Схождение Благодатного огня. ПРЯМАЯ ТРАНСЛЯЦИЯ из храма Гроба Господня в Иерусалиме
Огонь как символ чуда
Благодатный огонь символизирует нерукотворный свет Воскресения Христова, о котором говорил еще апостол Петр. Огонь появляется в Кувуклии ежегодно именно в канун православной Пасхи, по молитвам именно православного духовенства (патриарха Иерусалимского) и десятков тысяч паломников в храме Гроба Господня и у его стен.
Свидетелями торжеств традиционно становятся и тысячи католиков, которые встречают Пасху по Григорианскому календарю (в этом году на неделю раньше православных, живущих по Юлианскому календарю), и представители других конфессий. Мусульмане также признают божественную сущность огня, природа которого до сих пор не описана наукой. Некоторые из них в Великую субботу приходят в иерусалимский храм Гроба Господня вместе с христианами и уносят частицы Благодатного огня домой.
В то же время в обществе не утихают споры о том, является ли схождение Благодатного огня ежегодным чудом или просто традиционным пасхальным религиозным обрядом Иерусалимской церкви. Так, мощную волну публикаций на эту тему в преддверии Пасхи 2008 года вызвал тот факт, что патриарх Иерусалимский Феофил III в беседе с российскими журналистами о схождении Благодатного огня говорил об этом явлении как о церемонии и не произнес слова "чудо".
Храм Гроба Господня
Храм Гроба Господня — священный центр христианства, объединяющего сегодня около трети населения земли. Он сооружен по велению императора Константина Великого и его матери святой равноапостольной царицы Елены в IV столетии нашей эры на месте, где завершился земной путь Иисуса Христа. За свою многовековую историю храм трижды полностью разрушался и восстанавливался заново (последний раз — после пожара 1808 года).
Храм поделен между несколькими христианскими Церквами: большая часть святынь принадлежит Иерусалимской православной церкви, есть также армянский, коптский, сирийский и францисканский приделы.
Самое священное место во всем храмовом комплексе — это часовня над Гробом Господним — Кувуклия. В ней находится каменное ложе — лавица, где покоилось тело Христа после крестной смерти в страстную пятницу и до его воскресения. Именно здесь появляется Благодатный огонь.
Схождение Благодатного огня
Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком. В наши дни церемония получения Благодатного огня и молитва об этом (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов.
Внутри храма проходят торжественные процессии духовенства, в том числе армянского, коптского, сирийского. Их традиционно сопровождают каввасы — стражники в турецкой форме, которые с древнейших времен нанимались для охраны христианских торжеств. По мере продвижения сквозь толпу каввасы стучат специальными посохами о каменные плиты храма. Их действия, наряду с шумным поведением православных арабов, создают неповторимую атмосферу ритуального праздника.
Старшины православной арабской молодежи, сидя на плечах друг у друга, оживленно жестикулируют и скандируют: "Нет веры, кроме веры Православной! Христос — истинный Бог!". Они просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.
В полдень от Иерусалимской патриархии начинается Крестный ход к Гробу Господню, который завершается перед входом в Кувуклию. В нее вносят большую лампаду, в которой должен возгореться огонь, и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).
Иерусалимский патриарх традиционно входит внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике — чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-либо еще, при помощи чего можно добыть огонь. Затем вход в часовню опечатывают — и наступает напряженная тишина в ожидании схождения Благодатного огня. В народе существует предание: если огонь не сойдет, это станет ужасным предзнаменованием для всего человечества, а те, кто находится в храме, погибнут.
Как правило, ожидание чуда длится от нескольких минут до нескольких часов. На это время в храме гасится свет. Держа в руках незажженные пасхалы (большие праздничные свечи), присутствующие молятся, каются в своих грехах и просят Господа даровать Благодатный огонь. По свидетельствам очевидцев, некоторое время спустя в храме появляются необъяснимые всполохи света, которые как бы стекают по стенам и колоннам вниз, а из отверстия в куполе храма на Гроб Господень опускается вертикальный широкий столб света.
Вскоре в Кувуклии появляется Благодатный огонь, о чем радостными возгласами свидетельствуют стоящие рядом с ней верующие, выходит патриарх Иерусалимский и передает огонь (от свечи к свече) собравшимся в храме. Верующие, стоящие в первых рядах, зажигают свои свечи — и огонь молниеносно передается от одного человека другому. Иногда, по свидетельствам очевидцев, лампады и свечи в руках молящихся загораются сами собой.
Большинство держат в руках по несколько свечей, чтобы потом отнести их в свои храмы, раздать близким. Каждая из них подобна факелу, так что вскоре весь храм начинает буквально сиять огнем. Людей охватывает эйфория, и многие умываются Благодатным огнем. Примечательно, что первое время огонь этот обладает удивительным свойством — он не обжигает.
Паломники за огнем
Традиция посещения святых мест и принесения на родину святынь, к числу которых верующие относят и Благодатный огонь, заложена ранними христианами и развивалась западноевропейскими пилигримами. Древнерусское государство унаследовало эту традицию с принятием христианства от своих учителей из Константинопольского патриархата.
В 1106-1108 годах паломничество в Святую землю совершил черниговский игумен Даниил. Он оставил первое на русском языке описание увиденного, в том числе и чуда схождения Благодатного огня. Кроме того, игумен Даниил возжег лампаду у Гроба Господня "от всей русской земли". По преданию, лампада, которую ежегодно ставят на ложе Гроба Господня в Великую субботу, символизирует именно ту "лампаду Даниила".
С падением Восточной Римской империи (Византии) в середине XV века Россия почувствовала себя вправе примерить шапку Мономаха, унаследовать византийский герб и лидирующую роль в православии. Этой целью были продиктованы многие внешнеполитические шаги. Но после революции 1917 года русское духовное присутствие оскудело на Святой Земле. Традиция принесения Благодатного огня восстановилась лишь в начале 1990-х годов. Но это были единичные случаи: на самолёт, если это не спецрейс, проносить огонь запрещено.
С 2003 года Фонд Андрея Первозванного по благословению патриарха Московского и всея Руси официально организует принесение в российскую столицу к Пасхе Благодатного огня в рамках программы "Просите мира Иерусалиму". Трансляции из храма Гроба Господня ведут ТК "НТВ" и "Радио России".
Источник http://www.rusdialog.ru/news/22412_1428737475