"Начинают войны люди, а заканчивает Бог". Икона Божией Матери «Казанская»
Одна из наиболее почитаемых в России икон Божией Матери - Казанская, принадлежащая к типу, именуемому „Одигитрия" („Путеводительница"). Пресвятая Богородица на левой руке держит Младенца, обращенного лицом к молящимся и благословляющего правой рукой. Глава Богородицы наклонена влево, будто Божья Матерь хочет что-то сказать Своему Сыну. Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 8 июля 1579 года, спустя почти четверть века после покорения Казанского ханства царем Иоанном Грозным (1552) и учреждения Казанской архиепископской кафедры (1555).
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство.
Это было время, когда благодаря ревностным трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия (1563, память 5 декабря) и его помощников - архимандрита Германа (1567, память 6 ноября) и архимандрита Варсонофия Казань становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями.
Однако магометанство оказывало упорное сопротивление; в Казани и ее окрестностях оставались тысячи мусульман и язычников. Для окончательного утверждения Православия необходима была чудесная помощь свыше, и она была явлена чрез чудотворную икону Божьей Матери, получившую наименование Казанской.
Повествование о явлении этой иконы и последовавших чудесных знамениях от нее было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, принявший мученический венец в 1612 году). До нас дошел подлинный текст этого повествования - «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго, славнаго Ее явления образа, иже в Казани. Списано смиренным Ермогеном, митрополитом Казанским».
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Обретение Казанской иконы Богородицы.
В июне 1579 года Казань сильно пострадала от пожара, поглотившего полгорода. Сгорел дом и стрельца Даниила Онучина, но уже через несколько дней погорелец приступил к постройке нового дома на пепелище. Его дочери десятилетней Матрене (Матроне) явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли скрытую в земле, на месте прежнего дома, Ее икону. (Икона была зарыта при господстве мусульман тайными исповедниками Православия.) Матрене было указано в сонном видении место, где искать. Девочка открыла обо всем виденном своей матери, которая вначале не обратила должного внимания на вещий сон отроковицы. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послушалась дочери, однако архиепископ Иеремия и светские власти Казани не поверили им.
Тогда мать Матрены взяла заступ и начала рыть землю в указанном месте. Когда же к ней присоединилась Матрена, то искомое сокровище было обретено там, где прежде была печь. Это произошло 8/21 июля 1579 года, в день памяти святого великомученика Прокопия. Обретенная икона была списком с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной, по преданию, святым евангелистом Лукой и известной под именем „Одигитрия".
Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней стеклись во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая Чудотворца, где пред иконой был отслужен первый молебен. Когда образ Божьей Матери торжественно понесли в Благовещенский собор, совершилось первое чудесное исцеление - прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. В Благовещенском соборе получил исцеление другой слепец - Никита. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием ее явления и чудес в Москву, к Царю Иоанну Грозному.
Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и женский монастырь в честь иконы Божьей Матери „Одигитрии" для сорока инокинь, в котором повелел и поставить новоявленную икону. Матрена и ее мать приняли впоследствии иноческий постриг в новой обители; Матрена с именем Мавра стала ее настоятельницей.
В 1589 году в связи с учреждением в Русской Православной Церкви Патриаршества Казанская архиепископия была преобразована в митрополию. В 1594 году в обители был заложен большой каменный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы (освящен митрополитом Ермогеном в 1595 году). Число инокинь в монастыре возросло до 64-х.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери до 1612 года была местночтимой, празднование ее совершалось в день обретения 8 июля.
Икона Богородицы Казанская в Смутное время
( изгнание поляков из Москвы )
В Смутное время, когда первопрестольная столица Русского государства изнывала под игом польско-литовской интервенции и самозванцев - лжецарей, решающее значение в освобождении Москвы имела помощь Царицы Небесной, оказанная русским патриотам в ответ на их истовые молитвы.
