Пропустить навигацию.
Главная

Житие, мощи, орден Святого апостола Андрея Первозванного


Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848 Nikolay Lomtev (1818-1859)
Апостол Андрей был родом из Вифсаиды Галилейской. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством.
Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей.

С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении.
Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом (Ин. 1, 36-37).
Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра (Ин. 1, 40-42).

После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим.
Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1, 13; 2, 1-4), как предсказал Сам Господь (Деян. 1, 5).

С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим.

Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье (по преданию Грузинской Церкви, апостол Андрей проповедовал вместе с апостолом Симоном Канаитом в Абхазии, где апостол Симон принял мученическую кончину).
Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами:

"Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей".

Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию.
Здесь в небольшом селении Византии (будущем Константинополе) он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых - Стахия.

На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов.
Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса.

Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас).

Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий.
Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником.
Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня.
Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни.
Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его ко кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы "Х" и получил название "Андреевский крест".


"Апостол Андрей" Барросо Мигель.Эрмитаж
Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста.
Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались.

Святой апостол с крестной высоты проповедовал о том, что временное страдание ничего не стоит в сравнении с бывающим за него воздаянием, и высказал сожаление о погибающей душе своего палача:

«Зачем пришел ты, Егеат? Если хочешь уверовать во Христа, то откроется тебе, как я обещал, дверь благодати. Но, увы! Сердце твое объято лукавством. Ты пришел только для того, чтобы снять меня с креста, а я не желаю, пока жив, быть снятым с креста, ибо я уже вижу своего Царя, уже поклоняюсь Ему, уже стою перед Ним, но страдаю за тебя, потому что ты готовишь себе вечную погибель. Позаботься о себе, пока можешь. Ты напрасно ищешь освободить меня – я давно свободен; меня любит и милует Искупитель мой!»

Затем, воззвав ко Христу, распятый Первозванный ученик Его с дерзновением вознес горячую молитву:

«Прими, Господи, меня с миром в вечные Твои скинии!»

По преданию, когда апостол Андрей испустил дух, Небесный свет осиял его, так что ни Егеат, ни воины, никто из скорбящей вокруг толпы не могли ни приблизиться к нему, ни смотреть на него.
Когда померк этот чудесный свет, тело апостола бережно было снято с креста и с честью погребено.
Апостол Андрей Первозванный отошел ко Господу в 30-й день ноября около 70 года по Рождестве Христовом.

О почитании святых мощей апостола Андрея Первозванного

В 357 году мощи святого апостола Андрея торжественно перенесли в Константинополь.
После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году, мощи были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме города Амальфи.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. Эти святыни пользовались не меньшим почитанием, чем хранившиеся в Константинополе.

В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Римскому папе Пию II, который поместил их в соборе святого Петра.
В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц Андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.

Кафедральный Собор святого Апостола Андрея Первозванного г.Патры, Греция

В 1974 году здесь было окончено длившееся шестьдесят шесть лет строительство собора во имя Андрея Первозванного.

Современный собор Андрея Первозванного находится на том самом месте, где святой апостол обрёл кончину, рядом с источником, забившим на месте распятия.
Он был заложен королём Греции Георгом I в 1908 году и торжественно открыт в 1974 году.
Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

Собор Андрея Первозванного построен в неовизантийском стиле и производит впечатление основательного, массивного здания.
Он находится в центре большой площади, засаженной деревьями. Площадь выходит на берег Коринфского залива, и центральный купол храма, увенчанный пятиметровым позолоченным крестом, виден с моря издалека. Двенадцать малых куполов-колоколен с крестами окружают большой купол, символизируя Иисуса в окружении двенадцати апостолов. Три фасада церкви украшены портиками, опирающимися на коринфские колонны. Церковь вмещает 5500 человек.

Купол собора
Собор Андрея Первозванного имеет в плане форму греческого креста. Его отличительной чертой считается обилие света, свет льётся через большие окна фасадов и барабан центрального купола. Интерьер храма впечатляет обилием мозаик.

Мозаика Богородицы над алтарём
В центре купола находится мозаика Христа Вседержителя; полукруглую абсиду покрывает мозаика с изображением Богородицы, простирающей руки над городом, как бы держа невидимый покров; мы увидим также мозаику Святого апостола Андрея.
Пол собора также украшен мозаикой с изображением растений, птиц, рыб и зверей. В средокрестии храма висит резная деревянная люстра.

Глава апостола Андрея в Патрском соборе
В правом приделе храма расположен престол белого мрамора, под сенью которого в серебряном ковчеге покоится честная глава Святого Андрея Первозванного.

Андреевский крест - реликварий
За престолом установлен реликварий в форме андреевского креста, в который вкраплены сохранившиеся частицы того креста, на котором был распят апостол.


