Северная столица Третьего Рима
Опубликовано monarxist в 9 февраль, 2014 - 14:24.
Икона «Град Твой ограждай, Богородице».
(Сей Святой Образ написан трудами р.Б. Инны Доценко.)
Скачать Икону в более хорошем качестве:
Содержание данного Образа раскрывает тему «Санкт-Петербург как северная столица Третьего Рима». В его центральной верхней части на облаках изображена Казанская икона Божией Матери, под ней – Казанский собор.
Под Казанским собором – Петро-Павловский собор, на фоне которого размещено древо Российских Императоров и Императриц с Их образами.
Под Петро-Павловским собором на облаках изображена Феодоровская икона Божией Матери, под ней – Царско-Сельский Феодоровский собор с Феодоровским городком, слева от него – Крест на месте бывшего погребения Царского друга Новомученика Григория Нового. По обе стороны от Феодоровского собора на облаках –Царственные Новомученики с Григорием Новым.
Слева от Петро-Павловского собора размещены Храм Спаса на Крови (над ним – Иоанн Кронштадтский), Александро-Невская Лавра (над ней—Александр Невский) и Михайловский дворец (замок) с Архангелом Михаилом на облаках.
Справа от Петро-Павловского собора изображены: Владимирский собор (морской), Смоленский храм и Зимний дворец. Над ними – Ксения Блаженная и иконы Божией Матери: «Всех скорбящих Радосте» («с грошиками»), «Владимирская» и «Смоленская».
В самом верху по обе стороны от Казанской иконы Божией Матери – Святой Апостол Петр и Святой Благоверный Император Петр Великий.
Санкт-Петербург был основан в 1703 г. и уже в 1712 г. провозглашается столицей Русского Государства.
В 1721 г. Царь Петр Алексеевич принимает официальный титул Императора в сочетании с наименованиями «Отец Отечества» и «Великий». Таким образом, Русское Царство становится Империей.
Все это отчетливо указывало на древнеримскую державную традицию и на продолжение, в условиях более тесного, чем прежде, общения с католическим и протестантским Западом, развития сугубо Православной Идеи «Москва – Третий Рим». Санкт-Петербург становится северной столицей Третьего Рима, Новым Римом.
С конца 4 в. и до середины 15 в. Новым Римом считался Константинополь. Византийский Император был Василевсом ромеев (римлян), как называли себя Его подданные, и всех православных христиан.
Первый Рим для Византии в устроении Императорского правления почти во всем оставался незыблемым примером. Ромеи всегда отделяли понятия «языческий Рим», с его идолопоклонством и пороками, и «Вечный Рим». Последний всегда оставался внешней основой Православной Империи – незаменимой хранительницы истинной Веры.
Ромеи сохраняли и те культурные традиции Древнего Рима, которые способствовали художественному выражению их державного величия. В византийском градостроительстве были хорошо отражены достижения древнеримских архитекторов, а в Императорском искусстве – стиль и непревзойденный гений античных живописцев и скульпторов.
Константинополь никогда не представлялся средневековым городом в западноевропейском смысле этого слова. Он был подлинно вторым Римом, не уступавшим первому и в том, что потом стало художественными «открытиями» западноевропейского Возрождения.
В свою очередь древние римляне с чувством собственного достоинства всегда подчеркивали свою преемственность от древней Трои, считавшейся до недавних археологических открытий только легендарным гомеровским городом.
Происхождение римских царей от троянца Энея, наиболее ярко представленное в «Энеиде» Вергилия (30-10 гг. до Р.Х.), не отвергалось и в раннехристианской традиции.
Мало кто знает, что Константин Великий до того, как выбрать Византий местом для новой римской столицы, последнюю пытался основать возле древней Трои. «Как рассказывали, ворота города, до сих пор именуемого Енисехир («Новый город»), спустя столетие после смерти Константина были видны мореплавателям, приближавшимся к Дарданеллам, а остатки стен видели путешественники и елизаветинских времен (то есть в 16 в. – Д.И.).
Сегодня от города ничего не осталось. Место это столь же богато естественными красотами, как Константинополь, и было более удобным. Причина, по которой оно было покинуто после возведения огромных зданий, проста: к тому времени большая бухта, являвшаяся фактором существования Трои на протяжении более 3 000 лет, заилилась, обмелела и Троя лишилась гавани». (1)
Рим всегда воспринимался самими римлянами как Новый Илион (Илион – иное название Трои). Вечный Рим неразрывно связывался с не временным бытием Трои. Троя существовала задолго до троянской войны, описанной Гомером (13 в до Р.Х.). (2) Ее расцвет приходился как раз на время написания пророком Моисеем книги «Бытия», в которой конкретно только Малая Азия, где расположена Троя, представляется как удел Праотца Иафета.