Благоговея пред Небесною помощью, русское воинство вместе с москвичами в первый же воскресный день совершило торжественный крестный ход на Лобное место с чудотворной Казанской иконой Богоматери. Навстречу крестному ходу вышел архиепископ Элассонский Арсений, неся икону Божьей Матери Владимирскую. Так состоялась удивительная встреча двух прославленных чудотворных икон, через которые по милости Царицы Небесной была дарована победа. «Падая на землю и проливая слезы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику» (там же ). В память об этом событии царь Михаил Федорович установил в Москве второе празднество в честь Казанской иконы Божьей Матери - 22 октября.
По свидетельству Никоновской летописи, после изгнания интервентов из Москвы князь Димитрий Пожарский поставил Казанскую икону в своем приходском храме в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, что на Лубянке. Через несколько лет на средства князя на Красной площади был сооружен Казанский собор. Сюда в 1636 году и была перенесена Казанская икона. (Ныне этот святой образ находится в Богоявленском патриаршем соборе.)
В 1661 году, обрадованный рождением 21 октября наследника Димитрия, во время всенощной на праздник Казанской иконы, царь Алексей Михайлович установил праздновать 4 ноября ст. ст. , 22 октября нов. ст., всей России.
Перенесение списка Казанской иконы в Санкт-Петербург
Казанскаяикона Пресвятой Богородицы
Святыня Санкт-Петербурга, привезена в город в первые дни его создания Петром I. Хранится в Казанском соборе.
Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской Божией Матерью, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.
В 1721 году один из чтимых списков Казанской иконы по повелению Петра I был перенесен из Москвы в новую столицу России - Санкт-Петербург и поставлен вначале в храме на Васильевском острове (на месте нынешнего Андреевского собора), затем - в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, а с 1737 года - в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте.
15 сентября 1811 года, в день освящения петербургского Казанского собора, икона была с большими почестями перенесена в новый собор.
Отечественная война 1812 года.
Во время Отечественной войны 1812 года Казанская икона Божьей Матери, ставшая всенародной святыней, также указывала путь к победе русскому воинству, осеняя его в ратном подвиге освобождения Матери-Родины.
Перед отъездом в действующую армию в петербургский Казанский собор заехал помолиться только что назначенный главнокомандующим генерал Кутузов. После отслуженного для него молебна Казанская икона была возложена на главу полководца ( впоследствии, в память об этом Кутузов и был погребен в Казанском соборе).
Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы Казанской Богоматери 22 октября. Когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам, русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова, разбив арьергард маршала Даву, нанесли первое поражение считавшейся дотоле непобедимой французской армии.
Петербургская Казанская икона была заветной святыней города на Неве. В Казанский собор заходили богомольцы испросить благословения Божьей Матери в наиболее ответственные моменты жизни, подобно тому, как москвичи приходили в Иверскую часовню.
К великому прискорбию, один из чудотворных списков Казанской иконы был похищен из Казанского собора Петербурга в ночь на 29 июня 1904 года и до настоящего времени не найден. "Кощунственная рука грабителей не была удержана чудесною силою, конечно, по особому попущению Божию, и мы лишились великой святыни за грехи и неправды наши" ( Слава Богоматери. Сведения о чудотворных и местночтимых иконах Божьей Матери. М., 1907, с. 483 ).
Известны многочисленные чудотворные списки с Казанской иконы, прославленные знамениями милости Божьей по всей России: в Вязниках (Владимирская область) и Нижнем Ломове (Пензенская область), Тобольске и Суздале, Витебске и Каргополе, Арзамасе, Вологде и многих других местах.
7 января 2011года в 15.00 впервые после 1917 года в Казанском соборе отслужен благодарственный молебен в память изгнания из России войск Наполеона и Победы в Отечественной войне 1812 года. Об этом сообщает пресс-служба петербургского отделения Российского Имперского Союза-Ордена. Эта организация совместно с епархией и при поддержке Западного военного округа и реанимирует подзабытую традицию.
25 декабря 1812 года по старому стилю или 7 января 1813 года по новому стилю Александром I был подписан манифест о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России. А 30 августа 1814 года было предписано: "Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык".
Таким образом, с 1814 года день Рождества Христова, стал Днём Победы в Отечественной войне 1812 года, отмечавшийся военными парадами и благодарственными молебнами до 1917 года.
