Пропустить навигацию.
Главная

Статья И.И.Доценко “Императорская регалия” часть I



Происхождение, генезис и символика державы.

Древнеримский атрибут Императорской власти.

Большинство регалий и символов Императорской России своим происхождением связаны с культурами древних могущественных царств и, в первую очередь, с Императорским искусством Древнего Рима.

В описании коронации Российской Императрицы Екатерины I (1724 г.) Императорская держава названа «глобусом»  и добавлено, что «дело того глобуса есть древнее римское и весьма удивления достойное».

Действительно, глобус в древнеримской культуре представлен в самых разных смыслах, и достойно удивления то, что почти все они сводятся к одной великой идее вселенской Империи.

Глобус (лат. globus) в переводе на современные европейские языки означает «шар». В искусстве древних римлян шарообразные изображения, отдельно представленные как некий символ или чей-либо атрибут, получают распространение только в эпоху Империи.

Более всего они встречаются на древнеримских монетах (на такие монеты здесь в основном и обращено внимание), но там они настолько малы, что их трудно отличить, например, от изображений солнца или луны.

Это везде только шар без надписей и дополнительного оформления. Такое нумизматическое изображение разнообразного символического звучания  лучше всего так прямо и называть  «шаром» или «сферой» (из лат. sрhаеrа от греч. σφαῖρα — мяч, шар) а не «глобусом», так как лат. globus, уже давно стал прочно ассоциироваться только с моделью шарообразной Земли. В случае, когда древнеримское изображение сферы однозначно символизирует Землю, тогда, безусловно, такое изображение следует называть «глобусом».

Идея о шарообразности Земли была выдвинута еще пифагорейцами (5 в. до Р.Х.) и обоснована Аристотелем. В трактате Аристотеля «О небесах» земля представляется в виде шара, находящегося в центре Вселенной.

Однако, ученые греки не были первыми, кто выдвинул идею о шарообразной земле. Такой землю всегда представляли древние египтяне задолго до появления философских школ Древней Эллады.

К тому же шарообразная земля древнегреческих интеллектуалов – только космогонический символ, не имеющий отношения собственно к географии и картографии. Однако  от него началась история создания первого известного в наше время глобуса. Применяя к этому пока только символу картографические методы, глава  пергамской школы грамматиков Кратес Маллоский (2 в. до Р.Х.) создает шарообразную модель всей земли.

На глобусе Кратета суша (известные и неизвестные древним грекам материки)  была символически разделена пересекающимися океанами. В таком виде он был описан древнегреческим географом и историком Страбоном ( 1в. по Р.Х.). Это описание сохранилось и получило широкое распространение в Средние века.

Западно-европейские королевские державы, перекрещенные двумя кольцами по окружности, подобно океанам на глобусе Кратера, более всего похожи на эту древнейшую модель Земного Шара (об этом подробно еще будет сказано ниже).

В свою очередь древнегреческие астрономы использовали поверхность глобуса для изображения звездного неба. Они же нанесли на него первые параллели и меридианы (два кольца).

Когда в Европе появились первые глобусы, тогда и пригодилось лат. globus. Только с того времени это слово начало широко вводиться в западно-европейские языки. В этих языках также используется другое слово со схожим смыслом «orbis» (лат. мир, круг. окружность).

От него произошло «orb», ставшее во многих европейских странах названием шарообразной регалии.

В настоящее время в Западной Европе слово «глобус» употребляется и для обозначения державы, но, как правило, со словом «crussiger» (лат. крестчатый). Известно, что как атрибут царской власти глобус впервые появился у македонского царя Деметрия I Полиоркета (нач. 3 в. до Р.Х.), сына полководца Александра Македонского Антигона.

Является ли на древнеримских монетах символизирующая землю сфера изображением Земного шара или это образное представление древнеримского «круга земель» (лат. «оrbis terrarium»)?

Скорее всего, в большинстве случаев древнеримский нумизматический шар – это знакомый всем римлянам «круг земель» (над всем «кругом земель», как и над всеми подданными, был поставлен Римский император), а не шарообразная Земля, хотя для многих римлян, и в первую очередь  древнеримских ученых и философов (Плиния Старшего, Макробиуса и др.) шарообразная форма Земли не подлежала сомнению.

Обычно в жизни для прикладных нужд римляне пользовались обычными двумерными картами, особенно картой Птолемея, изображения которой оставались наиболее воспроизводимым географическим источником вплоть до Ренессанса.