Части мощей апостола хранятся в монастырях Святой Горы Афон.

Частица главы апостола Андрея в Афонском Андреевском скиту

Молитвами святого апостола Андрея, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас!

Стопа св.Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Орден Святого апостола Андрея Первозванного

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей.

Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России.
Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства.

С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Звезда и знак ордена Св.Андрея Первозванного с бриллиантами.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного

20 марта 1699 года секретарь австрийского посольства в России Иоанн Георг Корб записал в своем дневнике: "Его Царское Величество учредил кавалерский орден св. Андрея Апостола". Это самое раннее известное упоминание первого российского ордена.

Здесь же Корб добавляет: "Его Царское Величество пожаловал боярина Головина первым кавалером этого ордена и дал ему знак оного. Боярин сегодня же вечером показывал этот орден императорскому посланнику (послу австрийского государя Леопольда I, главы Священной Римской империи) и рассказывал ему содержание Устава".
Практически все достоверно известные нам современные сведения об учреждении ордена св. Андрея и ограничиваются этой дневниковой записью.
Первый российский орден имел как основной элемент собственно "знак" - покрытый синей эмалью крест особой формы в виде буквы "X", на котором, по преданию, был распят св. Андрей (Андреевский крест), с изображением фигуры самого святого.
Этот крест носили на широкой голубой ленте через правое плечо, а в торжественных случаях - на золотой, покрытой разноцветными эмалями цепи на груди.
Орден включал звезду, первоначально шитую, имевшую восемь лучей, с круглым центральным медальоном, в котором также помещалось изображение Андреевского креста (замененное при Павле на двуглавого орла). По кругу шла надпись-девиз ордена "За веру и верность". Эта надпись отмечает заслуги, за которые вручалась награда.

В самом раннем проекте устава ордена св. Андрея, составленном при непосредственном участии Петра Великого в 1720 году, говорится, кому и за что должна выдаваться эта награда: "...в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нам и отечеству оказанные заслуги, а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям: ибо ничто столько не поощряет и не воспламеняет человеческого любочестия и славолюбия, как явственные знаки и видимое за добродетель воздаяние".

В проекте устава есть особая глава "О кавалерах". В ней говорится о том, какие требования предъявляются к кандидатам в кавалеры этого ордена. Они должны иметь графский или княжеский титул, звание сенатора, министра, посла "и прочих высоких достоинств", либо генеральский или адмиральский чин.
Орден могли получить также и губернаторы, которые "несколько лет, а по меньшей мере десять, оказали полезные и верные услуги".
Кроме того, непременным условием были отсутствие у кавалера телесных недостатков, возраст не менее 25 лет и наличие состояния, необходимого для того, чтобы "важность сего события поддержать".
Кавалерами ордена могли стать также иностранцы, причем к ним предъявлялись те же требования, что и к русским кандидатам.

Одновременно кавалерами ордена св. Андрея могло быть не более 12 человек "природных российских кавалеров". Это условие на протяжении всего царствования Петра тщательно соблюдалось.
Лишь в 1719 году число русских кавалеров ордена равнялось двенадцати (в их число не включались иностранцы, находившиеся на русской службе), в остальные годы их было меньше.
Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных) не должно было превышать двадцати четырех.

Федор Алексеевич Головин стал первым кавалером ордена. Будучи одним из ближайших соратников Петра, он даже среди них, людей незаурядных, выделялся глубоким умом и выдающимися военными и дипломатическими способностями.

Именно Головин заключил в 1689 году Нерчинский трактат - о границе Российского государства с Китаем. Во время первого заграничного путешествия Петра, в 1697 году, он был занят организацией морского дела в России: приглашал иностранных офицеров и мастеров, закупал необходимые для строительства флота материалы, отправлял за границу русских учеников. По возвращении в отечество стал в 1698 году во главе только что созданного "Приказа Воинских морских дел". Одновременно, что несколько необычно даже для бурного петровского времени, он заведовал и Посольским приказом.
Скончался Головин в 1706 году. Имея высшее военно-морское звание генерал-адмирала (кроме него, за всю дореволюционную историю государства было еще только шестеро, заслуживших этот чин) и сухопутное - генерал-фельдмаршала.

Вторым кавалером ордена стал гетман И. С. Мазепа, получивший его 8 февраля 1700 года из рук самого Петра.
После известия об измене Мазепы по приказу рассерженного царя была проведена следующая акция: 9 ноября 1708 года, как сообщает "Журнал Петра Великого", "...персону оного изменника Мазепы вынесли и, сняв кавалерию , которая на ту персону была надета с бантом, оную персону бросили в палаческие руки, которую палач взял и прицепил за веревку, тащил по улице и по площади даже до виселицы и потом повесил". Мазепе удалось уйти от заслуженного наказания за предательство, и дело ограничилось лишь повешением манекена изменника. Не дождалась его и специально изготовленная по приказу Петра "награда" - огромная медаль весом в двенадцать фунтов с изображением Иуды и надписью: "Треклят сын погибельный Иуда, еже за сребролюбие давится".