Господствующее положение иафетитов в Малой Азии определенно усматривается уже на заре эпохи древнейшего градостроительства. Там был обнаружен один из самых древних городов (Чатал-Хююк), в котором жили анатолийские индоевропейцы (Анатолия – другое, древнее название Малой Азии).
Сын Праотца Иафета Фувал в традиционных комментариях книги Бытия связывается с малоазиатской страной Табал, а Фогарма, внук Иафета, сын Гомера – с Тегарамой, также расположенной в Малой Азии. Наконец, Праотцем греков-ионийцев, заселявших западное побережье Средиземного моря, где располагалась и Троя, был Иаван, еще один сын Иафета.
Уже в христианскую эпоху Малая Азия будет являться центральной областью Православной Империи, Второго Рима и Нового Илиона. Однако, Ею правили уже Императоры, не относящие Свое происхождение, как Юлий Цезарь и Октавиан Август, к династии троянских царей. Но древнеримская царская династическая традиция на этом не прекратилась. С новой силой она проявилась уже в Третьем Риме.
От Октавиана Августа и Юлия Цезаря свое происхождение вели Русские Цари. Это подчеркивалось и при венчании на Царство Императора Петра II (первого русского Императора, венчающегося на Царство): «изыде Великихъ Государей Царей Российских корень, и самодержавствоваху в Велицей России, от превысочайшаго перваго Великаго Князя Рурика, еже от Августа кесаря и обладающаго всею вселенною…».
Нуждается ли еще в каком-либо доказательстве происхождение Русских Царей и Императоров из царского корня древнего Рима и, следовательно, из царской династии древней Трои? Для православного человека не нуждается.
Вполне возможно, что генетическая, родовая связь Третьего Рима с древнейшей Царской Династией, скорее всего имеющей прямое благословение от самого Иафета, а, может быть, вдобавок к этому, представляющей собой основу единой Царской Династии на все века и для всех иафетических народов, является одной из существенных причин непоколебимости Третьего Рима.
Между прочим, в сакральной культуре многих древних иафетических цивилизаций (древнеиндийской, древнеиранской и пр.), отразившей первобытное Единобожие, характерно вневременное продолжение единой Царской Династии, утвердившейся в самом начале мировой истории.
Нынешнее исламско-тюркское пленение Малой Азии, согласно некоторым древним пророчествам, закончится водружением над Софией Православного Креста.
Именно Санкт-Петербург был столицей Третьего Рима тогда, когда впервые появилась реальная возможность исполнения этого пророчества.
Императрица Екатерина II уже планировала кампанию по полному изгнанию от туда турок и образованию Православного Греческого Царства. Однако, за турок вступились Австро-Венгрия, Англия и Франция, – самые сильные европейские державы того времени.
И Константинополь, и Санкт-Петербург начинались со строительства городской крепости (надо заметить, что и внешний вид древней Трои более всего был представлен ее непреступными крепостными стенами).
Для 4 века возведение городской крепостной стены не было редкостью, но основание Нового Рима связано с чудом явления Самого Спасителя. Произошло это так. Император Константин решил показать границы будущего Царственного града необычным образом, очертив их своим копьем.
Это Он делал, сидя верхом на коне, и находившимся рядом с Ним Его приближенным показались эти границы слишком продолжительными. На их недоумение Император ответил: «Буду идти, пока не остановится Идущий впереди Меня».
Начало Петербурга связано с закладкой «фортеции», позже названной Петро-Павловской крепостью. Это произошло в день Сошествия Святаго Духа. Дату заложения крепости принято считать официальной датой рождения северной столицы. Недалеко от этой крепости вскоре появились и первые дома.
Уже в 1710 г. Государь в Своем новом городе велел с «городовым строением поспешать» и строить первый каменный Зимний дворец. В 1714 г. Он запрещает за городскими пределами в Государстве «всякое каменное строение, какого бы имени ни было, под разорением всего имения и ссылкою». Вот так стремительно с петровским размахом с самого своего начала выступает образ Санкт-Петербурга как каменной столицы.
В связи с этим Царским указом сразу вспоминаются знаменитые слова первого Римского Императора Октавиана Августа, который незадолго до своей смерти в качестве одной из своих основных заслуг перед Отечеством выставил то, что застав Рим кирпичным, оставляет его мраморным. (3)
К этому, по отношению к заслугам уже первого Российского Императора, митрополит Феофан Прокопович добавляет: «Нашему же Пресветлейшему Монарху тщета была бы, а не похвала cиe пригласити исповести бо воистинну подобаетъ, древяную Онъ обрете Рoccию, а сотвори златую».
И еще, уже обращаясь к Самому Петру Великому, он говорит: «Poccия вся есть статуя Твоя, изряднымъ мастерствомъ отъ Тебе переделанная» (Феофан Прокопович, II, с. 164). Здесь образ Державного Архитектора и Ваятеля сливается с образом Великого Преобразователя России, градостроительство представляется как важнейшее Государственное дело.
