Пропустить навигацию.
Главная

Памяти Санкт-Петербургского градоначальника В.Ф. фон-дер Лауница (1855-1907)

 

2 января мы празднуем память св. прав. Иоанна Кронштадтского, 15 января - преп. Серафима Саровского. А между ними, 3 января, известный как день памяти свт. Петра, митр. Московского и всея Руси чудотворца, увековечится еще и памятью мученической кончины в 1907 г. (по н.ст.) русского патриота-государственника Владимира Федоровича фон-дер Лауница. Две знаменательные даты (заметим, что они также связаны с преставлением святых) обозначены не случайно, потому что жизнь Владимира Федоровича была тесно связана с этими, любимыми нашим народом, русскими святыми, которые теперь навечно как бы окаймляют его непродолжительную жизнь.

Будучи Тамбовским губернатором, Владимир Федорович принимал самое деятельное участие в организации и проведении торжеств по прославлению Батюшки Серафима в 1903 г., за что был удостоен церковных наград и Царского признания, имя его навсегда вошло в канву этого общенационального церковного события. С о. Иоанном Кронштадтским их связывали не только теплые семейные отношения, но, прежде всего, тесное сотрудничество и на церковной ниве, и в служении Отечеству. Став в 1906 г. С-Петербургским градоначальником, фон-дер Лауниц не остался равнодушным к церковному благоустроению столицы, помогая Батюшке по строительству Иоанновского монастыря. Но в эти смутные для России времена, не меньше забот было у них по защите Царского Престола и Отчества. Известно, что св. прав. Иоанн Кронштадский благословил создание ''Союза Русского Народа'' и ''Черной сотни'', так, до нервного тика, пугающих нынешних демократов, получив, как известно, билет v 1. Билет v 2 принадлежал Владимиру Федоровичу, который он окропил собственной кровью.

В.Ф. фон-дер Лауниц родился 10/23 августа 1855 г. в с. Каргашине Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области), происходил из древнего прибалтийского рода. По семейному преданию один из его предков был в числе свиты наследницы Византийского Императорского Престола Софии Палеолог, будущей супруги Великого Князя Московского Ивана 3, которая прибыла в Россию в 1472 г. Представители рода фон-дер Лауницев входили затем в служилое дворянство, отличались верностью и преданностью Русскому Престолу. Отец Федор Федорович _ генерал-лейтенант, участник целого ряда военных кампаний (служил в одном полку с М.Ю. Лермонтовым, а впоследствии старшая дочь Владимира Федоровича Мария вышла замуж за Владимира Лермонтова, представителя этого многочисленного древнего рода). Мать Софья Николаевна, в девичестве Карачинская, происходила из дворян Тамбовской губернии, где находились их родовые имения.

Об организаторских, административных и государственных талантах Владимира Федоровича, во всей полноте проявившихся на Саровских торжествах 1903 года, повествует мой очерк ''Крест служения Царю и Отечеству'', вошедший в ? 21 церковного альманаха ''К Свету'' за прошлый год. А здесь мне хотелось бы упомянуть еще об одном чудодейственном моменте, смысл которого открылся совсем недавно. Он важен не только для понимания личности самого Владимира Федоровича, но и напоминает о сакральной сущности царского служения.

В Сарове стараниями Владимира Федоровича была сооружена впечатляющая триумфальная арка, украшенная цветами и вьющимися растениями. Здесь, на границе Тамбовской губернии, Царя-Батюшку встречали тысячи и тысячи паломников, прибывших со всех концов России, а делегация из местных крестьянок в неповторимых народных костюмах приветствовала Его хлебом-солью. На арочной дуге славянской вязью было написано ''ГОСПОДИ, СИЛОЮ ТВОЕЮ ДА ВОЗВЕСЕЛИТСЯ ЦАРЬ''. Этот стих взят из 20 псалма, но слова ''да'' там нет. Казалось бы, допущена ошибка. Но зная, что Владимир Федорович, будучи глубоко религиозным, воцерковленным христианином, не мог допустить оплошности, понимаешь, что сделал он это осознанно. Действительно, этим прибавленным ''да'' надпись выражает словами стиха, от имени подданных, пожелание Русскому Царю Божией помощи. Но если вспомнить, что значение этого псалма в том, что он предвозвестил Воскресение Христа, то открывается более глубокое, сакральное содержание саровской надписи. Выбрав этот стих для приветствия, Владимир Федорович, возможно даже не ведая, выразил то, что Бог вложил в его чистое, нелицемерно любящее Государя сердце. Там в Сарове, при прославлении великого Старца всея Руси, которое состоялось благодаря настоятельному пожеланию Царя всея Руси, устами Владимира Федоровича Бог предвозвестил, что царь земной, через крестные муки, уподобится Царю Небесному и воскреснет в своей святости. Что и подтвердил Поместный Собор Русской Православной Церкви 2000-го года.