Остальные 38 кавалеров этого ордена, пожалованные в царствование Петра (в том числе получивший эту награду тайно, за симпатии к России, валашский господарь Константин Брынковяну, который не был внесен даже в официальные списки награжденных), оказались более достойными этого знака отличия.
Сам Петр был отмечен орденом св. Андрея седьмым, в 1703 году, за конкретный военный успех - руководство взятием двух шведских боевых судов в устье Невы. Знаки ордена на царя, имевшего официальный военный чин капитана бомбардирской роты, возложил первый андреевский кавалер Федор Головин.
Одновременно такую же награду за участие в этом бою получил А. Д. Меньшиков, бывший бомбардирским поручиком.

Портрет А. В.Суворова с голубой андреевской лентой и звездой ордена Св. Андрея Первозванного выше других орденов

В дальнейшем, до царствования Павла I, кавалерами ордена св. Андрея стал еще 231 человек. Среди них такие выдающиеся отечественные полководцы, как П. А. Румянцев, А. В. Суворов, государственные деятели Ф. М. Апраксин, Г. А. Потемкин.

Император Павел I в день своего коронования, 5 апреля 1797 года, подписал особое Установление, являющееся первым по времени официально утвержденным статусом ордена Андрея Первозванного.
В числе прочих конкретных положений, касающихся орденских дел, было дано подробное описание особого орденского костюма для Андреевских кавалеров, в котором они должны были являться ко двору в день орденского праздника, 30 ноября, и в другие указанные самим императором дни: длинная зеленая бархатная епанча, украшенная серебряными шнурами и кистями, с нашитой на левой стороне звездой ордена размером "более обыкновенной", белый супервест с золотым галуном и бахромою и с нашитым на груди крестом, черная шляпа из бархата с бело-красным плюмажем и с Андреевским крестом из узкой голубой ленты. Естественно, кавалер в торжественный день должен был являться со знаком ордена св. Андрея не на плечевой ленте, а на золотой цепи с эмалью.
Начиная с павловского времени кавалерам запрещалось самовольно украшать свои знаки драгоценными камнями, и крест со звездой, осыпанные бриллиантами (алмазами), стали как бы особой, высшей ступенью ордена, жалуемой исключительно по личному усмотрению императора.
Павел начал жаловать орденами, в том числе и Андрея Первозванного, лиц духовного звания.
Первым таким Андреевским кавалером стал в ноябре 1796 года митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил.
Узаконено было Павлом и награждение всех без исключения младенцев мужского пола - великих князей - орденом Андрея при крещении, а князей императорской крови - по достижении ими совершеннолетия.

Двенадцать старших по времени награждения орденом св. Андрея кавалеров получали командорства, связанные с дополнительными доходами: три командорства по 1000 душ крепостных каждое, четыре - по 800 душ, пять - по 700 душ. В каждой из этих трех групп одно командорство давалось причисленному к этому ордену лицу духовному. Эти пожалования были пожизненными и после смерти кавалера переходили к следующему по старшинству обладателю награды.

При Александре I Андреевские кавалеры при пожаловании орденом стали вносить в кассу ордена по 800 рублей.
В этот период, ставший одной из самых славных страниц отечественной истории благодаря всенародному подвигу в 1812 году, резко возросло число выдаваемых наград, особенно за боевые заслуги.
Только за отличия в 1812-1814 гг. орден св. Андрея получили восемь человек, в том числе один, Л. Л. Беннигсен,- с бриллиантовыми украшениями. Все награжденные орденом имели чин полного генерала. Хотя формально получивший это отличие становился "особой" третьего класса, что по Табели о рангах соответствовало генерал-летенантскому званию, фактически в это время Андреевским кавалером мог надеяться стать лишь полный генерал.

Знак в виде креста к ордену Св. апостола Андрея Первозванного. Лицевая (слева) и оборотная стороны знака.

К периоду наполеоновских войн относится еще один случай пожалования орденом св. Андрея.
В 1807 году его был удостоен сам Наполеон.
По случаю ратификации Тильзитского мира между Россией и Францией (а также Францией и Пруссией) знаки высшего российского ордена получили французский император, его брат Жером, маршалы Бертье и Мюрат, а также известный мастер дипломатической интриги князь Талейран.
В 1815 году к иностранцам, имевшим орден св. Андрея, число которых было довольно значительно, прибавился знаменитый английский полководец герцог Веллингтон.
С 1801 по 1916 год было около 600 награждений. За это время в облике знаков ордена произошли изменения. Примерно со времени Отечественной войны 1812 года появляются звезды из серебра. К середине XIX века металлические звезды полностью вытеснили матерчатые.
До 1855 года знаки ордена св. Андрея Первозванного за военные заслуги ничем внешне не отличались от знаков за заслуги гражданские. Позднее к боевой награде стали добавлять скрещенные мечи.