Таким образом, с 1814 года день Рождества Христова, стал Днём Победы в Отечественной войне 1812 года, отмечавшийся военными парадами и благодарственными молебнами до 1917 года.
На благодарственном молебне в Казанском соборе будут присутствовать представители Западного военного округа, представители общественности Петербурга, казачества и военно-исторических обществ.
Хроника:
24 июня (12 июня по старому стилю) 1812 года войска Наполеона вторглись в пределы Российской Империи;
7-го сентября (26 августа по старому стилю) произошло Бородинское сражение;
14 сентября (2-го сентября по старому стилю) французы вошли в Москву;
23-го октября (11-го по старому стилю) армия Наполеона отступила из Москвы,
31 -го декабря 1812 года (19-го декабря по старому стилю) основные части "Великой Армии" Наполеона, понеся огромные потери, были выдворены Российской Императорской армией за пределы нашего Отечества.
К 7-му января 1813 года (25-му декабря 1812 года по старому стилю) на территории России не осталось ни одного французского боевого подразделения, в этот же день Император Александр I подписывает Высочайший манифест об окончании войны. На этом Первая Отечественная война была окончена.
В марте 1813 года русские войска начали Заграничный поход - кампанию, завершившуюся поражением Наполеона, взятием Парижа и восстановлением во Франции Законной власти Королей из Дома Бурбонов.
«Борись с врагами Отечества!»
Святитель Филарет Московский и Отечественная война 1812 года
В фонде святителя Филарета Московского в Российском Государственном историческом архиве (г. Санкт-Петербург) хранится объемная папка, содержащая записи о всевозможных чудотворениях и предсказаниях, относительно различных моментов и всеобщей истории, и частной жизни. Среди них имеется любопытный документ – "Предсказание о войне России с Францией" [1] . Вот его содержание: "В 1812 году, – пишет неизвестный автор, – когда французские войска шли на Россию, ехал я из Мангейма в Карлсруе с одним молодым пруссаком по имени К…, который в пророческом духе предсказывал мне все то, что до сего времени случилось. Вначале был он весьма скрытен, но, уверившись, что я люблю Бога и на Него единаго уповаю, назвал меня своим другом, и на вопрос мой – как он думает, победят ли французы россиян – отвечал следующее:
Французы победят и пройдут во внутренность России, даже овладеют Москвою; но при вшествии их сей древний город будет сожжен. Тогда положен будет предел злодеяниям французов, ибо с той минуты щастие отвратится от них за их неверие и холодность к религии. Все французское войско истреблено будет в короткое время, не оружием русских, но силою Божиею; впрочем мне неизвестно, какие Бог употребит к тому средства".
Я спросил его потом, освободят ли тогда русские Германию, и получил в ответ:…"
Ответ попутчика неизвестного автора на этот вопрос мы опустим, так как он не относится к теме этой статьи. Война России с наполеоновской Францией, получившая наименование Отечественной, началась и закончилась в 1812 году.
В том году владыке Филарету, в миру Василию Михайловичу Дроздову (1782-1868), было всего тридцать лет, девятью годами ранее он окончил курс наук в Сергиево-Лаврской семинарии, всего четыре года как стал монахом и год как архимандритом, теперь же в должности ректора управлял Санкт-Петербургской Духовной Академией.
"Гроза двенадцатого года" гремела вдалеке от северной русской столицы. В подробном "Послужном списке высокопреосвященнейшаго Филарета митрополита Московской Епархии за 1867 год" [2] события тех роковых для России месяцев не отражены совершенно. Если бы среди многочисленных наград полученных владыкой: алмазных знаков ордена св. Андрея Первозванного, алмазами осыпанной Панагии, посоха осыпанного драгоценными камнями, Докторского наперсного креста, также украшенного драгоценными камнями, золотой медали по крестьянскому делу и так далее, и так далее, и так далее не был упомянут бронзовый наперсный крест на Владимирской ленте за 1812 год, то вряд ли можно было бы по послужному списку каким-либо образом связать Отечественную войну с именем святителя Филарета.