Первые и наиболее известные из дошедших до нас изображений самого Римского императора с глобусом  (державой) уже относятся к императорскому искусству Октавиана Августа, и с той поры в руках императора он всегда означал господство над всем миром (Mattingly H. Roman coins, London, 1927, стр.76).

И, действительно, уже со времени правления Октавиана Древний Рим представлял собой могущественнейшую Империю, быстро распространявшую свою власть по всему известному римлянам миру.

Почетный титул «Август» (лат.Augustus, от глагола лат.augere – увеличивать, то есть «возвеличенный богами» или «тот, кто возвеличил государство») Октавиану был преподнесен в 27 г. до Р.Х. Этот титул всегда оставался самым главным титулом Римского императора и обычно означал власть над всей Империей.

Его  со старым республиканским титулом «император» Октавиан включает в свое имя. Традиционно почетное звание «Император» (лат.imperator –«начальник», «властитель», в частности –  «полководец», «военачальник») в эпоху Римской республики давался высшим должностным лицам, которым предоставлялся империй (лат.imperium – “полнота власти”, “полномочия”) в военной или гражданской сфере.

Со времени императора Августа этот титул начал приобретать монархический характер. Таким образом, 27 год до Р.Х считается годом основания Римской Империи. Хотя, по существу первым римским царем в конце эпохи республиканского правления уже следует считать  Юлия Цезаря. (1)

В правление Октавиана Августа складывается особое учение о царской власти, в наше время получившее название «императорский культ», и формируется идеология наступления «золотого века», который сменяет «железный век» благодаря добродетелям и заслугам императора

Императорский культ был тесно связан с образом громовержца Юпитера, мифического властителя мира, олицетворением которого воспринимался  каждый Римский император. Могущество, сила и победа Рима являлись отражением подобных качеств Юпитера.

Даже когда Империя стала христианской, атрибуты этого божества еще долго оставались в Царском ритуале, безусловно утратив прежнее языческое содержание (настолько они были удачны и выразительны как символическое отражение римского и имперского  величия).

Так, например, Юпитер Хранитель с богиней Викторией в руках, копьем и орлом изображен на медных монетах равноапостольного Константина и его сыновей.

Шар также относился и к атрибутом Юпитера. Как атрибут Юпитера шар  – космогонический символ верховной власти.

Без всякого сомнения, всякий шар, помещенный в руках Юпитера или изображенный символически связанным с ним,  как державным  правителем, представляет собой глобус – Земной шар.

Сохранилось древнеримское скульптурное изображение и самого Императора Августа в образе Юпитера, (1в. по Р.Х.Эрмитаж) держащим в правой руке глобус, который по-русски можно уже смело назвать «державой».

Юпитер обычно изображался с таким же шаром, на котором стояла богиня победы Виктория. Такое изображение этой богини называется «Викториола». С Викториолой изображался и император.

Но более всего, как уже подчеркивалось, изображение глобуса или просто шара в древнеримской культуре встречается на императорских монетах. В древности монеты служили особым средством пропаганды. В таком качестве они рассматривались и в Древнем Риме.

Изображение богини Виктории составляло тип древнеримских триумфальных монет, начиная с республиканского периода и кончая правлением христианских императоров 5 в.  Часто, как олицетворение победы императора, оно представляло собой крылатую деву с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках.

Такой же смысл вкладывался и в изображение Виктории, держащей в руке земной шар или сидящей (стоящей) на нем.

Как победитель (Victor) изображался Юпитер. Так, на монетах императора Проба, ведущего войну, Юпитер передает императору земной шар.  С Викториолой  изображался Юпитер Хранитель (Сonservator). Хранителем римских граждан и круга земель всегда представлялся и император.

Частое использование шара как нумизматического символа начинается с правления Октавиана Августа, причем почти во всех случаях напрямую или косвенно это связано с императорской символикой.

Так, из дошедших до нас монет, отчеканенных при Октавиане Августе, обращают на себя внимание динарии с Козерогом. Как пишет древнеримский историк Светоний: «Август был настолько уверен в своей судьбе, что даже обнародовал свой гороскоп и отчеканил серебряную монету со знаком созвездия Козерога, под которым был рожден» [Светоний. Божественный Август.94].

