Встреча, в которой нет смысла
Папа Римский Франциск желает встретиться с патриархом Кириллом. «Что можно ждать от этой встречи?» — задают себе вопрос православные христиане.
Напрашивается только один ответ: «Да, ничего особо ждать и не нужно». Эта встреча уже давно задумана, но есть ли в ней какой-то смысл? Смысла никакого не видно.
Политическая составляющая, похоже, решена нашим Президентом, который лично уже был в Ватикане и беседовал с Франциском.
Что же остаётся? Наверное, духовная составляющая… Можно ли тут что-либо изменить в конструктивную сторону? Думаю, что нет.
От своих ересей в догматической области латиняне не откажутся. Думаю, что это факт. Они считают себя правыми. Непогрешимость папы тоже не подвергнется сомнению.
Папизм, как ересь, не будет ими обозначена как узурпация одним из епископов Царской власти, а папа Римский по-прежнему будет у них наместником Христа на земле.
Если говорить о праздновании Пасхи – Светлого Христова Воскресения в один день с папистами, то ведь папа не собирается же переходить на наш Императорский Юлианский Церковный календарь.
Он просто желает договориться, чтобы праздновать Пасху в определенный день с православными, а любой договор предполагает некий компромисс, значительные или незначительные уступки с обеих сторон.
По сути, дату Пасхи Христовой придётся сместить так, чтобы это всех устраивало. Надо ли нам это, братья и сестры? Не уния ли это получится, которую следует всячески избегать?
Ведь уния, даже незначительная, между латинянами и православными, не доведёт до добра. Какое может быть согласие между светом и тьмой? Какие могут быть компромиссы в вопросах Веры между Церковью Христовою и еретической лжецерковью, которая еще в 11 веке отпала от Вселенского Православия?
Вот, что говорили о папистской ереси святые отцы, приведу только лишь малую долю их высказываний на данную тему.
СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИЙ ПАЛАМА: «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына». (Творения святителя Григория Паламы. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 26)
СВЯТИТЕЛЬ МАРК ЕФЕССКИЙ: «Но если они (латиняне) совершенно отклонились, и притом — в отношении богословия о Святом Духе, хула на Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно, что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков». (Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора).
ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК: «Этот священный собор (Константинопольский 879 – 880 г.г.), после утверждения Седьмаго Собора, латинскую ересь достаточно обличил, и защищающих ее предал анафеме, сделав такое определение против тех, которые дерзнули изменять нечто в исповедании веры» («Против латинян»).
ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ (Величковский) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало… в бездну ересей и заблуждений… и лежит в них без всякой надежды восстания».
И ниже: латиняне — «не суть христиане». (Сочинения о знамении Честнаго, и Животворящаго Креста. Рк. БАМ. 13.1.24, гл. 11, л . 39, л . 88 об.)
СВЯТИТЕЛЬ МОСКОВСКИЙ ФИЛАРЕТ (Дроздов): «Папство подобно плоду, чья кора (оболочка) христианской церковности, унаследованной с древности, постепенно распадается, чтобы открыть его антихристианскую сердцевину».
СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ (Брянчанинов): «Папизм — так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения.
Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех — отречение от Христа, нежели грех отречения от папы.
Папа есть идол папистов, он — божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане — изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма». (О ереси и расколе — «Православное чтение». 1992. № 5-6. С. 5)
СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ: «Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно — во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих!
Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, — согласится отречься от своих заблуждений? Никто.
А мы согласиться с их ЕРЕТИЧЕСКИМ учением не можем без вреда своему душевному спасению… Разве можно соединить несоединимое — ложь с истиною?» (Живой колос с духовной нивы. Из дневника за 1907-1908 гг. М. 1992. С. 31)
Так что, братья и сестры, в этой встрече нет здравого смысла. Святые отцы ясно до нас доносят этот непреложный факт.
Встретиться они, конечно, могут. Думаю и встреча, вероятно, состоится, но это будет лишь потеря времени, словесное сотрясение воздуха и пища для СМИ всего мира.
Так нужно ли встречаться?
С уважением и любовью во Христе, священник Роман Зеленский.
04. 07. 2015
Источник