И хотя кресты с надписью "1812 год" получили около 40 тысяч священников, неверно думать, что владыка Филарет был всего лишь одним из них, "призывавших пред Алтарем Всевышнего теплыми молитвами своими благословение Божие на всероссийское оружие и воинство, и примерами благочестия ободрявших народ к единодушию и твердости" [3] . Одним из первых он осознал и смог донести до своей паствы значение войны, которую русский народ наименовал "Отечественная", тем самым, выделив ее из длинной череды больших и малых военных столкновений с самым разнообразным противником.
И в самом деле, 1812 год едва ли ни единственен в истории России по масштабу происшествий, сопоставимых с событиями Священной истории. В шесть месяцев уложились события Отечественной войны. День вторжения наполеоновых полчищ, пришелся на среду Пятидесятницы, когда читается Апостол: "Братие! Открывается гнев Божий с небесе на всякое нечестие и неправду человеческую, содержащую истину в неправде…" (Римл. 1. 18-27). Генеральное сражение сравнивалось его участниками с днем страшного суда. Пожар Москвы мог показаться современникам апокалиптическим. Наконец, изгнание "двадесяти язык" из пределов России совпало со светлым праздником Рождества Христова.
В самом начале 1813 года президент Российской Академии Художеств Алексей Николаевич Оленин, скорбя о потере в Бородинском сражении девятнадцатилетнего сына Николая, прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка (другой сын, Петр, семнадцати лет был тогда же ранен), обратился к молодому ректору Санкт-Петербургской Духовной Академии архимандриту Филарету с просьбой написать рассуждение "о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне". Оленин аргументировал свое желание: "Кому же, если не служителю Святого алтаря, приличествует доказать происшествиями нынешней войны, что неимоверные подвиги народа русского начало и основание свое имеют в безпредельной вере к Богу,… в верности к Царю,… и в любви к Отечеству". [4]
Исполнить пожелание ищущего утешения отцовского сердца архимандрит Филарет решился с оговоркой: "…возмечтаю…, будто могу рассуждать вслух общенародный о таких происшествиях…, которые сами о себе говорят выразительнее всех языков человеческих, и в которых, по исповеданию всех благочестивых и добродетельных людей, даже по признанию некоторых безбожников, сам Господь возглаголал". [5] Даже он, святитель Филарет, прославленный ныне Русской Православной Церковью, понимая величие всего происшедшего в Русском Царстве, считал, что "рассуждать о таких происшествиях царств, которыя, очевидно проходя под Перстом Царя Царствующих, представляются в позор и наставление миру,… имеют полномочие токмо те, которым Он Сам изострил и расширил взор, дабы они могли проникать в тайные законы миродержавства Его, и отчасти объимать безмерныя соображения судов Его". [6]
И все ж уже в мае 1813 года пространное "Рассуждение" было читано в собрании "Беседы Любителей Русского Слова", а в первую годовщину Бородинской битвы напечатано в двух номерах журнала "Сын Отечества".
Можно ли в рамках короткой статьи сколь-нибудь полно воспроизвести "Рассуждение" святителя, занимающее в журнальном варианте 25 страниц? Разве только относительно тех главных событий войны – Бородинского сражения и Московского пожара.