На одной из них Козерог изображен с рогом изобилия и шаром как «символом вечности, не знавшей ни конца, ни начала». (2) На другой шар уже выступает как символ всего мира. Это динарий Августа (18 г. до Р.Х.), на котором изображен рог изобилия и летящий козерог с глобусом в лапах, к которому прикреплен руль.

Здесь Римский император представлен как козерог, управляющий глобусом (миром) с помощью руля (империи), результатом чего является рог изобилия – символ «золотого века».

Со временем пропаганда «золотого века» стала уступать место императорской теме вечности. При Адриане выделяется идея Вечного Рима – Roma Aeterna. На его монетах Roma Aeterna дополняется Saeculum aureum, изображенном юношей, держащий шар.  Изображения богини Ромы, которая  в римской мифологии являлась олицетворением города Рима, впервые появляются на древнеримских монетах уже в начале 2 в. до Р.Х. В эпоху Империи эта богиня также изображалась с шаром.

Рома постоянно представляется как богиня-воительница, дающая победу. Со времени императора Адриана ей сопутствует эпитет «Вечная». Таким образом Рома становится символом Вечной Империи.

Наиболее часто «вечность» и «век» фигурируют в римской нумизматике времени  правления того же Адриана и других императоров 3 в. С ними связаны некоторые персонификации и аллегории.

Персонифицированные добродетели и качества представляли собой некие малые божества. Они характерны в основном только для римлян. Часто они  и вовсе лишаются религиозного содержания и воспринимаются как внешние олицетворения и аллегории.

Римская богиня, олицетворявшая вечность Этернитас (Aeternitas)  являлась символом вечной власти Рима. При императоре Адриане Этернитас интерпретировалась как вечное обновление и как связь императора с вечностью и его ролью создателя  «золотого века»

Со времени правления Флавиев и до начала 4 в. Aeternitas встречается на монетах всех императоров, сопровождаясь надписями AETERNITAS, AETERNITAS AUGUSTI, AETERNITAS IMPERII, AETERNITAS POPULI ROMANI и изображаясь с шаром или кольцом.  Последние представляют собой изображения, также символизирующие вечность.

С кольцом, причем не только в нумизматике, представлена и богиня Кибела (Magna mater). Праздники в честь этой богини отличались особой пышностью и выделяли ее как покровительницу благосостояния городов и всего римского государства.

Так, поклонение древнейшему божеству, богине-матери, символизирующему всякого рода материнство и всю природу вообще, в культе римской Кибелы завершило свое развитие в получении особого отношения к укреплению и возвышению великой Империи.

На монетах  императора Александра Севера встречается еще изображение уже не богини, а персонификации вечности Перпетуитас (Perpetuitas) в виде женщины, опирающейся на колонну и держащей в руках скипетр и, так же как Этернитас, шар.

У древних римлян «вечность», «время», «век» без четкого разграничения были связаны и со всем космосом, и с Империей, и с вечным Римом. Вечный Рим стала идеей, пережившей языческую эпоху и глубоко укоренившейся в православном сознании.

«Ромейское (Римское) Царство неразрушимо, яко Господь в Римскую Власть написася», – сообщал в своем «Послании зело полезном» преподобный Филофей, инок Спасо-Елеазарова монастыря, имея в виду свидетельство Евангелия о том, что Христос родился в царствование первого Римского императора Августа и тогда же был «вписан» в римское подданство (Лк.2, 1-7).

Источником и повелителем времени и вечности в Древнем Риме выступало Солнце. В таком случае время и вечность как термины могли использоваться равнозначно.

Древнегреческий философ Дион Хризостом (1 в. по Х.Р.) в речи о царской власти (Дион. Оратион. 3, 73-74; 82-83). сравнивает Царя с Солнцем, трудящимся ради жизни на Земле (не проводя разницы между «вечностью» и «временем», он не раз упоминает о вечном движении Солнца).

Царь поддерживает весь миропорядок, его власть обеспечивает вечность Риму и приносит «всему кругу земель» «золотой век». Определенным образом это отражено на римских монетах. На одной из них, например,  император Каракалла, изображен в виде Соль (солнечного божества) в его лучистой короне (3) с глобусом и копьем в руках.

Легенда «RECTOR ORBIS» указывает на императора как властителя Империи, ассоциирующегося с Солнцем. На иных римских монетах император принимает земной шар от самого Солнца. Такие монеты чеканились при Галлиене, Аврелиане, Пробе и  др.