Но времена наступали суровые, и повседневные заботы Тамбовского губернатора были далеко не праздничными. Начавшаяся в 1904 году русско-японская война развязала руки и врагам внутренним. Евреи и поляки, жившие в России и являвшиеся подданными Русского Государя, открыто оскорбляли Царское достоинство, громко радовались поражению русских войск на фронте. Агитаторы из пришлых, шныряя по деревням, провоцировали селян к погромам усадеб и русской крови. Заполыхали поджогами барские экономии, подверглись безжалостному разграблению крепкие крестьянские хозяйства. Войска на фронте, собственных сил мало, что делать? Владимир Федорович не стал ждать, пока огненный смерч охватит всю губернию. Создав по благословению Еп. Иннокентия ''Союз русских людей'' (они всегда работали вместе и на благо Церкви, и на защиту Державы), куда вошли верные помощники Гавриил Николаевич Луженовский и Николай Евгеньевич Богданович - за что с ними жестоко расправились террористы-эсеры, в рескрипционный список были внесены также Владыка и Губернатор, - погасил в своем крае катившуюся по России революционную смуту. На вопрос Петра Аркадьевича Столыпина, бывшего в ту пору губернатором соседней Саратовской губернии, что ему помогло - в короткий срок и малыми силами - справиться с этим разрушительным смерчем, Владимир Федорович ''поделился секретом'': ''Вера в Бога и твердая рука''. И когда Российской столице потребовалась твердая рука в защите от разгулявшегося терроризма, 31 декабря 1905 г. (13 января 1906 г. по н.ст.) Государь Своим Высочайшим Указом назначил генерал-майора В.Ф. фон-дер Лауница Санкт-Петербургским градоначальником.

''Владимир Федорович вступил в Петербурге в отправление своих обязанностей в самый разгар нашей смуты. Петербург волновался и закипал, точно гигантский котел, поднимая грязь и сор со дна и выбрасывая их наверх вместе с мутной пеной. Владимир Федорович умело и энергично начал работать над успокоением города. Он сильно очистил город от хулиганов и начал уничтожать разврат игорных домов. В начале так называемого ''освободительного движения'' (т.е., по-современному говоря, свободы слова и защиты прав человека, - В.С.) Петербург покрылся целой сетью игорных домов - этих притонов подлости и разврата. Честный труженик, Владимир Федорович взглянул на эту мерзость нравственного состояния общества сурово. Он понимал, что разврат душ есть именно та почва, на которой зарождаются и развиваются всякого рода преступления, до политических включительно. Очищая Петербург от всякой внешней грязи, Владимир Федорович начал очищать его и от внутренней...'', _ вспоминал в 1912 г. о. Константин Богоявленский в своей книге ''Борец-мученик за Св. Русь в смутную годину В.Ф. фон-дер Лауниц, Санкт-Петербургский градоначальник''.

Как боевой генерал, фон-дер Лауниц четко и трезво оценил сложившуюся в столице картину. ''Внутренняя грязь'' потребовала от него колоссального напряжения моральных и физических сил, ежедневного, до поздней ночи, связанного с риском для жизни труда. Все те же скрытые враги Престола поляки и евреи, осевшие в градоначальстве, антирусские, антигосударственные силы, поразившие общество сверху донизу, проникшие даже на правах приближенных в Царский Дворец, сионисткие предательские силы, щедро финансируемые мировым масонством, оседлавшие 1-ю Государственную Думу посредством оболвания, спаивания и подкупа простого народа, сами к русскому народу не принадлежавшие и не выражавшие чаяния коренных слоев и общественных сословий (ну как же все это знакомо до оскомины!), оголтелая пресса, травившая Царя и монархистов-государственников, которая уже почти вся принадлежала предкам нынешних ''акул пера''... И все они хотели только одного - свержения Монархии, сокрушения Царского трона, а значит, уничтожения русского государства и русского народа. Но Градоначальником стал Лауниц, и Петербург затих, ''сдался'', начала налаживаться мирная жизнь, ''никто не посмел при нем шевельнуться'', пишет современник, имея в виду революционных бесов. Недолго прослужил на посту Петербургского градоначальника фон-дер Лауниц. Но человек, любящий свое Отечество, употребляя доверенную ему власть во благо своему народу, даже за короткое время может сделать очень много. Взяв также на себя ответственность перед Государем, в случае роспуска революционно настроенной 1-й Государственной Думы _ этого ''сборища, по словам Иоанна Кронштадского, шулеров и картежников'' (ну что здесь добавишь?), - оградить столицу от потрясений, пресек террористический безпредел социалистов и эсеров. Как писали современники, что только благодаря одному человеку в 1906 г. в России не произошла революция, и этим человеком был С-Петербургский градоначальник В.Ф. фон-дер Лауниц.