"Дано кровопролитнейшее из всех известных в наши времена сражение, в котором, чем более победа колебалась между превосходством сил и совершенством искусства, между дерзостию и неустрашимостию, между отчаянием и мужеством, между алчностью грабежа и любовью к Отечеству, тем торжественнее увенчана правая сторона". [7] Святителю слышался суд Истины, произносимый над Наполеоном, вошедшим в Москву: "Ты не наступил на сердце России, но преткнувшись, оперся на грудь ея, и вскоре будешь отражен и низвержен. Россия не будет унижена, но вознесется к славе доселе невиданной. Война, расположенная по чертежу коварства и злобы, достигла своего предела: начинается брань Господня". [8]
Войны начинают люди, а заканчивает их Бог. Участь же государств, по определению святителя Филарета "определяется вечным законом истины, который положен на основание их бытия, и который, по мере их утверждения на нем или уклонения от него, изрекает на них суд, приводимый потом в исполнение под всеобъемлющим судоблюстительством Провидения" [9] . Сказанное святителем может быть отнесено к любому государству, и к России, и к Франции, как и нижеследующее: "Оставив Бога, оно (государство) может быть оставлено самому себе, по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий; но вскоре поражается правосудием, как возмутительная область Божией державы". Здесь можно остановиться, и в хорошо известных исторических фактах находить многочисленные подтверждения истинности слов святителя. Тем более что дальнейшее развитие событий, без каких бы то ни было условностей, расставило акценты на решении судеб нашего Отечества и государств Европы. Разгром Великой армии в России пробудил у европейских народов патриотические настроения, которые с переносом военных действий в Европу переросли в национально-освободительную войну. Русским знаменам еще предстояло с победным торжеством явиться в столице Франции в марте 1814 года, но уже в Крещенский сочельник в Петербурге, в Троицкой домовой церкви обер-прокурора князя А.Н.Голицына звучало архипастырское "Слово о гласе вопиющего в пустыне и на воспоминание происшествий 1812 года". Владыка Филарет говорил о покаянии, называя "пустыней дикой" душу человека, обуреваемую страстями; "пустыней безплодной" – целый мир пред очами Отца духов; "пустыней жаждущей" – самою Церковь среди горьких потоков земной мудрости. "Слышите ли вы глас, недавно возгремевший и едва еще утихающий в пределах собственной земли нашей, в развалинах, в пустыне града великаго? Сей болезненный и смертный глас толь многих граждан, глас разрушения вековых оград, глас поругания храмов, есть ли только действие случайнаго удара? Но рука Провидения не ударяет мимо своея меты, а сия мета назначается премудростию и правосудием. Есть ли сие одно поражение виновных?… Нет! Посещенные тягчайшими бедствиями не суть виновнейшие нас помилованных, и удар судеб возгремел не на одних тех, на которых низведен он. Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете (Лук. XII, 5). Вот глас, который сам Господь научал нас слышать в каждом бедствии общественном. И услышали ли, уразумели ли, прияли ли мы в настоящих происшествиях сие поучение Господне?" [10]
30 августа того же 1814 года император Александр I Благословенный счел своим долгом предать память о происшедшем в России в 1812 году грядущим временам в роды родов. Высочайший Манифест постановлял: "Декабря 25 дня, день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном "Избавление Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двадесяти язык". [11] Последование молебствия было сочинено архимандритом Филаретом [12] и Православная Россия из года в год коленопреклоненно (так было установлено) благодарила Спасителя в день пришествия Его в мир словами составленной святителем молитвы: "…Видехом, Господи, видехом и вси языцы видеша в нас, яко Ты еси Бог, и несть разве Тебе… Благодарим Тя, Господи, яко наказуя наказал еси ны вмале, да не смерти во веки предаси нас. Даждь нам, Господи, память сего славного посещения тверду и непрестанну имети в себе, яко да в Тебе утверждени сыновним страхом и верою, и любовию, и Твоею крепостию ограждени, выну якоже днесь, поем и славословим имя святое Твое…". [13]
С 1824 года в сфере пастырской деятельности архиепископа Филарета, восшедшего к тому времени на Московскую кафедру оказалось само поле Бородинского сражения. Свидетельница генеральной битвы – церковь в селе Бородине, претерпевшая разорение во время французского нашествия, восстанавливаема была "доброхотными даяниями" по благословению владыки. В 1839 году он, уже митрополит Московский и Коломенский, освящал главный престол Бородинского храма. "Июля 22 дня в селе Бородине верхняя с 1812 года неосвященная церковь мною освящена … во имя Божией Матери, в честь иконы Ея Смоленския" [14] , – доносил он Святейшему Синоду. Двумя днями ранее, 24 июля владыкой были преданы бородинской земле останки князя Петра Ивановича Багратиона, умершего от раны, полученной в Бородинской битве.