Император в образе Солнца прочно вошел в древнеримскую иконографию, еще начиная с правления Октавиана Августа, при котором  уже чеканились монеты с изображением солнечного бога с портретными чертами императора.

Особое значение римскими императорами солярному культу предается в 3 веке. На монетах Аврелиана Солнце предстает как «спутник Августа» и «господин Римской империи (Dominus imerii romani).

Солнечность как идейную основу царской власти отражали те выражения, которые использовались и для обозначения незыблемости и владычества Римской империи: sol conservator, sol dominus romani imperii. «Слава» и «победа», свойственные солнцу и свету как символам высшей природы (каждое утро они торжествуют над мраком), тождественны славе и победе императора.

Как символическое выражение царственности Рима солнечность продолжала оставаться и в христианской Императорской культуре. На римских монетах эпохи  христианской Империи некоторое время даже чеканилось традиционное изображение Соль с глобусом, которое, конечно, следует воспринимать только как образ, вобравший в себя совершенные качества, величие и щедрость дневного светила.

Даже лучистая корона бога-Солнца все еще изображалась на голове императора в правление равноапостольного Константина. Зубчатый царский венец, преимущественно встречающийся в средневековой русской иконографии, очень похож на эту древнеримскую  корону Соль.

Кроме того, в сочинениях некоторых позднеантичных авторов (Плотина, Макробия, Флавия Филострата) Солнце уже фигурирует как символ высшего блага. Оно, писали они, издавна сравнивалось с высшим единым Богом.

В древнем Иране царя изображали с нимбом вокруг головы, как с выражением его солнечности и сияния царской харизмы. В Древнем Риме под царской харизмой (4) понимались счастье, судьба, удача, что напоминает аналогичные божества Фелицитас и Фортуну, одним из нумизматических атрибутов которых был шар, похожий на глобус.

Фортуна – богиня судьбы, счастливого случая и удачи. (5) Ее изображение с надписями: «Фортуна счастливая», «Фортуна победоносная», «Фортуна римского народа», присутствует на монетах практически всех императоров. Фортуна с земным шаром и рулем может относиться, как к императору, так и ко всему римскому государству. (6)

Следует заметить, что Фортуна не есть выражение какого-то особого фатализма древних римлян. Древнеримская религия не была примитивным язычеством, обычным политеизмом, как привыкли ее легкомысленно и поверхностно представлять, и. как раз, место судьбы в религиозном сознании римлян – одно из существенных тому доказательств.

Древнеримская судьба указывала на несостоятельность множества божеств, которые, как и простые смертные, не могли ее избежать. Все земное и небесное было подчинено ей. Только она никому (ни одному богу или богине) не подчинялась.

Поэтому ее вмешательство в чью-либо жизнь или даже ход истории напоминает промыслительное действие всесовершенного, никому не подчиняющегося Бога-Творца, управляющего людьми и всем миром.

Кроме изображений императора с глобусом, определенно олицетворявших верховные божества, на римских монетах мы видим его изображения с глобусом и в иных ипостасях.

Так, в своем  естественном человеческом обличие как земной властитель всего мира  он изображался с рулем на земном шаре; как блюститель Империи – с копьем и земным шаром или скипетром и земным шаром.

Например, на одной монете Гордиана III с легендой «Temporum felicitat» император, увенчанный Викторией, стоит на шаре, повернувшись лицом к Сатурну-Хроносу. Иногда на монетах император даже попирает глобус ногой.

Римского императора изображали и после смерти. К этим изображением относится те, которые посвящались его апофеозу. Объясняя, что такое «апофеоз», древнеримский историк пишет так: «Есть у римлян обычай: причислять к сонму богов тех императоров, что умерли, оставив после себя детей-преемников; такие почести называются у них апофеозом… на поле, называемое Марсовым… стоит своеобразное строение… На первом, нижнем строении стоит второе такой же формы и с такими же украшениями, только меньше первого… Дальше идут третье и четвертое, каждое меньше расположенного под ним, и все это заканчивается последним, которое меньше всех других… Поднеся сюда ложе, его ставят во второе снизу строение… (император), взяв факел, подносит его (этому) к зданию… Все это очень быстро загорается… Из последнего, самого небольшого строения, вылетает орел… Римляне веруют, что он уносит на небеса душу императора…» [Геродиан 4,2, 1-11].