Владимир Федорович прекрасно понимал, что идет брань духовная, что выступают против Монархии не просто чем-то недовольные иноверцы и инородцы, а на Русь Святую надвигаются черные полчища, ведут войну те тайные силы, отец которых дьявол. Как считал сам Владимир Федорович, личных убеждений человека нельзя касаться, какие бы взгляды тот не исповедовал, даже если эти убеждения противоречат твоим собственным. Но если они перестают быть личными, порождая противозаконные общественные действия и становясь серьезной угрозой для безопасности государства, с ними надо бороться незамедлительно. И здесь он был суров и непреклонен. Несмотря на запугивания, на ежедневную смертельную опасность, Владимир Федорович как христолюбивый воин, безстрашно вступает с ними в битву, в своей борьбе опираясь на только что созданный Союз Русского Народа.

  О ритуальности убийства Владимира Федоровича говорит выбранное террористами время и место: оно произошло в предрождественскую неделю, когда весь христианский мир готовился к встрече с Божественным Младенцем, на пороге только что освященного храма в честь вмчц. Царицы Александры в Петербургском Институте экспериментальной медицины. Свидетели вспоминали, что ''во время молебна Владимир Федорович горячо молился, будто чувствуя, что над ним витает уже ангел смерти''. Владимир Федорович знал, что он приговорен террористами, уже несколько лет, начиная с Тамбова, они без устали охотились за ним. Ту же дату насильственной смерти предсказала ему еще в 1903 г. блаженная Паша Саровская. Но когда близкие люди, глубоко почитавшие Владимира Федоровича, просили его уехать из Петербурга, не подвергать себя смертельной опасности, он был по-военному краток и непреклонен: ''Смерти я не боюсь, все мы в руце Божией... Останусь, пока нужен Государю!''. Как глубоко верующий человек, безусловно одаренный мистическим чувством, Владимир Федорович безошибочно осознавал главное: не будет Самодержавной Монархии - не будет России. Верный присяге, как русский генерал и гражданин, до последней минуты своей жизни он служил Государю, являясь крепкой опорой Царского трона. Эту опору врагам Монархии надо было сокрушить. Он выдержал 15 покушений! Отпевал его, еле сдерживая слезы, Предстоятель Русской Православной Церкви, митрополит Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), провожал весь Петербург. В снежную морозную вьюгу его останки со станции Н-Мальцево до Каргашина несли на руках крестным ходом с хоругвями и иконами, как несут почитаемые мощи любимого святого. 

Император по достоинству оценил заслуги Владимира Федоровича, называя его ''Наш верный слуга'', который ''отдал жизнь за Царя''. Государь отметил Высочайшим вниманием осиротевшую семью, возведя среднего сына Александра в офицерское звание (который геройски погиб в Первую Мировую Войну), а дочерей назначив фрейлинами к Государыням. На могилу безстрашного воина Николай Александрович подарил трехметровый крест черного гранита и голубой хрустальный гроб со словами, которое сохранило народное предание: ''Владимир Федорович будет спать в нем, как спящая царевна, но через сто лет проснется и встанет''. Совсем немного осталось до исполнения этого предсказания нашего святого Государя. Возможно, Он имел в виду, что Владимир Федорович придет к нам в духе и вновь будет оборонять Россию от ее ненавистных врагов. Но это зависит и от нас - от нашей веры, от наших молитв, от нашей потребности в христолюбивых воинах-вождях...

Однако богоборцы не успокоились, они продолжали борьбу с ним и после его ритуального убийства. В 1921 г., невзирая на просьбы крестьян, обращенные к Ленину, не совершать кощунства, комиссары разрушили могилу. Хрустальный гроб разбили, находившийся внутри его гроб, в котором непосредственно покоилось тело Владимира Федоровича, отдали в сельсовет для стирки грязного белья, генеральские сапоги (15 лет пролежавшие в могиле!) натянул на себя комиссар-кощунник. Вновь повторилась ритуальная сатанинская расправа...