Святитель Филарет ныне является и небесным покровителем Спасо-Бородинского женского монастыря, основанного на Бородинском поле вдовой погибшего здесь генерала Тучкова. Владыка распорядился о начатии постоянных Богослужений в построенном Маргаритой Михайловной на месте гибели мужа храме Спаса Нерукотворного, по его благословению Тучкова приняла постриг и с именем игумении Марии стала первой настоятельницей монастыря. В 1833 году митрополит Филарет составил "Правила о составе зависимости и устройстве Спасскаго женскаго Богоугоднаго Общежительнаго заведения…". В особенную обязанность пребывающих в сем Общежитии вменялось "приносить молитвы за Благочестивейших Государей: почившаго в Бозе Императора Александра Перваго, Высочайшим благоволением и пособием положившаго основание Храму сего места, за благополучно царствующаго Императора Николая Павловича благоволительно утвердившаго существование сего заведения, и за Православных вождей и воинов, которые в сих местах за веру Государя и отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е". [15] В 1838 году при освящении обители, оценив подвижнический подвиг игуменьи Марии, владыка дал оценку и ратному подвигу христолюбивого воинства на Бородинском поле: "Добрая была мысль, посвятить храм Богу на месте, где столь многия тысячи подвизавшихся за Веру, Царя и Отечество положили временную жизнь, в надежде восприять вечную. Те из них, которые принесли себя в жертву, в чистой преданности Богу, Царю и Отечеству, достойны мученического венца, и потому достойны участия в церковной почести, которая издревле воздавалась Мученикам, посвящением Богу храмов над их гробами". [16]
В возрожденном ныне Спасо-Бородинском монастыре хранится частица мощей святителя Филарета, ежедневно по установленному когда-то им порядку поминаются православные вожди и воины, " которые в сих местах за веру Государя и отечество на брани живот свой положили в лето 1812-е". Пожалуй, только здесь можно услышать исполненные глубокого смысла, трогательные и покаянные слова молебного пения, составленного святителем Филаретом – современником страшного нашествия безбожных наполеоновых полчищ, несших угрозу уничтожения и государственному устройству России, и православному исповеданию Христова учения. "…Якоже древле сынов израилевых, тако и нас объят лютое обстояние и о их же ревновахом наставлениих, сих врагов имехом буйих и зверонравных. Но Ты, Господи Боже, щедрый, и милостивый, долготерпеливый и многомилостивый, и истинный, и правду храняй, и творяй милости в тысящи, отъемляй беззакония, и неправды, и грехи, на время мало оставль нас, милостию велию помиловал еси, и посетив жезлом неправды наша, якоже щедрит отец сыны, тако ущедрил еси нас. Призрел бо еси на скорбь нашу и на потребление царствующего града, в немже от лет древних призвася имя Твое, и на моления наша, яже не на наша правды уповающе повергохом пред Тобою, но на щедроты Твоя многия, Господи". [17]
190 лет отделяют нас от той Рождественской ночи, когда впервые прозвучало это моление, и звучало еще целое столетие в православных храмах России, а потом оказалось забытым. И вместе с ним стало забываться определение, которое дали Отечественной войне 1812 лучшие проповедники Русской Православной церкви – время покаяния, время милосердия Божьего. "Припомним двенадцатый год, зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них же и переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог помиловал ее", – писал, например, и святитель Феофан Затворник. Но вот в прошедшем сентябре в очередную годовщину Бородинского сражения на поле битвы по начавшей возрождаться традиции вновь служился этот молебен, и разве только слепой не мог наблюдать того торжества, которое заполняло не одну землю, но и небо. Серый пасмурный день, низкая облачность, пронизывающий ветер. И вдруг солнце выхватывает небольшой участок поля на горизонте. Этот сияющий островок медленно и, казалось неуверенно движется в направлении молящихся у Главного монумента на батарее Раевского, и на возглашении многолетия солнечный луч вдруг касается креста на монументе, и в одно мгновение весь курган оказывается залитым солнцем. "Благоденственное и мирное житие, здравие же и спасение, и во всем благое поспешение, на враги же победу и одоление, подаждь Господи…", – гремит голос архидьякона. "Многая лета, многая лета, многая лета", – вторит ему хор. В горле комок, в глазах слезы, время остановилось…
"Даждь нам, Господи, память сего славного посещения тверду и непрестанну имети в себе!"