Апофеоз означал, что император становился бессмертным, связывался с небесными светилами, прежде всего с Солнцем, а через них и с вечным движением и вечностью.

Сохранились изображения апофеоза, как нумизматические, так и художественные. На одном из них, посвященном апофеозу Антонина Пия (рельеф цоколя колоны в Риме (2 в.)), изображен глобус как атрибут императорской власти, обвитый змеей (сразу вспоминается древнее представление о Земле, обвитой огромным змием).

Как видно, особенным образом орел, главный атрибут Юпитера, был связан с культом умерших императоров. Это отображено и в нумизматике. Например, после смерти императора Адриана в обращение были выпущены динарии, посвященные его апофеозу с надписью DIVVS. HADRIANUS.AVG.

На обороте этих монет изображался орел на шаре и подпись CONSECRATIS. Также на римских монетах в числе прочего орла изображали также  держащим шар (монеты Тиберия, Тита, Домициана, Марка Аврелия, Коммода).

Что касается распространенного мнения об обожествлении римских императоров, то «на востоке культ Августа и Рима возникал по инициативе провинций, на западе – по инициативе правительства, стремившегося романизировать западные провинции и укрепить связь с местной знатью, из которой вербовались жрецы.

При Августе такая политика затрагивала лишь отдельные районы; всеобщим и обязательным сделал императорский культ Веспасиан, унифицировав его и учредив культ всех обожествленных императоров, то есть божественности не отдельного принцепса, а императорской власти.

… император становился божественным лишь после смерти. При жизни обожествлялись лишь его гений и его добродетели, ему же не учреждались ни храмы, ни жрецы, ни жертвоприношения… Римской религии, с ее четким разделением божеского и человеческого права, с представлением о возможности общаться с богами только через священнодействия, ауспиции, знамения, была чужда идея Богочеловека как воплотившегося Божества или Сына Бога». (7)

Обожествляли не только самих императоров, но и их не ставших императорами детей. Так, был обожествлен давно умерший  сын Домициана.. В честь обожествленного наследника был выпущен (82 г.) денарий с изображением последнего, сидящем на глобусе с семью звездами в руках и надписью DIVVS CAESAR IMR DOMITIANI F.

C престолонаследием связана Провиденция (предвидение, предусмотрительность), которая олицетворяла мудрую предусмотрительность императора в выборе своего наследника на престоле.

Атрибутами Провиденции были жезл и земной шар. Ее изображение хорошо подходило к такому периоду, когда наследником престола назначался не родной сын императора, а приемный. В случае, когда императорский трон переходил от отца к родному сыну, оно  отсутствует.

Наконец, хотя и редко, император как римлянин и государь (в тоге и курульном кресле) мог изображаться с одним только шаром в руках. Так, в собрании Лувра находятся кубки из Боскореале (1в. до Р.Х.). На одном из них изображен Октавиан Август, сидящим на курульном кресле, с глобусом в руке.

Существует еще и совсем простое монетное изображение подобного типа, которое представляет императора с одним только глобусом. Примером тому служит одна из монет Антония Пия (151г.), на которой так изображен император, просто стоящим в тоге и держащим шар.

Примечания.

(1)    По своем победоносном возращении из Александрии он провозглашается на 10-летний срок диктатором и получает титулы «императора» и «Отца Отечества» («Pater Patriaе»), что несколько позже получит и Октавиан Август .

(2)     Абрамзон М.Г. Монеты как средство пропаганды официальной политики Римской империи, стр. 338

(3)    Лучистый венец отражал символику солярного царского культа. В древнем Риме он имел только знаковую функцию: изображался на монете. Такая монета известна под названием «радиата».

(4)    Под харизмой в ахейской (царской) Греции в большей частью понималась особая божественная благодать, которая в основном  проявлялась в физической красоте, уме, силе, храбрости и т.п. Такими качествами обладал любой герой, но лучшим из них всегда был царь: его харизма была самая большая.

(5)    Ее культ был введен древним царем Сервием Туллием, который по велению Фортуны, будучи сыном рабыни, стал царем.

(6)    Если добавляется «REDUX» («возвращение»), то богиня обеспечивает императору благополучное возращение домой из путешествия

(7)    Штаерман Е. М. Социальные основы религии древнего Рима, М.,1987, стр.172

 Источник http://zargradet.ru/?page_id=5525