Такое отношение к градостроительству было особо характерно для древнего императорского Рима. Так, например, Император Адриан, чье правление характеризуют как эпоху долгожданного мира и процветания, более всего прославился грандиозным строительством в разных уголках Империи и созданием новых городов.
Для древних римлян вообще строительство было почти что духовным призванием, его значение было превыше инженерного, практического и эстетического. Проектирование и строительство городов в древнеримской культуре стало программой процветания Империи на столетия вперед.
Уже в 1704 г. закладывается Летний сад. Несмотря на то, что этот Царский сад создавался по западноевропейскому образцу, у подавляющего большинства русский людей он ассоциировался не с парком, устроенным на иноземный манер, а с Эдемом. Его так и называли «Райский сад».
Уже при Императрице Елизавете Петровне туда открылся свободный вход для каждого желающего из любого сословия. В России сады с красивыми насаждениями устраивались и в монастырях, где они тоже назывались «райскими». Но, в отличие от монастырских, этот Царский сад нес еще и образовательную функцию, которая со своей стороны роднила Северную столицу России с первым Римом.
Для ее украшения Государем Петром Великим были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, выполненные в основном венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Вместе с ними попали в Петербург и подлинные древнеримские статуи.
Согласно древнеримской традиции, эти скульптуры представляют собой персонификации того, что свойственно данному Монарху от Бога, Его заслуг и различных личных качеств. К ним относятся статуи «Мир и победа», посвященная Нишдатскому миру, Слава, Милосердие и т.п. Представлены там и скульптуры древнеримских императоров и сивилл (одна из сивилл предсказала рождение Спасителя Мира).
Что касается статуй древнеримских и древнегреческих божеств, то они представлены как те же аллегории и как образцы никогда непревзойденного по своему художественному достоинству великого античного искусства. Подобные скульптурные изображения знакомили с историей и культурой Древнего Мира и служили воспитанию хорошего эстетического вкуса.
«Город, строившийся Петром I, не мог обойтись без центрального патронального собора. Взгляд на Петербург с этой стороны обнаруживает,” что аналогия с Римом определенно присутствовала в сознании строителей новой столицы. В городской цитадели, которая по первоначальным представлениям должна была располагаться в центре города, был построен собор Петра и Павла, задуманный как самое высокое здание в Петербурге.
Любопытно отметить, что с перенесением мощей Александра Невского, исключительно торжественно обставленным Петром Великим, выявилась и ориентация патрональных святынь на связь с Новгородом. Таким образом, две патрональные святыни Петербурга ориентировали на русскую и вселенскую интерпретацию новой столицы.
Одновременно сквозь «римскую» символику собора Петра и Павла просвечивала символика Москвы как Третьего Рима; после смерти Царя Петра Петропавловский собор в Петербурге оказывается как бы заместителем Архангельского собора в Москве, поскольку он делается усыпальницей Русских Государей». (4)
Со временем город Святого Апостола Петра стал восприниматься и как город Императора Петра. К тому же в самом названии «Санкт-Петербург» эпитет «святой» может относиться как к Петру (Апостолу или Императору), так и к городу.
«Если немецкое название «Sankt Petersburg» грамматически передает притяжательность и соответственно переводится как «город святого Петра», то принятое в России название «Санкт-Петербург» (с утратой посессивной частицы ) затемняет это значение и может восприниматься как «святой город Петра». (5)
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский называл Петра Великого «Славой Петрограда», а Святитель Феофан Прокопович писал: «въ Петре нашемъ, въ которомъ мы первые видели Великаго Богатыря, по томъ же Мудраго Владетеля, видимъ уже и Апостола» — Он устроил нам и утвердил «вся благая, къ временной и вечной жизни полезная и нуждная» и «все то на Немъ, яко на главномъ основами стоитъ». Но еще до основания Петербурга, в1702-1703 гг., к Нему он обратился точно таким же образом: «Ты еси Камень, в Христе-Бозе нареченный, Еже помазан есть Царь и Петр прореченный Самем Им. На том Камени, Петре, Церковь укрепися, а Тобою о Христе Церковь утвердися Истинна».
Примечания.
1) М. Вуд «Золото Трои», М., 2010, стр.37
2) Археологи на месте расположения гомеровской Трои обнаружили город, существовавший уже в середине 3 тыс. до Р.Х.
3) Царь Иоанн Грозный писал, что Господь Иисус Христос «Божественным Своим рождеством Августа кесаря прославив в его же кесарьство родитися благоизволи, и его и тем вспрослави и распространи его царство, и дарова ему не токмо римскою властию, но и всею вселенною владети, и Готфы, и Савроматы, и Италия, вся Далматия и Натолия и Макидония и ино бо — Ази и Асия и Сирия и Междоречие и Египет и Еросалим, и даже до предел Перских».
4) Успенский Б. Семиотика истории. Семиотика культуры.
5) Там же
Источник http://zargradet.ru/?page_id=5285
»