Императрица Екатерина II не разоряла монастырей
Опубликовано monarxist в 1 февраль, 2015 - 16:30.
Великую реформу монастырской жизни, проведенную Императрицей Екатериной II принято называть «неслыханным вмешательством Государства в дела Церкви» и «секуляризацией Церковного имущества». Это как же?! Получается, что миллионы православных христиан (крестьян) называют Церковным имуществом, а архиереев и монахов называют Церковью!
Все Цари видели ненормальность положения /когда церкви и монастыри владели обширными землями и крепостными крестьянами/ и пытались бороться с тем, когда на каждого архиерея трудились тысячи, а на каждого монаха — десятки (а в элитных монастырях сотни) крепостных. Архиерейские дома и богатые монастыри утопали в роскоши, а монастырских крестьян могли забивать насмерть и эксплуатировали так, что часто вспыхивали крестьянские восстания против монастырей на протяжении второй половины XVII — первой половины XVIII веков.
При владении монастырями крепостными крестьянами попиралась Заповедь Христова, да и смысл монашества полностью уничтожался, отчего в эти 100 лет почти нет святых в чине преподобных. Мало кто знает, что такое ненормальное состояние Церкви возникло в результате деятельности Патриарха Никона, который не дозволил осуществиться тому положению Великого Уложения 1648 года, которое не допускало монастырям и архиерейским домам владеть крепостными крестьянами. Специальное государственное учреждение — «монастырский приказ» — должно было ведать всеми монастырскими землями и крестьянами, т. е. взять все хозяйственные заботы на себя, а монастырям и архиереям должна была идти «руга», то есть всё необходимое довольствие с этих земель. Но такое положение резко противоречило политическим амбициям патриарха Никона, и он ввёл в Великое Уложение те уродливые изменения, по которым архиереи и монастыри стали самыми большими крепостниками в стране.
Сначала это привело к невероятному обогащению монастырей, архиереев и, в первую очередь, самого патриарха и к возрастанию его политической власти так, что в стране на какое-то время фактически установилось двоевластие Царя и Патриарха. При этом владение землями и крепостными крестьянами противоречило заповедям Христа и учению святых отцов, но патриарха и архиереев как-то не смущало. Вот, кстати, истинная почва для «мнимо старообрядческого» раскола, а какие-то неточности в переводах, которых во все века было немало, лишь повод. Но мина, подложенная под Церковь патриархом Никоном, в конце концов страшно взорвалась.
Это случилось при самом восшествии на Престол молодой Императрицы Екатерины II, когда при подавлении правительственными войсками охватившего всю страну восстания монастырских крестьян против своих владельцев — монахов и архиереев, из миллиона монастырских крестьян сто тысяч находилось «под караулом» (под арестом)! Напуганная этим страшным положением дел, в высшей степени человеколюбивая, по-настоящему православная Императрица повелела созвать комиссию для поиска выхода из создавшейся ситуации. Эта комиссия, в которую впоследствии входило одинаковое количество архиереев и высших светских чиновников, начала работать в 1764 году и проработала свыше 30 лет! Если вы где-нибудь прочтёте, что, такой-то монастырь был закрыт по указу Императрицы в 1764 году (а только так и пишут), знайте, что тут сразу три клеветы: не по «указу Императрицы», а по решению комиссии, и не «закрыт», а обращён в приход. Ещё одна клевета — часто приводят статистику, у всех авторов разную, но одинаково лживую, что до реформы 1764 года в России было 600 с чем-то монастырей — после реформы стало 240 с чем-то монастырей, дескать немка-протестантка нанесла удар по монашеству. Откуда взялась эта статистика? Привожу пример: в одном только Пскове было 30 монастырей. Но (!) «Наиболее подходящими оказались келиотские, особножительные монастыри, очень небольшие, от 2 до 7 человек (последние считались большими); имущественные вклады, делаемые при поступлении, возвращались при выходе из монастыря. Отдельный быт и отдельное питание («особь койждо себе в келиях ядяху») — и совместное присутствие лишь в церкви», — пишет известный историк архитектуры Алексей Ильич Комеч в своей книге «каменная летопись Пскова», ссылаясь на «Очерк внутренней истории Пскова» Никитского А. И. Вот за счёт обращения таких номинальных монастырей в приходы и перевода их монахов в большие монастыри и образовалась эта статистика, которую широко используют в целях оклеветания Императрицы.
Но что же она сделала, в чём её реформа? Императрица Екатерина II освободила миллион монастырских крестьян (христиан) из крепостничества, сделала их государственными, так называемыми «экономическими» крестьянами, положение их при этом несказанно улучшилось, волнения сразу прекратились, и специальным своим указом она строжайше запретила под каким бы то ни было предлогом отдавать этих крестьян обратно в крепость любому лицу в Государстве. Известно насколько строга была Царица в исполнении собственных законов. Так что, когда прочтёте (а это вдалбливается в головы семинаристам во всех семинариях), что Екатерина II раздаривала монастырских крестьян своим «фаворитам», то знайте, что это бездоказательная жидовская клевета на Царицу из той же серии, что в Иерусалиме на площадях бесстыдные блудницы плясали в священнических облачениях, которые святитель Кирилл Иерусалимский будто бы продавал направо и налево (клевета на святителя, о которой повествуется в его житии). И в той, и в другой клевете для придания большей выразительности святотатство соединяется с плотским грехом: принадлежащее Церкви попадает в нечистые руки.
Что же стало с монастырями, лишёнными своих рабов? Императрица взяла их на полное государственное обезпечение. «Неслыханное вмешательство Государства в дела Церкви!» — опять кричат фарисеи. «Да» — соглашаемся мы, но к чему же привело это вмешательство? К небывалому духовному взлёту во всех Российских монастырях, к новой волне «умного делания» — Иисусовой молитвы, к расцвету старчества, к воспитанию в очищенных от рабовладения монастырях сотен преподобных, которые до этого уже сто лет отсутствовали на Руси. Множество старцев из Саровской, Оптиной, Санаксарской, Глинской пустыней, Валаамского монастыря, Александро-Невской, Троице-Сергиевой, Киево-Печерской Лавр, и других Киевских монастырей, и по всей стране, и нет конца этому перечислению — всё это «птенцы гнезда Екатерины»!
Вот чем велика эта Царица! Воистину великая реформа Екатерины Великой!
Однако до сих пор на нее клевещут, преподавая в светских учебных заведениях и духовных семинариях, что она разоряла монастыри…
Руслан ЗАПОРОЖСКИЙ
»