледенения они не доходили южнее верхней Печоры. Вся русская равнина входила в приледниковую зону.
С наступлением оледенения люди, жившие в Заполярье, двинулись на Юг, в земли Восточной Европы, дойдя до которых, возможно, одни из них в дальнейшем направились в Западную Европу и к Черному морю, а другие, дожив до окончания оледенения, пошли снова к Северу и дошли до берегов нынешнего Северо-Ледовитого океана, залившего земли проживания их далеких предков.
Но действительно ли были первобытные жители Приполярья, которое ясно обрисовано в Ригведе, ариями? Ответ: похоже, что нет. Скорее всего, предания о северной прародине сохранили женщины, ставшие их женами, из совсем других, чем они, племен, обитавших на Русской равнине с доледниковой эпохи. В древности хранителями преданий, различных культурных традиций, часто даже верований в основном были женщины. Они же всегда сохраняют и генотип. Праматери восточных славян, вступивших в брак с ариями, на Русской равнине сохранили до их прихода в основном генотип, в настоящее время наиболее близкий к восточнославянскому генотипу. Дальше, на других землях арии встретили женщин уже иных расовых типов. Вот почему русские внешне сильно отличаются от их потомков в Азии и на Индийском субконтиненте.
Совершенно точно, с точки зрения ДНК-генеалогии обнаруживаются в реальной истории люди, чьи близкие потомки уже бесспорно называли себя «ариями», только в начале 3 тыс. до Р.Х. на территории Русской равнины. Это – носители гаплогруппы R1а. С Русской равнины они продвинулись «в Индостан, на Иранское плато, и через Кавказ в Анатолию, Митанни и на Аравийский полуостров, пронеся по всем этим направлениям и регионам свою гаплогруппу R1а. Более того, это они же, арии, прошли далеко за Урал, на тысячи километров восточнее, и ту же гаплогруппу R1а и те же гаплотипы определяют в ископаемых костях в Минусинской котловине, между Кузнецким Алатау на севере и Восточными и Западными Саянами на юге, в местах так называемого скифского круга. Именно эта гаплогруппа в виде совершенно определенной метки вY-хромосоме ДНК и передающаяся по наследству вплоть до настоящего времени у современных славян гаплогруппыR1а, является идентификатором ариев и их потомков– и в Индии, и в Иране, и в Месопотамии, и на Ближнем Востоке. И на Алтае, у скифов, и вообще везде, куда они ни прибывали.
Иначе говоря, арии – это род R1а, представители которого в ходе миграций (и военных экспедиций) разнесли свои Y-хромосомы по миру, но наибольшую известность как арии получили по переходам на перечисленные выше территории». (15)
ПРИМЕЧАНИЯ.
1)Очень точно сказал наш ведущий лингвист академик О.Н. Трубачев: «Выявленные наукой замечательные свойства языка – изменяясь, … позволяют раздвинуть рамки познаваемой истории».
2)Ведь «в антропологическом типе народа ближе, полнее отражаются его происхождение, его генезис; в генах потомков живут гены предков не только последнего, но и десятков, иногда и сотен предшествующих поколений, смешение рас, прилитие чужой крови, самые интимные тайные связи с другими народами сразу фиксируются на века полно и непосредственно… В теоретических статьях по этногенезу пишут даже, что главное, основное преимущество антропологического материала перед всеми другими видами исторических источников заключается в том, что антропологический тип не может проникать в новые области без своего физического носителя- людей» (Алексеев В.П. В поисках предков, М., 1972, стр.261).
3) Гусева Н.Р. Арии и древнеарийские традиции, М., 2010. стр.34
4)(Иннокентий (Гизель). Киевский синопсис, или краткое описание о начале славянского народа/ Келейный летописец святителя Дмитрия Ростовского с прибавлением его жития, чудес, избранных творений и Киевского Синопсиса архимандрита Иннокентия (Гизеля), Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007
5) В Индии белый цвет («пундарика»)-знак царственной власти, а белый цвет кожи считается признаком особой телесной красоты. Даже слова «белый» и «красивый» в древних и современных языках Индии часто обозначаются только одним словом.
«Столь бы ни был популярен стандартный тезис современных этноисториков о том, что никакой индоевропейской расы не существовало вообще, сами индоевропейцы почему-то думали иначе. Они с завидным упорством приписывали себе определенный антропологический облик, один и тот же от Индии до Греции. Для него в «Ригведе» употреблялся фиксированный термин svitnia (1.100.18; 7.33.1;7.83.8), что означало, как легко видеть безо всякого словаря. «белокожий», «светлый», выражаясь просто антропологически, «светлопигментированый». Почти все герои «Махабхараты» наделены очами «синего лотоса». Отнюдь не черными и даже не карими. Патанжали в комментарии к трудам Панини (6.2.15) отмечал, что истинному брахману подобает иметь каштановые волосы и серые глаза. О прибытии к персидскому двору как темных (аборигенов), так и светлых (потомков индоевропейских завоевателей) индийцев сообщал Ктесий (Indica, fr.9) В «Илиаде» (1.197; 17.673; 24.141 и др.) все ахейцы стандартно белокуры- Ахиллес, Менелай, как и все ахейские женщины, и наконец, сама Гера. Даже на рельефах Тутмоса 4 (1420-1411 гг. до Р.Х.), по заключению Э.Олмстеда, египетские художники с присущей им точностью сумели запечатлеть «нордический» (индоевропейский) облик колесничей знати государства Митани- Марианну, равно как и арменоидный тип их хурритских слуг и оруженосцев» (Лелеков Л.А. К новейшему решению индоевропейской проблемы/ Вестник древней истории, М., 1982, № 3).
6) Индуизм. Джайнизм. Сикхизм, М., 1996, стр 62
7) Вырей // Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер М. : 1986—1987
Феофан архим. “Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное Имя”- СПб., 1905, стр. 182 (8)
9) Нафанаил (Львов) архиеп., Там же, стр. 94
10)Гусева Н.Р. Арии и древнеарийские традиции, М.,2010, стр. 40
11) Ефименко А.А. Костенки, М., 1958, стр. 411
12) Клесов А., Тюняев А. Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии, Бостон-Москва, 2010, стр. 168
13) Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. Арктическая теория, М., 2007, стр.33
14)Гусева Н.Р. Русский Север – прародина индославов, М., 2010
15) Клесов А. Славяне, кавказцы, евреи с точки зрения ДНК-генеалогии, М., 2015,
Источник http://zargradet.ru/?page_id=6853