Очевидцы-крестьяне свидетельствовали, что тело ''нашего барина'', как они с любовью называли Владимира Федоровича, а старики называют до сих пор, впитав отношение к нему по наследству, было нетленным: он спал с легким укором на лице. Где сейчас обретаются его честные останки, сокрыто тайной. Погибла в Харьковском централе в 1923-24 гг. (точная дата пока неизвестна, это было страшнейшее место в те годы, живыми из пыточных камер не выходили) супруга Владимира Федоровича Мария Александровна, в девичестве княжна Трубецкая, там же погибла одна из их дочерей. Старший сын Владимир, приговоренный в 1918 г. Лубянским трибуналом по обвинению в монархическом заговоре, безследно исчез в советских концлагерях. Дочь Мария, в замужестве Лермонтова, вместе с семьей была выслана на строительство Беломор-канала. На многие десятилетия под запрет большевиков попало любое упоминание фамилии Лауниц. Им хотелось навсегда стереть его из русской памяти.

Но Бог Своих не забывает. Владимир Федорович жил как христиане первых веков, не имея на совести ни одного пятнышка. Три года назад, по благословению старцев, инициативная группа его почитателей подала документы в Комиссию по канонизации Московской Патриархии. Основанием для этого послужили свидетельства современников, прежде всего духовенства, о его жизни как благочестивого христианина, незгибаемого воина за Веру, Царя и Отечества и ныне начавшееся народное почитание, ознаменованное неложными чудесами. Господь показывает, что народ наш нуждается сегодня в небесном покровительстве такого воина-державника, который, как наши древние воины-князья, стяжал святость на ниве безупречного служения Русскому государству, и потому по праву может войти в сонм Новомучеников и исповедников Российских, пострадавших от богоборцев за Христа в годину лютых гонений. Как писал о. Константин Богоявленский в своей книге ''Борец-мученик за Святую Русь'', Владимир Федорович был ''гранитной скалой на пути революционного потока, бешено устремившегося'' снести Удерживающего - оплот Богом установленной Русской государственности, Православной Монархии. И потому не случайно его подвиг завершен мученической кончиной. Жизнь во Христе и смерть на Кресте. Крепкая скала среди житейской бури, увенчанная гранитным крестом, стала его надгробным памятником-символом. Называя Владимира Федоровича ''рыцарем долга и чести'', о. Константин был убежден, что ''память о нем не должна изгладиться и в дальнейшем, в глубь времен по всей Святой Руси среди верных слуг Царя и Родины''. Епископ Иннокентий в своем надгробном слове на могиле сказал, что ''святая душа этого праведника приняла смерть на земле за долг свой, что, верная ему, стяжала мученичество до последнего вздоха, до потоков крови, пролитых за преданность, твердость и мужество, коих требовал этот долг!''.

Да, кромешна сегодняшняя ночь государственной смуты: нас вытесняет несметное, при попустительстве режима, нашествие иноверцев, угрозами и подкупом стремящихся заставить русские народ отречься от веры своих предков, лютая ненависть врагов заморских и ''доморощенных'', все также щедро, но уже не тайно, а явно, оплачиваемых мировой закулисой и, при помощи захваченной власти, унижающих наше национальное достоинство, оскорбляющих наши святыни, пытающихся затопить корабль Российской Державы, зверски терзающих душу и тело русского народа рабскими кандалами и тюремными нарами... Но мы сможем их одолеть, если нами будут востребованы такие небесные покровители, как русский воин-монархист Владимир Федорович, познавший до конца духовный секрет науки побеждать: ''Единственное средство для борьбы с кровавой вакханалией - это непреклонная стойкость тех, кто служит Родине. Убьют меня, на мое место явится другой, которому я желаю одного: обладать тем же чувством непоколебимого долга. ... Нет худа без добра - этот бред, кошмар исступленных откроет глаза народу. Полагать надо - Господь не без милости, и правда все же свое возьмет. Неустанно повторяю: ''Велик Бог земли Русской'' и с глубокой верой и надеждой взираю на будущее... Крепко стойте, православные, за Веру святую, за Родину-Матушку, за Царя-Батюшку!.. Будьте истинными христианами, будьте убежденными в идее беззаветного служения Царю и Родине, будьте тверды в этих убеждениях, как скала!..''

  Русские люди, вы слышите, как он призывает нас на духовную брань? Да поможет нам Бог преодолеть малодушную теплохладность и сотворит из нас безстрашных христовых воинов, каким был до конца своей жизни русский монархист-патриот боярин Владимир Федорович фон-дер Лауниц! 
Валентина СОЛОГУБ
Источник