После Февральской революции Временное правительство, оставив наградную систему империи в сущности прежней, внесло лишь некоторые "косметические" изменения во внешний вид орденов в соответствии с духом республиканского строя, убрав некоторые монархические символы.
На ордене св. Андрея с креста было решено снять короны, а царского орла в центральном круглом медальоне заменить новым, республиканским орлом, уже без корон, по эскизу, сделанному известным художником И. Билибиным.

Но награждений высшим российским орденом в 1917 году не было.

Знаки высшего ордена стали в дореволюционной России частью воинской символики. Андреевская звезда была в военной атрибутике своеобразным символом гвардии и украшала гвардейские головные уборы, а также лядунки - сумки для патронов, супервесты у кавалергардов тяжелой гвардейской кавалерии и даже чепраки - суконные подстилки под седло.

В конце XIX - начале XX вв. многие полки русской армии праздновали свои юбилеи - 100, 150 и более лет, так называемые "старшинства" частей.
По этому случаю практически все полки-юбиляры учреждали свои полковые знаки - своеобразные корпоративные отличия, носившиеся всеми чинами полка на мундире. Рисунок полкового знака утверждался самим царем или военным министром и, как правило, включал в себя изображения и надписи, напоминающие о героических страницах истории части.
Полковые знаки более десяти гвардейских частей включали в себя как элемент изображения Андреевской звезды и ленты, а три гвардейских пехотных полка основой своих знаков сделали Андреевский крест.
При этом старейший полк русской армии - Преображенский - учредил свой полковой знак по эскизу Андреевского креста, собственноручно выполненному в свое время Петром.
Авторы полкового знака скопировали обе его стороны, и эмблема преображенцев стала единственной среди сотен полковых отечественных знаков, имеющей изображения и надписи на оборотной стороне.
Это покажется совершенно бессмысленным (ведь полковые знаки должны были носиться плотно привинченными к мундиру), если не понять желание художника точно скопировать рисунок креста, сделанный когда-то Петром.
Не только в гвардии полковые знаки включали изображения элементов Андреевской награды. Дюжина армейских пехотных полков поместила на свой знак Андреевскую звезду и ленту, а 11-й пехотный Псковский и 13-й уланский Владимирский сделали основой знака Андреевский крест.


Царь Петр I

16 мая на Заячьем острове, был основан Санкт-Петербург.
Петр I сам выкопал ров, в него опустили каменный ящик с золотым ковчегом, в котором находились мощи святого апостола Андрея Первозванного.
Надпись на крышке ковчега гласила: «По воплощении Иисус Христове 1703 майя 16 основан царствующий град Санкт-Петербург великим государем царем и великим князем Петром Алексеевичем, самодержцем Всероссийским».

Ящик прикрыли дерном, после чего царь провозгласил: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Петербург».
В это время, как утверждает легенда, с высоты с «великим шумом» спустился и стал парить над островом орел.

Создание Петербурга не имеет аналогов не только в истории России, но и всей мировой цивилизации.
Когда Петр, после взятия в 1703 году расположенной на Неве шведской крепости Ниеншанц, окончательно решил строить новую столицу на берегах Невы, чтобы разом покончить с консервативными традициями многовековой Москвы, он заложил на Заячьем острове крепость.
Крепость должна была закрыть вход вражеским судам со стороны Большой и Малой Невы. Позднее крепость стали называть Петропавловской — по названию построенного на ее территории собора.

В 1764-1768 годах в Петербурге был построен большой каменный собор св.Андрея на Васильевском острове. Благолепно украшенный, Андреевский собор был одним из самых почитаемых храмов столицы. Закрытый в 1938 году, он был возвращен верующим в 1990 г.

Известный Андреевский собор – в городе Кронштадте близ Петербурга, где с 1855 по 1908 год – более полувека – служил знаменитый российский пастырь святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Андре́евский крест — косой крест, символизирующий распятие Андрея Первозванного. Используется на флагах и символике нескольких стран и территорий.
При Петре I Андреевский крест стал изображаться на российском военно-морском флаге, отчего и сам флаг именуется часто "Андреевским".

Под Андреевским флагом
Источник http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_6031_1_61122/

Ака́ѳистъ свято́му апо́столу Андре́ю Первозва́нному