Память о войне 1812 года
30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днём благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык».
Высочайший манифест, о принесении Господу Богу благодарения за освобождение России 25.12.1812:
"Бог и весь свет тому свидетель, с какими желаниями и силами неприятель вступил в любезное Наше Отечество. Ничто не могло отвратить злых и упорных его намерений. Твердо надеющийся на свои собственные и собранные им против Нас почти со всех Европейских Держав страшные силы, и подвизаемый алчностию завоевания и жаждою крови, спешил он ворваться в самую грудь Великой Нашей Империи, дабы излить на нее все ужасы и бедствия не случайно порожденной, но издавна уготованной им, всеопустошительной войны.
Предузнавая по известному из опытов беспредельному властолюбию и наглости предприятий его, приготовляемую от него Нам горькую чашу зол, и видя уже его с неукротимою яростию вступившего в Наши пределы, принуждены Мы были с болезненным и сокрушенным сердцем, призвав на помощь Бога, обнажить меч свой, и обещать Царству Нашему, что Мы не опустим оной во влагалище, доколе хотя един из неприятелей оставаться будет вооружен в земле Нашей. Мы сие обещание положили твердо в сердце Своем, надеясь на крепкую доблесть Богом вверенного Нам народа, в чем и не обманулись.
Какой пример храбрости, мужества, благочестия, терпения и твердости показала Россия! Вломившийся в грудь ее враг всеми неслыханными средствами лютостей и неистовств не мог достигнуть до того, чтобы она хотя единожды о нанесенных ей от него глубоких ранах вздохнула. Казалось, с пролитием крови ее умножался в ней дух мужества, с пожарами градов ее воспалялась любовь к Отечеству, с разрушением и поруганием храмов Божиих утверждалась в ней вера и возникало непримиримое мщение.
Войско, Вельможи, Дворянство, Духовенство, купечество, народ, словом, все Государственные чины и состояния, не щадя ни имуществ своих, ни жизни, составили единую душу, душу вместе мужественную и благочестивую, толико же пылающую любовию к Отечеству, колико любовию к Богу. От сего всеобщего согласия и усердия вскоре произошли следствия, едва ли имоверные, едва ли когда слыханные. Да представят себе собранные с 20 Царств и народов, под едино знамя соединенные, ужасные силы, с какими властолюбивый, надменный победами, свирепый неприятель вошел в Нашу землю!
Полмиллиона пеших и конных воинов и около полутора тысячи пушек следовали за ним. С сим толико огромным ополчением проницает он в самую средину России, распространяется, и начинает повсюду разливать огонь и опустошение. Но едва проходит шесть месяцев от вступления его в Наши пределы и где он? Здесь прилично сказать слова священного Песнопевца: «Видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры Ливанские. И мимо идох, се не бе, и взысках его, и не обретеся место его».
Поистине сие высокое изречение совершилося во всей силе смысла своего над гордым и нечестивым Нашим неприятелем. Где войска его, подобные туче нагнанных ветрами черных облаков? Рассыпались, как дождь. Великая часть их, напоив кровию землю, лежит, покрывая пространство Московских, Калужских, Смоленских, Белорусских и Литовских полей. Другая великая часть в разных и частых битвах взята со многими Военачальниками и Полководцами в плен, и таким образом, что после многократных и сильных поражений, напоследок целые полки их, прибегая к великодушию победителей, оружие свое пред ними преклоняли.
Остальная, столь же великая часть, в стремительном бегстве своем гонимая победоносными Нашими войсками и встречаемая мразами и гладом, устлала путь от самой Москвы до пределов России трупами, пушками, обозами, снарядами, так что оставшаяся от всей их многочисленной силы самомалейшая, ничтожная часть изнуренных и безоружных воинов, едва ли полумертвая может прийти в страну свою, дабы к вечному ужасу и трепету единоземцев своих возвестить им, коль страшная казнь постигает дерзающих с бранными намерениями вступать в недра могущественной России.
Ныне с сердечною радостию и горячею к Богу благодарностию объявляем Мы любезным Нашим верноподданным, что событие превзошло даже и самую надежду Нашу, и что объявленное Нами, при открытии войны сей, выше меры исполнилось: уже нет ни единого врага на лице земли Нашей; или лучше сказать, все они здесь остались, но как? мертвые, раненые и пленные.
Сам гордый повелитель и предводитель их едва с главнейшими чиновниками своими отселе ускакать мог, растеряв все свое воинство и все привезенные с собою пушки, которые более тысячи, не считая зарытых и потопленных им, отбиты у него и находятся в руках Наших. Зрелище погибели войск его невероятно! Едва можно собственным глазам своим поверить! Кто мог сие сделать? Не отнимая достойной славы ни у Главноначальствующего над войсками нашими знаменитого Полководца, принесшего бессмертные Отечеству заслуги, ни у других искусных и мужественных вождей и военачальников, ознаменовавших себя рвением и усердием; ни вообще у всего храброго Нашего воинства, можем сказать, что содеянное ими есть превыше сил человеческих.
И так, да познаем в великом деле сем промысл Божий. Повергнемся пред Святым Его Престолом, и видя ясно руку Его, покаравшую гордость и злочестие, вместо тщеславия и кичения о победах Наших, научимся из сего великого и страшного примера быть кроткими и смиренными законов и воли Его исполнителями, не похожими на сих отпадших от веры осквернителей храмов Божиих, врагов Наших, которых тела в несметном количестве валяются пищею псам и вранам!
Велик Господь Наш Бог в милостях и во гневе Своем! Пойдем благостию дел и чистотою чувств и помышлений Наших, единственным ведущим к Нему путем, в храм святости Его, и тамо, увенчанные от руки Его славою, возблагодарим за излиянные на нас щедроты, и припадем к Нему с теплыми молитвами, да продлит милость Свою над Нами, и прекратя брани и битвы, ниспошлет к Нам побед победу; желанный мир и тишину."
— «АЛЕКСАНДР» 25 декабря 1812 года.
Праздник Рождества отмечался также, как современный День Победы, до 1917 года.
В ознаменование победы в войне было поставлено множество памятников и мемориалов, из которых наиболее известными являются Храм Христа Спасителя и ансамбль Дворцовой площади с Александровской колонной. В живописи реализован грандиозный проект, Военная галерея, которая состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Одним из самых знаменитых произведений русской литературы стал роман-эпопея «Война и мир», где Л. Н. Толстой пытался осмыслить глобальные человеческие вопросы на фоне войны. Поставленный по роману советский фильм «Война и мир» удостоился в 1968 году премии Оскар, масштабные батальные сцены в нём считаются до сих пор непревзойдёнными.
Наградная медаль в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. Надпись: «Славный год сей минул, но не пройдут содеянные в нём подвиги»30 августа 1814 года император Александр I издал Манифест: «Декабря 25 день Рождества Христова да будет отныне и днем благодарственного празднества под наименованием в кругу церковном: Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа и воспоминание избавления церкви и Державы Российские от нашествия галлов и с ними двадесяти язык». Праздник Рождества отмечался также как современный День Победы до 1917 года.
Александровская колонна — менгир, один из известнейших памятников Петербурга. Воздвигнут в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади архитектором Огюстом Монферраном по указу младшего брата императора Александра I Николая I в память о победе над Наполеоном.
Колонна представляет собой монолитный обелиск, который стоит на украшенном барельефами пьедестале с посвятительной надписью «Александру I благодарная Россия». Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. В барельефы включены изображения древнерусских кольчуг, шишаков и щитов, хранящихся в Оружейной палате в Москве, в том числе шлемы, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, а также броня XVII века царя Алексея Михайловича, и что, несмотря на утверждения Монферрана, совсем сомнительно, щит Олега X века, прибитый им ко вратам Царьграда.
Каменная колонна представляет из себя цельный полированный элемент из розового гранита. Ствол колонны имеет коническую форму. Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского[14]. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу.
Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на землю. Колонна обращена фасадной стороной к Зимнему дворцу. Она является не только выдающимся архитектурным памятником, но и большим инженерным достижением своей эпохи.